Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3408 просмотров

Автобусы из Китая за 3,4 млрд тенге запускают на маршруты Караганды

Пассажирский перевозчик не воспользовался госпрограммой

Фото: Алиса Войташенко

Третий автопарк Караганды приобрел в Китае 75 новых автобусов Yutong, каждый из которых стоит 45,8 млн тенге. 40 автобусов уже курсируют по городским маршрутам, оставшиеся 35 запустят в октябре, сообщает корреспондент Kursiv.kz.   

«Новую технику Автобусный парк №3 купил у китайского производителя еще в мае. Наличными или в кредит – коммерческая тайна. В дальнейшем он намеревается приобретать автобусы отечественной сборки. До конца года остальные перевозчики запустят на линии 20 автобусов, произведенных в Казахстане», - рассказал «Курсиву» заведующий сектором пассажирского транспорта акимата Караганды Искандер Кабидулла.

По государственной программе обновления автобусного парка пассажирские перевозчики могут приобрести в лизинг под 7% годовых продукцию четырех отечественных производителей: Hyundai Trans Auto, Daewoo Bus Kazakhstan, «СарыаркаАвтоПром», «СемАЗ». Например, автобусы китайской марки Ankai, работающие на дизельном топливе или природном газе, официальный дилер Allur Auto продает от 30,2 млн до 51 млн тенге. Бренд Yutong, как отметили в компании, в продажу еще не поступил. 

Ежедневно в Караганде выходят на линию 500 автобусов. Уровень их износа составляет 70%, срок эксплуатации – 17 лет. 

Согласно результатам исследования пассажиропотока, ТОО «Автобусный парк №3» владеет наибольшей долей рынка – 44,93%. ТОО «Карагандинский Автобусный парк №2», ТОО «Автобусный парк №5», ТОО «Автобусный парк «Арман», ТОО «Таксокомбинат», ЧУ «Рейс», ТОО «Манас» имеют примерно равные доли – от 7 до 8%. Вместе они охватывают 49% от общего объема пассажирских перевозок. Наименьшие доли принадлежат ТОО «Экспресс и А» (3,6%) и ИП Есембековой (1,9%). 

При этом в 2018 году ТОО «Автобусный парк №3» перевел в бюджет налоги на общую сумму 580 млн тенге, ТОО «Карагандинский Автобусный парк №2» - 107,9, ТОО «Автобусный парк №5» - 84,9, ТОО «Манас» - 59,8, ЧУ «Рейс» - 49,9, ТОО «Таксокомбинат» - 44 млн тенге, ТОО «Экспресс и А» - 5,7, ТОО «Автобусный парк «Арман» - 4,5. Сведения о налоговых отчислениях ИП Есембековой на сайте Комитета государственных доходов РК (kgd.gov.kz) не приводятся. 

«Изучение пассажирского потока проводилось в 2014 году. На основании его результатов между перевозчиками распределяются доходы от реализации проездных билетов и суммы, выделяемые на организацию льготного проезда отдельным категориям граждан. Однако пассажиропоток постоянно меняется. Реальные цифры мы узнаем после внедрения электронного обилечивания», - отметил Кабидулла. 

Он утверждает, что приобретение новых автобусов не скажется на распределении долей рынка между автоперевозчиками и стоимости проезда. 
Тем не менее в начале 2019 году «Автобусный парк №3» обращался в городской акимат с требованием об определении расчетного тарифа. Бездействие специальной комиссии и акима по этому вопросу в марте признал незаконным экономический суд Карагандинской области. В своем иске автоперевозчик указал, что ежедневно выполняет перевозки по социально значимым убыточным маршрутам без соответствующего субсидирования.

Ранее сообщалось, что на маршруты Караганды собираются запустить 295 новых автобусов отечественного производства, 200 из которых должен был поставить «Карагандинский Автобусный парк №2».


1157 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций