Перейти к основному содержанию

5346 просмотров

Автобусы из Китая за 3,4 млрд тенге запускают на маршруты Караганды

Пассажирский перевозчик не воспользовался госпрограммой

Фото: Алиса Войташенко

Третий автопарк Караганды приобрел в Китае 75 новых автобусов Yutong, каждый из которых стоит 45,8 млн тенге. 40 автобусов уже курсируют по городским маршрутам, оставшиеся 35 запустят в октябре, сообщает корреспондент Kursiv.kz.   

«Новую технику Автобусный парк №3 купил у китайского производителя еще в мае. Наличными или в кредит – коммерческая тайна. В дальнейшем он намеревается приобретать автобусы отечественной сборки. До конца года остальные перевозчики запустят на линии 20 автобусов, произведенных в Казахстане», - рассказал «Курсиву» заведующий сектором пассажирского транспорта акимата Караганды Искандер Кабидулла.

По государственной программе обновления автобусного парка пассажирские перевозчики могут приобрести в лизинг под 7% годовых продукцию четырех отечественных производителей: Hyundai Trans Auto, Daewoo Bus Kazakhstan, «СарыаркаАвтоПром», «СемАЗ». Например, автобусы китайской марки Ankai, работающие на дизельном топливе или природном газе, официальный дилер Allur Auto продает от 30,2 млн до 51 млн тенге. Бренд Yutong, как отметили в компании, в продажу еще не поступил. 

Ежедневно в Караганде выходят на линию 500 автобусов. Уровень их износа составляет 70%, срок эксплуатации – 17 лет. 

Согласно результатам исследования пассажиропотока, ТОО «Автобусный парк №3» владеет наибольшей долей рынка – 44,93%. ТОО «Карагандинский Автобусный парк №2», ТОО «Автобусный парк №5», ТОО «Автобусный парк «Арман», ТОО «Таксокомбинат», ЧУ «Рейс», ТОО «Манас» имеют примерно равные доли – от 7 до 8%. Вместе они охватывают 49% от общего объема пассажирских перевозок. Наименьшие доли принадлежат ТОО «Экспресс и А» (3,6%) и ИП Есембековой (1,9%). 

При этом в 2018 году ТОО «Автобусный парк №3» перевел в бюджет налоги на общую сумму 580 млн тенге, ТОО «Карагандинский Автобусный парк №2» - 107,9, ТОО «Автобусный парк №5» - 84,9, ТОО «Манас» - 59,8, ЧУ «Рейс» - 49,9, ТОО «Таксокомбинат» - 44 млн тенге, ТОО «Экспресс и А» - 5,7, ТОО «Автобусный парк «Арман» - 4,5. Сведения о налоговых отчислениях ИП Есембековой на сайте Комитета государственных доходов РК (kgd.gov.kz) не приводятся. 

«Изучение пассажирского потока проводилось в 2014 году. На основании его результатов между перевозчиками распределяются доходы от реализации проездных билетов и суммы, выделяемые на организацию льготного проезда отдельным категориям граждан. Однако пассажиропоток постоянно меняется. Реальные цифры мы узнаем после внедрения электронного обилечивания», - отметил Кабидулла. 

Он утверждает, что приобретение новых автобусов не скажется на распределении долей рынка между автоперевозчиками и стоимости проезда. 
Тем не менее в начале 2019 году «Автобусный парк №3» обращался в городской акимат с требованием об определении расчетного тарифа. Бездействие специальной комиссии и акима по этому вопросу в марте признал незаконным экономический суд Карагандинской области. В своем иске автоперевозчик указал, что ежедневно выполняет перевозки по социально значимым убыточным маршрутам без соответствующего субсидирования.

Ранее сообщалось, что на маршруты Караганды собираются запустить 295 новых автобусов отечественного производства, 200 из которых должен был поставить «Карагандинский Автобусный парк №2».

1317 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, являющийся по совместительству членом совета директоров (независимым директором) сразу трёх газовых предприятий: АО «ЭмбаМунайГаз», АО «ОзенМунайГаз» и АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif