Перейти к основному содержанию


867 просмотров

В Казахстане разработали новые правила по защите экологии Каспия

В первую очередь они касаются судовладельцев

Фото автора

В морском порту Актау простаивает судно для сбора отходов и сточных вод с кораблей. Гавань несет убытки, а корабли, по мнению экологов, сбрасывают отходы в море. Пока за руку не был пойман никто, так как контролировать действия судов в открытом море не может ни один госорган. 

Сбросы под вопросом

Любое судно, которое заходит в порт, имеет на своем борту мусор, подсланевые воды, которые образуются и скапливаются на дне трюма, фекальные, а также балластные воды, служащие для обеспечения веса, равновесия и стабильности судна. 

В прошлом году в морском торговом порту Актау было зафиксировано 1,5 тыс. судозаходов. При этом отходы сдали всего 250 кораблей – 2,5 тыс. куб. м жидких отходов и более 19 т ТБО. За первое полугодие текущего года ситуация не стала лучше: из 470 судов порт принял отходы лишь от 156 кораб­лей – 285 куб. м жидких подсланевых вод, 750 куб. м фекальных вод, 3,4 тыс. кг сухого мусора и 1,2 тыс. кг замазученной ветоши.

«Все виды отходов и сточные воды с кораблей, заходящих в порт, собираются с помощью специального судна. При этом порт не имеет собственных очистных сооружений, весь мусор передается сторонним организациям для дальнейшей утилизации. Но гавань готова на 100% принять заявки на сбор отходов со всех кораблей, заходящих в порт», – сообщил «Курсиву» главный менеджер службы безопасности мореплавания и эксплуатации флота Актауского морского торгового порта Куандык Карасаев. 

В связи с тем, что содержание очистительного судна обходится дороже, чем доход от сбора мусора, порт несет убытки. Только за шесть месяцев 2019 года содержание корабля обошлось в 48,8 млн тенге, а доход, который получил морской порт, составил всего 14 млн тенге. 

«Законом РК не предусмотрена ответственность капитанов судов за то, что они не сдают свои отходы на утилизацию в порту. Мы не можем их обязать делать это, и ни один государственный орган не вправе их контролировать в этих вопросах просто потому, что это не прописано в законе»,– добавляет Куандык Карасаев.

Главный эколог Мангистауской области Руслан Тукенов отмечает, что согласно Экологическому кодексу РК сбрасывать какие-либо сточные воды в море запрещено. Однако проконтролировать этот процесс невозможно. 

«Если на судне уже достаточно отходов, то по мере накопления их должны сдавать. Но наш порт не единственный на Каспии. Можно предположить, что суда сдают в своем порту отходы. Но не исключено, что их сливают в море. Мы не можем проверять каж­дое иностранное судно в порту, так как по сути это территория другого государства», – отметил г-н Тукенов. 

В свою очередь, независимый эколог Кирилл Осин придерживается мнения, что судам выгоднее сбросить сточные воды в море, чем сдавать их в портах. 

«Нет такого требования – пришел в порт и сдал отходы. Мы же понимаем, что это лишние расходы для судоходных компаний. Есть нейтральные воды, там вообще никакое законодательство не работает, и никто из контролирующих органов не вправе там находиться. Поэтому я могу лишь предположить, что туда безнаказанно все сливается», – говорит руководитель НПУ «Эко Мангистау» Кирилл Осин. 

В порту Актау заявляют, что необходимо пересмотреть правила пребывания судов в портах, внести изменения и обязать капитанов судов сдавать все отходы при заходе в гавань. 

Но в администрации морских портов Актау и Баутино считают, что проблему можно решить иначе. 

«В нашем порту, по словам капитанов судов, самые высокие тарифы на сбор мусора и сточных вод по сравнению с другими портами на Каспии. Поэтому, видимо, им и невыгодно делать это именно в Актау. Если бы цена снизилась, то, возможно, это улучшило бы ситуацию», – отметил заместитель руководителя РГУ «Морская администрация портов Актау и Баутино» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК Асылбек Темизбаев. 

Новые правила

На днях в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК были утверждены новые правила, которые направлены на усиление мер экологической безопасности мореплавания для минимизации риска загрязнений с судов. 

По информации ведомства, в казахстанском секторе Каспийского моря в настоящее время под флагом Казахстана ходит более 300 судов, включая 12 судов торгового флота и флот поддержки морских операций для освоения нефтяных месторождений. Помимо этого в наши порты на регулярной основе заходят около 60 судов других государств. 

Новые правила по предотвращению сбросов с морских судов регламентируют ряд вопросов – определяют порядок проведения операций на борту судов, которые могут повлечь загрязнение моря. Это заправка судна топливом, мойка грузовых отсеков, фильтрация и сброс хозяйственных вод в море. Кроме того, правилами устанавливаются требования по наличию и работе специального оборудования и систем на судах, предназначенных для предотвращения сброса в море нефти, жидких химических веществ, сточных вод и мусора.

Лишний балласт 

А вот к балластным водам, которые служат для обеспечения веса, а также равновесия и стабильности судна, не предъявляются никакие экологические требования. По сути, отмечают эксперты, это чистая вода, которую забирают из других водоемов, а при заходе в другие порты сбрасывают. 

«То, что балластные воды нужно специально утилизировать, не прописано ни в одном законе. Да мы и не сможем это сделать технически. Представьте, приходит танкер на 12 тыс. тонн, балластных вод в нем примерно 6 тыс. Куда мы их будем выкачивать? И ради чего? Ведь это обычная вода», – говорит Куандык Карасаев. 

Экологи же придерживаются иного мнения, отмечая, что вместе с такой водой в водоемы попадают чужеродные организмы. Например, в Каспий когда-то таким образом попал мнемиопсис (вид гребневиков, обитающих в морской воде в теплых краях и напоминающих медузу. – «Курсив»). Специалисты отмечали, что если он и дальше продолжит размножаться, то это будет экологическая катастрофа, ведь он может съесть всю кормовую базу.

«Вот уже несколько лет на побережье Каспия находят маленьких крабов, а года два назад было сообщение, что на берег вынесло мертвого акуленка. Да, такие виды, возможно, не приживутся в Каспии, но нарушат его экосистему однозначно», – отмечает Кирилл Осин.

Решением проблемы, по мнению независимого эколога, могла бы стать практика обмена балластными водами между судами, как это принято во многих странах мира. Либо установка специального оборудования на кораблях, которое бы перед сливом уничтожало чужеродные микроорганизмы, содержащиеся в балластных водах. Но пока таких требований в казахстанском законодательстве нет.


4922 просмотра

Аида Балаева: «Решение судов администрация президента отменить не может»

Какими проблемами занимается созданный 100 дней назад отдел по контролю за рассмотрением обращений Администрации президента РК

Фото: Сергей Монко

Какими проблемами занимается созданный 100 дней назад отдел по контролю за рассмотрением обращений Администрации президента РК.

Аида Балаева, глава созданного при Администрации президента РК отдела по контролю за рассмотрением обращений, готовится к поездке по Казахстану – будет принимать людей на местах. Она рассказала «Курсиву» о том, чем занимается новый отдел администрации президента Токаева в повседневном режиме.

– Аида Галымовна, с чего начинается стандартный день помощника президента страны: с чашки кофе или сразу с ознакомления с большим количеством обращений в адрес главы государства?

– Как это ни странно, но с пожелания доброго утра моим подписчикам на Facebook. Этой традиции уже скоро будет пять лет. Как сейчас помню, в один из январских дней 2015 года на своей странице опубликовала простую открытку «С добрым утром!». Очень удивили живые отклики и искренние слова благодарности моих друзей. С этого дня решила делать это ежедневно, даже если кому-то и не нравится. Всегда руководствуюсь принципом: делать добро нужно, начиная с себя, даже если это будет доброе слово!

– Сколько различных жалоб ежедневно поступает в администрацию президента – десятки или все-таки сотни?

– Статистика поступающих в администрацию президента обращений демонстрирует стабильно высокие показатели. В среднем сотрудниками отдела регистрируется 250–300 обращений ежедневно. И это не считая заявлений, поступающих в дни приема граждан.

– А каким образом можно попасть на прием?

– Любой гражданин может позвонить в общественную приемную по телефону 74-17-96 и зарегистрироваться на свободное время в ближайший прием. Единственное условие: гражданину необходимо указать свое имя и контактные данные, а также характер вопроса, чтобы в случае необходимости мы могли пригласить на встречу представителей заинтересованных государственных органов.

– Какой из регионов является самым активным, если судить по количеству обращений?

– В администрацию президента поступают обращения граждан со всех регионов страны. Вместе с тем наряду с нашими мегаполисами традиционными лидерами являются Алматинская и Туркестанская области. Объективно это объясняется количеством жителей, проживающих в регионах.

– Предполагаю, что граждан нашей страны больше всего волнует социальная сфера, но в настоящий момент социальным вопросам государство уделяет очень большое внимание. Насколько это оправданно?

– Прежде всего хочу напомнить, что Основной закон страны закрепляет принципы социально ориентированного государства. Поэтому с первых лет независимости вопросы социальной политики получали особое внимание государства. В последние годы явно ощущается усиление данной тенденции. Во многом это реакция на кризисные явления в мировой экономике, которые так или иначе влияют и на нашу страну. В таких условиях на первый план выходит обеспечение социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения, которые первыми ощущают на себе все изменения в экономической сфере.

– Не получится ли так, что из-за значительного увеличения социальной поддержки в обществе усилятся иждивенческие настроения?

– Понимаю, о чем вы говорите. В любой стране мира социальные пособия – это подержание минимального уровня жизни нуждающихся граждан. Большинство людей всегда будут стремиться к укреплению своего социального статуса. Это заложено в нас самой природой. Поэтому сидеть на пособиях всю жизнь – это скорее распространенный стереотип, навеянный мифами о беззаботной жизни в некоторых зарубежных странах, чем практика реальной жизни. Ведь получатели пособий за рубежом в большинстве своем эмигранты, то есть люди, которые не смогли адаптироваться в социуме. Возможно, у кого-то это вызовет скепсис, но я полагаю, что у нас созданы все условия, чтобы каждый желающий мог реализовать свой потенциал. Главная проблема, на мой взгляд, связана со слабой разъяснительной работой государственных органов в этом направлении. Поэтому люди зачастую просто не знают, какими программами воспользоваться. Ведь возможность получить новую квалификацию, трудо­устроиться или создать свой малый бизнес открывает гораздо большие перспективы, чем получение тех или иных пособий.

– А что, по Вашим наблюдениям, больше всего беспокоит казахстанских предпринимателей среднего и малого бизнеса?

– Предприниматели – это такие же граждане страны, поэтому они используют свои права на обращение в администрацию президента как граждане либо от имени юридических лиц, которых они представляют. В любом случае поступившее обращение будет рассматриваться в соответствии с установленным регламентом. Спектр вопросов, поднимаемых бизнесом, как и по любому другому направлению, достаточно широк. Но среди наиболее часто встречаю­щихся – недовольство решениями судов, земельные споры, вопросы налогообложения, поддержки производств и так далее. Здесь хочу подчеркнуть, что комментировать либо отменить решение суда администрация президента не может. Однако все другие вопросы внимательно рассматриваются и практически стопроцентно ставятся на контроль профильных государственных органов.

– И как часто положительно решаются вопросы людей, обратившихся за помощью в Администрацию президента?

– Понятие «положительное решение» достаточно условное. Важнее удовлетворить ответом заявителя. Ведь по многим вопросам просто невозможно сделать так, как просит гражданин. Особенно если у него на руках судебные решения всех инстанций, которые он проиграл. Здесь на первый план выходит качество разъяснения. Поэтому с момента создания отдела введена практика контрольных звонков заявителям по наиболее значимым вопросам с целью выяснения, как сам заявитель оценивает полученный ответ. В случае необходимости граждане записываются на личный прием, чтобы еще раз предметно разобраться в ситуации и получить исчерпывающий ответ профильных государственных органов или юриста.

– Бывали ли случаи, когда Вам на стол попадали обращения, от которых, как говорится, оторопь брала?

– Таких примеров немало. Ведь каждое обращение внимательно изучается и анализируется. Наиболее распространенный пример – «судьбоносные» изобретения и открытия, с которыми обращаются наши талантливые граждане, несмотря на отсутствие научного обоснования. Сразу вспоминаю один прием, когда гражданин эмоционально рассказывал об изобретенной им формуле успеха. На уточняющий вопрос, как эта формула помогла лично вам, он задал не менее резонный встречный вопрос: «а при чем здесь я?» Получился живой анекдот.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций