Перейти к основному содержанию

1585 просмотров

В Казахстане разработали новые правила по защите экологии Каспия

В первую очередь они касаются судовладельцев

Фото автора

В морском порту Актау простаивает судно для сбора отходов и сточных вод с кораблей. Гавань несет убытки, а корабли, по мнению экологов, сбрасывают отходы в море. Пока за руку не был пойман никто, так как контролировать действия судов в открытом море не может ни один госорган. 

Сбросы под вопросом

Любое судно, которое заходит в порт, имеет на своем борту мусор, подсланевые воды, которые образуются и скапливаются на дне трюма, фекальные, а также балластные воды, служащие для обеспечения веса, равновесия и стабильности судна. 

В прошлом году в морском торговом порту Актау было зафиксировано 1,5 тыс. судозаходов. При этом отходы сдали всего 250 кораблей – 2,5 тыс. куб. м жидких отходов и более 19 т ТБО. За первое полугодие текущего года ситуация не стала лучше: из 470 судов порт принял отходы лишь от 156 кораб­лей – 285 куб. м жидких подсланевых вод, 750 куб. м фекальных вод, 3,4 тыс. кг сухого мусора и 1,2 тыс. кг замазученной ветоши.

«Все виды отходов и сточные воды с кораблей, заходящих в порт, собираются с помощью специального судна. При этом порт не имеет собственных очистных сооружений, весь мусор передается сторонним организациям для дальнейшей утилизации. Но гавань готова на 100% принять заявки на сбор отходов со всех кораблей, заходящих в порт», – сообщил «Курсиву» главный менеджер службы безопасности мореплавания и эксплуатации флота Актауского морского торгового порта Куандык Карасаев. 

В связи с тем, что содержание очистительного судна обходится дороже, чем доход от сбора мусора, порт несет убытки. Только за шесть месяцев 2019 года содержание корабля обошлось в 48,8 млн тенге, а доход, который получил морской порт, составил всего 14 млн тенге. 

«Законом РК не предусмотрена ответственность капитанов судов за то, что они не сдают свои отходы на утилизацию в порту. Мы не можем их обязать делать это, и ни один государственный орган не вправе их контролировать в этих вопросах просто потому, что это не прописано в законе»,– добавляет Куандык Карасаев.

Главный эколог Мангистауской области Руслан Тукенов отмечает, что согласно Экологическому кодексу РК сбрасывать какие-либо сточные воды в море запрещено. Однако проконтролировать этот процесс невозможно. 

«Если на судне уже достаточно отходов, то по мере накопления их должны сдавать. Но наш порт не единственный на Каспии. Можно предположить, что суда сдают в своем порту отходы. Но не исключено, что их сливают в море. Мы не можем проверять каж­дое иностранное судно в порту, так как по сути это территория другого государства», – отметил г-н Тукенов. 

В свою очередь, независимый эколог Кирилл Осин придерживается мнения, что судам выгоднее сбросить сточные воды в море, чем сдавать их в портах. 

«Нет такого требования – пришел в порт и сдал отходы. Мы же понимаем, что это лишние расходы для судоходных компаний. Есть нейтральные воды, там вообще никакое законодательство не работает, и никто из контролирующих органов не вправе там находиться. Поэтому я могу лишь предположить, что туда безнаказанно все сливается», – говорит руководитель НПУ «Эко Мангистау» Кирилл Осин. 

В порту Актау заявляют, что необходимо пересмотреть правила пребывания судов в портах, внести изменения и обязать капитанов судов сдавать все отходы при заходе в гавань. 

Но в администрации морских портов Актау и Баутино считают, что проблему можно решить иначе. 

«В нашем порту, по словам капитанов судов, самые высокие тарифы на сбор мусора и сточных вод по сравнению с другими портами на Каспии. Поэтому, видимо, им и невыгодно делать это именно в Актау. Если бы цена снизилась, то, возможно, это улучшило бы ситуацию», – отметил заместитель руководителя РГУ «Морская администрация портов Актау и Баутино» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК Асылбек Темизбаев. 

Новые правила

На днях в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК были утверждены новые правила, которые направлены на усиление мер экологической безопасности мореплавания для минимизации риска загрязнений с судов. 

По информации ведомства, в казахстанском секторе Каспийского моря в настоящее время под флагом Казахстана ходит более 300 судов, включая 12 судов торгового флота и флот поддержки морских операций для освоения нефтяных месторождений. Помимо этого в наши порты на регулярной основе заходят около 60 судов других государств. 

Новые правила по предотвращению сбросов с морских судов регламентируют ряд вопросов – определяют порядок проведения операций на борту судов, которые могут повлечь загрязнение моря. Это заправка судна топливом, мойка грузовых отсеков, фильтрация и сброс хозяйственных вод в море. Кроме того, правилами устанавливаются требования по наличию и работе специального оборудования и систем на судах, предназначенных для предотвращения сброса в море нефти, жидких химических веществ, сточных вод и мусора.

Лишний балласт 

А вот к балластным водам, которые служат для обеспечения веса, а также равновесия и стабильности судна, не предъявляются никакие экологические требования. По сути, отмечают эксперты, это чистая вода, которую забирают из других водоемов, а при заходе в другие порты сбрасывают. 

«То, что балластные воды нужно специально утилизировать, не прописано ни в одном законе. Да мы и не сможем это сделать технически. Представьте, приходит танкер на 12 тыс. тонн, балластных вод в нем примерно 6 тыс. Куда мы их будем выкачивать? И ради чего? Ведь это обычная вода», – говорит Куандык Карасаев. 

Экологи же придерживаются иного мнения, отмечая, что вместе с такой водой в водоемы попадают чужеродные организмы. Например, в Каспий когда-то таким образом попал мнемиопсис (вид гребневиков, обитающих в морской воде в теплых краях и напоминающих медузу. – «Курсив»). Специалисты отмечали, что если он и дальше продолжит размножаться, то это будет экологическая катастрофа, ведь он может съесть всю кормовую базу.

«Вот уже несколько лет на побережье Каспия находят маленьких крабов, а года два назад было сообщение, что на берег вынесло мертвого акуленка. Да, такие виды, возможно, не приживутся в Каспии, но нарушат его экосистему однозначно», – отмечает Кирилл Осин.

Решением проблемы, по мнению независимого эколога, могла бы стать практика обмена балластными водами между судами, как это принято во многих странах мира. Либо установка специального оборудования на кораблях, которое бы перед сливом уничтожало чужеродные микроорганизмы, содержащиеся в балластных водах. Но пока таких требований в казахстанском законодательстве нет.

banner_wsj.gif

2619 просмотров

Как казахстанский бизнес переживает «кризис пандемии»  

Эксперты прогнозируют спад после завершения карантина 

Фото: Shutterstock

Из-за резкого падения спроса и отсутствия финансовой подушки безопасности компании по производству несырьевых товаров фактически заморожены. Производственники опасаются, что не смогут удержать специалистов, и кризис перечеркнет достигнутый за последние годы уровень развития. Поэтому они предлагают внедрить комплекс дополнительных антикризисных мер. 

Мебельная промышленность 

Деревообрабатывающая отрасль и производство мебели в настоящий момент функционируют лишь в регионах. При этом 71% технического и производственного потенциала этой сферы приходится на Алматы, Нур-Султан и Шымкент - такие данные приводят в отраслевом объединении. 

По данным президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АПМДП) РК Каната Ибраева, в крупных городах без работы остались около 30 тыс. работников. И это только официально зарегистрированные специалисты, без учета черного рынка. 

«В нашей отрасли сейчас трудно всем – и большим, и малым предприятием. Крупнейшая мебельная фабрика Южного Казахстана «Grand MIKS» с оборотом около 400 млн тенге встала. 500 человек (с учетом субподрядчиков) сидят без работы. Производство – это не станки и здания, это квалифицированный персонал. Если мы сейчас все потеряем, сможем ли наверстать? У нас раскачка примерно полгода занимает. А далее наступит перенесенный период убытков, когда придет время платить налоги и кредиты. В этом году мы можем не только потерять достигнутые темпы роста (7-8%), но и вообще в минус уйти», - говорит Канат Ибраев

Однако главная проблема мебельщиков в кризисное время заключается даже не в том, что мастера из-за карантина не могут прийти в цех на работу. У производственников значительно сократился объем гарантированного рынка – заказы госорганов и квазигосударственного сектора. С учетом поставок для строительных фирм, недропользователей, фонда «Самрук-Казына» - это, исходя из данных прошлого года, около 30 млрд тенге. 

По информации Каната Ибраева, 25 февраля 2020 года республиканской комиссией дано распоряжение МИО, госучреждениям, администраторам бюджетных программ о приостановке процедур госзакупа мебели. Под сокращение попала как дорогостоящая продукция, так и более дешевый сегмент. 

Члены Ассоциации подписали обращение к председателю госкомиссии по обеспечению режима ЧП Аскару Мамину с просьбой не сокращать ранее запланированный объем госзакупок – это позволит сохранить мебельную промышленность страны.

«Мы видим, что в Казахстане имеется достаточный ресурс для поддержания мебельной отрасли на прежнем уровне. Наши эксперты отмечают, что одной из действующих мер со стороны государства по сохранению потенциала МСБ является увеличение закупок на внутреннем рынке, даже с условием отправки товара для хранения на склад. Мы не просим особых преференций, просто оставьте нам прежний объем заказов», - настаивает глава Ассоциации. 

Кризисный период, по мнению руководителя ОЮЛ, может даже дать толчок развитию мебельной промышленности Казахстана, если на законодательном уровне закрепить понятие отечественного товаропроизводителя. Сейчас в эту категорию входят и филиалы зарубежных компаний, которые импортируют продукцию из других стран, и из-за этого часть средств от госзаказа уходит за рубеж. 

Легкая промышленность 

Для предприятий легкой промышленности Казахстана, которая и до карантина находилась в непростом положении, заморозка внутреннего рынка сбыта в крупных городах стала новым ударом.  

По словам исполнительного директора Союза производителей легкой промышленности Натальи Кузнецовой, резкий спад покупательского спроса, закрытие торговых центров заставило легпром на некоторое время заморозить производство. О банкротстве речь не идет. Все компании стараются сохранить и персонал, и базу. 

«Непонятно, почему льготы, которые выделяет государство, распространяются, в основном на малый и средний бизнес, самозанятых. А что делать предприятиям, относящимся к среднему бизнесу, но с большим количеством человек? Получается, им уже не полагается поддержка. В данной ситуации нельзя делать такую градацию. Мы либо сохраняем все, либо начинаем терять позиции», - отмечает Наталья Кузнецова. 

Представитель Союза не берется делать какие-либо прогнозы даже на ближайшее время. Главная задача – после кризиса остаться на плаву. 

Молочная отрасль 

Производство и переработка молока входит в число тех отраслей, для которых границы городов не закрывались. Учитывая специфику товара, спрос на молочные продукты остался неизменным.  

Исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников говорит, что на перерабатывающих предприятиях достаточно запасов упаковочных материалов, закваски. Проблем с логистикой нет. 

«В нашей отрасли коллапса не будет. Но главный вопрос, который влияет на ситуацию в будущем – как долго продлится карантин? Ведь отчасти мы зависим от зарубежных поставок. Например, в Казахстане очень низкий процент производства твердой упаковки. Ее выпускают только на заводе в Семее – ТОО «Казполиграф», но и он зависит от импортного сырья. Поэтому если ограничения продлятся долго, и не будет закупок из России, молоко не во что будет фасовать», - поясняет Кожевников. 

Возможность отсрочки по налогам – хорошее подспорье для переработчиков. Но, по словам главы союза, каждое предприятие самостоятельно решает, заплатить ли отчисления сейчас или после каникул, когда сумма накопиться за весь период отсрочки. 

Сахарная, пищевая и перерабатывающая промышленность  

Спрос на продовольственные товары на период ограничительных мер как в мегаполисах, так и в областных центрах не снижался. Поэтому ситуация в данной отрасли остается стабильной. По информации президента Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиевой, предприятия пищевого комплекса продолжают работать, так как они отнесены к категории разрешенных в период карантина.

Единственная проблема, которая возникла у компаний Алматы - это ограничение на въезд и выезд работников, проживающих в пригороде. Руководители решали ее по-разному. Кто-то нанимал временных сотрудников, проживающих в черте города, кто-то решат вопрос с арендным жильем.

«Негативно на пищевой промышленности сказалось изменение курса тенге по отношению к доллару, так как некоторые виды сырья и вспомогательные материалы для производства (ароматизаторы, упаковка) импортируются из других стран. Незначительные изменения произошли по затратам по транспортировке. Это также отразилось на ситуации», - поясняет Айжан Наурзгалиева. 

Мусоропереработка 

Мусоровывозящие и мусороперерабатывающие предприятия Казахстана могут прекратить свою работу. Одно из следствий социальной изоляции – большее количество бытовых отходов. Другими словами, мусора стало образовываться больше, а вот платить за его вывоз люди перестали. Других источников доходов, кроме тарифа, в мусоропереработке нет. 

«К нам поступило обращение из Усть-Каменогорска от ОЮЛ «Казахстанская ассоциация по управлению отходами KazWaste касательно невозможности осуществления вывоза мусора в связи с прекращением поступления платежей от основной части населения. Чтобы продолжить работу, компаниям нужны субсидии от государства. Поддержка необходима для покупки ГСМ, дезинфекции, средств индивидуальной защиты», - сообщили в пресс-службе Палаты предпринимателей ВКО.

Общее количество компаний, задействованных в отрасли – свыше 400. Из них 370 предприятий относятся к малому и среднему бизнесу. Для того, чтобы не допустить массового сокращения работников, KazWaste предлагает назначить сотрудникам отрасли дополнительные выплаты в размере минимальной заработной платы со стороны государства.

Переработка: общий взгляд 

По данным Комитета по статистике МНЭ РК на 1 марта, из 23 тыс. зарегистрированных предприятий обрабатывающей промышленности действующими являются 15,9 тыс. (68%), временно приостановившими свою деятельность или в процессе ликвидации – 6,3 тыс. (27%). Год назад во второй категории было на одну тыс. компаний меньше. Статистика подтверждает: наибольшая доля в зоне риска – за малыми предприятиями. 

По мнению председателя правления ОЮЛ «Союз обрабатывающей промышленности Казахстана» Марата Баккулова, существование компаний по производству несырьевых товаров в условиях карантина сводится к попыткам сохранить кадровый резерв. Это единственное, что может помочь производственникам выжить после открытия границ между городами.  

«В «обработке» новых сотрудников не наберешь, их готовят годами. Поэтому руководители пытаются сохранить персонал, работая по сути «на склад», но, я думаю, долго они не выдержат. Из крупных предприятий наиболее устойчивым могу назвать Кентауский трансформаторный завод», - сказал свое мнение Марат Баккулов. 

Алматинский вентиляторный завод, которым руководит Марат Баккулов, свою работу продолжил благодаря зарубежным заказам. Появилась перспективная идея наладить производство вентиляционных установок для медорганизаций.  

Руководитель Союза уверен, что кризис в отрасли начнется как раз после завершения карантина, когда закончатся отсрочки и придется платить по всем отложенным обязательствам. 

«Многих волнует не только то, что происходит сейчас, а что будет завтра. Мы уже проходили это в предыдущие кризисы, когда происходил обвал, а потом - долгое восстановление. В этот раз некоторые могут просто не выжить. Если сейчас бизнес еще выплачивает зарплату за счет сэкономленных на налогах и кредитах средств, то без сбыта этот ресурс скоро закончится.», - отмечает спикер. 

Меры поддержки 

6 апреля Союз промышленников и предпринимателей Казахстана «El Tiregi», куда входят 17 отраслевых ассоциаций, опубликовал открытое обращение к Касым-Жомарту Токаеву с просьбой принять пакет антикризисных мер. 

Производственники предлагают рассмотреть вопросы отмены до конца года всех видов налогов и отчислений, введения субсидий на выплату зарплаты. В числе предложений – отмена таможенных пошлин, утилизационных сборов и налогов на импорт сырья, оборудования и комплектующих. 

Отраслевые ассоциации предлагают использовать карантинные ограничения для форсированного развития импортозамещения. Основная идея – запретить госсектору закупать импортные товары, если таковые производятся в Казахстане. А также обеспечить стабильный сбыт за счет у отечественных товаропроизводителей, упростить и ускорить процессы госзакупок, установить 100% предоплату за товар. 

Для снижения долговой нагрузки члены Союза предлагают ввести льготное, под 3% годовых, кредитование для обрабатывающей промышленности и рассмотреть возможность предоставления госгарантий 80% для покрытия залогового обеспечения. 

Напомним, что чуть раньше к президенту страны с просьбой принять срочный комплекс мер для поддержки отрасли обратился Союз строителей, объединяющий более 500 стройфирм. В числе предложенных строителями мер - полугодовая отсрочка по кредитам, компенсация убытков на незавершенных из-за кризиса объектах, субсидирование покупки стройматериалов. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif