Перейти к основному содержанию

1239 просмотров

В Казахстане разработали новые правила по защите экологии Каспия

В первую очередь они касаются судовладельцев

Фото автора

В морском порту Актау простаивает судно для сбора отходов и сточных вод с кораблей. Гавань несет убытки, а корабли, по мнению экологов, сбрасывают отходы в море. Пока за руку не был пойман никто, так как контролировать действия судов в открытом море не может ни один госорган. 

Сбросы под вопросом

Любое судно, которое заходит в порт, имеет на своем борту мусор, подсланевые воды, которые образуются и скапливаются на дне трюма, фекальные, а также балластные воды, служащие для обеспечения веса, равновесия и стабильности судна. 

В прошлом году в морском торговом порту Актау было зафиксировано 1,5 тыс. судозаходов. При этом отходы сдали всего 250 кораблей – 2,5 тыс. куб. м жидких отходов и более 19 т ТБО. За первое полугодие текущего года ситуация не стала лучше: из 470 судов порт принял отходы лишь от 156 кораб­лей – 285 куб. м жидких подсланевых вод, 750 куб. м фекальных вод, 3,4 тыс. кг сухого мусора и 1,2 тыс. кг замазученной ветоши.

«Все виды отходов и сточные воды с кораблей, заходящих в порт, собираются с помощью специального судна. При этом порт не имеет собственных очистных сооружений, весь мусор передается сторонним организациям для дальнейшей утилизации. Но гавань готова на 100% принять заявки на сбор отходов со всех кораблей, заходящих в порт», – сообщил «Курсиву» главный менеджер службы безопасности мореплавания и эксплуатации флота Актауского морского торгового порта Куандык Карасаев. 

В связи с тем, что содержание очистительного судна обходится дороже, чем доход от сбора мусора, порт несет убытки. Только за шесть месяцев 2019 года содержание корабля обошлось в 48,8 млн тенге, а доход, который получил морской порт, составил всего 14 млн тенге. 

«Законом РК не предусмотрена ответственность капитанов судов за то, что они не сдают свои отходы на утилизацию в порту. Мы не можем их обязать делать это, и ни один государственный орган не вправе их контролировать в этих вопросах просто потому, что это не прописано в законе»,– добавляет Куандык Карасаев.

Главный эколог Мангистауской области Руслан Тукенов отмечает, что согласно Экологическому кодексу РК сбрасывать какие-либо сточные воды в море запрещено. Однако проконтролировать этот процесс невозможно. 

«Если на судне уже достаточно отходов, то по мере накопления их должны сдавать. Но наш порт не единственный на Каспии. Можно предположить, что суда сдают в своем порту отходы. Но не исключено, что их сливают в море. Мы не можем проверять каж­дое иностранное судно в порту, так как по сути это территория другого государства», – отметил г-н Тукенов. 

В свою очередь, независимый эколог Кирилл Осин придерживается мнения, что судам выгоднее сбросить сточные воды в море, чем сдавать их в портах. 

«Нет такого требования – пришел в порт и сдал отходы. Мы же понимаем, что это лишние расходы для судоходных компаний. Есть нейтральные воды, там вообще никакое законодательство не работает, и никто из контролирующих органов не вправе там находиться. Поэтому я могу лишь предположить, что туда безнаказанно все сливается», – говорит руководитель НПУ «Эко Мангистау» Кирилл Осин. 

В порту Актау заявляют, что необходимо пересмотреть правила пребывания судов в портах, внести изменения и обязать капитанов судов сдавать все отходы при заходе в гавань. 

Но в администрации морских портов Актау и Баутино считают, что проблему можно решить иначе. 

«В нашем порту, по словам капитанов судов, самые высокие тарифы на сбор мусора и сточных вод по сравнению с другими портами на Каспии. Поэтому, видимо, им и невыгодно делать это именно в Актау. Если бы цена снизилась, то, возможно, это улучшило бы ситуацию», – отметил заместитель руководителя РГУ «Морская администрация портов Актау и Баутино» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК Асылбек Темизбаев. 

Новые правила

На днях в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК были утверждены новые правила, которые направлены на усиление мер экологической безопасности мореплавания для минимизации риска загрязнений с судов. 

По информации ведомства, в казахстанском секторе Каспийского моря в настоящее время под флагом Казахстана ходит более 300 судов, включая 12 судов торгового флота и флот поддержки морских операций для освоения нефтяных месторождений. Помимо этого в наши порты на регулярной основе заходят около 60 судов других государств. 

Новые правила по предотвращению сбросов с морских судов регламентируют ряд вопросов – определяют порядок проведения операций на борту судов, которые могут повлечь загрязнение моря. Это заправка судна топливом, мойка грузовых отсеков, фильтрация и сброс хозяйственных вод в море. Кроме того, правилами устанавливаются требования по наличию и работе специального оборудования и систем на судах, предназначенных для предотвращения сброса в море нефти, жидких химических веществ, сточных вод и мусора.

Лишний балласт 

А вот к балластным водам, которые служат для обеспечения веса, а также равновесия и стабильности судна, не предъявляются никакие экологические требования. По сути, отмечают эксперты, это чистая вода, которую забирают из других водоемов, а при заходе в другие порты сбрасывают. 

«То, что балластные воды нужно специально утилизировать, не прописано ни в одном законе. Да мы и не сможем это сделать технически. Представьте, приходит танкер на 12 тыс. тонн, балластных вод в нем примерно 6 тыс. Куда мы их будем выкачивать? И ради чего? Ведь это обычная вода», – говорит Куандык Карасаев. 

Экологи же придерживаются иного мнения, отмечая, что вместе с такой водой в водоемы попадают чужеродные организмы. Например, в Каспий когда-то таким образом попал мнемиопсис (вид гребневиков, обитающих в морской воде в теплых краях и напоминающих медузу. – «Курсив»). Специалисты отмечали, что если он и дальше продолжит размножаться, то это будет экологическая катастрофа, ведь он может съесть всю кормовую базу.

«Вот уже несколько лет на побережье Каспия находят маленьких крабов, а года два назад было сообщение, что на берег вынесло мертвого акуленка. Да, такие виды, возможно, не приживутся в Каспии, но нарушат его экосистему однозначно», – отмечает Кирилл Осин.

Решением проблемы, по мнению независимого эколога, могла бы стать практика обмена балластными водами между судами, как это принято во многих странах мира. Либо установка специального оборудования на кораблях, которое бы перед сливом уничтожало чужеродные микроорганизмы, содержащиеся в балластных водах. Но пока таких требований в казахстанском законодательстве нет.

1 просмотр

В Мангистауской области третий год не могут построить птицефабрику

Она могла бы решить нехватку в регионе мяса птицы и яиц

Фото: Ольга Золотых

Еще в начале года птицефабрику мясного направления, которая должна покрыть половину потребности Мангистауской области в курином мясе, обещали открыть сначала в сентябре, а затем в декабре. Сейчас ее ввод перенесли на середину следующего года. Также была перенесена сдача в эксплуатацию и птицефабрики яичного направления.

Птицефабрику мясного направления в Тупкараганском районе Мангистауской области начали строить еще в конце 2017 года, но в середине 2018 года проект встал: возникла проблема с инфраструктурой и прокладкой инженерных коммуникаций. Предприниматели вначале заручились поддержкой акимата – местные власти должны были подготовить площадки к строительству. Однако в бюджете средств на это не оказалось.

«ПСД очень долго разрабатывалась, потом были проблемы с экспертизой и коммуникациями. Но в этом году вмешался уже аким области, наш вопрос поставили перед региональной комиссией, и в результате в бюджет заложили средства – 888 млн тенге – на инфраструктуру», – сказал «Курсиву» директор ТОО «Актау Агро» Данияр Тургинов.

На брифингах, которые проходили в Актау с участием руководителя управления сельского хозяйства и заместителей акима области в начале и в середине этого года, журналистам сообщили, что птицефабрика вот-вот запустится: сначала говорилось о вводе в эксплуатацию в сентяб­ре, затем сроки сместились до декабря. В итоге, по последним данным, производство будет запущено в июне 2020 года.

К слову, сегодня более 80% куриного мяса в область завозят извне. Мелкие птицефермы не могут полностью покрыть потребности региона – сейчас она составляет 10 тыс. т мяса птицы в год. Планируется, что строящаяся птицеферма покроет половину от этой потребности – ее производственная мощность 5 тыс. т мяса в год. Сейчас здесь ведется строительство и установка оборудования.

«В инкубаторном цехе будут вылупляться цыплята. Яйца для этого цеха планируем завозить из соседней России и Турции, все будет зависеть от цены. В каждом птичнике – а их всего 16 – можно содержать чуть больше 30 тыс. птиц, будем выращивать их до товарного веса», – добавил Данияр Тургинов.

Затем птицу будут отправлять в убойный цех мощностью 2 тыс. голов в час, а оттуда на полки супермаркетов и рынки области. На четвертой площадке размес­тится комбикормовый завод мощностью 10 тыс. т в час. Здесь планируется производить корма не только для птицы, но и для скота. Стоимость всего проекта птицефабрики – 4,6 млрд тенге. Из них 1 млрд тенге – собственные средства казахстанского инвестора, остальные заемные. В течение следующих пяти лет планируется строительство «родительской площадки». Таким образом, отпадет вопрос о закупе яиц для инкубаторов в других странах. Тогда же мощности фаб­рики могут увеличиться вдвое, а потребность области покроется на 100%.

Что касается птицефабрики яичного направления в Мунайлинском районе, то изначально ее также планировали запустить в 2019 году, но еще в 2018 году из-за проблем с инфраструктурой сроки ввода в эксплуатацию перенесли на 2020 год.

«Сейчас стоит вопрос по финансированию проведения коммуникаций и инфраструктуры. Компания просила акимат выделить средства, но денег на это в бюджете не предусмотрено. На эти работы необходимо 100 млн тенге. Сейчас мы отправили заявку для рассмотрения данного вопроса и финансирования через программу «Дорожная карта бизнеса-2020». Но пока ответа нет», – рассказал в интервью «Курсиву» заместитель руководителя Мангистауского областного управления индустриально-инновационного развития Талгат Абдикадыров.

Двумя месяцами ранее на брифинге в РСК заместитель акима Мангистауской области Нурдаулет Килыбай отметил, что вопрос с выделением средств практически решен.

«Недавно аким области дал задание экономистам, чтобы они заложили деньги на строительство инфраструктуры на эту базу», – сказал Нурдаулет Килыбай.

Сам проект стоимостью около 5 млрд тенге называют очень важным для региона, ведь в области нет ни одной птицефаб­рики, которая производила бы куриные яйца в промышленных масштабах. Мощность будущего производства – 143 млн яиц в год. При этом регион потребляет в среднем до 100 млн яиц в год. Оставшуюся часть продукции планировалось отправлять на экспорт в Иран.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance