1502 просмотра

В Казахстане предложили учить женщин предпринимательству

Мнение советов деловых женщин должно учитываться банками при кредитовании бизнеса

Фото: НПП «Атамекен»

В Казахстане необходимо разработать отдельную обучающую программу по женскому предпринимательству, считает председатель президиума национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимур Кулибаев.

«Одна из основных задач совета – это повышение компетенций женщин-предпринимателей через обучающие программы. Сегодня мы говорим о необходимости разработать отдельную обучающую программу по женскому предпринимательству и запустить специальное обучающее пособие «100 идей для женского бизнеса», – зачитала приветственное слово Тимура Кулибаева к участницам пятого конгресса деловых женщин заместитель председателя НПП, председатель совета деловых женщин Лаззат Рамазанова 28 августа.

По мнению Кулибаева, обучающие программа и пособие будут отличным подспорьем для женщин, которые только планируют начать свое дело, но не обладают достаточным опытом и знаниями.

«В прошлом году Халык Банком был успешно реализован проект микрокредитования женского предпринимательства: под 5-7% годовых банк выделил три миллиарда тенге и в рамках проекта уже запущено 340 бизнес-проектов. Необходимо разработать соответствующий механизм в работе банков второго уровня, микрофинансовых организаций, который позволит учитывать мнение региональных советов деловых женщин при предоставлении финансовых средств на реализацию женских бизнес-идей. Именно региональные советы деловых женщин должны стать компетентным экспертным сообществом в вопросах развития и продвижения женского предпринимательства», – отметил он.

Хорошим инструментом по продвижению женской кооперации, по его мнению, могут стать специализированные выставки женского бизнеса, которые практикуются во многих странах мира.

«Еще одно направление, где будет полезен ваш опыт– это содействие развитию традиционных ремесел в каждом регионе, ориентированных на их сохранение и развитие. Отдельно необходимо развивать и поддерживать социальное предпринимательство, поскольку именно женщинам близка и понятна такая форма бизнеса. Каждая из вас сочетает в себе главные качества: настойчивость, мудрость, опыт и целеустремленность», – отметил Кулибаев.

banner_wsj.gif

3650 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg