2025 просмотров

Уральских антимонопольщиков обвинили в пристрастности к бизнесу

А те, в свою очередь, подозревают предпринимателей в ценовом сговоре

Спор о трактовке антимонопольных норм разгорелся в Региональной палате предпринимателей (РПП) «Атамекен» ЗКО. 19 августа на Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции заявили о фактах необоснованного вовлечения бизнесменов в орбиту антимонопольного преследования. Но антимонопольщики позиций не сдали, и в этом их поддержала прокуратура. Суд принял сторону бизнеса.

Подсахарили и дали газа

Несколько предприятий западного региона обвинили в ценовом сговоре на сахар и оптовую продажу сжиженного газа. По мнению сотрудников антимонопольного ведомства, владельцы четырех гипермаркетов Уральска и Актюбинска – ТОО «Алтындары», «Анвар», «Лучшее решение» и «Идеал-маркет» – прошлым летом якобы установили одинаковую цену на сахар и оказались фигурантами административного дела с перспективой выплатить крупный штраф и потерять всю прибыль от сделки. 

На днях специализированный административный суд Уральска вынес решение только по одному фигуранту «сахарного спора» – актюбинской компании, поддержав требования антимонопольщиков привлечь ТОО к ответственности. 

«В ходе анализа рынка мы установили признаки антиконкурентных соглашений – ценовой сговор при реализации сахара. Провели расследование и по результатам возбудили административное дело. Актюбинское ТОО признано виновным в нарушении конкурентных соглашений», – сообщил в комментариях «Курсиву» начальник отдела расследований департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ЗКО Марлен Хамзин. 

По его словам, иск от антимонопольного комитета получили еще две компании – ТОО «BKKS LPG» и ТОО «Тауекел», занимающиеся оптовой продажей сжиженного газа. Департамент пришел к выводу, что предприятия в результате сговора подняли оптовую цену на газ до 90 тенге за тонну. Как отмечает г-н Хамзин, цена была завышена по сравнению с рыночной. 

«К сожалению, мы проиграли. Суд вынес решение об отсутствии состава нарушения – решил, что сговора не было. Но мы считаем, что ТОО действовали согласованно, а должны между собой конкурировать, бороться за своего потребителя», – сказал «Курсиву» г-н Хамзин.

Инициаторов иска поддержала прокуратура области: протест на решение суда готовится, и он будет обжалован. 

«Претензии не обоснованы»

Между тем РПП своей позиции сдавать не стала, настаивая на том, что, несмотря на проводимую в стране политику улучшения бизнес-климата, периферия пестрит фактами воспрепятствования деятельности предпринимателей. 

«Реальные механизмы защиты бизнеса от неправомерного административного давления зависят не столько от действий предпринимателей, сколько от правильного применения уполномоченными органами и судами действующего законодательства и профессионализма их сотрудников», – считает член Совета, юрист Нурлыбек Юсубалиев, который представлял интересы компаний-газовиков в суде. 

Он назвал хронической проблему необоснованного возбуждения антимонопольным департаментом административных дел в отношении предпринимателей. Опираясь на анализ РПП, который показал, что антимонопольный орган, проводя расследования, не в полной мере исследует и дает правовую оценку всем обстоятельствам, имеющим значение для объективного принятия решения, спикер сделал вывод:

«Чаще эти расследования имеют обвинительный уклон и присутствуют нарушения процессуальных норм». 

По данным Нурлыбека Юсубалиева, в первом полугодии 2019 года в производстве административного суда Уральска находилось шесть дел о правонарушениях по статье  159 КоАП РК («Монополистическая деятельность»). Из них по двум производство прекращено за отсутствием состава нарушения (ТОО «BKKS LPG» и ТОО «Тауекел»). Два дела с апреля 2019 года (ТОО «Алтындар» и ТОО «Анвар») находятся на рассмотрении, производство по ним приостановлено ввиду проведения судебно-экономической экспертизы, и два дела направлены для рассмотрения по территориальности в другие области. 

По словам юриста, давление на ТОО «BKKS LPG» началось еще в 2018 году, когда департамент обвинил его руководителей в злоупотреблении своим доминирующим положением на рынке оптовой реализации сжиженного нефтяного газа. 

«При поддержке РПП в декабре 2018 года фирма выиграла судебный процесс. Но это не остановило государственный орган от дальнейших неправомерных действий в отношении этого же субъекта предпринимательства. Практически сразу после завершения судебного процесса, 4 января, департамент усмотрел в действиях ТОО «BKKS LPG» признаки другого административного правонарушения – ценового сговора на товарном рынке оптовой реализации газа с другим субъектом бизнеса – ТОО «Тауекел» и составил протокол по части 2 статьи 159 КоАП РК», – сказал юрист.

Обращение субъектов бизнеса в согласительную комиссию Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики результатов не дало. Тогда оба бизнесмена обратились в суд и в Палату предпринимателей ЗКО. Проведенный экспертами правового блока РПП ценовой анализ двух ТОО показал необъективность выводов, сделанных департаментом. Палата обеспечила им правовое сопровождение в суде. 

За сговор – 10 млн

«Мы считаем, объективных доказательств ценового сговора между ТОО «BKKS LPG» и ТОО «Тауекел» нет, а департамент приводил несерьезные аргументы. Например, что они открыто заявляли о применении единых цен на областной комиссии по распределению объемов сжиженного газа между ними», – возмутился Юсубалиев.

В административном суде процесс длился более месяца. Изучив доказательства сторон, суд признал действия департамента по составлению административных протоколов незаконными и производство по делу в отношении ТОО прекратил за отсутствием состава правонарушения. 

Каждому из ТОО, согласно части 2 статьи 159 КоАП РК, грозил штраф в размере 3% от выручки, полученной в результате монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода. По данным антимонопольного департамента, этот доход у ТОО «BKKS LPG» составил 9,8 млн тенге, административный штраф – около 295 тыс. тенге, всего более 10 млн тенге. В ТОО «Тауекел» аналогичные суммы составили в общей сложности 1,2 млн тенге. При этом ТОО «BKKS LPG» находится в орбите административного преследования департамента более года, что создало нервозность в коллективе и отразилось на результатах его деятельности, отметили участники совещания. 

«У нас разное с палатой прочтение законодательных норм. Мы считаем, что не вовлекаем бизнес в судебные тяжбы. Есть закон, согласно которому при обнаружении признаков ценового сговора мы должны проводить свое расследование. В формате «вопрос-ответ» мы не можем дать оценку этим признакам», – прокомментировал «Курсиву» обвинения в адрес антимонопольного департамента его представитель г-н Хамзин. 

banner_wsj.gif

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg