Перейти к основному содержанию

1812 просмотров

Стабфонд будет кредитовать торговые сети в Казахстане

Таким образом планируется удержать цены на социально значимые товары

Фото: Вадим Мударисов

В Казахстане с апреля 2019 года действуют новые механизмы сдерживания цен на социально значимую продукцию. Так, стабфонд получил возможность под низкий процент кредитовать торговые сети. В ответ они обязаны держать стоимость определенного перечня товаров под контролем. «Курсив» разобрался в плюсах и минусах данного нововведения.

С 2012 года во всех регионах РК работают стабфонды, главной задачей которых является сдерживание цен на ряд социально значимых продуктов. На практике же удержать стоимость им удается далеко не всегда. Так, к примеру, в Северо-Казахстанской области, согласно статистическим данным, в 2019 году продовольственные товары подорожали на 4,8%. Цены на овощи возросли на 5,6%: репчатый лук стал дороже на 70%, морковь — на 40%, чеснок — на 20%, картофель — на 17%. 

IMG_20190806_130358.jpg

Это показывает то, что государство плохой менеджер, отметил в разговоре с корреспондентом «Курсива» председатель правления ОО «НПО «The Last Hope» Руслан Асаубаев. Общественное объединение уже не первый год отслеживает работу стабфонда. Нововведение, принятое в апреле текущего года, согласно которому предлагается передать деятельность по сдерживанию цен от стабфонда к торговым сетям, эксперт оценивает положительно. 

«Поправки в законодательство, принятые в апреле, позволяют средства из бюджета, выделенные на стабфонд, передавать малому и среднему бизнесу на торговые точки. Таким образом, действующая комиссия, которая регулирует работу стабилизационного фонда, должна утвердить перечень социально значимых товаров, попадающие под разработанный механизм»,  —  рассказал «Курсиву» Руслан Асаубаев.

Льготный кредит торговым сетям будет выдаваться на оборотную деятельность. Главным условием для торговых сетей стало удерживание пороговой цены на продукты, отнесенные к социально значимым. Такой опыт положительно показал себя в обеих столицах, теперь на очереди другие регионы Казахстана, отмечает спикер.

«Раньше стабфонд сам через комиссию проводил интервенцию, закупки продукции, отвечал за его хранение. Если цены на продукцию превышали пороговую, они самостоятельно делали рекомендации в комиссии для того, чтобы выправить ситуацию. Но эта государственная машина очень сложно и долго работает. Торговые сети все это будут проводить гораздо быстрее»,  — считает эксперт.

Правда, есть в этом новшестве имеются и спорные моменты. В частности, имеются риски, что сдерживая стоимость одной продукции, магазины повысят стоимость другой. 

«Мы этот вопрос изучали и это действительно «палка о двух концах». В Нур-Султане такое прослеживается: когда дают кредиты торговым точкам, они и вправду сдерживают цены на продукты питания социально значимые, но никто их не ограничивает по другим товарам повышать стоимость. И они повышают»,  — говорит Руслан Асаубаев.

Кроме того, пока непонятно, захотят ли торговые сети брать кредиты на таких условиях в принципе. Все-таки сдерживание стоимости продукции — это большая ответственность, и будут ли готовы ее взять на себя малый и средний бизнес в регионах РК — большой вопрос, резюмирует спикер.

Из республиканского бюджета на деятельность стабфонда в 2012 году было выделено 12,1 млрд тенге. На Северо-Казахстанскую область было направлено 2 млрд тенге. 

 

banner_wsj.gif

30754 просмотра

Какой казахстанский бизнес потеряет миллиарды тенге на эпидемии

В условиях чрезвычайного положения замирают целые секторы экономики

Фото: Олег Спивак

Целые секторы экономики замирают в условиях чрезвычайного положения в Казахстане и карантина в Алматы и Нур-Султане. Бизнес ищет варианты работы онлайн, но не для всех это возможно. 

Санитайзеры стали обязательным элементом крупных торговых центров в Казахстане. Но даже ежечасная дезинфекция и тепловизоры на входах не спасают бизнес в условиях карантина. «Информируем вас о закрытии всех ТРЦ сети в целях предотвращения угрозы распространения коронавирусной инфекции» – это объявление на сайте «Меги» появилось позавчера, 17 марта. Днем позже о приостановке деятельности сообщил молл «Апорт».  

Работать на территории торговых центров Алматы и Нур-Султана продолжают только супермаркеты и аптеки.

Бизнес закрывается на карантин

Оценивать влияние ЧП и карантина на казахстанский бизнес большинство опрошенных «Курсивом» экспертов отказались, ограничившись словами «последствия будут, но говорить о них рано».

Они перечислили лишь очевидный набор отраслей, которые пострадают первыми, – это непродовольственный ретейл, общепит, транспорт, досуг, туризм. Сфера оптовой и розничной торговли генерирует самое большое число рабочих мест. По данным статистики, в январе 2020 года этим бизнесом занимались 543,9 тыс. субъектов предпринимательства. Оборот розницы в феврале составил 767,1 млрд тенге. Совокупный вклад торговли в ВВП 2019 года – 11,6 трлн тенге. Вклад рынка услуг по проживанию и питанию в ВВП 2019 года составил 777,7 млрд тенге.

Профессиональные ассоциации, куда мы обратились за комментариями, также затруднились оценить масштаб грядущих потерь. Как удалось выяснить «Курсиву», после введения чрезвычайного положения посещаемость в этих заведениях обрушилась на 75%. Можно предположить, что с ужесточением ограничений до карантина поток посетителей сократится почти до нуля. Стоит заметить, что этот сегмент – один из самых динамично развивающихся, и не только в мегаполисах. По данным сервиса 2ГИС, число заведений общественного питания в Казахстане за последний год выросло на 17%. В пяти крупнейших городах страны число действующих точек общепита достигло 10 тыс. При этом число фреш-баров и кофеен удвоилось – до 4397, вдвое больше стало суши-баров, кофейни и кондитерские выросли на 40%, бары – на 32,8%, число пиццерий увеличилось на 31%. Формат кафе, кулинарий и столовых показал рост на 13%, ресторанов – на 8,3%. Все они с 19 марта в Алматы и Нур-Султане закрыты, карантин предполагает «установление нового режима работы объектов общественного питания по принципу «доставки до клиентов», с усилением санитарно-противоэпидемиологических мер». Некоторые представители этого рынка находят креативные пути для функционирования в условиях карантина – например, винотеки продолжают организовывать дегустации, но проходят они онлайн. 

bizness.jpg

Иллюстрация: Мадина Сапарбаева

Все участники дегустации получают вино на дом и общаются с сомелье через интернет. Сектор искусства, развлечений и отдыха, полностью остановленный карантинными мерами, обеспечивает работой 14 729 предприятий малого и среднего бизнеса. Их вклад в ВВП прошлого года – 502,7 млрд тенге. Госстат приводит статистику оборотов этого рынка в минувшем году: организаторы спортивных мероприятий привлекли 208,9 млрд тенге, организаторы культурно-массовых мероприятий – 54,3 млрд тенге. В целом годовой оборот в этой сфере составил 777 млрд тенге. В области оказания транспортных и складских услуг заняты 97,6 тыс. предприятий МСБ. Их вклад в ВВП минувшего года составил 5,5 трлн тенге. 

К каким последствиям приведут ограничения на перемещения, в компаниях и профильных ассоциациях сказать затруднились. Можно отметить, что интернет-магазины переживают рост числа заказов – для продуктовых онлайн-ретейлеров этот рост стал взрывным, и им сейчас приходится резко масштабировать бизнес, чтобы удовлетворить спрос. Проблемы перечисленных секторов экономики быстро отразятся на общем положении – как минимум одному бизнесу нечем будет платить аренду другому бизнесу. Негативный сценарий от одного из экспертов, который пожелал остаться неназванным, подразумевает цепную реакцию последствий, которая затянет в кризис все секторы экономики, включая и самые крупные. Анализ возможных последствий от введения жестких карантинных мер для экономики Казахстана, как стало известно «Курсиву», сейчас по заданию правительства делают несколько казахстанских аналитиков. 

Reuters со ссылкой на данные статистического ведомства КНР сообщает, что влияние карантина на экономику Китая оказалось следующим: промышленный сектор за февраль сократился на 13,5% (вместо прогнозируемых 1,5%), розничные продажи ужались на 20,5% (предсказывали 0,8%), строительная индустрия потеряла 24,5%. В результате аналитические центры сейчас ужесточают прогнозы, касающиеся влияния коронавируса на глобальную экономику.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif