Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


21605 просмотров

Почему на границе с Россией скапливаются грузовики из Казахстана и других стран

И что можно изменить

Фото: Алла Злобина

Первым руководителям пограничной, налоговой, антикоррупционной служб ЗКО, РПП «Атамекен», группе общественного мониторинга и акиму района Байтерек 9 августа пришлось срочно выехать на пограничный переход (ПП), чтобы решить конф­ликт, разразившийся в результате массового скопления большегрузов на посту «Сырым».

Наконец-то!

Без еды и удобств с 8 по 10 августа стояли в очереди на таможне водители почти 400 большегрузных автомашин: 180 – со стороны Уральска и более 200 – со стороны российского пограничного перехода «Маштаково». В своей группе WhatsApp дальнобойщики занимали и контролировали очередь на таможенный пост, просили привозить воду водителей автомашин, направлявшихся в сторону Самары, и ненормативной лексикой комментировали очередной автоколлапс на посту «Сырым». 

Сезон плодоовощной торговли только начался – многокилометровые очереди фур, загруженных дынями и арбузами для петербуржцев и москвичей и виноградом для оптовиков Беларуси, уходили за горизонты двух пограничных переходов.

Приезд группы чиновников и журналистов был встречен одобрительными возгласами дальнобойщиков: «Наконец-то!».

20190809_121329_1.jpg

На российском погранпосту «Маштаково» фуры не пропускали. Отрезок между двумя таможнями всего лишь 1,5 км, и здесь лишней фуре встать попросту негде. Казахстанская сторона пропускала по одной машине, чтобы в случае отказа в пересечении российской границы большегруз мог развернуться и выехать с небольшой площадки территории ПП. 

«Мы попросили старшего сотрудника погранпоста ФСБ России объяснить ситуацию, и он ответил: «Все вопросы – к вашим налоговикам». А если мы все большегрузы пропустим, то нейтральная полоса забьется. В конце июня была та же ситуация. Люди пять суток стояли тут в очереди. А сколько раз водители в знак протеста перекрывали дороги! Плюс создание аварийных ситуа­ций: по встречной полосе идет большегруз, а навстречу – легковушка», – возмущались члены мониторинговой группы антикоррупционной службы по ЗКО. 

98489.jpg

Нам любые дороги дороги! 

Очередь на ПП «Сырым» сформировали фуры, следующие транзитом, в том числе с ПП «Хоргос». Сегодня сюда стекается весь коммерческий груз Казахстана: предприниматели не желают ездить по платным российским дорогам и выбирают дешевый и короткий путь – через Западно-Казахстанскую область. К тому же закручивание гаек на «Хоргосе» в связи с огромными расхождениями в сборах ожидаемых и полученных налогов привело к тому, что коммерческие грузы из Китая стали завозить в Казахстан через Кыргызстан. Об этом членам мониторинговой группы сообщили сами предприниматели.

20190809_112519.jpg

Свою роль играет и устаревшая инфраструктура отечественных погранпереходов, из-за которой многократно увеличившийся за последние годы поток большегрузов входит в коллапс даже при малой сезонной активности.

Вот и на этот раз все участники хмуро кивали на налоговиков: это их экспортный мониторинг товаров создает проблемы в передвижении коммерческих грузов. Те в ответ демонстрировали приехавшим журналистам оперативность в оформлении документов – пять минут, и скан документов готов. 

«Сейчас дополнительно трех человек привлекли. В регламент 25 минут, в том числе таможенного осмотра одной машины, они укладываются. Но пока товаросопроводительные документы не цифровизованы, мы не можем наладить контакт с другими странами. Этот документ имеет международный статус. Мы с претензиями не согласны. У нас тут очереди нет», – парировал нападки мониторинговой службы антикоррупционного бюро заместитель руководителя ДГД ЗКО Максат Нурахаев.

По его мнению, очереди на границе создает целый комплекс проблем: сезон плодоовощной продукции, плохая инфраструктура ПП и низкая проходимость. Слова представителя налоговой службы подтвердили и члены мониторинговой группы. Они подсчитали: время оформления одной фуры составило 18 минут. 

«Конечно, есть коррупционные риски, и мы это признаем. Комментировать предложение о выносе за пределы погранпостов налогового экспортного мониторинга не можем – решение о размещении этих групп на таможенных постах принималось правительством», – объяснил Нурахаев.

Пробки – это полбеды

О коррупции заговорили не случайно. На днях в Агентстве по противодействию коррупции в Нур-Султане, где прошло обсуждение вопроса по коррупционным рискам в сфере таможенного администрирования, пришли к выводу: обстановку на пограничных постах пора кардинально менять. 

Тут целый ряд рисков, объяснил «Курсиву» заместитель руководителя антикоррупционной службы по ЗКО Нурдаулет Самет. Основной – прямой контакт водителей с сотрудниками пограничных и налоговых служб. Это, говорит он, подтверждает и следственная практика. 

«Этим летом на посту «Сырым» задержали двух сотрудников мониторинговой службы ДГД при получении взятки от водителя большегруза. Дело уже передано в суд. В 2019 году было возбуждено три уголовных дела по фактам коррупции на наших погранпостах. Вопрос с пропуском автомашин скоро решится, но по коррупции работать еще придется», – сказал Нурдаулет Самет в комментариях «Курсиву». 

Нужны хорошие условия и современная организация пропуска, согласился с мнением предыдущих спикеров и руководитель РПП «Атамекен» Бакдаулет Ибраимов. «Если никто не против, мы поможем и организуем предпринимателей, которые готовы открыть тут точки общепита», – сказал он.

Аким района Байтерек, на территории которого находится ПП «Сырым», Асхат Шахаров предложить ничего не смог. Для акимата района ПП – головная боль. Как-то акима попросили засыпать ров за территорией ПП, чтобы отправлять туда «штрафные» фуры. Но в бюджете района денег на такие расходы не оказалось.

«Все, что можем делать, – это периодически убирать эту территорию. Скоро сдадут новый терминал ПП, и вопросы антисанитарии, клозетов, общепита отпадут. А чтобы сейчас установить тут точку для питания водителей, нужно все согласовывать. До 50 м от ПП, это дорога НК «КазАвтоЖол», и 800 м от поста до российской таможни нужно согласовывать с погранслужбой КНБ», – развел руками г-н Шахаров, отвечая на вопросы «Курсива».

До Европы как до Китая

«Неприятно, конечно, а по сравнению с Европой у нас вообще ужас», – кинул реплику журналистам один из дальнобойщиков. Своим мнением водители фур делились охотно. Они убеждены: нужно совершенствовать систему очередей.

«Я сам из Латвии, везу груз в Узбекистан. У нас границы с Европой нет – просто проезжаем, и все. А точно такие же очереди видел из России в Латвию. 15–20 км очередь из России в Европу – там мы по четверо суток стоим. Из Беларуси в Латвию – такая же картина. Там тоже пропускная способность низкая и очень много бумажной работы», – рассказал «Курсиву» дальнобойщик Сергей. 

20190809_121126_1.jpg

После обеда налоговики решили запустить пилотный проект – сканировать накладные за пределами погранпункта. 

Сотрудники ДГД планшетами фотографировали транспортные накладные водителей, а пока машины стояли в очереди, проверяли их в своей базе и отсеивали тех, у кого с документами не все в порядке.

20190809_111402.jpg

«В товаротранспортных накладных бывает неполная информация о грузе или его владельце. Зона погранпоста – стратегический объект, и сотовая связь тут только экстренная. Водителям приходится отъезжать за территорию ПП и уточнять у владельца груза номера БИН, название ТОО. Такая фура может задержать весь поток на час», – объяснили представители ДГД.

Как уже сообщал «Курсив», в конце сентября на ПП «Сырым» закончится строительство нового терминала. Это один из крупных социальных проектов 2019 года. Его стоимость – 1,9 млрд тенге. Заказчик работ – НК «КазАвтоЖол». Проект предусматривает строительство 1,4 км дорог, расширение полос пропуска автомашин с 2 до 8 и строительство всей необходимой инфраструктуры.


372 просмотра

Жители поселка в Карагандинской области требуют закрыть карьеры по добыче песка

Владелец бизнеса утверждает, что местное население на него ополчили сами власти

Фото: Виктор Осипов

Песчано-гравийную смесь на месторождении «Солончаки» в поселке им. Габидена Мустафина добывают с 90-х годов. Тогда разработкой проекта по добыче ПГС в Бухар-Жырауском районе занималось специализированное управление «Уралсибгидромеханизация». Затем месторождение на берегу реки Нуры эксплуатировалось трестом «Казметаллургстрой». Добываемое сырье активно использовалось в строительных работах, применялось при возведении дорог, а также в производстве цемента.

В 2006 году право недропользования было передано темиртаускому предприятию «Импульс», а в 2018 году – ТОО «Нурнамыс-Строй». 

Производственная мощность предприятия – 500 тыс. т продукции в год. Компания активно поставляла свою продукцию на местный рынок, но в последнее время стали возникать проблемы. Жители поселка считают, что недропользователь наносит ущерб экологии.  

Письмо акиму  

Представители местного сообщества обратились с письмом к акиму Карагандинской области Женису Касымбеку с просьбой проверить «Нурнамыс-Строй» на законность добычи ПГС. Помимо этого они требуют представить им соответствующие разрешительные документы на проведение работ, а также заключения экологов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОЗ). 

Пережившие в 2015 году серьезное наводнение жители обеспокоены тем, что деятельность предприятия, разрушающего прибрежную зону реки Нуры, может спровоцировать новую трагедию.  

Напомним, наводнение в Карагандинской области стало самым масштабным ЧП в Казахстане. Большая вода полностью разрушила почти 400 домов. Нанесенный ущерб был оценен в 9 млрд тенге.  

«В подвалах жилых домов до сих пор имеется грунтовая вода на уровне 40–50 см. Вода также находится в колодцах «Казахтелекома» и в водопроводных сетях. Факт наличия воды в погребах домов и в подвале школы свидетельствует о том, что добыча песка наносит значительный вред природе и несет угрозу затопления поселка в паводковый период», – отмечено в письме.

Сегодня сельчане считают, что добыча ПГС увеличивает подъем грунтовых вод. Люди обеспокоены ситуацией и хотят знать, не выходит ли предприниматель за пределы разрешенных границ. 

Есть ли нарушения?

Директор ТОО «Нурнамыс-Строй» Юрий Венчиков знает о письме акиму области. Жалобы от местных жителей читает не первый год. Бизнесмен с готовностью представляет все документы и многочисленные заключения проверок. Говорит, что только за 2018 год их было 18, в этом завершилась уже девятая.  

«Мы добываем песок, никаких взрывов не производим. Все документы у нас в порядке, по всем проверкам у нас есть акты и заключения. Мы работаем законно и ничего не нарушаем», – утверждает г-н Венчиков. 

Он также сообщил, что к дороге, которая идет через реку, его компания отношения не имеет.

«Раньше там работала фирма «Уралсибгидромеханизация». Дорогу строили еще в 1988 году. Три предприятия треста КМС работали на этом балласте, потом началась перестройка, предприятия закрылись, а дорога осталась. Это переезд никак не мешает прохождению через него воды», – уверяет Юрий Венчиков.

В свою очередь специалист по недропользованию ТОО «Нурнамыс-Строй» Елена Дуцинина продемонстрировала контракт на право пользования землей. Горный отвод – участок недр, предоставленный пользователю в соответствии с лицензией для добычи полезных ископаемых, согласован с водной инспекцией. Водоохранная полоса соблюдена. Разрешения на работу выдавались областным акиматом, органами СЭС и департаментом экологии.   

«Все необходимые мероприятия в водоохранной зоне мы проводим, есть все заключения: технический проект, проект ОВОЗ. Проводится ежегодный мониторинг. Привозим лабораторию, которая делает замеры. Все документы у нас на это есть, разрешения на эмиссии получены», – утверждает г-жа Дуцинина.  

Последняя проверка на предприятии прошла 23 октября 2019 года. Представители экологического департамента отреагировали на письмо жителей поселка им. Габидена Мустафина. Они установили, что ТОО «Нурнамыс-Строй» выдан горный отвод для добычи песчано-гравийной смеси на месторождении «Солончаки», расположенном в Бухар-Жырауском районе, площадью 1,9 тыс. кв. м. Предприятие имеет заключение государственной экологической экспертизы на проект, разрешение на эмиссии в окружающую среду. В соответствии с документацией по ликвидации рекультивация нарушенных земель будет проведена после полной отработки участка.  

«На момент проверки фактов попадания в воду песка, откачанного в ходе добычи, не установлено. Фактов изменения русла реки не зафиксировано», – отмечается в акте о результатах проверки.  

Все дело в непокорности

Между тем Юрий Венчиков полагает: жалобы на него не случайны. 

«Буквально пару лет назад, в связи с празднованием 350-летия Бухар Жырау, мне пришло письмо из акимата с просьбой оказать материальную помощь в организации праздника – 100 тыс. тенге. Потом еще письмо и еще 100 тыс. тенге, потом еще одно письмо и уже 2 млн тенге. Я отказал. Таких денег у меня нет», – рассказал бизнесмен.  

По его словам, на протяжении длительного времени он помогал местному акимату, безвозмездно отгружая машины с песком на строительство объектов в рамках выполнения социальных обязательств. А когда понял, что помощь стала исчисляться сотнями тонн продукции, написал жалобу в департамент Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Карагандинской области.  

«…Предприятие ежегодно откликается на все просьбы местных поселковых акиматов, выделяя строительный материал и технику на сотни тысяч тенге. Прошу оградить меня от незаконных и необоснованных действий акима района, который давит на бизнес», – говорится в его письме.

Из ответа, который получил г-н Венчиков, следует, что с чиновниками была проведена профилактическая беседа «о недопущении фактов, ущемляющих права и свободы предпринимателей, а также нарушений требований этического кодекса госслужащих». 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций