12444 просмотра

Платные автомагистрали Казахстана перейдут на открытую систему

За месяц действия дифференцированного тарифа на платных дорогах оплачивать услугу предварительно стали более 50% автолюбителей

Фото: kazautozhol.kz

Дифференцированный тариф на четырех участках казахстанских автодорог (Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос) был введен с 19 июня этого года. Принцип дифференцированного тарифа простой: предварительная онлайн-оплата в два раза меньше оплаты наличными. 

Так, при предоплате на трассах Нур-Султан – Щучинск и Нур-Султан – Темиртау стоимость проезда легковой автомашины составляет 200 тенге, а в случае оплаты наличными – 400 тенге. Соответствующая разница на трассе Алматы – Капшагай составляет 100 и 200 тенге, на трассе Алматы – Хоргос – 300 и 600 тенге. По словам начальника отдела эксплуатации системы взимания оплаты Национальной компании «КазАвтоЖол» Армана Ещанова, за счет такого подхода количество автолюбителей, которые вносят предоплату на электронный счет, увеличилось в три раза. Если до введения дифференцированного тарифа вариант предварительной оплаты выбирали 20% водителей, то спустя месяц – уже более 60%.

«Это делается для ухода от наличности, для экономии времени, денег пользователей, – говорит Ещанов. – В выходные, праздничные дни на пунктах взимания оплаты образовывалось большое скопление машин, водители которых расплачивались наличными. Приходилось делать сбросы, чтобы люди не стояли в пробках: водители проезжали бесплатно, но сумма задолженности переносилась на следующий проезд, и это вызывало много вопросов у автолюбителей».

При системе электронной предоплаты подобных проблем с прозрачностью считывания средств со счета водителя, который привязан к госномеру его автомобиля, не возникает: шлагбаум перед авто с пополненным заранее счетом открывается автоматически. Пополнять счет своего госномера в Казахстане можно с помощью интернет-банкинга практически всех БВУ, с помощью терминалов самообслуживания в любом магазине или на АЗС, также через смс-оплату. 

Ещанов поясняет, что таким образом казахстанских автолюбителей готовят к переменам, которые должны произойти в ближайшем будущем – оплата наличными на казахстанских автобанах должна исчезнуть вместе со шлагбаумами. 

«Нами разработан личный кабинет по ссылке kaztoll.kz, туда можно зайти, спокойно зарегистрироваться – достаточно иметь ИИН и номер техпаспорта, – рассказывает Арман Ещанов. – Для того чтобы в дальнейшем пополнить баланс, необязательно где-то регистрироваться. В дальнейшем же в стране планируется расширение системы платных дорог до 11 тысяч километров с переходом на открытую систему, то есть без шлагбаумов, будут только контрольные арки, которые будут начислять и взимать плату за проезд», – пояснил он.

Сроки перехода к открытой системе пока не называются, как и конечное количество платных дорог в стране: по данным «Казав­тожола», эти 11 тыс. километров распространятся на 32 участка. Протяженность нынешних четырех платных участков суммарно не дотягивает и до одной тысячи километров.

banner_wsj.gif

188 просмотров

Летние площадки спасают сегмент Food & Beverage от разорения

Они стали хорошим подспорьем для рестораторов в период карантинных ограничений

Фото: Офелия Жакаева

В Алматы работают 3,3 тыс. ресторанов и кафе, в Нур-Султане – 1,9 тыс., судя по данным restoran.kz. Все эти заведения даже после частичного снятия эпидограничений не могут работать в полную силу. Под запретом караоке, кальянные, банкетные залы, ночные клубы и фудкорты. Во время усиления карантинных мер в прошедшие выходные межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции закрыла даже небольшие кафе и рестораны, разрешив работу лишь заведениям на открытом воздухе.

Спасительные летники 

Летние площадки пользовались популярностью и до карантина – они позволяют увеличить вместимость заведения почти вдвое, не требуют серьезных капиталовложений и сложных согласований. А в теплое время притягивают множество желающих посидеть на свежем воздухе.

DSC08017.JPG

 «В Нур-Султане, с учетом длинной зимы, если в ресторане есть «летка», то он в приоритете. В Алматы «летка» – это вообще неотъемлемая часть ресторана, некая классика», – говорит председатель гильдии шеф-поваров города Нур-Султана Рустам Имамниязов.

Но из-за сезонности акцент на летних площадках делали немногие заведения с очень удачным расположением, позволяющим заработать за теплое время года приличную прибыль. Даже в солнечном Алматы летние площадки, по данным restoran.kz, были лишь у каждого седьмого заведения. А в Нур-Султане и того меньше – короткое лето и сильные ветры мешают работе летников. 

Но сейчас, с учетом карантинных ограничений, именно летние площадки выручают рестораторов. Чтобы выжить и выполнить обязательства перед работниками и поставщиками, нужно привлечь посетителей, поэтому  операторы Food&Beverage (F&B) стали использовать каждый метр на свежем воздухе.

«В текущих условиях рестораторы пытаются максимально расширять площадь посадки на летнике, добавляя столы и стулья из основного зала», – продолжает Имамниязов.

DSC08200.JPG

Но лето спасло не всех – многие кафе и рестораны закрылись.

«Процентов пятьдесят не смогли выполнить стандарт и открыть летники. У многих не было площадок в принципе, а выставлять столы, которые мешают проезду, нельзя», – делится член Клуба рестораторов РК Зульфия Юсупова. 

«У нас ситуация в ресторанном бизнесе очень неоднозначная. Общепит работает, как в лотерее. Кейтеринг, фастфуд на фудкортах и банкеты не работают уже очень долго. Финансирования никакого нет. Все резервы закончились. В этом месяце окончательно уволили всех сотрудников с фудкортов «Меги» и кейтеринга. Работает только маленькая «Алина», и то на 30%», – отмечает ресторатор Юрий Пааль.

И это несмотря на то, что владельцы ТРЦ берут на себя расходы по содержанию фудкортов и не взимают с них аренду.

DSC08085.JPG

Как открыть летнюю площадку

Для получения разрешения на открытие летнего кафе, по данным Клуба рестораторов РК, достаточно написать заявление в управление городского планирования и урбанистки (УГПиУ) и приложить к нему эскизный проект летника. УГПиУ со своей стороны сообщает, что такое разрешение можно было оформить онлайн даже во время карантина. УГПиУ проверяет эскиз по основным критериям: расположению и используемым при обустройстве кафе материалам. Сезонное кафе должно непосредственно примыкать к стационарному заведению общественного питания или отстоять от него на расстоянии не более пяти метров.

При этом расположение летника не должно мешать движению пешеходов, велосипедистов и автотранспорта. Кафе нельзя размещать на крышах жилых домов или пристроек к ним. Также не допускается, чтобы внутри летних кафе оказались кроны и стволы деревьев. При обустройстве летней площадки нельзя использовать тяжелые строительные материалы – кирпичи, бетонные блоки и плиты, стальные профлисты. Запрещена облицовка летников черепицей, металлом, рубероидом, асбестоцементом, а также полимерной пленкой и баннерами. Пространство внутри нельзя перегораживать блоками с остеклением или сайдинг-панелями. Временная крыша должна быть в виде зонтов над каждым столиком или террасных маркиз открытого типа.

DSC08069.JPG

Санитарный надзор

На летних площадках, как и везде, ужесточены санитарные нормы:

«Если раньше просто подмели и помыли (летник. – «Курсив»), то теперь ежедневно проводится дезинфекция», – объясняет Юсупова.

Минимальное расстояние между столами – два метра, за одним столиком может сидеть не более четырех человек, за исключением членов одной семьи. На входе в летнее кафе для посетителей размещены антисептики и влажные коврики, кроме того, у клиентов измеряют температуру. У самих сотрудников общепита также проверяют температуру в начале и в конце смены. Во время работы они обязаны пользоваться одноразовыми масками и перчатками. Соблюдение санитарных норм проверяют сотрудники районных отделов департамента качества и безопасности товаров и услуг. Среди нарушений, которые сейчас выявляют чаще всего, – несоблюдение режима работы (общепит должен работать до 23.00), несоблюдение расстояния между столиками, отсутствие журнала прихода/ухода, термометрии сотрудников или ответственного за соблюдение сантребований, отсутствие или неправильное использование персоналом масок, перчаток, санитайзеров и тары для их утилизации, неправильное хранение продуктов питания и т. д. Заведения-нарушители штрафуют и приостанавливают их деятельность до тех пор, пока все правила не будут выполнены. 

2222_1.png

Улыбка под маской

Сегмент F&B во время пандемии оказался в сложной ситуации во всем мире. Сервис бронирования OpenTable, в котором представлено более 60 тыс. ресторанов по всему миру, подсчитал: четверть заведений, закрывшихся из-за пандемии, больше не откроется. Возобновившие работу рестораны и кафе ищут оригинальные решения, чтобы продемонстрировать гостеприимство и заботу о здоровье своих посетителей. В США, по данным Wall Street Journal (WSJ), официанты для ограничения контакта с обедающими откупоривают бутылку вина и ставят ее на стол, вместо того чтобы наполнить бокалы гостей. Со столов пропали специи, а графины с напитками заменены герметичными пакетами. Сотрудники ресторана Emilio’s, Harrison, N. Y. носят фиолетовые перчатки, чтобы не создавать ассоциации с больницей, и раскрывают одноразовые меню на глазах у посетителей, демонстрируя, что меню не используется повторно.

«Мы – артисты, это гостеприимство», – комментирует WSJ свои решения ресторатор Серджио Брасеско.

А McDonald’s Corp. предложил своей команде в масках приветствовать клиентов поднятием вверх больших пальцев.

Люди по-прежнему хотят посещать кафе и рестораны, чтобы пообщаться с другими людьми или семьей в другой обстановке. И по-прежнему ожидают увидеть на лице официанта приветственную улыбку, даже если она будет скрыта под маской. Как говорил Юрий Никулин, «даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

DSC08046.JPG

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg