Перейти к основному содержанию
79857 просмотров

Кто добывает и продает казахстанскую нефть

Подготовили экспресс-анализ

Фото: Shutterstock

В 2018 году было добыто рекордное количество нефти за все время существования нефтегазовой отрасли республики – свыше 90 миллионов тонн. Для сравнения: в 1991 году в стране производилось около 26 миллионов тонн нефти. Кто сегодня добывает казахстанскую нефть и куда она продается, выяснял «Курсив».

Побивая рекорды

Как сообщили «Курсиву» в Министерстве энергетики РК, в 2018 году объем добычи нефти составил 90,3 млн т, а за шесть месяцев 2019 года – 44,2 млн т. 

По данным Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazService), по итогам 2018 года возглавляют топ-10 нефтедобывающих компаний Казахстана три крупных производителя. Первое место заняло ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), сумевшее добыть более 28,6 млн т. При этом предприятие перечислило в государственную казну более 1,9 трлн тенге в виде налоговых платежей. 

Второе место по объему производства нефти занял «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» (НКОК) – оператор нефтегазового месторождения Кашаган. Предприятие добыло свыше 13,2 млн т углеводородного сырья. По сравнению с предыдущим годом консорциум увеличил показатели добычи более чем на 50%. 

На третьем месте «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО), получивший более 12,1 т нефти.

По информации KazService, за прошлый год из Казахстана было экспортировано 69,8 млн т нефти. Общая стоимость ушедшего за рубеж сырья составила $37,8 млрд. Поступления в бюджет от нефтедобывающей отрасли достигли 4,5 трлн тенге, в том числе таможенные пошлины – 1 трлн тенге. Затраты на нефтегазовые операции, то есть на приобретение товаров, работ и услуг, составили 6 трлн тенге. Нефтесервисная отрасль выплатила в бюджет в виде налогов 500 млрд тенге.

Планы на будущее

Между тем, согласно прогнозам Минэнерго, в 2019 году в республике планируется добыть 89 млн т нефти. Прогнозный показатель ниже по сравнению с прошлогодним более чем на 1 млн т. В частности, это связано с проведением капитального ремонта на таких проектах, как Тенгиз и Карачаганак.

ТШО запланировало добычу нефти на уровне 28,4 млн т, КПО – 10,9 млн т. При этом НКОК после проведения капремонта, наоборот, нарастил производство и планирует произвести к концу текущего года свыше 13,7 млн т нефти. Также на несколько тысяч тонн планируют уменьшить добычу «СНПС-Актобемунайгаз» и «Бузачи Оперейтинг».

Однако в перспективе в Казахстане, возможно, будет увеличено ежегодное производство углеводородного сырья. Согласно данным министра энергетики Каната Бозумбаева, озвученным в июне в ходе ежегодного отчета перед населением, уже в 2023 году уровень добычи нефти в республике вырастет до 100 млн т. К этому периоду должна завершиться и реализация Проекта будущего расширения, в результате чего производство нефти на Тенгизском месторождении увеличится на 12 млн т. Помимо этого рост добычи ожидается на месторождении Кашаган – с нынешних 13 млн до 15 млн т в 2025 году. В целом ведомство предполагает, что уже к 2030 году в стране ежегодная добыча будет увеличена до 105 млн т.

Кто и куда продает

Сегодня добычей нефти в Казахстане занимаются 97 недропользователей. Как было указано выше, в 2018 году почти 70 млн т казахстанской нефти было отправлено за границу.

«Основные объемы добытой в Казахстане нефти экспортируются на рынок Европейского союза, а также Южной Кореи, Китая и Японии», – ответили «Курсиву» в Минэнерго. 

При этом на долю национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) приходится 23,6 млн т. Из них почти 15,7 млн т были получены благодаря дочерним и совместным предприятиям. Согласно годовому отчету акционерного общества, такие нефтегазовые компании, как «Озенмунайгаз», «Эмбамунайгаз», «Казахтуркмунай» и «Амангельды Газ», принадлежат КМГ полностью. Также компания на паритетной основе владеет такими предприятиями, как «Мангистаумунайгаз», «Каражанбасмунай» и «Казахойл Актобе». 66% доли имеет в СП «Казгермунай» и 33% – в «ПетроКазахстан Инк». Во всех вышеназванных совместных компаниях другими участниками являются Китайская национальная нефтегазовая корпорация – China National Petroleum Corporation (CNPC) или Китайская государственная инвестиционная корпорация – China International Trust and Investment Corporation (CITIC Group).

Еще 7,9 млн т нефти национальная компания получила благодаря долям в таких проектах, как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

По подсчетам, таким образом, на долю вышеприведенных топ-10 нефтяных компаний приходится почти 79 млн т нефти. Остальные 87 добывающих предприятий в совокупности произвели около 11,3 млн т нефти.

Кто чем владеет

ТОО «Тенгизшевройл»: Chevron (США) – 50%, ExxonMobil (США) – 25%, КМГ (РК) – 20%, СП «ЛукАрко» (РФ/США) – 5%.

НКОК: КМГ (РК) – 16,88%, Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, Inpex (Япония) – 7,56%.

КПО: Eni (Италия) – 29,25%, Shell (Великобритания) – 29,25%, Chevron (США) – 18%, ЛУКОЙЛ (РФ) – 13,5%, КМГ (РК) – 10%. 

АО «Мангистаумунайгаз»: КМГ (РК) – 50%, CNPC (Китай) – 50%.

АО «Озенмунайгаз»: КМГ (РК) – 100%.

АО «СНПС-Актобемунайгаз»: CNPC (Китай) – 100%.

АО «Эмбамунайгаз»: КМГ (РК) – 100%.

ТОО СП «Казгермунай»: КМГ (РК) – 50%, CNPC (Китай) – 50%.

АО «Каражанбасмунай»: КМГ (РК) – 50%, CITIC Group (Китай) – 50%.

«Бузачи Оперейтинг»: CNPC (Китай) – 50%, Sinopec (Китай) – 50%.

Семь из десяти компаний принадлежат казахстанским и китайским акционерам. Однако по объему производства они намного отстают от трех самых крупных операторов. В их состав входят компании из Западной Европы и США. В 2018 году ТШО, НКОК и КПО на троих произвели свыше 54 млн т нефти, что больше 60% всего добытого сырья в Казахстане.

Безымянный_55.png

1333 просмотра

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance