3058 просмотров

Казахстан может сократить импорт «ножек Буша»

Отечественные птицефабрики кратно нарастят выпуск мяса

Фото: Shutterstock

Осенью прошлого года была запущена первая очередь Макинской птицефабрики мощностью 25 тыс. тонн мяса в год с планами довести эту цифру в ближайшие годы до 100 тыс. тонн мяса. Этот проект был осуществлен АО «Aitas KZ», которое также управляет Усть-Каменогорской птицефабрикой и реализует мясо птицы под брендом «Кус&Вкус». О перспективах развития отрасли Kursiv.kz поговорил с и.о. вице-президента АО «Aitas KZ» Рабигой Токсеитовой.

– Какова в настоящее время общая производственная мощность Усть-Каменогорской и Макинской птицефабрик? Сколько планируется произвести мяса птицы по итогам 2019 года и каков будет рост по сравнению с 2018 годом? Идет ли все по плану по итогам первых шести месяцев?

– Мощность Усть-Каменогорской птицефабрики на сегодня составляет 29 тыс. тонн мяса птицы в год, к 2021 году УКПФ будет производить 30 тыс. тонн. В 2018 году было произведено 27 тыс. тонн. Макинская птицефабрика произвела в 2018 году 3190 тонн, за семь месяцев 2019 года – 14 396 тонн.

– Сколько мяса было экспортировано компанией в 2018 году, в первой половине 2019 года и планируется экспортировать по итогам текущего года?

– На сегодняшний день экспорт осуществляется в Кыргызстан и Россию. В 2018 году он составил 1814 тонн, за шесть месяцев текущего года – 3735 тонн.

– Какими мерами государственной поддержки компания уже воспользовалась? Что еще необходимо для развития птицеводства в Казахстане на примере холдинга Aitas?

– Государственная поддержка мясного птицеводства сегодня включает субсидии на 1 кг произведенного и реализованного мяса птицы; субсидии на приобретение племенных суточных цыплят; инвестиционное субсидирование. Эти меры господдержки применяются на УКПФ. Макинская птицефабрика пока получает субсидии на мясо, ожидаем получения инвестиционных субсидий.

Для развития отрасли мясного птицеводства государству необходимо предусмотреть предоставление длинных (10-15 лет) и дешевых (2-3%) кредитов. Кроме того, подведение внешней инфраструктуры для крупного бизнеса исключено из программы «Дорожная карта бизнеса 2020». При этом затраты на ее строительство без господдержки влияют на достаточно большое удорожание проектов по строительству объектов птицекомплекса, что делает их инвестиционно-непривлекательными. Например, при строительстве МПФ одним из условий инвесторов было подведение инфраструктуры за счет бюджетного финансирования. В этой связи на встрече с премьером-министром мы озвучили необходимость включения в программу субсидирования по возмещению части расходов, понесенных предпринимателями на строительство внешней инфраструктуры. Также мы попросили главу правительства сохранить действующие меры господдержки птицеводства до достижения 100% обеспечения внутреннего потребления отечественной продукцией птицеводства.

– Вы озвучили в правительстве планы по выходу на 1 млн тонн мяса в год. Идет ли речь о годовом объеме в мясе или это живой вес? Когда и как это может произойти?

– Это в живом весе. В течение 10 лет компания планирует расширить производство мяса птицы до 1 млн тонн в год. Акмолинская область будет производить 120 тыс. тонн – это Макинская птицефабрика (60 тыс. в живом весе) и плюс будет построена третья очередь еще на такой же объем.

– Вы отметили, что в Восточно-Казахстанской области планируется довести мощность птицефабрик до 600 тыс. тонн, а в южном Казахстане – до 200 тыс. тонн. Почему именно эти регионы выбраны в качестве точек роста?

– Эти регионы выбраны в связи с планируемым экспортом: Китай (500 тыс. тонн), страны Центральной Азии (150 тыс. тонн), Россия (50–100 тыс. тонн), Ближний Восток – 50 тыс. тонн. Доля экспорта в общем объеме производства внутри нашей компании составит 70%.

– Все мясо будет идти под брендом «Кус-Вкус» или компания может разработать продукты для разных сегментов рынка? Сейчас в Казахстане активно развиваются точки фаст-фуда по западным франшизам, где популярна курятина. Каковы успехи в работе с такими потребителями – как пробно, так и в рамках долгосрочных контрактов?

– Да, мы работаем с такими сетями, как KFC, местные сети фаст-фуда, и активно развиваем данное направление. Макинская птицефабрика сегодня производит 91 вид продукции, из которых 38 – «охлажденка», остальное – «заморозка». Планируем и дальше производить продукцию под брендом «Кус&Вкус». Возможно, будут разработаны дополнительные бренды продукции на экспорт.

– Ваша компания занимала на строительство первой очереди Макинской птицефабрики средства у АО «Банк развития Казахстана», Европейского банка реконструкции и развития, а также посредством вхождения в капитал участвовало АО «Казына Капитал Менеджмент». Будет ли компания продолжать пользоваться для расширения бизнеса данными источниками фондирования или же рассматривает новые источники?

– Мы планируем рассматривать и иные источники.

– Как решается вопрос с кормовой базой?

– Во-первых, в нашем холдинге есть свои предприятия по производству кормов. К 2023 году планируем расширить общую посевную площадь и довести ее до 35 тыс. га.  Кроме того, мы будем использовать пшеницу северных регионов страны, масличные Восточного Казахстана, а также ингредиенты, которые не производятся в стране, закупать за ее пределами.

– Персонал Макинской птицефабрики составляет 900 человек. В самом городе Макинске проживает менее 20 тыс. человек. Удалось ли найти всех работников на месте или пришлось стимулировать ввоз иногородней рабочей силы? Сколько рабочих мест будет работать там с выходом фабрики на 100 тыс. тонн мяса в год?

– На Макинской птицефабрике сегодня работают в основном жители близлежащих населенных пунктов и самого города Макинска, Щучинска. Работают также и жители других регионов страны – Павлодарской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей. Иностранные специалисты тоже работают, но их количество заметно сократилось. Если в самом начале реализации проекта (проектирования и строительства) их доля составляла 20%, то сейчас этот показатель сократился до 4%. Это связано с тем, что предприятие уже работает в операционном режиме, ряд иностранных специалистов, участвовавших в проектировании и строительстве, выполнили свои функции и покинули страну. Сейчас остались инженерно-технические работники, которые работают и параллельно обучают казахстанцев работе с самым современным оборудованием и технологией. К сожалению, в наших вузах не готовят узкопрофильных специалистов по специальностям, требуемым в птицеводстве.

banner_wsj.gif

3649 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg