Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Казахстан может сократить импорт «ножек Буша»

Отечественные птицефабрики кратно нарастят выпуск мяса

Фото: Shutterstock

Осенью прошлого года была запущена первая очередь Макинской птицефабрики мощностью 25 тыс. тонн мяса в год с планами довести эту цифру в ближайшие годы до 100 тыс. тонн мяса. Этот проект был осуществлен АО «Aitas KZ», которое также управляет Усть-Каменогорской птицефабрикой и реализует мясо птицы под брендом «Кус&Вкус». О перспективах развития отрасли Kursiv.kz поговорил с и.о. вице-президента АО «Aitas KZ» Рабигой Токсеитовой.

– Какова в настоящее время общая производственная мощность Усть-Каменогорской и Макинской птицефабрик? Сколько планируется произвести мяса птицы по итогам 2019 года и каков будет рост по сравнению с 2018 годом? Идет ли все по плану по итогам первых шести месяцев?

– Мощность Усть-Каменогорской птицефабрики на сегодня составляет 29 тыс. тонн мяса птицы в год, к 2021 году УКПФ будет производить 30 тыс. тонн. В 2018 году было произведено 27 тыс. тонн. Макинская птицефабрика произвела в 2018 году 3190 тонн, за семь месяцев 2019 года – 14 396 тонн.

– Сколько мяса было экспортировано компанией в 2018 году, в первой половине 2019 года и планируется экспортировать по итогам текущего года?

– На сегодняшний день экспорт осуществляется в Кыргызстан и Россию. В 2018 году он составил 1814 тонн, за шесть месяцев текущего года – 3735 тонн.

– Какими мерами государственной поддержки компания уже воспользовалась? Что еще необходимо для развития птицеводства в Казахстане на примере холдинга Aitas?

– Государственная поддержка мясного птицеводства сегодня включает субсидии на 1 кг произведенного и реализованного мяса птицы; субсидии на приобретение племенных суточных цыплят; инвестиционное субсидирование. Эти меры господдержки применяются на УКПФ. Макинская птицефабрика пока получает субсидии на мясо, ожидаем получения инвестиционных субсидий.

Для развития отрасли мясного птицеводства государству необходимо предусмотреть предоставление длинных (10-15 лет) и дешевых (2-3%) кредитов. Кроме того, подведение внешней инфраструктуры для крупного бизнеса исключено из программы «Дорожная карта бизнеса 2020». При этом затраты на ее строительство без господдержки влияют на достаточно большое удорожание проектов по строительству объектов птицекомплекса, что делает их инвестиционно-непривлекательными. Например, при строительстве МПФ одним из условий инвесторов было подведение инфраструктуры за счет бюджетного финансирования. В этой связи на встрече с премьером-министром мы озвучили необходимость включения в программу субсидирования по возмещению части расходов, понесенных предпринимателями на строительство внешней инфраструктуры. Также мы попросили главу правительства сохранить действующие меры господдержки птицеводства до достижения 100% обеспечения внутреннего потребления отечественной продукцией птицеводства.

– Вы озвучили в правительстве планы по выходу на 1 млн тонн мяса в год. Идет ли речь о годовом объеме в мясе или это живой вес? Когда и как это может произойти?

– Это в живом весе. В течение 10 лет компания планирует расширить производство мяса птицы до 1 млн тонн в год. Акмолинская область будет производить 120 тыс. тонн – это Макинская птицефабрика (60 тыс. в живом весе) и плюс будет построена третья очередь еще на такой же объем.

– Вы отметили, что в Восточно-Казахстанской области планируется довести мощность птицефабрик до 600 тыс. тонн, а в южном Казахстане – до 200 тыс. тонн. Почему именно эти регионы выбраны в качестве точек роста?

– Эти регионы выбраны в связи с планируемым экспортом: Китай (500 тыс. тонн), страны Центральной Азии (150 тыс. тонн), Россия (50–100 тыс. тонн), Ближний Восток – 50 тыс. тонн. Доля экспорта в общем объеме производства внутри нашей компании составит 70%.

– Все мясо будет идти под брендом «Кус-Вкус» или компания может разработать продукты для разных сегментов рынка? Сейчас в Казахстане активно развиваются точки фаст-фуда по западным франшизам, где популярна курятина. Каковы успехи в работе с такими потребителями – как пробно, так и в рамках долгосрочных контрактов?

– Да, мы работаем с такими сетями, как KFC, местные сети фаст-фуда, и активно развиваем данное направление. Макинская птицефабрика сегодня производит 91 вид продукции, из которых 38 – «охлажденка», остальное – «заморозка». Планируем и дальше производить продукцию под брендом «Кус&Вкус». Возможно, будут разработаны дополнительные бренды продукции на экспорт.

– Ваша компания занимала на строительство первой очереди Макинской птицефабрики средства у АО «Банк развития Казахстана», Европейского банка реконструкции и развития, а также посредством вхождения в капитал участвовало АО «Казына Капитал Менеджмент». Будет ли компания продолжать пользоваться для расширения бизнеса данными источниками фондирования или же рассматривает новые источники?

– Мы планируем рассматривать и иные источники.

– Как решается вопрос с кормовой базой?

– Во-первых, в нашем холдинге есть свои предприятия по производству кормов. К 2023 году планируем расширить общую посевную площадь и довести ее до 35 тыс. га.  Кроме того, мы будем использовать пшеницу северных регионов страны, масличные Восточного Казахстана, а также ингредиенты, которые не производятся в стране, закупать за ее пределами.

– Персонал Макинской птицефабрики составляет 900 человек. В самом городе Макинске проживает менее 20 тыс. человек. Удалось ли найти всех работников на месте или пришлось стимулировать ввоз иногородней рабочей силы? Сколько рабочих мест будет работать там с выходом фабрики на 100 тыс. тонн мяса в год?

– На Макинской птицефабрике сегодня работают в основном жители близлежащих населенных пунктов и самого города Макинска, Щучинска. Работают также и жители других регионов страны – Павлодарской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей. Иностранные специалисты тоже работают, но их количество заметно сократилось. Если в самом начале реализации проекта (проектирования и строительства) их доля составляла 20%, то сейчас этот показатель сократился до 4%. Это связано с тем, что предприятие уже работает в операционном режиме, ряд иностранных специалистов, участвовавших в проектировании и строительстве, выполнили свои функции и покинули страну. Сейчас остались инженерно-технические работники, которые работают и параллельно обучают казахстанцев работе с самым современным оборудованием и технологией. К сожалению, в наших вузах не готовят узкопрофильных специалистов по специальностям, требуемым в птицеводстве.


1289 просмотров

Как Украина собирается восстанавливать экспорт в Центральную Азию

Дорога в обход соседней РФ пока еще довольно дорогая

Фото: Shutterstock.com

Пока украинский бизнес ищет, как сократить издержки при транспортировке своих товаров в Центральную Азию в обход России, Казахстан предлагает Киеву создание совместных предприятий, продукция которых пойдет не только на азиатские рынки, но и на рынок ЕАЭС.

Ограничения на транзит украинской продукции в Центральную Азию, которые Россия ввела в 2016 году, сильно ударили по Киеву.  Например, если в 2013 году торговый оборот Украины со странами Центральной Азии составлял $13 млрд и $4,5 млрд приходилось на Казахстан, то в 2018 году товарооборот с РК просел до $1 млрд – такую цифру приводит посол Украины в Казахстане Иван Кулеба.

У казахстанского диппредставительства в Украине другая статистика: по данным советника посольства РК в Украине Арнура Танбая, торгового дна страны достигли в 2016 году, когда товарооборот упал до $1,3 млрд. В 2018 году был зафиксирован рост до $1,5 млрд, в первом полугодии 2019-го товарооборот подрос еще на 8,4%. При этом структура взаимной торговли разбалансирована – казахстанский экспорт растет на фоне падения украинского импорта.

Скидки на альтернативном пути

Альтернативный вариант поставок украинской продукции в Центральную Азию – маршрут ТРАСЕКА через Черное море, Грузию, Азербайджан и Каспий. Этот маршрут Киев пытался задействовать в 2016 году. Пробные партии контейнерных перевозок в Китай продемонстрировали недостатки маршрута: продекларированный срок в 14 дней при переправе паромами выдерживается не всегда, а средняя стоимость перевозки дороже транзита через РФ на 30-40%.

Если погодные условия – фактор нерегулируемый, то ценовой – вполне. «На ТРАСЕКА сейчас есть хорошие результаты: на участке от Достыка до Батуми снижены тарифы на 23%, в прошлом году украинские железные дороги стали полноценным членом организации, и теперь эта скидка распространяется и на нее, но маршрут сложный», – констатирует Танбай. Еще увеличить скидки на ТРАСЕКА украинская сторона собирается за счет повышения гарантированных объемов провоза по этому маршруту. Формировать эти потоки должен торговый дом «Украина – Азия», который создается как раз на территории РК. 

«Мы должны консолидировать товарные потоки, тогда можно рассчитывать на значительные скидки. Да, этот путь дороже, но это смотря какие масштабы направлять по этому направлению, и идея нового торгового дома заключается в том, чтобы собрать этот объем», – комментирует вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины Сергей Свистиль.

Почему СП выгоднее торговли

Еще одна задача торгового дома «Украина – Азия» – помощь бизнесу в сертификации продукции. Казахстан и Украина расходятся в плане технического регулирования: первый вовлекается в работу ЕАЭС, вторая двигается в сторону соответствия требованиям Европейского союза. 

985165948.jpg

Проблему сертификации и транзита можно решить за счет создания совместных предприятий двух стран на территории друг друга – это предложение депутата мажилиса парламента РК Юрия Тимощенко. «В Казахстане на первый план выводится развертывание производственных мощностей, у Украины есть технические умы и производство, но ее промышленная продукция в Европе сегодня не нужна, зато она нужна нам, – говорит Тимощенко. – У нас есть преференции на производство, на локализацию идут деньги, и если украинский бизнес локализуется здесь, то его продукция сможет пойти и на север, и на восток, и на юг».

Судя по данным Арнура Танбая, рост СП уже идет: если в 2016 году на территории Казахстана действовало 600 казахстанско-украинских СП, то теперь их число перевалило за тысячу. «Создание СП на территории Казахстана дает Украине выход на рынки Китая, Ирана, Центральной Азии и ЕАЭС, но я бы обратил внимание казахстанских предпринимателей на то, что надо создавать СП и там, потому что есть ассоциированное соглашение с ЕС, которое дает нам хорошие возможности для выхода в Европу; наши производители органической продукции используют уже эти возможности, надо их расширять», – говорит Танбай.

При этом украинскому бизнесу вовсе необязательно передислоцировать в Казахстан свою производственную базу, он может зарабатывать и услугами инжиниринга, как это уже делает украинское проектно-дизайнерское бюро ООО «ПроЛайн». «Мы имеем опыт сотрудничества в строительстве высокотехнологичного служебного судна для Казахстана «Байтерек», которое получило признание регистрационных органов Казахстана и России; мы планировали всю работу с казахстанскими поставщиком и производителем, – рассказывает директор компании Леонид Дубров. «ПроЛайн» уже получил предложение от «Казахстан Инжиниринг» по дальнейшему сотрудничеству на Каспии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций