Перейти к основному содержанию

1169 просмотров

Как в Карагандинской области будут решать проблему кредитования предпринимателей

МФО будет кредитовать их по программе «Енбек»

фото: Фонд «Даму»

В Карагандинской области проблему неохотного кредитования банками предпринимателей из моногородов и сельской местности собираются решить посредством размещения денег программы «Енбек» в МФО «Atameken-Qaragandy», передает корреспондент Kursiv.kz.

Деньги есть

С начала реализации программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Енбек» Карагандинской областью получено из республиканского бюджета 3,3 млрд тенге, из которых к настоящему моменту освоено более половины.

В 2017 году было выделено 967 млн тенге, выдано 84 кредита на сумму 979 млн тенге, создано 143 новых рабочих места. В 2018-ом выделено 1,5 млрд тенге, предоставлено 79 кредитов на сумму 945 млн тенге с созданием 84 новых рабочих мест. Средства были размещены в «Народном банке Казахстана» (728 млн тенге), «Сбербанке» (325 млн тенге), «АТФ Банке» (150 млн тенге), «ForteBank» (160 млн тенге), «Банке ЦентрКредит» (100 млн тенге).

В 2019-ом выделено 866,5 млн тенге, из которых размещены в банках второго уровня 302 млн тенге («Народный банк Казахстана»). Кроме того, три банка (Сбербанк, ForteBank, Банк ЦентрКредит) подали заявки на 320 млн тенге.

«В суммарном выражении Карагандинская область в лидерах. Но процент освоения по отношению к выделенной сумме не совсем высокий. Средства 2018 года до сих пор осваиваются. Думаю, в ближайшее время этот процесс завершится», - рассказывает директор Карагандинского филиала фонда «Даму» Тимур Екеев.

По его словам, фонд имеет шесть месяцев на размещение средств программы «Енбек» в банках, банки на освоение – девять.

«Обычно мы получаем деньги несколькими траншами с марта по декабрь. В течение полугода их размещаем. Поэтому в банк первые средства приходят только в сентябре. Соответственно, до апреля он может их осваивать. Если это происходит раньше, он опять заявляется в фонд, что ему нужны еще деньги», - отметил собеседник.

МФО в помощь

Как говорит Тимур Екеев, при освоении средств возникают задержки из-за устранения юридических замечаний, которые банки предъявляют предпринимателям.

«Банки одобряют выдачу, но до этого момента у них есть юридические замечания, например, по залоговому обеспечению. На их устранение уходит достаточно продолжительное время. Здесь заемщики не виноваты: бюрократическая система. Допустим, им нужно привести в соответствие акт ввода в эксплуатацию на квартиру, которая выступает в качестве залога. Для этого нужно пройти множество инстанций. За один день это не делается. Список документов, необходимых для получения кредита, разрабатывает банк. Он стандартный, но при его рассмотрении могут возникать вопросы. В среднем на сбор документов уходит месяц», - пояснил спикер.

Другой проблемой освоения денег программы «Енбек» является неохотное кредитование банками стартового бизнеса в моногородах и сельской местности. В Карагандинской области числится восемь моногородов и несколько сотен сел. В целом эта проблема характерна для всего Казахстана.

«Сегодня финансовый сектор переживает не лучшие времена, поэтому банки очень осторожно подходят к новым проектам. В областном центре начинающие предприниматели еще могут развиваться, потому что их залоги ликвидные. В моногородах банки неохотно берут в залог квартиры, а если и берут, то применяют очень низкий залоговый коэффициент», - говорит директор Карагандинского филиала фонда «Даму» Тимур Екеев. 

В будущем деньги программы «Енбек» собираются размещать в микрофинансовой организации «Atameken-Qaragandy», созданной РПП «Атамекен» и СПК «Сарыарка». Однако это произойдет не раньше октября 2019 года. Согласно требованиям Национального банка, бюджетные средства могут размещаться в финансовых структурах, которые существуют больше одного года.

«Таким образом, начинающие бизнесмены, которые не соответствовали тем или иным требованиям банков, получат больше шансов на предоставление льготного кредита. Подобная практика уже успешно внедрена в Кызылорде», - подчеркнул Екеев.

Он считает, что более лояльное отношение к заемщикам не скажется отрицательно на их платежной дисциплине.

«Я не думаю, что будет массовый невозврат. Население стало относиться ответственно к выплате кредитов и понимать, какие последствия могут наступить в случае невозврата. Мы даем гарантию при нехватке залогового обеспечения. В случае дефолта предприниматель лишается залога. И, если все нормы соблюдены, мы выплачиваем сумму гарантии банку, а потом взыскиваем ее с предпринимателя», - добавил собеседник. 

Стоит отметить, что условия программы позволяют предпринимателям в регионах получить в кредит максимум 16,4 млн тенге (6,5 тыс. МРП) сроком до пяти лет под 6% годовых. Это достаточно мало по сравнению с процентной ставкой, которую устанавливают банки при кредитовании клиентов за счет собственных средств – 14-18%. Так как чаще всего проблемы у предпринимателей возникают при оценке залога банком, фонд «Даму» предоставляет гарантию в размере до 85% от суммы кредита.

1612 просмотров

Какие навыки нужны современному руководителю цифровой организации

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock

Цифровая трансформация – это не только новые технологии: Big Data, голосовые помощники, интернет вещей, искусственный интеллект и прочее. Цифровая трансформация – это новые роли в компании, новые требования к сотрудникам, новая корпоративная культура и новые бизнес-процессы.

Чтобы быть успешным в этом новом бизнесе, нужно обладать новыми компетенциями  и навыками.

Решения на основе данных

Через три-пять лет любой руководитель должен будет уметь на основе данных принимать управленческие решения и выстраивать бизнес-процессы. Генеральный директор DIS Group KZ Канат Абиров говорит:

«Все решения будут приниматься не на основе внутреннего ощущения и опыта руководителя, а на основе анализа данных. Все большее значение будут иметь технологии Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект. Они будут помогать искать инсайты (полезные для бизнеса закономерности), предсказывать события (предиктивная аналитика), быстро проверять различные гипотезы. Те менеджеры, которые смогут подстроиться под такую схему управления, будут наиболее успешными».

Речь не идет о том, что всем придется учиться программировать или управлять всеми корпоративными IТ-решениями для работы с данными. В будущем по-прежнему сохранится должность директора по данным (CDO), который будет определять методологию работы с данными и управлять корпоративными данными в целом. Сохранятся и должности инженеров по данным, аналитиков и data scientists, которые продолжат помогать остальным сотрудникам эффективно работать с информацией.

Все менеджеры в своей работе продолжат ежедневно сталкиваться с задачами, для выполнения которых им будут нужны данные. Важно уметь определять, какие именно данные понадобятся в работе. Как, где и с помощью каких инструментов их лучше собрать, насколько регулярно это необходимо делать, и кто именно будет выполнять эту работу. Собранные и правильно структурированные данные помогут маркетологу предложить новые сервисы и сделать персонализированное предложение, предугадав потребности клиента, а директору по развитию подскажут новую бизнес-модель.

Эти выводы подтверждает отчет 2019 года исследовательского агентства IDC, согласно которому ориентированность на использование данных станет одним из важнейших навыков корпоративной «культуры будущего». К 2024 году этими навыками овладеют руководители в 50% компаний из списка 2 тыс. самых крупных в мире.

Презентация и объяснение

Для руководителя важно не только принять правильное решение, но и уметь его презентовать и совету директоров, и подчиненным, и другим заинтересованным лицам. Сейчас для этого используются отчеты, которые распечатываются или загружаются в Power Point в текстовом виде или в виде графиков, таблиц, схем.

В будущем для презентации данных будут широко использоваться дашборды – визуальное представление наиболее важной информации в рамках одного экрана. Хорошо продуманный дашборд позволит сэкономить время на презентацию данных, сделать ее более точной и актуальной, обновлять ее в реальном времени. Во многих компаниях переход к такому представлению информации уже начался.

Создавать дашборды нужно учиться – чтобы отсортировывать ключевую информацию, которая будет представлена, логику ее расположения, правильно выбирать источники данных.

Профессиональная любознательность

Аналитики издания Harvard Business Review выделили факторы, которые позволяют компаниями успешнее нанимать специалистов для осуществления цифровой трансформации в своих организациях. Для этого они опросили более тысячи руководителей по всему миру.

Прежде всего, успешные с точки зрения цифровой трансформации компании в большей степени обращают внимание на потенциал сотрудников, чем на их достижения. Связано это с тем, что технологии сейчас развиваются очень быстро, экспертиза быстро устаревает. На первое место выходят быстрая обучаемость, способность приспосабливаться и профессиональная любознательность.

Естественно, такой подход требует постоянного обучения сотрудников новым инструментам и методикам. Так, сейчас в СНГ большинство крупных компаний уже открыло собственые центры обучения. Свои школы данных в России есть у «Ростелекома», «Сибура», ПАО «Вымпелком» и других, в Казахстане – у «Альфа-Банк Казахстан». В таких школах учатся не только технические специалисты, но и сотрудники других бизнес-подразделений: маркетинга, HR и прочих.

Также важный фактор для цифровой трансформации, согласно Harvard Business Review, – хорошо развитые коммуникативные навыки сотрудников. Самым востребованным из них оказалась способность работать в команде. Кроме того, те, кто преуспели в цифровой трансформации, больше обращают внимание на вклад, который сотрудник может сделать для команды, и стимулируют работников к росту.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif