Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2473 просмотра

Как построить завод без поддержки государства

И привлечь зарубежных инвесторов

Фото: Shutterstock

Строительство завода листового стекла в Казахстане за последние семь лет обсуждалось неоднократно. Его планировали запустить в Актобе, Кызылорде и в Павлодаре. Если в первых случаях государство активно способствовало процессу, то в Павлодаре частный инвестор встречал препятствия.

ТОО «ИнтурСервисПульс» намерено поставить в Павлодарской области завод по выпуску листового стекла в 2021 году. Стоимость проекта – $145 млн, проектная мощность – 140 тыс. т в год, или 10,5–11 млн кв. м стекла. На сегодня решены вопросы по подведению электрических коммуникаций, сетей водоснабжения, железнодорожной ветки длиной 4,2 км от станции Калкаман к будущему стекольному заводу. Проект планируется окупить за 5–6 лет, что является хорошим показателем, если учесть низкую рентабельность бизнеса.

В настоящее время выделена земля для газового хозяйства и хранилища на площади 2 га. Завод будет работать на газе.

«В свое время, когда Асет Исекешев был министром индустрии и новых технологий РК, он заявил, что стекольному заводу в Павлодаре на угле не работать. В 2017 году я был на встрече президентов Казахстана и России в Челябинске и встретился с представителем «Газпрома». Вопрос по поставке газа был решен», – сообщил «Курсиву» руководитель ТОО «ИнтурСервисПульс» Кенес Жумабеков.

По его словам, также были получены права на недропользование по добыче кварцевых песков на месторождении Карасор-1. Это главная составляющая в данном производстве. На получение документа ушли годы. Но без него ни один из потенциальных инвесторов деньги в проект не вложит: производство должно иметь собственное сырье. На ближайшие несколько лет этого песка будет достаточно. Но необходимо еще продолжить разведку на месторождениях Карасорская-5 и Майсорское. Разведка последнего проводилась в 1951 году, речь шла о запасах в 35 млн т. песка для стекольного производства.

Находясь в поисках финансирования проекта, одно время предприниматель очень надеялся на частичную поддержку со стороны государства – как гаранта перед зарубежными партнерами. Не дождавшись, решил сделать ставку исключительно на частные инвестиции. И нашел. В 2017 году в Международном финансовом центре в Дубае было подписано соглашение между павлодарской компанией и трио компаний из ОАЭ, Кувейта и Великобритании.

«Условия контракта неплохие – на 10 лет под 3%. Причем погашение кредита начнется спустя два года после его выдачи, то есть по завершении строительства завода. Главное, что с кувейтской стороной – компанией Hezer Ventures – мы можем рассчитываться не деньгами, а стеклом. В Кувейте нет стекольного завода. Схема доставки отработана: из поселка Калкаман отправляем вагоны до Актау, оттуда паромом до Ирана, а там и до Кувейта рукой подать», – говорит Кенес Жумабеков.

По его словам, большой интерес к проекту и у китайской госкомпании СМС, которая вошла в казахстанский автопром. Недавно проявился европейский инвестор, заинтересованный во вложении своих средств в проект. Как отметил предприниматель, все они должны собраться уже в сентябре в Павлодаре и наконец решить, кто из них станет инвестором проекта.

Дубль два

Напомним, в 1994 году в Павлодаре Кенес Жумабеков уже запускал стекольный завод. Правда, сначала наладили производство бутылок, затем планировалось запустить линию листового стекла. Проект бывшего советника по вопросам предпринимательства Елбасы не нашел успеха. Кенес Жумабеков признался, что его ошибка состояла в распылении средств.

«Занимался всем: от производства линолеума, санфаянса до спонсирования волейбольной команды и создания школы бизнеса. Даже реактивный самолет имел. Но самым любимым детищем был и остается стекольный завод», – вспоминает предприниматель.

Тогда же он привез специалистов с завода из города Гусь-Хрустального, некоторые из них до сих пор живут в Павлодаре. Завод потом раскатали бульдозером.

За эти годы предприниматель не раз находил инвесторов, готовых вложить деньги в стекольное производство, но все время возникали какие-то преграды.

«За последние 10 лет мною было вложено в проект более $5 млн: в разработку, экспертизу и прочее. Много лет ушло на получение разрешения, на выделение участка для добычи песка. А ведь речь шла не о золоте, меди или серебре, а всего лишь о кварцевом песке», – говорит Кенес Жумабеков.

И вот теперь, по мнению предпринимателя, он так близок к своей мечте, что готов отдать инвестору 99,9% контрольного пакета будущего предприятия. Лишь бы построить завод.

По информации управления индустриально-инновационного развития, данный проект входит в Карту индустриализации области с 2016 года. Если до конца текущего года к его реализации не приступят, то он будет из нее исключен.

Кочующий проект

Проект строительства завода листового стекла эти годы путешествовал по Казахстану. Государственные чиновники сначала делали ставку на Актобе, последние несколько лет пытаются наладить производство в Кызылорде.

В мае текущего года, во время рабочей поездки в Кызылординскую область, президент Касым-Жомарт Токаев поручил начать производить казахстанское стекло.

«Необходимо завершить строительство стекольного завода. Вокруг него нужно создать соответствующие производства и условия для развития бизнес-кластера. Поручаю холдингу «Байтерек» совместно с акиматом Кызылординской области запустить завод и выпустить первое казахстанское стекло», – заявил глава государства.

Стекольный завод стоимостью 42 млрд тенге должны были запустить на юге страны еще в 2017 году. Но в связи с коррупционными скандалами работы были приостановлены. По версии следствия, экс-министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, будучи главой фонда «Байтерек», организовал преступную схему по хищению 1 млрд тенге при строительстве завода в 2014 году. Чиновника признали виновным и назначили наказание в виде лишения свободы на 10 лет. В марте 2018 года управляющий директор, член правления Банка развития Казахстана (БРК) Думан Аубакиров сообщил, что завод будет достроен до конца 2018 года. Но возникло новое препятствие. На этот раз не нашли общего языка американская компания Stewart Engineers, владеющая 20,29% акций, с основным учредителем проекта – китайской компанией China Triumph International.

Получить информацию у инициатора проекта ТОО «Orda Glass ltd» не удалось. «Курсиву» было предложено воспользоваться информацией в интернете.

Нужен ли Казахстану стекольный завод?

Согласно исследованиям одной из ведущих консалтинговых компаний Украины в сфере проведения маркетинговых исследований Maxrise Consulting, объем рынка закаленного листового стекла в мире превысит показатель $40 млрд к 2024 году. Основным драйвером такого роста станет наращивание строительства коммерческой и жилой недвижимости. В настоящий момент все крупнейшие мировые игроки предпочитают смещать свое производство в азиатский регион, используя преимущество низкой стоимости рабочей силы, целый ряд действенных государственных стимулов и наличие дешевых сырьевых ресурсов.

Между тем в 2018 году Казахстан закупил листовое стекло на 12,9 млрд тенге. Рост рынка – 12% в год. Основными поставщиками в Казахстан являются Китай, Россия и Кыргызстан, на них приходится до 93% импорта.


1490 просмотров

Как Украина собирается восстанавливать экспорт в Центральную Азию

Дорога в обход соседней РФ пока еще довольно дорогая

Фото: Shutterstock.com

Пока украинский бизнес ищет, как сократить издержки при транспортировке своих товаров в Центральную Азию в обход России, Казахстан предлагает Киеву создание совместных предприятий, продукция которых пойдет не только на азиатские рынки, но и на рынок ЕАЭС.

Ограничения на транзит украинской продукции в Центральную Азию, которые Россия ввела в 2016 году, сильно ударили по Киеву.  Например, если в 2013 году торговый оборот Украины со странами Центральной Азии составлял $13 млрд и $4,5 млрд приходилось на Казахстан, то в 2018 году товарооборот с РК просел до $1 млрд – такую цифру приводит посол Украины в Казахстане Иван Кулеба.

У казахстанского диппредставительства в Украине другая статистика: по данным советника посольства РК в Украине Арнура Танбая, торгового дна страны достигли в 2016 году, когда товарооборот упал до $1,3 млрд. В 2018 году был зафиксирован рост до $1,5 млрд, в первом полугодии 2019-го товарооборот подрос еще на 8,4%. При этом структура взаимной торговли разбалансирована – казахстанский экспорт растет на фоне падения украинского импорта.

Скидки на альтернативном пути

Альтернативный вариант поставок украинской продукции в Центральную Азию – маршрут ТРАСЕКА через Черное море, Грузию, Азербайджан и Каспий. Этот маршрут Киев пытался задействовать в 2016 году. Пробные партии контейнерных перевозок в Китай продемонстрировали недостатки маршрута: продекларированный срок в 14 дней при переправе паромами выдерживается не всегда, а средняя стоимость перевозки дороже транзита через РФ на 30-40%.

Если погодные условия – фактор нерегулируемый, то ценовой – вполне. «На ТРАСЕКА сейчас есть хорошие результаты: на участке от Достыка до Батуми снижены тарифы на 23%, в прошлом году украинские железные дороги стали полноценным членом организации, и теперь эта скидка распространяется и на нее, но маршрут сложный», – констатирует Танбай. Еще увеличить скидки на ТРАСЕКА украинская сторона собирается за счет повышения гарантированных объемов провоза по этому маршруту. Формировать эти потоки должен торговый дом «Украина – Азия», который создается как раз на территории РК. 

«Мы должны консолидировать товарные потоки, тогда можно рассчитывать на значительные скидки. Да, этот путь дороже, но это смотря какие масштабы направлять по этому направлению, и идея нового торгового дома заключается в том, чтобы собрать этот объем», – комментирует вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины Сергей Свистиль.

Почему СП выгоднее торговли

Еще одна задача торгового дома «Украина – Азия» – помощь бизнесу в сертификации продукции. Казахстан и Украина расходятся в плане технического регулирования: первый вовлекается в работу ЕАЭС, вторая двигается в сторону соответствия требованиям Европейского союза. 

985165948.jpg

Проблему сертификации и транзита можно решить за счет создания совместных предприятий двух стран на территории друг друга – это предложение депутата мажилиса парламента РК Юрия Тимощенко. «В Казахстане на первый план выводится развертывание производственных мощностей, у Украины есть технические умы и производство, но ее промышленная продукция в Европе сегодня не нужна, зато она нужна нам, – говорит Тимощенко. – У нас есть преференции на производство, на локализацию идут деньги, и если украинский бизнес локализуется здесь, то его продукция сможет пойти и на север, и на восток, и на юг».

Судя по данным Арнура Танбая, рост СП уже идет: если в 2016 году на территории Казахстана действовало 600 казахстанско-украинских СП, то теперь их число перевалило за тысячу. «Создание СП на территории Казахстана дает Украине выход на рынки Китая, Ирана, Центральной Азии и ЕАЭС, но я бы обратил внимание казахстанских предпринимателей на то, что надо создавать СП и там, потому что есть ассоциированное соглашение с ЕС, которое дает нам хорошие возможности для выхода в Европу; наши производители органической продукции используют уже эти возможности, надо их расширять», – говорит Танбай.

При этом украинскому бизнесу вовсе необязательно передислоцировать в Казахстан свою производственную базу, он может зарабатывать и услугами инжиниринга, как это уже делает украинское проектно-дизайнерское бюро ООО «ПроЛайн». «Мы имеем опыт сотрудничества в строительстве высокотехнологичного служебного судна для Казахстана «Байтерек», которое получило признание регистрационных органов Казахстана и России; мы планировали всю работу с казахстанскими поставщиком и производителем, – рассказывает директор компании Леонид Дубров. «ПроЛайн» уже получил предложение от «Казахстан Инжиниринг» по дальнейшему сотрудничеству на Каспии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций