Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2942 просмотра

Как инвесторов в Павлодарской области «подсаживают» на дешёвый киловатт

В регионе одни из самых низких тарифов на электроэнергию в стране

Фото: Shutterstock

Власти Павлодарской области называют главной составляющей инвестиционной привлекательности региона электроэнергию. В регионе она в профиците, и цена ее одна из самых дешевых в стране. Бизнес же интересует, как долго продлится это преимущество.

Грузите мегаватты бочками

На долю Павлодарской области приходится 42% всей производимой в стране электроэнергии. Мощность семи станций региона составляет почти 8,5 тыс. МВт. Профицит электроэнергии, по данным акимата области, составляет на сегодня 1 тыс. МВт. 

Один из крупных игроков рынка генерации находится в Экибастузе, где создается индустриальная зона, завязанная на дешевой электроэнергии. Фактическая установленная мощность станции Экибастузской ГРЭС-1 составляет 3,5 тыс. МВт. И появление новых крупных потребителей приветствуется. Одним из таких должен стать завод по производству металлизированного кремния. Для властей это прежде всего инвестиции, которые могут составить порядка $75 млн. 

Завод будет потреблять 80 МВт на первом этапе и 215 МВт – после запуска второй очереди предприятия. 

По информации, предоставленной «Курсиву» управляющим директором по производству и управлению активами АО «Самрук-Энерго» Сериком Тютебаевым, в настоящее время станция работает с нагрузкой 2500 МВт. Резерв имеется.
 
Что касается стоимости электроэнергии станции, то она составляет 5,76 тенге за киловатт-час. Для сравнения: на Экибастузской ГРЭС-2 – 7,3 тенге за 1 кВт*ч. Правда, глава региона Булат Бакауов повсеместно озвучивает цифру привлекательности экибастузской энергетики – 8 тенге за 1 кВт*ч, но это с учетом ее передачи по сетям АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (KEGOC). 

Чтобы обойти национальные сети, сохранив уровень местного тарифа, и отпускать дешевую энергию с шин станции, то есть напрямую, было решено построить новую линию электропередачи. Она соединит станцию и будущую экибастузскую индустриальную зону. Согласно ответу управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Павлодарской области, проектным институтом АО «КазНИПИИТЭС «Энергия» уже разработана схема внешнего энергоснабжения промзоны в районе Экибастузской ГРЭС-1. Данный проект позволит обеспечить загрузку простаивающих энергоблоков станции, что даст прирост выработки электро­энергии. Согласно информации акима области, озвученной на недавней отчетной встрече с депутатами, речь идет о подстанции на 500 МВт и линии электропередачи. Для строительства необходимо 23 млрд тенге. 

«Что позволит обеспечить прирост выработки электро­энергии в объеме 2,6 млрд кВт*ч в год. И это наше конкурентное преимущество», – отметил глава региона.

По данным управления энергетики, четыре компании готовы воспользоваться дешевой электроэнергией и даже вложить средства в проект, но при условии, что в итоге отпускной тариф со станции останется не выше 8 тенге. 

К слову, уже разработана проектно-сметная документация для строительства, которая находится на согласовании в KEGOC. Но есть проблема – ЛЭП выше 220 кВ, согласно закону об энергетике, должна перейти на баланс системного оператора, а это может повлиять на тариф в сторону увеличения. В этом случае он уже будет не так интересен. 

Впрочем, опыт «ответвления» от системного оператора уже имеется: несколько лет назад Аксуский завод ферросплавов (структура ERG) построил свою линию электропередачи, соединяющую его с источником дешевой электроэнергии – с Аксуской станцией. 

Потенциальных инвесторов интересует, как долго цена за киловатт Экибастузской ГРЭС-1 останется на нынешнем уровне. В АО «Самрук-Энерго» напомнили, что установление предельных тарифов относится к компетенции государственных органов. 

«Предельные тарифы на электроэнергию, покрывающие затраты на ее производство, расходы на выплату вознаграждений за заемные средства, привлеченные на реализацию инвестпроектов, определяются индивидуально для каждой группы электростанций на срок не менее семи лет», – отметил представитель компании.

Впрочем, по его словам, срок может корректироваться в случае увеличения основных затрат. 

электростанциями павлодарской области.jpg

Павлодар поможет

Еще одна индустриальная зона, также ориентированная на низкий тариф на электроэнергию, строится в пределах границ города Аксу. Там власти делают упор на создание агрогородка общей площадью 1,5 тыс. га. Ключевыми его звеньями станут сахарный и крахмальный заводы. Есть интерес у китайских инвесторов, готовых вложить миллионы долларов в новые проекты. Правда, здесь планируется запитаться от электросетей Павлодарской РЭК, а не потреблять дешевую электроэнергию местной электростанции. Технические условия на потребление 30 МВт уже имеются. Таким образом, в Аксу пойдет электроэнергия от павлодарских станций. 

Аксуская же станция направит свою энергию на третью очередь электролизного завода, строительство которой намечено на ближайшие годы. Возможно, для этого придется построить два новых блока. Вопрос в стадии рассмотрения.

Что касается увеличения мощностей региона за счет строительства третьего блока на Экибастузской ГРЭС-2, то, по информации Серика Тютебаева, осуществляются мероприятия по возобновлению реализации проекта. Скорее всего, к этой теме вернутся, когда российская доля перейдет казахстанской стороне.

Впрочем, даже без этих новых мощностей профицит электроэнергии в регионе, по данным управления энергетики области, продержится до 2025 года.

«В начале текущего года Министерством энергетики РК утвержден семилетний прогноз­ный баланс на 2019–2025 годы. Согласно данному балансу, с учетом выхода старых и ввода новых энергетических мощностей, ее профицит ожидается до 2025 года», – отметил спикер.

Не исключено, что даже после указанной даты переизбыток будет существовать, а это предполагает некую стабильность тарифа, который пока остается привлекательным для инвестора.


1490 просмотров

Как Украина собирается восстанавливать экспорт в Центральную Азию

Дорога в обход соседней РФ пока еще довольно дорогая

Фото: Shutterstock.com

Пока украинский бизнес ищет, как сократить издержки при транспортировке своих товаров в Центральную Азию в обход России, Казахстан предлагает Киеву создание совместных предприятий, продукция которых пойдет не только на азиатские рынки, но и на рынок ЕАЭС.

Ограничения на транзит украинской продукции в Центральную Азию, которые Россия ввела в 2016 году, сильно ударили по Киеву.  Например, если в 2013 году торговый оборот Украины со странами Центральной Азии составлял $13 млрд и $4,5 млрд приходилось на Казахстан, то в 2018 году товарооборот с РК просел до $1 млрд – такую цифру приводит посол Украины в Казахстане Иван Кулеба.

У казахстанского диппредставительства в Украине другая статистика: по данным советника посольства РК в Украине Арнура Танбая, торгового дна страны достигли в 2016 году, когда товарооборот упал до $1,3 млрд. В 2018 году был зафиксирован рост до $1,5 млрд, в первом полугодии 2019-го товарооборот подрос еще на 8,4%. При этом структура взаимной торговли разбалансирована – казахстанский экспорт растет на фоне падения украинского импорта.

Скидки на альтернативном пути

Альтернативный вариант поставок украинской продукции в Центральную Азию – маршрут ТРАСЕКА через Черное море, Грузию, Азербайджан и Каспий. Этот маршрут Киев пытался задействовать в 2016 году. Пробные партии контейнерных перевозок в Китай продемонстрировали недостатки маршрута: продекларированный срок в 14 дней при переправе паромами выдерживается не всегда, а средняя стоимость перевозки дороже транзита через РФ на 30-40%.

Если погодные условия – фактор нерегулируемый, то ценовой – вполне. «На ТРАСЕКА сейчас есть хорошие результаты: на участке от Достыка до Батуми снижены тарифы на 23%, в прошлом году украинские железные дороги стали полноценным членом организации, и теперь эта скидка распространяется и на нее, но маршрут сложный», – констатирует Танбай. Еще увеличить скидки на ТРАСЕКА украинская сторона собирается за счет повышения гарантированных объемов провоза по этому маршруту. Формировать эти потоки должен торговый дом «Украина – Азия», который создается как раз на территории РК. 

«Мы должны консолидировать товарные потоки, тогда можно рассчитывать на значительные скидки. Да, этот путь дороже, но это смотря какие масштабы направлять по этому направлению, и идея нового торгового дома заключается в том, чтобы собрать этот объем», – комментирует вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины Сергей Свистиль.

Почему СП выгоднее торговли

Еще одна задача торгового дома «Украина – Азия» – помощь бизнесу в сертификации продукции. Казахстан и Украина расходятся в плане технического регулирования: первый вовлекается в работу ЕАЭС, вторая двигается в сторону соответствия требованиям Европейского союза. 

985165948.jpg

Проблему сертификации и транзита можно решить за счет создания совместных предприятий двух стран на территории друг друга – это предложение депутата мажилиса парламента РК Юрия Тимощенко. «В Казахстане на первый план выводится развертывание производственных мощностей, у Украины есть технические умы и производство, но ее промышленная продукция в Европе сегодня не нужна, зато она нужна нам, – говорит Тимощенко. – У нас есть преференции на производство, на локализацию идут деньги, и если украинский бизнес локализуется здесь, то его продукция сможет пойти и на север, и на восток, и на юг».

Судя по данным Арнура Танбая, рост СП уже идет: если в 2016 году на территории Казахстана действовало 600 казахстанско-украинских СП, то теперь их число перевалило за тысячу. «Создание СП на территории Казахстана дает Украине выход на рынки Китая, Ирана, Центральной Азии и ЕАЭС, но я бы обратил внимание казахстанских предпринимателей на то, что надо создавать СП и там, потому что есть ассоциированное соглашение с ЕС, которое дает нам хорошие возможности для выхода в Европу; наши производители органической продукции используют уже эти возможности, надо их расширять», – говорит Танбай.

При этом украинскому бизнесу вовсе необязательно передислоцировать в Казахстан свою производственную базу, он может зарабатывать и услугами инжиниринга, как это уже делает украинское проектно-дизайнерское бюро ООО «ПроЛайн». «Мы имеем опыт сотрудничества в строительстве высокотехнологичного служебного судна для Казахстана «Байтерек», которое получило признание регистрационных органов Казахстана и России; мы планировали всю работу с казахстанскими поставщиком и производителем, – рассказывает директор компании Леонид Дубров. «ПроЛайн» уже получил предложение от «Казахстан Инжиниринг» по дальнейшему сотрудничеству на Каспии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций