Перейти к основному содержанию

17994 просмотра

Как бизнес грузоперевозок Казахстана страдает от мошенников

Злоумышленники обманным путем похищают ценные грузы, воруют целые фуры

На территории Казахстана и России действует организованная преступная группировка, промышляющая мошенничеством в сфере грузоперевозок. В день, по словам предпринимателей, пропадает до четырех грузовых машин, кроме того, исчезают и грузы с ходовым товаром: чаем, металлом, бытовой химией.

Реальная история

Руководитель фирмы Tranz.kz Жомарт Есентугелов уже несколько лет борется с мошенниками в сфере грузоперевозок и помогает владельцам транспортных компаний отстаивать права. Несколько лет назад он сам стал жертвой обманщиков и понес ущерб на несколько десятков миллионов тенге. Его фирма обязалась доставить фуру с пустыми алюминиевыми пивными кегами из Петропавловска в Алматы, маршрут предполагал две дозагрузки в Нур-Султане и Балхаше. Нашли водителя, собрали все документы, оформили договор. 

«Машина вышла, мы получили данные водителя, указали, где ему нужно разгрузить кеги. Мы общались по телефону с водителем. Он называл нам особенности дороги, говорил, где он проезжает, где остановился, а потом выяснилось, что на самом деле это уже был мошенник, все это время находился вообще в Ростове-на-Дону», – рассказал Жомарт Есентугелов.

По его словам, в этот же момент мошенник все время общался с настоящим водителем, сопровождая груз. Компании грузоперевозок он выслал по почте реальные документы человека, который вел машину. 

«Мы разговаривали все время с мошенником, а думали, что говорим с водителем и груз идет по заданному маршруту, что все в порядке по срокам», – поясняет предприниматель. 

Но груженная кегами машина в Алматы не приехала. Груз стоимостью 36 млн тенге исчез. Спустя время пострадавшей компании удалось установить место последней разгрузки товара, но дальше следы потерялись. 

«Мы выяснили, что груз разгрузили не в том месте, но узнали об этом спустя много времени, по номеру машины нашли реального водителя, который сообщил нам, что по нашему же указанию разгрузился уже очень давно. К сожалению, это происходит очень часто, введенные мошенниками в заблуждение водители везут груз в другой город, потому что те действуют от имени компании-грузоперевозчика», – отмечает владелец ТОО «Tranz.kz».

Это не залетные хулиганы

Пропадают в Казахстане не только грузы, но и грузовые автомобили, их разбирают на запчасти и продают по дешевой цене. Предприниматели уверены: помимо мошенников-одиночек на территории страны действует организованная преступная группировка, поиском которой правоохранительные органы не занимаются. 

«На территории нашей страны, а также России безнаказанно действует одна и та же преступная группировка. Речь идет не о залетных хулиганах. Это долгие годы четко работающая группа, из-за которой три-четыре машины в месяц пропадает по Казахстану, это мои наблюдения субъективные. Стоимость фуры – не менее 15 млн тенге каждая, запчасти мошенники продают как лом», – поясняет Жомарт Есентугелов.

Изучив списки обманутых предпринимателей, он связался с ними и только за два месяца выявил 30 пострадавших компаний. Говорит, что в реальности их гораздо больше. Дело в том, что далеко не все обращаются в полицию, поскольку не хотят портить имидж своей фирмы. 
По словам предпринимателя, схема обмана во всех случаях одна и та же: мошенники под видом реальных компаний заключают договоры на перевозку грузов, а затем похищают товар. При этом для грузоотправителя мошенники выступают как транспортная компания, а для транспортной компании – как грузоотправитель. При работе используют, как правило, интернет-площадки для поиска грузов и машин – dela.kz, fafa.kz.

Схема обмана проста

Чтобы хоть как-то обезопасить свой бизнес, предприниматели создали страницы на специализированных сайтах, где публикуют данные мошенников. Общаются в созданных группах WhatsApp, где делятся информацией и занимаются выявлением липовых грузоперевозчиков. 
Предприниматель Ерсаин Сатаев содержит несколько логистических фирм, говорит, что ему тоже пришлось столкнуться с мошенниками, в его случае убытки понес водитель грузовой машины, которого обманули, пообещав хорошие деньги за маршрут. Сейчас бизнесмен активно сотрудничает с группой активистов, помогая выявлять ложные заявки, на помощь полиции уже и не надеется.

«Сейчас с каждым днем все больше и больше становится мошенников, ситуация очень тревож­ная, каждый третий-четвертый звонок – от мошенников. Есть мошенники, которые авансы берут, обычно клиенты на погрузке 50% делают предоплату водителям, на солярку, на другие расходы, чтобы нормально машина доехала. И вот мошенник добивается, чтоб этот аванс падал на его карточку, не на его, конечно, а на тот счет, на который он скажет», – поясняет Ерсаин Сатаев. 

Схема обмана проста, говорит предприниматель, свое имя мошенник не светит, использует временную сим-карту и чужие банковские карты. Он добивается, чтобы либо водитель, либо клиент отправил ему деньги на счет. А после того как деньги упадут, выкидывает использованную сим-карту, придумывает себе новое имя и работает дальше. Люди за день могут отправить ему до миллиона тенге. 

Предприниматели подробно описывают алгоритм действий мошенников. Выяснилось, что они заходят на сайты, находят грузы, звонят по телефонам, которые указаны, подробно узнают у клиентов информацию о том, что за груз, куда его надо отправить. Потом звонят водителю или выставляют заявку, причем делают это не сами, а через третьих лиц, просят логистов или водителей, объясняя последним, что у них нет интернета, а груз срочно нужно выставить. За каждую выставленную заявку в знак благодарности обещают до 30 тыс. тенге. 

«Один мошенник работает постоянно, мы его уже и голос знаем, и почерк. До 10 заявок в день он может выставить. Посторонние люди выставляют его заявки, его контакты. А по этим номерам ему звонят водители, спрашивают про груз, им обещает денежных клиентов, обнадеживая, что водители пустыми ехать не будут и смогут заработать за рейс до 900 тыс. тенге. Говорит, что сам бывший перевозчик и знает, какой это труд. Водители рады такому «жирному» случаю, верят, и тут он им говорит, что при первой же загрузке следует сказать клиенту, чтобы он закинул деньги на карту. Банковские карты тоже чужие, просто находит людей у банкоматов и уговаривает их дать свои данные и снять деньги с карты, а за эту услугу платит им по 5 тыс. тенге»,– поясняет Сатаев.

На полицию надежды нет

Как рассказывают предприниматели, им удалось однажды выследить мошенника и идентифицировать его личность, данные принесли в полицию, но его никто не задержал. 

«В конце января этого года он попался на видеокамеру. Пострадавшие люди нашли фото, установили имя и фамилию. Ребята, которые «попадали», написали заявления в полицию, указав его подлинное имя. И сделали они это в четырех городах. И что бы вы думали? Ничего не случилось, никто его не задержал, а мы по сей день собираем факты, скриншоты, голосовые сообщения и квитанции, ну, и считаем новых пострадавших. Полицейские просто не хотят работать. Именно поэтому мошенники и орудуют», – говорит Ерсаин Сатаев. 

Кстати, еще в 2018 году обманутые грузоперевозчики устроили пресс-конференцию в Алматы, где публично обратились к журналистам и полицейским, сообщив, что транспортные компании становятся жертвами мошенников. Они заявили, что смогли выйти на след мошенников, полицейским осталось только задержать подозреваемых. В числе пострадавших тогда выступили несколько компаний, среди них ТОО «Victoriya TLC», у которого были украдены орехи на сумму 9,5 млн тенге, ТОО «ПрогрессВторРесурсы» лишилось лома свинца стоимостью более 10 млн тенге, у ТОО «RG Global» украли силовой медный кабель – 23 млн тенге, у ИП «Иванько» – кондитерские изделия на сумму 25 млн тенге. У фирмы «Маткина» пропала машина с кофе на сумму 20 млн тенге. В числе пострадавших также ТОО «Tranz.kz», ADT Trade, компании Beer Group и Хpress Link Logistic. 

Общая сумма ущерба составила около 50 млн тенге. Тогда владельцы пострадавших компаний написали официальные письма генеральному прокурору и в КНБ РК. Они также обратились к главе МВД России с просьбой объединить их заявления и создать межведомственную следственную группу для расследования этого уголовного дела. Но ситуация до сих пор не изменилась.

«На этих мошенников часто вообще не заводят дел, а отпускают почему-то. Действует целая группировка в Ростове-на-Дону. Мы знаем их голоса и даже разговаривали с ними по телефону. Они откровенно над нами смеются и говорят, что не надо этим заниматься. Полицейские же прикрываются тем, что идет гуманизация уголовного права и они не могут бездоказательно давить на подозреваемых, что им якобы не хватает объективных доказательств», – негодует бизнесмен Жомарт Есентугелов. 

Уязвимость бизнеса

По мнению владельцев транспортных компаний, в Казахстане сложился ряд благоприятных факторов для эффективной работы мошенников. Огромные расстояния между городами, маленькая плотность населения, рынок небольшой, и транспортных компаний, у которых есть свои машины, очень мало. 

Он отмечает, что очень часто полицейские отправляют предпринимателей писать заявление в город, где груз или машина были похищены.

Порой казахстанским предпринимателям приходится отправлять заявления в российские города, что значительно усложняет расследование и волокитит дело. 

«Правоохранительные органы способны раскрыть эти преступления, но они бездействуют. Действия уполномоченных органов неэффективны. Размеры хищений значительные, все это колоссальные средства. И можно предположить, что это позволяет мошенникам влиять на следствие и уходить от ответственности», – предполагает руководитель ТОО «Tranz.kz».

P.S.: Изучая данную тему, «Курсив» обратился с официальным запросом в МВД РК. Однако ответа редакция пока так и не получила.

1157 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработали Молочный союз Казахстана, Комиссия ООН по продовольственной безопасности и Евразийский банк реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance