Перейти к основному содержанию

4004 просмотра

Иностранные компании в Казахстане могут ограничить в госзакупках

В стране намерены усилить господдержку Made in KZ

Фото: Shutterstock

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов сообщил о том, что власти рассматривают возможность введения запрета на госзакуп другой иностранной машиностроительной продукции помимо автомобилей, трансформаторов и кабелей.

«На прошлой неделе было принято постановление правительства по установлению изъятий из национального режима, в перечень которого вошли автомобили, трансформаторы и кабели. То есть три наши ассоциации вышли с предложением, чтобы по этим видам продукции установили изъятия из национального режима», - сказал он на пресс-конференции 1 августа.

Вице-министр напомнил, что постановление предусматривает, что государство при осуществлении государственных закупок вышеназванной продукции машиностроения – трансформаторов, кабелей и автомобилей, устанавливает двухгодичные изъятия, то есть при государственных закупках будет закупаться только отечественная продукция.

«Естественно… мы ожидаем развитие наших предприятий в этих подотраслях», - сказал Ержанов.

В частности, казахстанские предприятия получат возможность участия в поставках своей продукции для прокладки оптоволоконных линий связи в рамках интернетизации сельских населенных пунктов с населением свыше 250 человек, реализуемых сейчас АО «Казахтелеком» и АО «Транстелеком».

«У нас есть возможность по тем новым предприятиям, которые открыты в Караганде, Павлодаре, Атырау, чтобы они могли реализовывать свою продукцию именно для прокладки оптоволоконных линий связи, которые сейчас проводит «Казахтелеком». Раньше закупалась импортная продукция. Естественно, по трансформаторам и автомобилям такая же ситуация будет», - сказал вице-министр.

Он напомнил, что возможность установления изъятий из национального режима была и ранее, однако до этого момента Казахстан не пользовался ею. Теперь же, при условии переговоров с соответствующими отраслевыми ассоциациями и союзами, аналогичные изъятия могут быть установлены и по другим видам продукции, что даст условия для развития этих производств.

«Мы установили изъятия из национального режима, чем мы не пользовались раньше. Это для продукции кабельной отрасли, трансформаторов и легковых автомобилей. Это, конечно, даст хороший задел для того, чтобы увеличить долю местного содержания на предприятиях этих подотраслей. Мы сейчас с министерством готовим, анализируем также по другим видам продукции машиностроения – что можно сделать также, на которую можно установить изъятия из национального режима», - сказал Ержанов.

По новым видам продукции также планируется установить изъятия на два года.

«Два года, я думаю, дадут хорошее развитие для тех предприятий, которые выпускают эту продукцию», - сказал он.

В целом правительством, по словам вице-министра, ведется работа, чтобы не только в машиностроении, но и вообще во всех отраслях экономики росла доля местного содержания.

«Потому что без своего производства, пусть оно будет сегодня слабое, без его поддержки мы никогда не получим своей продукции, своего производства. Когда некоторые мои коллеги говорят, что мы – Казахстан, не сможем высокотехнологичную продукцию изготавливать, лучше давайте закупать ее за рубежом – я всегда отвечаю: лучше наладить это производство у нас. Пусть оно пока по качеству не будет таким как западно-европейское, но все-таки эта продукция наша отечественная. И в этом направлении мы делаем все для того, чтобы наращивать долю местного содержания и в госзакупках и вообще в производстве в целом», - подчеркнул Ержанов.

Ранее премьер-министр РК Аскар Мамин подписал постановление, запрещающее закупку государственными органами импортных служебных автомобилей. К участию в госзакупках теперь допускаются товары, произведенные казахстанским юридическим лицом, имеющим сертификат о происхождении товара формы CT-KZ. В перечень товаров, изъятых из национального режима, вошли легковые автомобили. Соответствующее постановление вступило в силу и действует в течение двух лет. Документ предписывает осуществлять государственные закупки и аренду только у отечественных производителей, с обязательным требованием сертификата формы СТ-КZ. По итогам января-июня текущего года госорганы закупили 2 тыс. 294 автомобиля на сумму 17,2 млрд тенге, что выше прошлогоднего показателя на 15,2% (1992 единицы).

1 просмотр

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance