Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1494 просмотра

Экс-директора государственного ТОО обвиняют в хищении почти 30 млн тенге

Бывшего руководителя ТОО «Тургын уй» приговорили к 8 годам лишения свободы

Фото: Shutterstock

Больше 29 млн тенге будет взыскано с экс-директора государственного ТОО «Тургын уй», которого обвиняют в хищении вверенного имущества в особо крупном размере. По приговору Аль-Фарабийского районного суда Шымкента руководитель компании, возможно, проведет последующие 8 лет в колонии средней безопасности.    

«Мухтар Мухамбетжан осужден по статье 189 части 4 пункта 2 к восьми годам лишения свободы. По статье 121 УК РК он оправдан. Статью комментировать не буду, потому что по данному эпизоду был закрытый процесс. Ему пожизненно запрещено занимать руководящие должности в различных структурах и государственных  учреждениях. Суд присудил взыскать с Мухамбетжана  29  млн 597 тысяч  551 тенге в доход государства, в доход «Тургын уй», – сообщил судья Талгат Кахаров.

Подсудимый Мухамбетжан возглавлял ТОО «Тургын  уй» со стопроцентным участием в нем государства. ТОО занималось капитальным и текущим ремонтом домов, в том числе и по госпрограмме «Модернизация ЖКХ».

«Он (Мухамбетжан. – прим. «Курсив») превратил эту организацию в собственный карман. Государство выделяет крупные денежные средства для текущего ремонта жилого фонда. Аким заключает договоры с жильцами домов, а потом жильцы ежемесячно перечисляют деньги за проведенный ремонт и они поступают на счет «Тургын уй». В конечном итоге эти деньги должны возвращаться государству. Но деньги, которые оплачивали жильцы или организации за ремонт, присваивались Мухамбетжаном. Деньги были действительно похищены, их нет в кассе», – пояснил суть обвинений Талгат Кахаров. 

Гиблое место

Как рассказал судья, в раскрытии дела помог бывший главный бухгалтер ТОО «Тургын уй» – 23-летний Жаксылык.

«До него главный бухгалтер был посажен в тюрьму за аналогичные хищения на 7 лет. Молодая девушка не смогла доказать, что невиновна. А Жаксылык, увидев, что денег в кассе не хватает, спросил у руководителя (есть стенограмма): «Вы уже взяли столько денежных средств, когда будете их возвращать? Отвечаю за них я вместе с вами», – знакомил с материалами судебного расследования судья Кахаров.

По словам председательствующего на процессе, Мухамбетжан пообещал перекрыть долги из средств тендеров. Свидетели подтвердили, что главный бухгалтер говорил директору о 30-миллионной недостаче и что эти деньги надо возвращать именно директору, так как сам бухгалтер ничего не брал.

«Мухамбетжан эти эпизоды не признал, как и в истории с предыдущим бухгалтером. В суде он говорил, что ничего не подписывал. Суд признал Мухамбетжана виновным. Подсудимому Жаксылыку мы дали условное наказание, потому что он, в принципе, оказался жертвой. Он также лишен права заниматься бухгалтерской деятельностью сроком на 5 лет», - пояснил мотивы суда в вынесении приговора Талгат Кахаров.

Впрочем, был еще один эпизод, связанный с финансовой деятельностью бывшего директора ТОО «Тургын уй».

«Мухамбетжан пригласил своего знакомого и попросил в долг 13 млн тенге для нужд «Тургын уй». Деньги он обещал вернуть заемщику с процентами.  При этом акимат на текущий и капитальный ремонт за полтора - два года выделил 1,2 млрд тенге. 13 млн, которые бывший руководитель ТОО занял по договору между физическим и юридическим лицом, Мухамбетжан не положил в кассу и просто присвоил. В прениях он заявил, что реально взял 8 млн, а 13 млн – это сумма долга с процентами, которую он пообещал вернуть. У меня, как у судьи, сомнений в его виновности нет. И вот еще какая особенность. При нем, как при руководителе, до нынешнего процесса был осужден бухгалтер. Его заместитель был осужден. Какая-то странная организация – только уголовные дела. И везде он (Мухамбетжан – прим. «Курсив») выходил сухим из воды», – рассказал подробности дела судья Кахаров. 

На другой стороне 

«Конечно, мы собираемся подавать апелляцию. Я прошу оправдать моего подзащитного, так как по делу, как я считаю, нет доказательства, что он похитил эти деньги. Само ТОО «Тургын уй» во время процесса подало список более тридцати домов, которые были отремонтированы. Как Мухамбетжан мог похитить средства, если все деньги потратил на ремонт? А в экспертизе, приложенной в деле, нет ни одного расходного ордера, потраченного на проведение текущего ремонта. Ни одной квитанции в экспертизе нет. Поэтому говорить, что это хищение, на мой взгляд, возможности нет», – заявила о позиции защиты адвокат подсудимого Гюзаль Темирова.

Она же в коридорах суда высказала сомнение в правильности приговора:

«Почему 29 млн взысканы не с бухгалтера, который является материально ответственным лицом, а с Мухамбетжана? Если какие-то деньги пропали, то спрашивать надо с бухгалтера, по его вине пропали».

Частично ответом на сомнения адвоката мог бы стать комментарий председательствующего на процессе.

«В нормативном  постановлении ВС РК 2016 года сказано: если на скамье подсудимых находятся несколько человек, а в данном случае двое, нужно смотреть долевое участие, кто сколько взял. Считаю, что в судебном следствии я доказал, что Жаксылык никаких денег с кассы не брал. Он выполнял приказ своего руководителя», – пояснил судья Кахаров.

Впрочем, у сторон есть возможность доказать свою точку зрения. Приговор не вступил в законную силу и, вероятно, материалы дела будет рассматривать еще апелляционная инстанция.


1842 просмотра

Казахстанский рынок доставки еды оказался на грани серьезного передела

Сразу три крупные международные службы включаются в игру

Foodtech – услуга, растущая во всем мире ударными темпами и меняющая не только привычный ландшафт бизнеса, но и привычки людей. Нас ждут рестораны без клиентов, рост big data в бизнесе и жесточайшая конкуренция за клиента. К нам заходят глобальные игроки: Яндекс.Еда, Glovo, Wolt. 

Глобальный рынок готовой еды – $96,2 млрд

Эксперты McKinsey оценивают мировой рынок доставки продуктов питания и готовой еды в $96,2 млрд. Через приложения курьерских служб во всем мире пока продается около 1% всех продуктов питания и примерно 4% готовой еды, которую производят рестораны и сети фастфуд. 

Если уйти от усредненных оценок, то безусловным лидером по потреблению готовой еды являются США – около половины американцев покупают ее в ближайших ресторанах или заказывают ее доставку домой. В Европе эта привычка менее распространена, однако в Великобритании через приложения еду заказывают 7% населения. Интересно, что в некоторых крупных городах России проникновение этой услуги достигло примерно 9%.

Самые популярные готовые продукты – пицца и суши. Менее востребованы бизнес-ланчи, традиционные блюда и десерты. В последнее время одним из главных факторов для клиентов стало время доставки заказа. Но логистика – не самое сильное звено ресторанного бизнеса. Быть рядом с клиентом и доставлять заказ быстро – значит постоянно расширять производственную сеть и число курьеров, внедрять свои IT-системы для управления всеми процессами.

В это слабое место и вклинились курьерские компании, обладающие наработанными технологиями быстрого обмена информацией и оптимизированной системой доставки. Для ресторанов это нарушение традиционной схемы, благодаря которой они понимали своего покупателя и его вкусы. Обычно покупатель звонил в ресторан или онлайн заказывал блюдо, которое ему доставлял курьер этого заведения. Это создавало прямую связь ресторана с потребителем. С появлением универсальных приложений эта связь оказалась нарушена – теперь клиент общается с посредником-приложением. О меняющихся клиентских вкусах ресторан догадывается с запозданием, обнаружив падение продаж еды на вынос.

Примеров, показывающих уязвимость даже крупных компаний, на рынке достаточно. Крупнейший мировой производитель пиццы Domino пытается бороться за сохранение традиционной схемы. Дело в том, что курьерские приложения привлекают много инвестиций, благодаря чему занижают стоимость доставки, ставя целью быстрое расширение своей доли рынка. 

Domino отказывается сотрудничать с ними, но «война с приложениями» обрушила стоимость акций компании на 15%, ежегодный рост продаж сократился с 7 до 3%. 

В свою очередь компании по доставке еды объединяются, чтобы оказывать большее влияние на рынок. К примеру, этим летом началось объединение таких крупных игроков, как голландская Takeaway.com N.V. и американская Just Eat PLC. Объединенная компания будет обслуживать 355 млн клиентов в год на общую сумму заказов более $8 млрд.

«Темные кухни» кормят удаленного клиента 

M&A сделки свидетельствуют о сохраняющемся потенциале роста рынка доставки продуктов и готовой еды. По оценке Target Global, foodtech растет на 20–30% ежегодно, что делает этот сегмент самой перспективной отраслью для инвестирования. Наиболее популярные секторы – онлайн-сервисы, «темные кухни» – так называются рестораны, ориентированные только на онлайн-клиентов, а также сервисы по обеспечению ресторанов продуктами.

Пример стремительного роста популярности этого вида услуг в СНГ – Яндекс.Еда. Проект появился в 2017 году, когда на рынке России безраздельно господствовала DeliveryClub группы Mail.ru. 

Яндекс.Еда сформирована на базе поглощенных Foodfox и UberEATS. В первый год клиентами стали 100 тыс. человек, год спустя их было уже 1 млн, а в текущем году, по оценкам экспертов, компания отвоевала 20% всего рынка России, закрепившись в 25 крупных городах. Считается, что DeliveryClub, работая в 97 городах, контролирует 80% рынка.
 
Как раз сейчас все внимание привлечено к очередному витку борьбы между этими конкурентами: Яндекс.Еда объявила о введении бесплатной доставки, компания DeliveryClub на этот шаг пока никак не отреагировала. Напомним, сейчас рынок готовой еды в России составляет 132 млрд рублей (примерно 764,7 млрд тенге). В связи с этим возникает вопрос: как изменится рынок Казахстана с появлением иностранных игроков, закаленных конкуренцией недоступного для нас уровня и способных поднимать ставки в игре настолько высоко?

Какие глобальные игроки зашли на рынок Казахстана

Выход Яндекс.Еды на рынок РК можно считать свершившимся фактом. Компания не дает комментариев до официального запуска локального проекта, однако признала, что тестирует услугу на базе собственного сервиса такси. Одновременно компания начинает экспансию на рынок Беларуси.

Ожидается приход в страну еще одного игрока – финского стартапа Wolt, сейчас компания на стадии подбора ключевого персонала. Этот проект работает в 14 странах Европы, в его базе 1,5 млн клиентов, специализация – доставка готовой еды из ресторанов.

Наконец, с начала текущего лета в Казахстане работает испанская компания Glovo. Она специализируется на поставках любого товара, включая продукты питания и готовую еду. Glovo работает в 22 странах мира, начиная с 2015 года курьеры компании выполнили более 40 млн поставок. Среди глобальных партнеров McDonald’s, KFC и Starbucks.

Появление в Казахстане таких серьезных игроков позволяет предположить, что и у нас повторится сценарий, типичный для стран, уже переживших экспансию сервисов поставки: производители еды либо передают доставку специализированным компаниям, либо сливаются с ними. Инструментов давления у курьерских компаний великое множество. Например, формирование собственных брендов на рынке еды и переманивание клиентов в эту нишу льготными тарифами на поставку за счет масштаба бизнеса и поддержки со стороны глобальных материнских структур. 

Что такое рынок доставки еды в Казахстане?

По данным компании Chocofood, в РК оборот услуг по поставкам продуктов и готовой еды достиг показателя 11,6 млрд тенге. В деньгах эти услуги ежегодно растут на 20%. В большей степени это касается городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Караганда. По собственной оценке, Chocofood контролирует 24% рынка доставки еды и 82% рынка foodtech, фактически львиная доля заказов еды в мобильных приложениях – это заказы через chocofood.kz. Другие основные игроки рынка доставки еды – Samurai Sushi, KFC/Hardee’s, Burger King, McDonald’s, Gippo, которые имеют собственные службы доставки. 

Комментируя грядущие конкурентные войны, компания подчеркнула, что усиление конкуренции приведет к общему росту рынка. К примеру, значительно сократится среднее время доставки, благодаря внедрению технологий big data бизнес сможет предвосхищать пожелания клиента. Также здесь уверены, что местные компании лучше «чувствуют» потребителя и знают его особенности.
 
Напомним, что начиная с 2014 года ключевым конкурентом Chocofood была Foodpanda Kazakhstan, часть международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. В 2017 году Chocofood поглотил конкурента и стал абсолютным лидером среди foodtech-сервисов.

21 августа, CEO Сhocofamily Рамиль Мухоряпов заявил о привлечении дополнительного капитала в компанию. $5 млн инвестировал Айдын Рахимбаев, основатель BI Group. Мухоряпов подчеркнул, что основные ресурсы будут направлены как раз на развитие сервиса «Рахмет» и Chocofood. Сейчас сервис доставки еды сhocofood.kz совершает 2,5 тыс. доставок в день из 650 ресторанов. Глава Сhocofamily рассчитывает, что компания вырастет в 18 раз в ближайшие пять лет, причем 70% прибыли должны принести иностранные проекты. Как минимум, конкуренция с новыми иностранными игроками на домашнем поле позволит Chocofood, а значит, и Сhocofamily в целом, получить опыт, который холдинг сможет применить уже при своей международной экспансии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций