Перейти к основному содержанию

1950 просмотров

Экс-директора государственного ТОО обвиняют в хищении почти 30 млн тенге

Бывшего руководителя ТОО «Тургын уй» приговорили к 8 годам лишения свободы

Фото: Shutterstock

Больше 29 млн тенге будет взыскано с экс-директора государственного ТОО «Тургын уй», которого обвиняют в хищении вверенного имущества в особо крупном размере. По приговору Аль-Фарабийского районного суда Шымкента руководитель компании, возможно, проведет последующие 8 лет в колонии средней безопасности.    

«Мухтар Мухамбетжан осужден по статье 189 части 4 пункта 2 к восьми годам лишения свободы. По статье 121 УК РК он оправдан. Статью комментировать не буду, потому что по данному эпизоду был закрытый процесс. Ему пожизненно запрещено занимать руководящие должности в различных структурах и государственных  учреждениях. Суд присудил взыскать с Мухамбетжана  29  млн 597 тысяч  551 тенге в доход государства, в доход «Тургын уй», – сообщил судья Талгат Кахаров.

Подсудимый Мухамбетжан возглавлял ТОО «Тургын  уй» со стопроцентным участием в нем государства. ТОО занималось капитальным и текущим ремонтом домов, в том числе и по госпрограмме «Модернизация ЖКХ».

«Он (Мухамбетжан. – прим. «Курсив») превратил эту организацию в собственный карман. Государство выделяет крупные денежные средства для текущего ремонта жилого фонда. Аким заключает договоры с жильцами домов, а потом жильцы ежемесячно перечисляют деньги за проведенный ремонт и они поступают на счет «Тургын уй». В конечном итоге эти деньги должны возвращаться государству. Но деньги, которые оплачивали жильцы или организации за ремонт, присваивались Мухамбетжаном. Деньги были действительно похищены, их нет в кассе», – пояснил суть обвинений Талгат Кахаров. 

Гиблое место

Как рассказал судья, в раскрытии дела помог бывший главный бухгалтер ТОО «Тургын уй» – 23-летний Жаксылык.

«До него главный бухгалтер был посажен в тюрьму за аналогичные хищения на 7 лет. Молодая девушка не смогла доказать, что невиновна. А Жаксылык, увидев, что денег в кассе не хватает, спросил у руководителя (есть стенограмма): «Вы уже взяли столько денежных средств, когда будете их возвращать? Отвечаю за них я вместе с вами», – знакомил с материалами судебного расследования судья Кахаров.

По словам председательствующего на процессе, Мухамбетжан пообещал перекрыть долги из средств тендеров. Свидетели подтвердили, что главный бухгалтер говорил директору о 30-миллионной недостаче и что эти деньги надо возвращать именно директору, так как сам бухгалтер ничего не брал.

«Мухамбетжан эти эпизоды не признал, как и в истории с предыдущим бухгалтером. В суде он говорил, что ничего не подписывал. Суд признал Мухамбетжана виновным. Подсудимому Жаксылыку мы дали условное наказание, потому что он, в принципе, оказался жертвой. Он также лишен права заниматься бухгалтерской деятельностью сроком на 5 лет», - пояснил мотивы суда в вынесении приговора Талгат Кахаров.

Впрочем, был еще один эпизод, связанный с финансовой деятельностью бывшего директора ТОО «Тургын уй».

«Мухамбетжан пригласил своего знакомого и попросил в долг 13 млн тенге для нужд «Тургын уй». Деньги он обещал вернуть заемщику с процентами.  При этом акимат на текущий и капитальный ремонт за полтора - два года выделил 1,2 млрд тенге. 13 млн, которые бывший руководитель ТОО занял по договору между физическим и юридическим лицом, Мухамбетжан не положил в кассу и просто присвоил. В прениях он заявил, что реально взял 8 млн, а 13 млн – это сумма долга с процентами, которую он пообещал вернуть. У меня, как у судьи, сомнений в его виновности нет. И вот еще какая особенность. При нем, как при руководителе, до нынешнего процесса был осужден бухгалтер. Его заместитель был осужден. Какая-то странная организация – только уголовные дела. И везде он (Мухамбетжан – прим. «Курсив») выходил сухим из воды», – рассказал подробности дела судья Кахаров. 

На другой стороне 

«Конечно, мы собираемся подавать апелляцию. Я прошу оправдать моего подзащитного, так как по делу, как я считаю, нет доказательства, что он похитил эти деньги. Само ТОО «Тургын уй» во время процесса подало список более тридцати домов, которые были отремонтированы. Как Мухамбетжан мог похитить средства, если все деньги потратил на ремонт? А в экспертизе, приложенной в деле, нет ни одного расходного ордера, потраченного на проведение текущего ремонта. Ни одной квитанции в экспертизе нет. Поэтому говорить, что это хищение, на мой взгляд, возможности нет», – заявила о позиции защиты адвокат подсудимого Гюзаль Темирова.

Она же в коридорах суда высказала сомнение в правильности приговора:

«Почему 29 млн взысканы не с бухгалтера, который является материально ответственным лицом, а с Мухамбетжана? Если какие-то деньги пропали, то спрашивать надо с бухгалтера, по его вине пропали».

Частично ответом на сомнения адвоката мог бы стать комментарий председательствующего на процессе.

«В нормативном  постановлении ВС РК 2016 года сказано: если на скамье подсудимых находятся несколько человек, а в данном случае двое, нужно смотреть долевое участие, кто сколько взял. Считаю, что в судебном следствии я доказал, что Жаксылык никаких денег с кассы не брал. Он выполнял приказ своего руководителя», – пояснил судья Кахаров.

Впрочем, у сторон есть возможность доказать свою точку зрения. Приговор не вступил в законную силу и, вероятно, материалы дела будет рассматривать еще апелляционная инстанция.

626 просмотров

Зачем бизнесу нужны «пользовательские» дизайнеры

И какие проблемы они решают, рассказывает креативный директор Notamedia Максим Павлов

Фото: Shutterstock

В условиях высокой конкуренции за внимание аудитории выросли и требования к разработчикам сайтов. Теперь владельцев онлайн-ресурсов интересует не только посещаемость их площадок, но и то, как ведут себя пользователи. Например, сколько времени они проводят на странице, дочитывают ли материалы до конца и в каких случаях совершают покупку. Как управлять вниманием онлайн-аудитории, в какую сторону меняется web-дизайн и зачем нужны сайты, если есть социальные сети, мы обсуждали на семинаре Huawei Media Hub в Алматы.

UI и UX-дизайн

До 2005–2007 годов в решении бизнес-задач разработчики опирались на интуицию и опыт. Но в условиях конкуренции и растущих запросов пользователей старый подход оказался неэффективным. Потребность анализировать поведение пользователей на сайтах возникла практически одновременно с такой возможностью – онлайн-платформы накопили большие объемы данных, в web-пространстве появились статистика и аналитика. Чтобы создавать более удобные интерфейсы и достигать целей заказчиков, разработчики стали изучать поведение онлайн-аудитории.

Так появились UX (user experience – пользовательский опыт) и UI (user interface – пользовательский интерфейс) – дизайнеры. Первые отвечают за функциональность и адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает при взаимодействии. Вторые занимаются графической частью интерфейса, будь то анимация, иллюстрации и просто кнопки, разделы и другие элементы на странице. 

Функция всегда первична, а эстетика складывается из практичности. К примеру, выравнивание по левому краю помогает пользователю быстрее читать текст. Заголовок чуть-чуть увеличить – казалось бы, вкусовщина, но, если у него будет низкий контраст, текст сольется с анонсом. Должно быть либо одинаково, либо непохоже. Когда возникают пограничные варианты, мозг задает вопросы, и появляется чувство, будто что-то не так.

Поведение пользователей

Для анализа поведения пользователей используются разные инструменты, один из популярных – сервис Google Analytics. Здесь есть инструмент «тепловая карта». Она выводится на отдельный экран, где видно, куда человек заходит, а куда – нет. Если нужно, чтобы люди кликали на конкретное место, мы решаем эту задачу, повышая его приоритет на странице.

В случае рекламных баннеров многое зависит от их местоположения на сайте. Если реклама находится в нижней части страницы, придется отслеживать, как много людей до нее доходят. Также нужно учитывать эффект «баннерной cлепоты», когда посетитель неосознанно игнорирует навязчивые объявления. Более эффективным форматом может стать нативная реклама.

Для создания удобного интерфейса разработчики используют разные подходы, например, Atomic design или дизайн-систему. Так, любую web-страницу можно представить в виде нескольких экранов, допустим, блоков с анонсами и рекламой, заголовками и так далее. Из самых мелких элементов – атомов (кнопки, иконки, поля ввода), потом собираются более крупные. Блоки чуть большего размера, состоящие из нескольких атомов, называются молекулами. К ним относятся навигация и меню сайта, карточки товаров, баннеры с подписями и прочее. 

В результате соединения атомов и молекул получается цельная структура будущего сайта. Предварительная версия – это шаблон, а финальная – полноценный макет с реальным контентом. Дизайн-система подходит как для бизнеса, так и для сервисов, медиа и корпоративных ресурсов. Такой подход распространен среди крупных проектов с высокой потребностью в развитии и масштабировании. 

Сайты или соцсети? 

Для малого бизнеса сайт может быть и не нужен, будет достаточно простого сайта-визитки с поддержкой в Facebook, но если речь идет о крупном бренде или корпорации, вмешивается имиджевая составляющая. Плюс нужно учитывать, что контент в социальных сетях сегодня однотипный, и это повышает конкуренцию за внимание. Другой минус информации в социальных сетях – ее короткий срок жизни. Помимо этого, социальные сети сами понижают рейтинги рекламных записей и уменьшают охват аудитории, даже при условии большого количества подписчиков. 

Например, новую модель автомобиля вряд ли получится продать без сайта. Высокая добавочная стоимость будет зависеть не только от характеристик машины, но и от эмоциональной составляющей. С момента, когда человек первый раз увидел понравившуюся модель, и до покупки в среднем приходит около полугода. Человек еще не раз зайдет на сайт посмотреть фотографии и видео с автомобилем и только спустя время пойдет в салон. Ни одна соцсеть с этой задачей на текущий момент, наверное, не справится. 

Запрос на индивидуальность 

Тренды на рынке web-дизайна формируются не за один день. Это постепенный процесс, и любое новшество должно пройти проверку временем. Если новинку начали внедрять крупные компании, это знак, что нужно начинать думать в этом направлении. 

Например, бизнес уже использует и дополненную реальность, и 3D – это может быть машина, которую можно покрутить мышкой, или жилищный комплекс с возможностью посмотреть квартиру со всех ракурсов. Все зависит от задач.

В 2010-е годы в web-дизайне прослеживался тренд на скевоморфизм с уклоном на декор и «вкусные» кнопки. Потом на смену ему пришел минимализм с плоскими изображениями и сдержанным объемом информации. Но стандартизация и переизбыток шаблонов привели к тому, что многие сайты стали однотипными. Думаю, со стороны бизнеса сейчас созрел запрос на индивидуальность. В том числе с помощью технологий, которые пока затратны в плане производства и не очень доступны с точки зрения потребления пользователями на любой платформе.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif