Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


14969 просмотров

Бизнес Северного Казахстана несет убытки из-за очереди на границе с Россией

Грузоперевозчики вынуждены часами простаивать на контрольно-пропускных пунктах

Фото: Shutterstock

Бизнес грузовых перевозок в Северо-Казахстанской области страдает из-за простаивания на КПП. Предприниматели в ходе диалоговой площадки Adal business заявили, что вынуждены порой находиться на границе по 10 часов из-за проводимого мониторинга экспортного контроля сотрудниками органа госдоходов. Из-за этого они не успевают вовремя доставить товары в пункты назначения и теряют деньги.

Предприниматель Садык Беккожин рассказал, что на место назначения фуры приходят с опозданием из-за ситуации на КПП и бюрократии.

«При средней скорости 50 км он может за 10 часов проехать 500 км. Представители комитета государственных доходов сканируют документы, тем самым создается очередь. Они еще требуют пояснения к этим документам у водителей, которые информацией не владеют, не знают, есть или нет контракт, не в курсе стоимости товара», — прокомментировал Садык Беккожин.

Поддерживает коллегу и руководитель ТОО «NK-CARGO» Омари Харбедия. Он отмечает, что простой характерен для обеих сторон границы. 

«Сейчас, когда только проходишь паспортный контроль – и при этом время ожидания бывает до 6-8 часов. Все мы – перевозчики – можем это подтвердить. У всех у нас стоит система телематики, и все мы видим, когда машина подъехала, сколько времени проходила границу, сколько стояла на нейтральной полосе. На сегодня убытки мы несем потому, что деятельность наша связана с международной конвенцией, в которой прописаны режимы сна и отдыха. Соответственно, как раньше, свободно мы не можем двигаться», — пояснил в ходе разговора с корреспондентом «Курсива» бизнесмен.

Согласно конвенции договора о международной перевозке грузов автомобильным транспортом, режимы работы и отдыха для грузоперевозчиков обязательны, нарушать их они не имеют права. Но часы простоя на границе выбивают водителей из графика.

«Мы не можем как раньше свободно двигаться, так как необходимо соблюдать данный регламент. И получается так: водитель подъехал к пограничному пункту, в очереди постоял, после этого рабочее время закончилось, и он должен снова остановиться», — рассказал Омари Харбедия.

Предприниматели просят найти «золотую середину» и избавить их от зарегулированной бумажной волокиты. Госорганам же, включенным в систему грузоперевозок, стоит перенимать положительный опыт других стран, для того чтобы бизнес не страдал, считает спикер.

«Надо нашим государственным органам научиться как-то более быстро реагировать на изменения на рынке. Этого, к сожалению, не хватает. Соседние государства реагировать успевают, и у них по сравнению с нами появляется конкурентоспособность», — отметил г-н Харбедия.

По его словам, особенно хорошо система выстроена в европейских странах, куда он в основном и отправляет фуры.

«Подъезжаешь на границу, тебе не нужно становиться в очередь. Там есть терминалы. Заехал, оставил машину там, получаешь талон. С этого момента считается, что водитель отдыхает. Отдает документы на оформление, а сам идет на обед или в душ. Заканчивается отдых, забирает документацию и спокойно едет дальше. То есть там актуальные для нас проблемы давно цивилизованным путем решены», — рассуждает предприниматель.

Проверять необходимо

В департаменте госдоходов свою причастность к продолжительным задержкам на КПП отрицают. Как отметил заместитель ДГД по СКО Руслан Рахимберды, жалобы на простои действительно поступали, но проверка специальной мониторинговой группы нарушений во временных регламентах не выявила. Процедура сканирования документов и сверки грузов, по словам представителя государственного органа, в среднем занимала от 10 до 20 минут для одного грузовика. 

Сам же этот процесс крайне необходим, поскольку очень часто границу пытаются пересечь груженые нелегальной продукцией фуры.

«Например, под видом сoca-cola и соков вывозятся нелегально спиртные напитки и сигареты. Это почти каждый день и на каждом посту происходит», — прокомментировал ситуацию Руслан Рахимберды. 

Бизнесмены в свою очередь согласны, что товар в грузовиках должен соответствовать прилагаемой документации, однако предлагают на законодательном уровне сделать механизм проверки более современным и соответствующим интересам бизнеса в том числе. Они считают, что если грузоперевозки в РК и дальше будут находиться под прессом бюрократических процессов, очень быстро на местный рынок придут иностранные игроки из этой сферы, заключают предприниматели.


1093 просмотра

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций