Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


13058 просмотров

Бизнес Северного Казахстана несет убытки из-за очереди на границе с Россией

Грузоперевозчики вынуждены часами простаивать на контрольно-пропускных пунктах

Фото: Shutterstock

Бизнес грузовых перевозок в Северо-Казахстанской области страдает из-за простаивания на КПП. Предприниматели в ходе диалоговой площадки Adal business заявили, что вынуждены порой находиться на границе по 10 часов из-за проводимого мониторинга экспортного контроля сотрудниками органа госдоходов. Из-за этого они не успевают вовремя доставить товары в пункты назначения и теряют деньги.

Предприниматель Садык Беккожин рассказал, что на место назначения фуры приходят с опозданием из-за ситуации на КПП и бюрократии.

«При средней скорости 50 км он может за 10 часов проехать 500 км. Представители комитета государственных доходов сканируют документы, тем самым создается очередь. Они еще требуют пояснения к этим документам у водителей, которые информацией не владеют, не знают, есть или нет контракт, не в курсе стоимости товара», — прокомментировал Садык Беккожин.

Поддерживает коллегу и руководитель ТОО «NK-CARGO» Омари Харбедия. Он отмечает, что простой характерен для обеих сторон границы. 

«Сейчас, когда только проходишь паспортный контроль – и при этом время ожидания бывает до 6-8 часов. Все мы – перевозчики – можем это подтвердить. У всех у нас стоит система телематики, и все мы видим, когда машина подъехала, сколько времени проходила границу, сколько стояла на нейтральной полосе. На сегодня убытки мы несем потому, что деятельность наша связана с международной конвенцией, в которой прописаны режимы сна и отдыха. Соответственно, как раньше, свободно мы не можем двигаться», — пояснил в ходе разговора с корреспондентом «Курсива» бизнесмен.

Согласно конвенции договора о международной перевозке грузов автомобильным транспортом, режимы работы и отдыха для грузоперевозчиков обязательны, нарушать их они не имеют права. Но часы простоя на границе выбивают водителей из графика.

«Мы не можем как раньше свободно двигаться, так как необходимо соблюдать данный регламент. И получается так: водитель подъехал к пограничному пункту, в очереди постоял, после этого рабочее время закончилось, и он должен снова остановиться», — рассказал Омари Харбедия.

Предприниматели просят найти «золотую середину» и избавить их от зарегулированной бумажной волокиты. Госорганам же, включенным в систему грузоперевозок, стоит перенимать положительный опыт других стран, для того чтобы бизнес не страдал, считает спикер.

«Надо нашим государственным органам научиться как-то более быстро реагировать на изменения на рынке. Этого, к сожалению, не хватает. Соседние государства реагировать успевают, и у них по сравнению с нами появляется конкурентоспособность», — отметил г-н Харбедия.

По его словам, особенно хорошо система выстроена в европейских странах, куда он в основном и отправляет фуры.

«Подъезжаешь на границу, тебе не нужно становиться в очередь. Там есть терминалы. Заехал, оставил машину там, получаешь талон. С этого момента считается, что водитель отдыхает. Отдает документы на оформление, а сам идет на обед или в душ. Заканчивается отдых, забирает документацию и спокойно едет дальше. То есть там актуальные для нас проблемы давно цивилизованным путем решены», — рассуждает предприниматель.

Проверять необходимо

В департаменте госдоходов свою причастность к продолжительным задержкам на КПП отрицают. Как отметил заместитель ДГД по СКО Руслан Рахимберды, жалобы на простои действительно поступали, но проверка специальной мониторинговой группы нарушений во временных регламентах не выявила. Процедура сканирования документов и сверки грузов, по словам представителя государственного органа, в среднем занимала от 10 до 20 минут для одного грузовика. 

Сам же этот процесс крайне необходим, поскольку очень часто границу пытаются пересечь груженые нелегальной продукцией фуры.

«Например, под видом сoca-cola и соков вывозятся нелегально спиртные напитки и сигареты. Это почти каждый день и на каждом посту происходит», — прокомментировал ситуацию Руслан Рахимберды. 

Бизнесмены в свою очередь согласны, что товар в грузовиках должен соответствовать прилагаемой документации, однако предлагают на законодательном уровне сделать механизм проверки более современным и соответствующим интересам бизнеса в том числе. Они считают, что если грузоперевозки в РК и дальше будут находиться под прессом бюрократических процессов, очень быстро на местный рынок придут иностранные игроки из этой сферы, заключают предприниматели.


2473 просмотра

Казахстанский рынок доставки еды оказался на грани серьезного передела

Сразу три крупные международные службы включаются в игру

Foodtech – услуга, растущая во всем мире ударными темпами и меняющая не только привычный ландшафт бизнеса, но и привычки людей. Нас ждут рестораны без клиентов, рост big data в бизнесе и жесточайшая конкуренция за клиента. К нам заходят глобальные игроки: Яндекс.Еда, Glovo, Wolt. 

Глобальный рынок готовой еды – $96,2 млрд

Эксперты McKinsey оценивают мировой рынок доставки продуктов питания и готовой еды в $96,2 млрд. Через приложения курьерских служб во всем мире пока продается около 1% всех продуктов питания и примерно 4% готовой еды, которую производят рестораны и сети фастфуд. 

Если уйти от усредненных оценок, то безусловным лидером по потреблению готовой еды являются США – около половины американцев покупают ее в ближайших ресторанах или заказывают ее доставку домой. В Европе эта привычка менее распространена, однако в Великобритании через приложения еду заказывают 7% населения. Интересно, что в некоторых крупных городах России проникновение этой услуги достигло примерно 9%.

Самые популярные готовые продукты – пицца и суши. Менее востребованы бизнес-ланчи, традиционные блюда и десерты. В последнее время одним из главных факторов для клиентов стало время доставки заказа. Но логистика – не самое сильное звено ресторанного бизнеса. Быть рядом с клиентом и доставлять заказ быстро – значит постоянно расширять производственную сеть и число курьеров, внедрять свои IT-системы для управления всеми процессами.

В это слабое место и вклинились курьерские компании, обладающие наработанными технологиями быстрого обмена информацией и оптимизированной системой доставки. Для ресторанов это нарушение традиционной схемы, благодаря которой они понимали своего покупателя и его вкусы. Обычно покупатель звонил в ресторан или онлайн заказывал блюдо, которое ему доставлял курьер этого заведения. Это создавало прямую связь ресторана с потребителем. С появлением универсальных приложений эта связь оказалась нарушена – теперь клиент общается с посредником-приложением. О меняющихся клиентских вкусах ресторан догадывается с запозданием, обнаружив падение продаж еды на вынос.

Примеров, показывающих уязвимость даже крупных компаний, на рынке достаточно. Крупнейший мировой производитель пиццы Domino пытается бороться за сохранение традиционной схемы. Дело в том, что курьерские приложения привлекают много инвестиций, благодаря чему занижают стоимость доставки, ставя целью быстрое расширение своей доли рынка. 

Domino отказывается сотрудничать с ними, но «война с приложениями» обрушила стоимость акций компании на 15%, ежегодный рост продаж сократился с 7 до 3%. 

В свою очередь компании по доставке еды объединяются, чтобы оказывать большее влияние на рынок. К примеру, этим летом началось объединение таких крупных игроков, как голландская Takeaway.com N.V. и американская Just Eat PLC. Объединенная компания будет обслуживать 355 млн клиентов в год на общую сумму заказов более $8 млрд.

«Темные кухни» кормят удаленного клиента 

M&A сделки свидетельствуют о сохраняющемся потенциале роста рынка доставки продуктов и готовой еды. По оценке Target Global, foodtech растет на 20–30% ежегодно, что делает этот сегмент самой перспективной отраслью для инвестирования. Наиболее популярные секторы – онлайн-сервисы, «темные кухни» – так называются рестораны, ориентированные только на онлайн-клиентов, а также сервисы по обеспечению ресторанов продуктами.

Пример стремительного роста популярности этого вида услуг в СНГ – Яндекс.Еда. Проект появился в 2017 году, когда на рынке России безраздельно господствовала DeliveryClub группы Mail.ru. 

Яндекс.Еда сформирована на базе поглощенных Foodfox и UberEATS. В первый год клиентами стали 100 тыс. человек, год спустя их было уже 1 млн, а в текущем году, по оценкам экспертов, компания отвоевала 20% всего рынка России, закрепившись в 25 крупных городах. Считается, что DeliveryClub, работая в 97 городах, контролирует 80% рынка.
 
Как раз сейчас все внимание привлечено к очередному витку борьбы между этими конкурентами: Яндекс.Еда объявила о введении бесплатной доставки, компания DeliveryClub на этот шаг пока никак не отреагировала. Напомним, сейчас рынок готовой еды в России составляет 132 млрд рублей (примерно 764,7 млрд тенге). В связи с этим возникает вопрос: как изменится рынок Казахстана с появлением иностранных игроков, закаленных конкуренцией недоступного для нас уровня и способных поднимать ставки в игре настолько высоко?

Какие глобальные игроки зашли на рынок Казахстана

Выход Яндекс.Еды на рынок РК можно считать свершившимся фактом. Компания не дает комментариев до официального запуска локального проекта, однако признала, что тестирует услугу на базе собственного сервиса такси. Одновременно компания начинает экспансию на рынок Беларуси.

Ожидается приход в страну еще одного игрока – финского стартапа Wolt, сейчас компания на стадии подбора ключевого персонала. Этот проект работает в 14 странах Европы, в его базе 1,5 млн клиентов, специализация – доставка готовой еды из ресторанов.

Наконец, с начала текущего лета в Казахстане работает испанская компания Glovo. Она специализируется на поставках любого товара, включая продукты питания и готовую еду. Glovo работает в 22 странах мира, начиная с 2015 года курьеры компании выполнили более 40 млн поставок. Среди глобальных партнеров McDonald’s, KFC и Starbucks.

Появление в Казахстане таких серьезных игроков позволяет предположить, что и у нас повторится сценарий, типичный для стран, уже переживших экспансию сервисов поставки: производители еды либо передают доставку специализированным компаниям, либо сливаются с ними. Инструментов давления у курьерских компаний великое множество. Например, формирование собственных брендов на рынке еды и переманивание клиентов в эту нишу льготными тарифами на поставку за счет масштаба бизнеса и поддержки со стороны глобальных материнских структур. 

Что такое рынок доставки еды в Казахстане?

По данным компании Chocofood, в РК оборот услуг по поставкам продуктов и готовой еды достиг показателя 11,6 млрд тенге. В деньгах эти услуги ежегодно растут на 20%. В большей степени это касается городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Караганда. По собственной оценке, Chocofood контролирует 24% рынка доставки еды и 82% рынка foodtech, фактически львиная доля заказов еды в мобильных приложениях – это заказы через chocofood.kz. Другие основные игроки рынка доставки еды – Samurai Sushi, KFC/Hardee’s, Burger King, McDonald’s, Gippo, которые имеют собственные службы доставки. 

Комментируя грядущие конкурентные войны, компания подчеркнула, что усиление конкуренции приведет к общему росту рынка. К примеру, значительно сократится среднее время доставки, благодаря внедрению технологий big data бизнес сможет предвосхищать пожелания клиента. Также здесь уверены, что местные компании лучше «чувствуют» потребителя и знают его особенности.
 
Напомним, что начиная с 2014 года ключевым конкурентом Chocofood была Foodpanda Kazakhstan, часть международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. В 2017 году Chocofood поглотил конкурента и стал абсолютным лидером среди foodtech-сервисов.

21 августа, CEO Сhocofamily Рамиль Мухоряпов заявил о привлечении дополнительного капитала в компанию. $5 млн инвестировал Айдын Рахимбаев, основатель BI Group. Мухоряпов подчеркнул, что основные ресурсы будут направлены как раз на развитие сервиса «Рахмет» и Chocofood. Сейчас сервис доставки еды сhocofood.kz совершает 2,5 тыс. доставок в день из 650 ресторанов. Глава Сhocofamily рассчитывает, что компания вырастет в 18 раз в ближайшие пять лет, причем 70% прибыли должны принести иностранные проекты. Как минимум, конкуренция с новыми иностранными игроками на домашнем поле позволит Chocofood, а значит, и Сhocofamily в целом, получить опыт, который холдинг сможет применить уже при своей международной экспансии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций