Перейти к основному содержанию

15107 просмотров

Бизнес Северного Казахстана несет убытки из-за очереди на границе с Россией

Грузоперевозчики вынуждены часами простаивать на контрольно-пропускных пунктах

Фото: Shutterstock

Бизнес грузовых перевозок в Северо-Казахстанской области страдает из-за простаивания на КПП. Предприниматели в ходе диалоговой площадки Adal business заявили, что вынуждены порой находиться на границе по 10 часов из-за проводимого мониторинга экспортного контроля сотрудниками органа госдоходов. Из-за этого они не успевают вовремя доставить товары в пункты назначения и теряют деньги.

Предприниматель Садык Беккожин рассказал, что на место назначения фуры приходят с опозданием из-за ситуации на КПП и бюрократии.

«При средней скорости 50 км он может за 10 часов проехать 500 км. Представители комитета государственных доходов сканируют документы, тем самым создается очередь. Они еще требуют пояснения к этим документам у водителей, которые информацией не владеют, не знают, есть или нет контракт, не в курсе стоимости товара», — прокомментировал Садык Беккожин.

Поддерживает коллегу и руководитель ТОО «NK-CARGO» Омари Харбедия. Он отмечает, что простой характерен для обеих сторон границы. 

«Сейчас, когда только проходишь паспортный контроль – и при этом время ожидания бывает до 6-8 часов. Все мы – перевозчики – можем это подтвердить. У всех у нас стоит система телематики, и все мы видим, когда машина подъехала, сколько времени проходила границу, сколько стояла на нейтральной полосе. На сегодня убытки мы несем потому, что деятельность наша связана с международной конвенцией, в которой прописаны режимы сна и отдыха. Соответственно, как раньше, свободно мы не можем двигаться», — пояснил в ходе разговора с корреспондентом «Курсива» бизнесмен.

Согласно конвенции договора о международной перевозке грузов автомобильным транспортом, режимы работы и отдыха для грузоперевозчиков обязательны, нарушать их они не имеют права. Но часы простоя на границе выбивают водителей из графика.

«Мы не можем как раньше свободно двигаться, так как необходимо соблюдать данный регламент. И получается так: водитель подъехал к пограничному пункту, в очереди постоял, после этого рабочее время закончилось, и он должен снова остановиться», — рассказал Омари Харбедия.

Предприниматели просят найти «золотую середину» и избавить их от зарегулированной бумажной волокиты. Госорганам же, включенным в систему грузоперевозок, стоит перенимать положительный опыт других стран, для того чтобы бизнес не страдал, считает спикер.

«Надо нашим государственным органам научиться как-то более быстро реагировать на изменения на рынке. Этого, к сожалению, не хватает. Соседние государства реагировать успевают, и у них по сравнению с нами появляется конкурентоспособность», — отметил г-н Харбедия.

По его словам, особенно хорошо система выстроена в европейских странах, куда он в основном и отправляет фуры.

«Подъезжаешь на границу, тебе не нужно становиться в очередь. Там есть терминалы. Заехал, оставил машину там, получаешь талон. С этого момента считается, что водитель отдыхает. Отдает документы на оформление, а сам идет на обед или в душ. Заканчивается отдых, забирает документацию и спокойно едет дальше. То есть там актуальные для нас проблемы давно цивилизованным путем решены», — рассуждает предприниматель.

Проверять необходимо

В департаменте госдоходов свою причастность к продолжительным задержкам на КПП отрицают. Как отметил заместитель ДГД по СКО Руслан Рахимберды, жалобы на простои действительно поступали, но проверка специальной мониторинговой группы нарушений во временных регламентах не выявила. Процедура сканирования документов и сверки грузов, по словам представителя государственного органа, в среднем занимала от 10 до 20 минут для одного грузовика. 

Сам же этот процесс крайне необходим, поскольку очень часто границу пытаются пересечь груженые нелегальной продукцией фуры.

«Например, под видом сoca-cola и соков вывозятся нелегально спиртные напитки и сигареты. Это почти каждый день и на каждом посту происходит», — прокомментировал ситуацию Руслан Рахимберды. 

Бизнесмены в свою очередь согласны, что товар в грузовиках должен соответствовать прилагаемой документации, однако предлагают на законодательном уровне сделать механизм проверки более современным и соответствующим интересам бизнеса в том числе. Они считают, что если грузоперевозки в РК и дальше будут находиться под прессом бюрократических процессов, очень быстро на местный рынок придут иностранные игроки из этой сферы, заключают предприниматели.

3453 просмотра

В Мангистауской области третий год не могут построить птицефабрику

Она могла бы решить нехватку в регионе мяса птицы и яиц

Фото: Ольга Золотых

Еще в начале года птицефабрику мясного направления, которая должна покрыть половину потребности Мангистауской области в курином мясе, обещали открыть сначала в сентябре, а затем в декабре. Сейчас ее ввод перенесли на середину следующего года. Также была перенесена сдача в эксплуатацию и птицефабрики яичного направления.

Птицефабрику мясного направления в Тупкараганском районе Мангистауской области начали строить еще в конце 2017 года, но в середине 2018 года проект встал: возникла проблема с инфраструктурой и прокладкой инженерных коммуникаций. Предприниматели вначале заручились поддержкой акимата – местные власти должны были подготовить площадки к строительству. Однако в бюджете средств на это не оказалось.

«ПСД очень долго разрабатывалась, потом были проблемы с экспертизой и коммуникациями. Но в этом году вмешался уже аким области, наш вопрос поставили перед региональной комиссией, и в результате в бюджет заложили средства – 888 млн тенге – на инфраструктуру», – сказал «Курсиву» директор ТОО «Актау Агро» Данияр Тургинов.

На брифингах, которые проходили в Актау с участием руководителя управления сельского хозяйства и заместителей акима области в начале и в середине этого года, журналистам сообщили, что птицефабрика вот-вот запустится: сначала говорилось о вводе в эксплуатацию в сентяб­ре, затем сроки сместились до декабря. В итоге, по последним данным, производство будет запущено в июне 2020 года.

К слову, сегодня более 80% куриного мяса в область завозят извне. Мелкие птицефермы не могут полностью покрыть потребности региона – сейчас она составляет 10 тыс. т мяса птицы в год. Планируется, что строящаяся птицеферма покроет половину от этой потребности – ее производственная мощность 5 тыс. т мяса в год. Сейчас здесь ведется строительство и установка оборудования.

«В инкубаторном цехе будут вылупляться цыплята. Яйца для этого цеха планируем завозить из соседней России и Турции, все будет зависеть от цены. В каждом птичнике – а их всего 16 – можно содержать чуть больше 30 тыс. птиц, будем выращивать их до товарного веса», – добавил Данияр Тургинов.

Затем птицу будут отправлять в убойный цех мощностью 2 тыс. голов в час, а оттуда на полки супермаркетов и рынки области. На четвертой площадке размес­тится комбикормовый завод мощностью 10 тыс. т в час. Здесь планируется производить корма не только для птицы, но и для скота. Стоимость всего проекта птицефабрики – 4,6 млрд тенге. Из них 1 млрд тенге – собственные средства казахстанского инвестора, остальные заемные. В течение следующих пяти лет планируется строительство «родительской площадки». Таким образом, отпадет вопрос о закупе яиц для инкубаторов в других странах. Тогда же мощности фаб­рики могут увеличиться вдвое, а потребность области покроется на 100%.

Что касается птицефабрики яичного направления в Мунайлинском районе, то изначально ее также планировали запустить в 2019 году, но еще в 2018 году из-за проблем с инфраструктурой сроки ввода в эксплуатацию перенесли на 2020 год.

«Сейчас стоит вопрос по финансированию проведения коммуникаций и инфраструктуры. Компания просила акимат выделить средства, но денег на это в бюджете не предусмотрено. На эти работы необходимо 100 млн тенге. Сейчас мы отправили заявку для рассмотрения данного вопроса и финансирования через программу «Дорожная карта бизнеса-2020». Но пока ответа нет», – рассказал в интервью «Курсиву» заместитель руководителя Мангистауского областного управления индустриально-инновационного развития Талгат Абдикадыров.

Двумя месяцами ранее на брифинге в РСК заместитель акима Мангистауской области Нурдаулет Килыбай отметил, что вопрос с выделением средств практически решен.

«Недавно аким области дал задание экономистам, чтобы они заложили деньги на строительство инфраструктуры на эту базу», – сказал Нурдаулет Килыбай.

Сам проект стоимостью около 5 млрд тенге называют очень важным для региона, ведь в области нет ни одной птицефаб­рики, которая производила бы куриные яйца в промышленных масштабах. Мощность будущего производства – 143 млн яиц в год. При этом регион потребляет в среднем до 100 млн яиц в год. Оставшуюся часть продукции планировалось отправлять на экспорт в Иран.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance