Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2166 просмотров

Зачем Япония возобновила китобойный промысел

Спрос на мясо этих млекопитающих в стране невелик

Фото: Shutterstock

В июле Япония начала охоту на китов в коммерческих целях – китобойная отрасль страны вернулась на бизнес-рельсы после перерыва в 30 с лишним лет. Чтобы заниматься коммерческим выловом китов на законных основаниях, Япония вышла из состава Международной китобойной комиссии (МКК). Эта организация установила запрет на китобойный промысел в 1986 году, дабы популяции разных видов китовых могли восстановить свою численность.

Научная добыча

Квота по добыче китов на 2019 год, которую сами для себя установили японцы, – 227 особей. В исключительной экономической зоне (см. инфографику) японские китобои могут добыть 52 малых полосатика, 150 полосатиков Брайда и 25 ивасевых китов. По мнению японских властей, первые два вида полностью восстановили численность, да и популяция ивасевого кита растет. В прошлом году японские китобои добыли 330 китов, правда, не в своих территориальных водах, а в антарктических. Дело в том, что МКК запрещает коммерческую добычу китов, но ловля того же малого полосатика в исследовательских целях разрешена (опять же в рамках установленных квот). Так что более 30 лет запрета Япония не прекращала охоту на китов, но эта охота шла в рамках исследовательской антарктической программы.

Экологи называли эту программу «замаскированным коммерческим китобойным промыслом», поскольку мясо животных, пойманных в исследовательских целях, в результате оказывалось на прилавках магазинов и кухнях ресторанов. На практике же ситуация складывалась следующим образом: прибыль от «научной» добычи, с одной стороны, шла на финансирование экспедиций в Антарктику, с другой – эта прибыль не могла превышать затрат на экспедиционную деятельность, поскольку исследования фактически проводились госструктурой.

Теперь китобоям не придется снаряжать экспедиции – киты водятся и у берегов Японии. Объем японского рынка, который удовлетворяла «научная» добыча, – около 5 тыс. тонн китового мяса в год. Это примерно 50 граммов китового мяса на одного жителя Страны восходящего солнца в год – для наглядности такой вес можно сравнить с половиной крупного яблока. 

Очень маленькая отрасль

Тридцать лет назад, когда МКК ввел запрет на китобойный промысел, объем рынка китового мяса составлял примерно 6 тыс.тонн, то есть немногим больше, чем сейчас. Китовое мясо – дешевый источник белка – действительно было массовым продуктом после Второй мировой войны – тогда объем рынка оценивался в 200 тыс. тонн. Но с ростом уровня жизни японцы перешли на птицу, свинину и говядину. Для того чтобы снова создать высокий спрос на китовое мясо в стране, требуется время, считают сторонники охоты на китов. «В Японии так много еды, что ее выбрасывают, поэтому мы не ожидаем, что спрос на китовое мясо будет расти быстро», – эту цитату Казуо Ямамуры, президента Японской китобойной ассоциации, приводит Reuters. 

1 июля пять японских китобойных судов вышли в море из поселка Кусиро, еще три – из Симоносеки. Киты, привыкшие к безопасности у берегов Японии, стали легкой добычей: в первый же день флотилия из Кусиро вернулась с двумя малыми полосатиками. Их мясо через два дня было продано на первом в XXI веке аукционе по продаже китового мяса – таких аукционов в Японии тоже не было несколько десятилетий. По данным агентства Kyodo, на торгах было продано около 66 кг мяса, цена доходила и даже превышала $150 за килограмм. Основными покупателями были супермаркеты и рестораны. 

Непосредственно в китобойный промысел в Японии вовлечены примерно 300 человек. Перед ними нет задачи добыть как можно больше китов и заполнить прилавки магазинов – как минимум этого не позволит квота, как максимум – спрос, поскольку особой моды на упот­ребление мяса кита в Японии нет, это больше нишевой деликатес. Ставка скорее сделана на развитие китобойного туризма: и местным, и иностранным туристам предложат знакомство с историей китобойного промысла, посещение китобойных судов и даже мест переработки туш. Дегустация тоже включена, а пос­ле нее в программе посещение буддийского храма, где почитают души убитых китов. 

Выбор за туристом

Создание целой индустрии (сувениры, обслуживание турпотока и т. д.) вокруг охоты на китов – это пока только возможная перспектива. В то же время в Японии уже создана и активно растет туристическая отрасль вокруг совсем другого направления – наблюдение за китами. С 1998 по 2015 год количество наблюдателей за китами увеличилось более чем вдвое. Местечко Раусу находится всего в 160 км от Кусиро. В Раусу в прошлом году 33,5 тыс. человек нанимали туристические катеры для наблюдения за китами и птицами. Это на 2 тыс. человек больше, чем в 2017 году, и на 9 тыс. человек больше, чем в 2016-м. Многие туристы останавливаются в местных отелях, едят в местных ресторанах и покупают местные продукты – морских ежей и водоросли.

«65% бизнеса туристических лодок занимается наблюдением за китами. Здесь можно увидеть не один вид китов, а несколько. Наблюдение за китами – это огромный туристический ресурс для Раусу, и я надеюсь, что это будет продолжаться», – цитирует Reuters слова Икуйо Вакабаяши, исполнительного директора туристической ассоциации Shiretoko Rausu. 

Владелец судна, с которого можно наблюдать за китами, Масато Хасегава – бывший рыбак. Он начал свой туристический бизнес в 2006 году, и хотя первые несколько лет были непростыми, сейчас он доволен: слава о Раусу расходится по миру, и в высокий сезон число желающих наблюдать за китами настолько велико, что приходится составлять лист ожидания, поэтому Хасегава уже заказал второе судно для наблюдений за китами.

Мужчина сомневается в том, что спрос на китовое мясо в будущем возрастет – во всяком случае, рестораны и отели Раусу его закупать не собираются. Хасегава объясняет, почему:

«У нас много детей на летних каникулах. Что им говорить – смотрите, это такой же кит, как тот, которого мы ели вчера вечером?».

Киты Япония.png

 


2473 просмотра

Казахстанский рынок доставки еды оказался на грани серьезного передела

Сразу три крупные международные службы включаются в игру

Foodtech – услуга, растущая во всем мире ударными темпами и меняющая не только привычный ландшафт бизнеса, но и привычки людей. Нас ждут рестораны без клиентов, рост big data в бизнесе и жесточайшая конкуренция за клиента. К нам заходят глобальные игроки: Яндекс.Еда, Glovo, Wolt. 

Глобальный рынок готовой еды – $96,2 млрд

Эксперты McKinsey оценивают мировой рынок доставки продуктов питания и готовой еды в $96,2 млрд. Через приложения курьерских служб во всем мире пока продается около 1% всех продуктов питания и примерно 4% готовой еды, которую производят рестораны и сети фастфуд. 

Если уйти от усредненных оценок, то безусловным лидером по потреблению готовой еды являются США – около половины американцев покупают ее в ближайших ресторанах или заказывают ее доставку домой. В Европе эта привычка менее распространена, однако в Великобритании через приложения еду заказывают 7% населения. Интересно, что в некоторых крупных городах России проникновение этой услуги достигло примерно 9%.

Самые популярные готовые продукты – пицца и суши. Менее востребованы бизнес-ланчи, традиционные блюда и десерты. В последнее время одним из главных факторов для клиентов стало время доставки заказа. Но логистика – не самое сильное звено ресторанного бизнеса. Быть рядом с клиентом и доставлять заказ быстро – значит постоянно расширять производственную сеть и число курьеров, внедрять свои IT-системы для управления всеми процессами.

В это слабое место и вклинились курьерские компании, обладающие наработанными технологиями быстрого обмена информацией и оптимизированной системой доставки. Для ресторанов это нарушение традиционной схемы, благодаря которой они понимали своего покупателя и его вкусы. Обычно покупатель звонил в ресторан или онлайн заказывал блюдо, которое ему доставлял курьер этого заведения. Это создавало прямую связь ресторана с потребителем. С появлением универсальных приложений эта связь оказалась нарушена – теперь клиент общается с посредником-приложением. О меняющихся клиентских вкусах ресторан догадывается с запозданием, обнаружив падение продаж еды на вынос.

Примеров, показывающих уязвимость даже крупных компаний, на рынке достаточно. Крупнейший мировой производитель пиццы Domino пытается бороться за сохранение традиционной схемы. Дело в том, что курьерские приложения привлекают много инвестиций, благодаря чему занижают стоимость доставки, ставя целью быстрое расширение своей доли рынка. 

Domino отказывается сотрудничать с ними, но «война с приложениями» обрушила стоимость акций компании на 15%, ежегодный рост продаж сократился с 7 до 3%. 

В свою очередь компании по доставке еды объединяются, чтобы оказывать большее влияние на рынок. К примеру, этим летом началось объединение таких крупных игроков, как голландская Takeaway.com N.V. и американская Just Eat PLC. Объединенная компания будет обслуживать 355 млн клиентов в год на общую сумму заказов более $8 млрд.

«Темные кухни» кормят удаленного клиента 

M&A сделки свидетельствуют о сохраняющемся потенциале роста рынка доставки продуктов и готовой еды. По оценке Target Global, foodtech растет на 20–30% ежегодно, что делает этот сегмент самой перспективной отраслью для инвестирования. Наиболее популярные секторы – онлайн-сервисы, «темные кухни» – так называются рестораны, ориентированные только на онлайн-клиентов, а также сервисы по обеспечению ресторанов продуктами.

Пример стремительного роста популярности этого вида услуг в СНГ – Яндекс.Еда. Проект появился в 2017 году, когда на рынке России безраздельно господствовала DeliveryClub группы Mail.ru. 

Яндекс.Еда сформирована на базе поглощенных Foodfox и UberEATS. В первый год клиентами стали 100 тыс. человек, год спустя их было уже 1 млн, а в текущем году, по оценкам экспертов, компания отвоевала 20% всего рынка России, закрепившись в 25 крупных городах. Считается, что DeliveryClub, работая в 97 городах, контролирует 80% рынка.
 
Как раз сейчас все внимание привлечено к очередному витку борьбы между этими конкурентами: Яндекс.Еда объявила о введении бесплатной доставки, компания DeliveryClub на этот шаг пока никак не отреагировала. Напомним, сейчас рынок готовой еды в России составляет 132 млрд рублей (примерно 764,7 млрд тенге). В связи с этим возникает вопрос: как изменится рынок Казахстана с появлением иностранных игроков, закаленных конкуренцией недоступного для нас уровня и способных поднимать ставки в игре настолько высоко?

Какие глобальные игроки зашли на рынок Казахстана

Выход Яндекс.Еды на рынок РК можно считать свершившимся фактом. Компания не дает комментариев до официального запуска локального проекта, однако признала, что тестирует услугу на базе собственного сервиса такси. Одновременно компания начинает экспансию на рынок Беларуси.

Ожидается приход в страну еще одного игрока – финского стартапа Wolt, сейчас компания на стадии подбора ключевого персонала. Этот проект работает в 14 странах Европы, в его базе 1,5 млн клиентов, специализация – доставка готовой еды из ресторанов.

Наконец, с начала текущего лета в Казахстане работает испанская компания Glovo. Она специализируется на поставках любого товара, включая продукты питания и готовую еду. Glovo работает в 22 странах мира, начиная с 2015 года курьеры компании выполнили более 40 млн поставок. Среди глобальных партнеров McDonald’s, KFC и Starbucks.

Появление в Казахстане таких серьезных игроков позволяет предположить, что и у нас повторится сценарий, типичный для стран, уже переживших экспансию сервисов поставки: производители еды либо передают доставку специализированным компаниям, либо сливаются с ними. Инструментов давления у курьерских компаний великое множество. Например, формирование собственных брендов на рынке еды и переманивание клиентов в эту нишу льготными тарифами на поставку за счет масштаба бизнеса и поддержки со стороны глобальных материнских структур. 

Что такое рынок доставки еды в Казахстане?

По данным компании Chocofood, в РК оборот услуг по поставкам продуктов и готовой еды достиг показателя 11,6 млрд тенге. В деньгах эти услуги ежегодно растут на 20%. В большей степени это касается городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Караганда. По собственной оценке, Chocofood контролирует 24% рынка доставки еды и 82% рынка foodtech, фактически львиная доля заказов еды в мобильных приложениях – это заказы через chocofood.kz. Другие основные игроки рынка доставки еды – Samurai Sushi, KFC/Hardee’s, Burger King, McDonald’s, Gippo, которые имеют собственные службы доставки. 

Комментируя грядущие конкурентные войны, компания подчеркнула, что усиление конкуренции приведет к общему росту рынка. К примеру, значительно сократится среднее время доставки, благодаря внедрению технологий big data бизнес сможет предвосхищать пожелания клиента. Также здесь уверены, что местные компании лучше «чувствуют» потребителя и знают его особенности.
 
Напомним, что начиная с 2014 года ключевым конкурентом Chocofood была Foodpanda Kazakhstan, часть международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. В 2017 году Chocofood поглотил конкурента и стал абсолютным лидером среди foodtech-сервисов.

21 августа, CEO Сhocofamily Рамиль Мухоряпов заявил о привлечении дополнительного капитала в компанию. $5 млн инвестировал Айдын Рахимбаев, основатель BI Group. Мухоряпов подчеркнул, что основные ресурсы будут направлены как раз на развитие сервиса «Рахмет» и Chocofood. Сейчас сервис доставки еды сhocofood.kz совершает 2,5 тыс. доставок в день из 650 ресторанов. Глава Сhocofamily рассчитывает, что компания вырастет в 18 раз в ближайшие пять лет, причем 70% прибыли должны принести иностранные проекты. Как минимум, конкуренция с новыми иностранными игроками на домашнем поле позволит Chocofood, а значит, и Сhocofamily в целом, получить опыт, который холдинг сможет применить уже при своей международной экспансии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций