Перейти к основному содержанию

1538 просмотров

За нарушение строительных норм в Шымкенте штрафуют предпринимателей

С начала года с них собрали свыше 60 млн тенге

Фото автора

Штрафы в размере 62,7 млн тенге за нарушение норм и правил строительства в Шымкенте в 2019 году получили 214 предпринимателей. Однако, как отмечают специалисты, проконтролировать процесс возведения зданий госорганы никак не могут.

Управление государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) в Шымкенте, созданное в июле 2018 года, фактически начало проверять объекты строительства в городе с октября 2018 года. За три месяца 2018 года было проведено 110 проверок, начислено штрафов на 35 млн тенге. За шесть месяцев 2019 года были привлечены к административной ответственности 214 лиц, на них наложено штрафов на сумму 62,7 млн тенге. Из них на 66 лиц дела направлены в специализированный административный суд, с них взыскано 8,5 млн тенге.

Как рассказал «Курсиву» руководитель городского управления ГАСК Берик Дуйсенов, в 95 из 100 случаев, зарегистрированных с нарушениями, при строительстве объектов в Шымкенте отсутствуют рабочие проекты. Далее следует отсутствие таких документов, как экспертиза и уведомление ГАСК о начале строительно-монтажных работ.

«Раньше был акт приемки, благодаря этому документу сотрудники профильных государственных органов по окончании строительства проверяли объекты на качество и соответствие строительным нормам. Сейчас и этого нет. Объект вводится в эксплуатацию и документы тут же отправляются на регистрацию в органы юстиции. Иногда мы видим массу нарушений, но объект введен в эксплуатацию, а по собственной инициативе мы его проверить не можем», – констатировал Берик Дуйсенов.

Он также отметил, что после получения положительной экспертизы собственник обязан вначале уведомить органы ГАСК о начале строительно-монтажных работ и только после этого нанимать строительно-монтажную бригаду, проводить технический надзор на соответствие рабочему проекту и авторский надзор.

«Это конкурентная среда, государство никак не контролирует процесс строительства, – объясняет сложившуюся ситуацию Берик Дуйсенов. – Фактически строительство ведется в частном порядке. Объект строительства частный, ТОО, которое ведет строительство, тоже принадлежит частнику, экспертизу и проекты проводят частные компании. То есть все четыре лица, которые осуществляют строительство, являются частниками».

Госорганы реагируют только в том случае, если поступило заявление от граждан или обращение от акиматов. Таким образом, в Шымкенте было выявлено девять случаев самовольного строительства.

«Мы подали девять исковых заявлений о сносе, из них в первой инстанции все девять были удовлетворены. Но в ходе апелляции собственники двух объектов изменили целевое назначение своих земельных участков, тем самым приведя их в соответствие. Поэтому суд отменил решение суда первой инстанции и, соответственно, нам отказал в удовлетворении иска», – поведал собеседник.

Как пояснили «Курсиву» в управлении земельных отношений и отделе земельной инспекции, эти органы также не могут проводить плановые проверки, поскольку их нет даже в регламенте. «Все проверки только внеплановые – по письмам и обращениям. Управление было создано в октябре прошлого года. За три месяца 2018 года было выявлено примерно около 30–40 нарушений – нецелевого использования земельных участков. В 2019 году зарегистрировано около 20 нарушений. И все факты были обнаружены только на основании обращений жителей города и акиматов», – сообщил представитель отдела земельной инспекции.

Сейчас в Шымкенте проводится беспрецедентная работа: ГАСК начал признавать недействительными зарегистрированные в юстиции акты приемки.

«То есть мы начали обращаться в суд и привлекать людей, которые принимали в эксплуатацию объекты, построенные с нарушениями. На сегодня о признании недействительными актов ввода в эксплуатацию направили в суд три дела. Мы выявили грубейшие нарушения, вплоть до того, что недостроенные объекты были введены в эксплуатацию. Одно из таких дел, когда второй этаж только поднимается, а здание уже введено в эксплуатацию, мы передали в суд», – рассказал Дуйсенов.

Всего в Шымкенте за полгода в управление поступило 126 уведомлений о начале строительно-монтажных работ. Из них 108 строятся за счет частных инвестиций, 18 – за счет бюджета.

1545 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif