Перейти к основному содержанию

1733 просмотра

Восемь проектов ГЧП на 38,7 млрд тенге реализуются в Атырауской области

Субъекты бизнеса для реализации проектов по механизму ГЧП выбираются на конкурсной основе

фото: shutterstock.com

Озеленением областного центра Атырауской области в этом году впервые занялась частная компания в рамках государственно-частного партнерства. Проект сотрудничества рассчитан на пять лет и оценивается в 4,6 млрд тенге, передает корреспондент Kursiv.kz.

В рамках реализуемого проекта частный партнер в лице ТОО «Каспийдомостострой» будет производить не только посадку и уход за зелеными насаждениями и цветниками, но и дополнительно разобьет пять фруктовых садов в городе Атырау. Только в этом году компания высадит в нефтяной столице 12 тыс. кв.м цветников, произведет обрезку 3 тыс.деревьев. Помимо ухода за парковыми зонами компания разработает и цифровую карту зеленых насаждений. Денежные средства из бюджета предприятие будет получать долями в течение пяти лет на протяжении действия контракта. 

«Если расценивать с точки выгоды местных исполнительных органов и города в целом, то в таком длительном сотрудничестве есть масса преимуществ», - считает директор ТОО «Atyrau Innovations» (компания предоставляет консультационную поддержку по проектам ГЧП) Арман Альмереков.

По его словам, если раньше озеленительные работы города полностью зависели от сроков проведения государственных закупок, и порой начало работ по тем или иным причинам запаздывало, то теперь у компании, взявшей на себя эти обязательства, есть время для заблаговременной подготовки к предстоящему сезону.

«Еще одно преимущество кроется в длительности контракта – у заказчика нет необходимости искать подрядчика из года в год. На протяжении всего действия договорных обязательств все работы будет выполнять одна компания, а это значит, что у предприятия есть отличная мотивация подходить к своей работе крайне ответственно. Частный партнер в свою очередь обеспечен объемом работ на продолжительный период», - рассказал Арман Альмереков.

В Атырауской области, по данным областного акимата, в рамках ГЧП реализуется 8 проектов на сумму 38,7 млрд тенге. Среди них – освещение улиц городов Атырау и Кульсары с применением энергосберегающих технологий. Еще один социально-важный проект направлен на дорожную и общественную безопасность – система фото-видеофиксации. В рамках дорожной безопасности запланирована установка аппаратно-программных комплексов фото-видеофиксации и видеоаналитики на 51 перекрестке и 153 линейных участках. В рамках же общественной безопасности будет установлено более 770 новых видеокамер и 750 уже действующих видеокамер будут интегрированы в одну общую систему. Также частным партнером будет предоставлено 100 «рабочих мест» - планшетов с портативным принтером. Сотрудники правоохранительных органов смогут в режиме онлайн на месте проверить автовладельцев на наличие штрафов, задолженности по алиментам и неуплаченным налогам. Таким образом, профилактическая работа будет выстроена максимально эффективно, считают разработчики проекта.

Говоря о доходах бизнеса, участвующего в механизме ГЧП, стоит отметить, что в результате анализа, проведенного Министерством экономики РК, проекты ГЧП были поделены на три категории.

Первая категория проектов предусматривает полное возмещение инвестиций и операционных затрат частного партнера из бюджета.

По проектам второй категории предусматривается частичное возмещение инвестиций за счет бюджета.

Третья категория включает проекты, которые не компенсируются из бюджетных средств, но частный партнер окупает вложенные инвестиции за счет оказываемых услуг и госзаказа.

К слову, из восьми реализуемых проектов в Атырауской области семь проектов относятся к первой категории, один – ко второй. Тем не менее, среди бизнесменов есть те, кто решается на капитальные инвестиции в рамках ГЧП.

«Контракты по проектам ГЧП заключаются на срок от 3 до 30 лет. Это дает возможность бизнесменам смело инвестировать деньги с пониманием того, что они будут окупать инвестиции на период контракта. Это своего рода выгода для частного партнера в лице бизнесмена. Выгода заказчика в лице государственных органов кроется в снижении единовременной нагрузки на бюджет. То есть результат по проекту заказчик получает здесь и сейчас, а деньги начинают выплачиваться, когда проект реализован. В то же время у заказчика отпадают риски, что предприниматель некачественно выполнит работы или, взяв аванс, не доделает взятые на себя обязательства», - поясняет Арман Альмереков.

Субъекты бизнеса для реализации проектов по механизму ГЧП выбираются на конкурсной основе. Конкурс проходит в два этапа.

«Это квалификационный отбор, когда компания проверяется по ряду таких критериев, как например - платежеспособность, отсутствие задолженностей сроком более трех лет, реальные активы потенциального частного партнера. После квалификационного отбора на втором этапе компании предоставляют свои заявки, в которых указывают какие работы, услуги и за какой срок они готовы выполнить. По каждому критерию участникам присуждаются баллы. Выигрывает тот предприниматель, который наберет наибольшее количество баллов», - поясняет собеседник Kursiv.kz.

Любая инициатива потенциального частного партнера – будь то скидка за оказываемые работы и услуги, поставку товаров, дополнительные работы сверх проекта, отсрочка платежа на оговоренный срок, повышают шансы компании на победу.

«Одним словом, механизм ГЧП – прекрасная альтернатива знакомой уже всем схемы государственных закупок, когда выбор победителей-исполнителей государственного заказа определяется не по качеству, а по более низким ценам», - считает г-н Альмереков.

К слову, пока реализуемые сегодня проекты в рамках ГЧП в Атырауской области воплощаются в жизнь преимущественно в областном центре. Но вполне вероятно, что уже в скором времени акимы районов будут наделены полномочиями для реализации проектов ГЧП в районном масштабе.

«Все районные акимы Атырауской области уже прошли соответствующее обучение в Астане в Центре ГЧП. Акимы на местах видят проблемы районов, знают какими долгосрочными проектами могут привлекать частных инвесторов, что могут передать в конкурентную бизнес-среду, повышая тем самым эффективность своей работы. Поэтому включение их в механизм ГЧП логично и оправдано», - заключил собеседник.

banner_wsj.gif

3813 просмотров

Как уменьшить последствия нарушения обязательств из-за ЧП в Казахстане

Рассказывает советник юридической фирмы SIGNUM

Фото: Shutterstock

Указом президента РК от 15 марта 2020 года № 285 в связи с объявлением ВОЗ коронавируса COVID-19 пандемией на всей территории республики с 16 марта по 15 апреля введено чрезвычайное положение (ЧП). Прежде всего, нужно понимать, что чрезвычайное положение – это временная мера, представляющая собой особый правовой режим деятельности госорганов, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

Срок действия ЧП на всей территории РК не может превышать 30 суток. Однако при неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, президент вправе продлить его действие еще на 30 суток. Все акты, принятые в целях обеспечения режима ЧП, утрачивают силу с прекращением действия ЧП без специального уведомления. 

Как режим ЧП может повлиять на ведение бизнеса 

При ЧП государством могут быть приняты ограничения, которые прямо или косвенно влияют на отношения между хозсубъектами, такие как: 

  • ограничения передвижения транспорта; 
  • приостановление деятельности сетей и средств связи; 
  • особый порядок продажи продовольствия и предметов первой необходимости; 
  • ограничения отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансов;
  • особый режим оборота лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции; 
  • введение карантина и другие. 

В результате применения таких мер могут возникнуть случаи ненадлежащего исполнения обязательств (перебои с поставками товаров, задержка оплаты, изменение сроков выполнения работ), а также иные последствия, влекущие определенные убытки. 

Как доказать невозможность исполнения обязательств в условиях ЧП 

Иногда такие случаи оговариваются в контрактах, где устанавливается ответственность сторон при форс-мажоре. Но что делать, если возникновение форс-мажора не оговорено в договоре, и как сократить убытки в этом случае? В соответствии со ст. 349 Гражданского кодекса РК (ГК) при невозможности надлежащего исполнения обязательства должник обязан незамедлительно известить об этом кредитора. Согласно ст. 359 ГК, должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. 

Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные явления, военные действия и т. п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг.

В Казахстане функции по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), обстоятельств Hardship осуществляет ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана» (далее – ВПК) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок, международных договоров РК, договоров, заключенных на территории РК, а также в соответствии с международной практикой. Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы производится на основании письменного обращения заинтересованной стороны. Отсутствие в контракте ссылки на обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) не препятствует рассмотрению обращения заявителя. В свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) может быть отказано только по причине отсутствия документов, подтверждающих их наступление. Таким образом, при невозможности исполнения обязательств вследствие непреодолимой силы рекомендуется: 

  1. Обратиться в ВПК с заявлением о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы. 
  2. Направить уведомление контрагенту о невозможности исполнения обязательства, сославшись на соответствующие положения договора (при их наличии), Указ Президента РК от 15 марта 2020 года «О введении ЧП на территории РК» и приложив свидетельство о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выданное ВПК. 

Мы надеемся, что в рамках заключенных договоров и согласно обычаям делового оборота контрагенты примут к сведению введение режима ЧП в стране и постараются взаимно договориться и пойти навстречу друг другу. 

Кроме того, заблаговременное принятие вышеперечисленных мер позволит доказать отсутствие вины стороны, не выполнившей обязательство вследствие непреодолимой силы, и, возможно, в будущем освободить от ответственности или уменьшить ее размер.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif