Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2082 просмотра

В Западном Казахстане наладили выпуск шоколадного курта

И хотят его запатентовать

Фото предоставлено ТОО «Кондитерская фабрика «Волна»

Если в 2001 году на единственной в западном регионе кондитерской фабрике выпускали всего 120 тонн продукции, то сейчас уже 700 тонн разных сладостей. В прошлом году здесь начали выпускать и вовсе уникальные изделия: курт и балкаймак в шоколаде. 

Первый свой бизнес Надежда Карась открыла в 1989 году – это была профессиональная кулинарная тренинг-школа. Здесь обучали тем профессиям, которые в то время были в дефиците, – официанты, кондитеры, повара. Этот бизнес практически не требовал вложений, но и дохода особого не приносил. Почти через десять лет после создания тренинг-школы появилось еще одно дело: Надежда Карась занялась розничной торговлей, а еще через несколько лет создала торгово-производственную компанию. 

«В те времена нужно было только знать, как заработать. Мы, например, брали крошку на актауском заводе пластмасс и продавали ее в Москве. А оттуда везли продукты питания, которые были у нас в дефиците. Сначала было «купи-продай» – на этом легче и быстрее всего можно было заработать», – рассказывает «Курсиву» Надежда Карась.

В начале 2000-х ей пришла идея открыть производство, а так как Надежда Карась по первому образованию технолог по приготовлению пищи, а по второму – экономист, то долго думать не пришлось. Решено было открыть кондитерскую фабрику. 

«В 2001 году мы выкупили здание старой хлебопекарни, провели реконструкцию, закупили оборудование, обучили персонал. Начинали всего с 34 наименований кондитерской продукции, сейчас выпускаем уже больше ста наименований», – говорит собеседница «Курсива». 

Несколько лет назад предпринимательница взяла в кредит 235 млн тенге. Средства пошли на расширение производства. Если раньше фабрика была небольшая – всего около 1 тыс. кв. м, то сейчас она увеличилась двое, также закупили дополнительное оборудование. Количество линий выросло в три раза – с четырех до 12. Сейчас на единственной кондитерской фабрике в западном регионе Казахстана выпускают мармелад, зефир, бисквит, шоколадные конфеты и многое другое. Вскоре будет запущена новая карамельная линия, а также автоматическая линия по производству сахарного печенья и вафель. 

«Сырье используем не все казахстанское. Местного содержания у нас где-то 70%. Муку, сахар, сгущенное молоко, сливочное масло, патоку мы закупаем в Казахстане, а из России везем масло какао, шоколадную глазурь, пектин, агар и все остальное», – добавляет Надежда Карась. 

Новый бренд 

18 лет назад на фабрике выпускали всего 120 тонн продукции в год, сейчас – 700 тонн. За эти годы были открыты филиалы в Алматы, Нур-Султане, Астрахани, создано совместное предприятие и фабрика в Таджикистане. А продукция мангистауского производителя побывала на многих мировых выставках. При этом оригинальный дизайн коробки, по которому сразу можно узнать регион, разрабатывает сама Надежда Карась.

«В прошлом году перед саммитом глав прикаспийских государств вызвал меня аким области и дал десять дней на разработку мангистауского бренда. Так были придуманы курт и балкаймак в шоколаде. Сейчас на это лакомство мы оформляем патент», – говорит предпринимательница. 

Один плюс два

Но на мармеладе и шоколаде Надежда Карась решила не останавливаться. В июле прошлого года бизнесвумен открыла завод по производству гофротары, где сейчас изготавливают 20 видов коробок. На его открытие был оформлен кредит по одной из государственных программ. Запуск производства обошелся в 70 млн тенге. Поначалу завод открыли для собственных нужд, потому что заказывать коробки из Павлодара, Семея или Алматы было невыгодно и дорого. 

«Возить гофрокартон с севера или востока страны нерентабельно. Оттуда надо заказывать вагонами – это дорого, а по сути, мы везем воздух – картон же легкий. И в какой-то момент я решила, что нужно создать производство здесь. В Москве на выставке познакомилась с производителями оборудования из Калининграда, оттуда все заказала, построила завод на нашей базе», – отмечает Надежда Карась. 

Сам картон для коробок все же приходится заказывать в России – его возят из Астрахани. Клиентами нового завода стали швейные и обувные фабрики, компании, которые занимаются изготовлением пирогов, тортов, пиццы и пирожных. 

Есть в планах у бизнесвумен и третье производство – уже в конце года на территории свободной экономической зоны «Морпорт Актау» будет запущен завод по производству полимерной упаковки. На заводе будут изготавливать коррексы (пластиковые упаковки с ячейками для конфет), а также различные пластиковые контейнеры.


1 просмотр

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций