Перейти к основному содержанию

3015 просмотров

В Шымкенте нашли новые ниши для развития МСБ

Как они помогут развиваться предпринимателям

фото: shutterstock.com

По данным Палаты предпринимателей города Шымкента 26% городских предприятий испытывают проблемы со сбытом. Кроме того, потенциальные стартаперы и отдельные действующие предприниматели не знают, каким видом деятельности заняться. Помощь в решении таких вопросов оказывает Палата предпринимателей, которая является оператором государственных программ.

Палата предпринимателей оказывает нефинансовые услуги в рамках государственной программы Дорожная карта бизнеса (ДКБ), а также активно работает с предприятиями города Шымкента в рамках программы «Экономика простых вещей». Анализ состояния производства в Шымкенте в марте 2019 года показал, что 200 компаний города производят 55-60% всех видов продукции, но при этом доля импорта по этим же отраслям составляет 70-72%.

Нужна связка

По словам директора шымкентского филиала Палаты предпринимателей «Атамекен» Нурлана Кабиштаева, мониторинг городских предприятий помог выявить основную проблему, в решении которой бизнесменам нужна поддержка - это обеспечение сбыта продукции.

«Мы сейчас начали выстраивать сбытовую цепочку для уже действующих предпринимателей и находим нишевые проекты для стартапов, - рассказал «Курсиву» Нурлан Кабиштаев. – Это позволит представителям малого и среднего бизнеса в максимально короткие сроки и качественно реализовать свои проекты, закрепив их либо долгосрочным контрактом, либо договорами с дистрибьютерами или торговыми точками».

В развитых странах малый и средний бизнес на 60-70% привязан к крупному, то есть работает на него. Как рассказал Нурлан Кабиштаев, одно такое предприятие может тянуть за собой сотню малых производств. При они, специализируясь на выпуске одной продукции, могут повысить ее качество, снизить себестоимость и сократить сроки поставок.

«Крупный завод тоже имеет свою выгоду. Он оптимизирует свои затраты, а также непрофильные функции передает на выполнение среднему бизнесу. Аутсорсинг выгоден крупному предприятию как с точки зрения уплаты налогов, так и с точки зрения затрат на персонал.Однако в Казахстане крупный бизнес действует сам по себе, средний и малый – также отдельно. Привязка между ними очень маленькая, на уровне 20-30%. Мы хотим заполнить эти ниши. Из 30 крупных предприятий Шымкента, которые мы промониторили, практически у всех есть такие ниши. Например, мукомольные предприятия или производитель чая вынуждены сами делать упаковку или покупать ее за рубежом в три дорога. Но эти предприятия могут обеспечить контрактами на 5 или 10 лет местных поставщиков при соответствии качества», - подчеркнул спикер.

Перспектив и возможностей сразу больше

Если когда крупный бизнес заключает контракт на 10 лет с производственной компанией, то уже у предпринимателя средней руки появляется уверенность, что у него будет стабильный сбыт продукции. Он может смело идти в любой финансовый институт за кредитом. И даже банк второго уровня охотно идет навстречу такому бизнесмену и готов рассмотреть беззалоговые кредиты. Поскольку видит,что у него контракт на сбыт продукции на руках. Предпринимателю остается только купить оборудование и работать.

«У нас есть пул нишевых проектов. Что мы получим в итоге? Крупное производство специализируется на своих сильных сторонах, а производство косвенных, попутных вещей передаст малому и среднему бизнесу.Усиливающий эффект от такого взаимодействия – синергия, повысит эффективность производства в целом, а бизнес будет друг друга тянуть вперед. И тогда у нас появится достаточно сильный средний бизнес, который в будущем имеет потенциал превратиться в более крупный бизнес. Соответственно, средний бизнес должен также тянуть малый бизнес», - подчеркнул Нурлан Кабиштаев.

Проблему решат при помощи госпрограмм

Но здесь возникает другая проблема: обеспечение заводов и фабрик кадрами. Ведь в основном это технические специалисты.

«Проанализировав ситуацию, промониторив свыше 1000 предприятий, мы выявили, что они не могут найти работников по более чем 2000 технических и других специальностей. В основном это сварщики, автослесари, электрики, автоэлектрики, а также работники в сфере услуг: профессиональные торговцы, официанты, менеджеры, горничные, парикмахеры и так далее. Это та ниша, которую можно и нужно заполнить», - сообщил «Курсиву» Нурлан Кабиштаев.

И здесь на помощь бизнесу приходят еще несколько государственных программ. В рамках государственной программы «Енбек» проводится краткосрочное обучение. Но назрела необходимость в открытии учебных центров при предприятиях города.

«Работодатель лучше знает, кто ему нужен. Сейчас у нас уже действуют 23 таких учебных центра, до конца 2019 года мы хотим открыть всего 80 таких учебных центров. Наше основное требование: трудоустройство 60% их выпускников, - говорит руководитель Палаты предпринимателей города. - В Шымкенте большой потенциал. На сегодня мы выявили около 30 нишевых проектов, до конца года планируем сделать 100. Наша конечная цель заключается в том, чтобы предприниматель пришел к нам, обучился по всем государственным программам. Если есть необходимость финансирования, опять же подберем программу, которая больше всего подходит конкретному бизнесмену. Это даст большой импульс к развитию в городе малому и среднему бизнесу».

В рамках государственной программы «Бастау Бизнес» на 2019 год в Шымкенте запланирована выдача 4,5 тыс. грантов. По этой программе стартаперы имеют возможность получить гранты для начала собственного бизнеса.

«Получить в БВУ кредит, где очень серьезные требования по залогам, начинающему бизнесмену практически невозможно, да и невыгодно. А грант  дает возможность на начальном уровне купить станок или арендовать торговую точку и начать собственное дело. Гранты выдаются в размере 200 МРП или 505 тыс. тенге. Финансирует гранты центр занятости на невозвратной основе. Мы должны дать малому бизнесу шанс, чтобы начинающий предприниматель обучился, понял, как надо работать, получил сертификат, разработал бизнес-план», - подчеркнул г-н Кабиштаев.

Напомним, что старт программе «Бастау Бизнес» был дан в рамках реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы. Она направлена на обучение сельского населения предпринимательским навыкам, в том числе принципам формирования сельскохозяйственных кооперативов, а также сопровождение их бизнес-проектов.     

banner_wsj.gif

3804 просмотра

Как уменьшить последствия нарушения обязательств из-за ЧП в Казахстане

Рассказывает советник юридической фирмы SIGNUM

Фото: Shutterstock

Указом президента РК от 15 марта 2020 года № 285 в связи с объявлением ВОЗ коронавируса COVID-19 пандемией на всей территории республики с 16 марта по 15 апреля введено чрезвычайное положение (ЧП). Прежде всего, нужно понимать, что чрезвычайное положение – это временная мера, представляющая собой особый правовой режим деятельности госорганов, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.

Срок действия ЧП на всей территории РК не может превышать 30 суток. Однако при неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, президент вправе продлить его действие еще на 30 суток. Все акты, принятые в целях обеспечения режима ЧП, утрачивают силу с прекращением действия ЧП без специального уведомления. 

Как режим ЧП может повлиять на ведение бизнеса 

При ЧП государством могут быть приняты ограничения, которые прямо или косвенно влияют на отношения между хозсубъектами, такие как: 

  • ограничения передвижения транспорта; 
  • приостановление деятельности сетей и средств связи; 
  • особый порядок продажи продовольствия и предметов первой необходимости; 
  • ограничения отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансов;
  • особый режим оборота лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции; 
  • введение карантина и другие. 

В результате применения таких мер могут возникнуть случаи ненадлежащего исполнения обязательств (перебои с поставками товаров, задержка оплаты, изменение сроков выполнения работ), а также иные последствия, влекущие определенные убытки. 

Как доказать невозможность исполнения обязательств в условиях ЧП 

Иногда такие случаи оговариваются в контрактах, где устанавливается ответственность сторон при форс-мажоре. Но что делать, если возникновение форс-мажора не оговорено в договоре, и как сократить убытки в этом случае? В соответствии со ст. 349 Гражданского кодекса РК (ГК) при невозможности надлежащего исполнения обязательства должник обязан незамедлительно известить об этом кредитора. Согласно ст. 359 ГК, должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором. 

Должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные явления, военные действия и т. п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг.

В Казахстане функции по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), обстоятельств Hardship осуществляет ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана» (далее – ВПК) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок, международных договоров РК, договоров, заключенных на территории РК, а также в соответствии с международной практикой. Свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы производится на основании письменного обращения заинтересованной стороны. Отсутствие в контракте ссылки на обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) не препятствует рассмотрению обращения заявителя. В свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) может быть отказано только по причине отсутствия документов, подтверждающих их наступление. Таким образом, при невозможности исполнения обязательств вследствие непреодолимой силы рекомендуется: 

  1. Обратиться в ВПК с заявлением о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы. 
  2. Направить уведомление контрагенту о невозможности исполнения обязательства, сославшись на соответствующие положения договора (при их наличии), Указ Президента РК от 15 марта 2020 года «О введении ЧП на территории РК» и приложив свидетельство о наличии обстоятельств непреодолимой силы, выданное ВПК. 

Мы надеемся, что в рамках заключенных договоров и согласно обычаям делового оборота контрагенты примут к сведению введение режима ЧП в стране и постараются взаимно договориться и пойти навстречу друг другу. 

Кроме того, заблаговременное принятие вышеперечисленных мер позволит доказать отсутствие вины стороны, не выполнившей обязательство вследствие непреодолимой силы, и, возможно, в будущем освободить от ответственности или уменьшить ее размер.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif