Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2532 просмотра

В Шымкенте нашли новые ниши для развития МСБ

Как они помогут развиваться предпринимателям

фото: shutterstock.com

По данным Палаты предпринимателей города Шымкента 26% городских предприятий испытывают проблемы со сбытом. Кроме того, потенциальные стартаперы и отдельные действующие предприниматели не знают, каким видом деятельности заняться. Помощь в решении таких вопросов оказывает Палата предпринимателей, которая является оператором государственных программ.

Палата предпринимателей оказывает нефинансовые услуги в рамках государственной программы Дорожная карта бизнеса (ДКБ), а также активно работает с предприятиями города Шымкента в рамках программы «Экономика простых вещей». Анализ состояния производства в Шымкенте в марте 2019 года показал, что 200 компаний города производят 55-60% всех видов продукции, но при этом доля импорта по этим же отраслям составляет 70-72%.

Нужна связка

По словам директора шымкентского филиала Палаты предпринимателей «Атамекен» Нурлана Кабиштаева, мониторинг городских предприятий помог выявить основную проблему, в решении которой бизнесменам нужна поддержка - это обеспечение сбыта продукции.

«Мы сейчас начали выстраивать сбытовую цепочку для уже действующих предпринимателей и находим нишевые проекты для стартапов, - рассказал «Курсиву» Нурлан Кабиштаев. – Это позволит представителям малого и среднего бизнеса в максимально короткие сроки и качественно реализовать свои проекты, закрепив их либо долгосрочным контрактом, либо договорами с дистрибьютерами или торговыми точками».

В развитых странах малый и средний бизнес на 60-70% привязан к крупному, то есть работает на него. Как рассказал Нурлан Кабиштаев, одно такое предприятие может тянуть за собой сотню малых производств. При они, специализируясь на выпуске одной продукции, могут повысить ее качество, снизить себестоимость и сократить сроки поставок.

«Крупный завод тоже имеет свою выгоду. Он оптимизирует свои затраты, а также непрофильные функции передает на выполнение среднему бизнесу. Аутсорсинг выгоден крупному предприятию как с точки зрения уплаты налогов, так и с точки зрения затрат на персонал.Однако в Казахстане крупный бизнес действует сам по себе, средний и малый – также отдельно. Привязка между ними очень маленькая, на уровне 20-30%. Мы хотим заполнить эти ниши. Из 30 крупных предприятий Шымкента, которые мы промониторили, практически у всех есть такие ниши. Например, мукомольные предприятия или производитель чая вынуждены сами делать упаковку или покупать ее за рубежом в три дорога. Но эти предприятия могут обеспечить контрактами на 5 или 10 лет местных поставщиков при соответствии качества», - подчеркнул спикер.

Перспектив и возможностей сразу больше

Если когда крупный бизнес заключает контракт на 10 лет с производственной компанией, то уже у предпринимателя средней руки появляется уверенность, что у него будет стабильный сбыт продукции. Он может смело идти в любой финансовый институт за кредитом. И даже банк второго уровня охотно идет навстречу такому бизнесмену и готов рассмотреть беззалоговые кредиты. Поскольку видит,что у него контракт на сбыт продукции на руках. Предпринимателю остается только купить оборудование и работать.

«У нас есть пул нишевых проектов. Что мы получим в итоге? Крупное производство специализируется на своих сильных сторонах, а производство косвенных, попутных вещей передаст малому и среднему бизнесу.Усиливающий эффект от такого взаимодействия – синергия, повысит эффективность производства в целом, а бизнес будет друг друга тянуть вперед. И тогда у нас появится достаточно сильный средний бизнес, который в будущем имеет потенциал превратиться в более крупный бизнес. Соответственно, средний бизнес должен также тянуть малый бизнес», - подчеркнул Нурлан Кабиштаев.

Проблему решат при помощи госпрограмм

Но здесь возникает другая проблема: обеспечение заводов и фабрик кадрами. Ведь в основном это технические специалисты.

«Проанализировав ситуацию, промониторив свыше 1000 предприятий, мы выявили, что они не могут найти работников по более чем 2000 технических и других специальностей. В основном это сварщики, автослесари, электрики, автоэлектрики, а также работники в сфере услуг: профессиональные торговцы, официанты, менеджеры, горничные, парикмахеры и так далее. Это та ниша, которую можно и нужно заполнить», - сообщил «Курсиву» Нурлан Кабиштаев.

И здесь на помощь бизнесу приходят еще несколько государственных программ. В рамках государственной программы «Енбек» проводится краткосрочное обучение. Но назрела необходимость в открытии учебных центров при предприятиях города.

«Работодатель лучше знает, кто ему нужен. Сейчас у нас уже действуют 23 таких учебных центра, до конца 2019 года мы хотим открыть всего 80 таких учебных центров. Наше основное требование: трудоустройство 60% их выпускников, - говорит руководитель Палаты предпринимателей города. - В Шымкенте большой потенциал. На сегодня мы выявили около 30 нишевых проектов, до конца года планируем сделать 100. Наша конечная цель заключается в том, чтобы предприниматель пришел к нам, обучился по всем государственным программам. Если есть необходимость финансирования, опять же подберем программу, которая больше всего подходит конкретному бизнесмену. Это даст большой импульс к развитию в городе малому и среднему бизнесу».

В рамках государственной программы «Бастау Бизнес» на 2019 год в Шымкенте запланирована выдача 4,5 тыс. грантов. По этой программе стартаперы имеют возможность получить гранты для начала собственного бизнеса.

«Получить в БВУ кредит, где очень серьезные требования по залогам, начинающему бизнесмену практически невозможно, да и невыгодно. А грант  дает возможность на начальном уровне купить станок или арендовать торговую точку и начать собственное дело. Гранты выдаются в размере 200 МРП или 505 тыс. тенге. Финансирует гранты центр занятости на невозвратной основе. Мы должны дать малому бизнесу шанс, чтобы начинающий предприниматель обучился, понял, как надо работать, получил сертификат, разработал бизнес-план», - подчеркнул г-н Кабиштаев.

Напомним, что старт программе «Бастау Бизнес» был дан в рамках реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы. Она направлена на обучение сельского населения предпринимательским навыкам, в том числе принципам формирования сельскохозяйственных кооперативов, а также сопровождение их бизнес-проектов.     


288 просмотров

Строители Караганды требуют принять методику расчета стоимости работ при ЧС

Они уверены, что такой документ даст им уверенность, если они будут незамедлительно приступать к ликвидации последствий катаклизмов

Фото: Олег Спивак

Особенно остро этот вопрос стоит сейчас, когда на 97% завершены восстановительные работы в городе Арыси Туркестанской области, где в июне 2019 года прогремели взрывы на военных складах. Предприниматели, восстанавливающие жилые дома и другие объекты, опасаются, что и на этот раз им заплатят меньше, чем положено. 

Напомним, со всего Казахстана на помощь жителям Арыси пришли около 120 строительных компаний. В том числе 25 карагандинских, выполнивших заявленный объем работ одними из первых, восстановив 519 квартир в 11 многоэтажках и 72 частных дома. Кроме того, они подарили городу новую спортивную площадку с тренажерами. 

По предварительным данным министра финансов РК Алихана Смаилова, для восстановления Арыси требовалось 34,5 млрд тенге, большую часть этой суммы планировалось выделить из резерва правительства и бюджетов регионов.

«Кинули два раза»

По мнению предпринимателей, их опасения вполне обоснованны, поскольку уже были случаи, когда за оказанную своевременную помощь строителям выплачивали гораздо меньше изначально оговоренной суммы. 

В 2014 году в селе Кокпекты близ Караганды произошел прорыв дамбы, в 2015-м паводки затопили 35 населенных пунктов, сильнее всех из которых пострадал поселок имени Габидена Мустафина. В результате природных бедствий сотни людей остались без крова. 

Председатель ПК «Аспап» Толеген Ашимов утверждает: чаще всего в случаях ЧС бизнесмены по просьбе госорганов приступают к работам сразу. Между тем оценщики и проектировщики составляют расчеты в течение двух-трех месяцев. К моменту их изготовления подрядчики выполняют уже половину заявленного объема работ. А к окончанию строительства уходят в минус, поскольку сметная стоимость работ оказывается вдовое меньше реальной. 

«Такое отношение ведет к недоверию к государству. В Жамбылской области было землетрясение, рухнул поселок. Мы первыми отстроились, ушли. Потом узнали, что нам будут платить по $200 за квадратный метр. Кто хоть немного ориентируется в ценах, понимает, что это красивый бросок. Было наводнение в Кокпекты. Мы долго и упорно строили. Каждый ребенок с порога своего дома ушел в школу. Но власти приняли решение заплатить всего 80 тыс. тенге за квадрат», – сказал Ашимов на недавнем заседании совета по строительству Палаты предпринимателей Карагандинской области. 

Его слова подтвердила исполнительный директор Ассоциации застройщиков Карагандинской области Найля Каирбекова

«В 2014 и 2015 годах наши компании начали ликвидацию ЧС без документов. Я буду говорить жаргоном: нас кинули два раза. Что сегодня сделали некоторые компании? Взяли те же грабли и пошли. Чего и следовало ожидать. На мое имя буквально вчера поступило письмо с просьбой оказать содействие по выплате заработной платы, погашению расходов на приобретение строительных материалов и техники по ликвидации ЧС в Арыси», – сообщила она. 

Письмо депутатам 

Как говорит заместитель руководителя управления финансов Карагандинской области Ардак Саттыбаева, выделение средств из резерва регламентируется четкими правилами. 

«При возмещении ущерба, нанесенного ЧС, прежде всего необходима оценка его масштаба. Если объект был застрахован, средства выплачивает страховая компания, в противном случае – государство. При этом деньги застройщику без наличия проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу, не переводятся», – подчеркнула чиновница. 

Однако предприниматели считают, что заведенный порядок не учитывает фактора внезапности, характерного для чрезвычайных ситуаций. Чтобы расставить все точки над i во взаимоотношениях с государством, они планируют обратиться к депутатам мажилиса и в Комитет по строительству Министерства экономики РК. 

«Мы предлагаем разработать типовые проекты, которые будут проходить государственную экспертизу и запускаться в ход без всяких отсрочек, как только наступила ЧС. Государство должно принять закон или подзаконный акт, определяющий данный порядок, а также создать специальный фонд, откуда бы сразу выделялись деньги при объявлении ЧС. Таким документом может стать методика расчета стоимости строительных работ в чрезвычайных ситуациях, которая применялась в советские времена. Я предлагала ее разработать и принять еще в 2016 году», – отметила Каирбекова. 

Утром – деньги 

Впрочем, среди членов строительного комитета нашлись и сторонники действующего законодательного порядка. Как полагает исполнительный директор ТОО «ProIux LTD» Николай Абт, предприниматели могут сами решить свою проблему, если откажутся строить без предварительного заключения договора с заказчиком. 

«Смету составлять долго, но договор – нет. Значит, не следует начинать строить, пока госорган не найдет возможности его заключить», – выразил мнение он. 

По словам генерального директора ТОО «БК-СТРОЙ» Сергея Кима, сегодня проблемы возникают на стадии выделения средств для погашения затрат, понесенных строительными фирмами. 

«С предпринимателями, которые восстанавливали Арысь, договоры были заключены. В них прописано, что сумма будет корректироваться по факту выполнения работ. Проблема в другом: когда все работы выполнены, акты подписаны, не происходит перечисления средств», – отмечает спикер. 

Трудности с оформлением документов и оплатой услуг строительных компаний, устраняющих последствия ЧС, знакомы бизнесменам не только Карагандинской области, но и в других регионах страны. 

«Проблема в том, что сейчас деньги поступают после завершения строительства. За счет республиканского и областного бюджетов нужно создавать фонды по борьбе со стихийными бедствиями. Такие подушки безопасности существуют во многих странах мира. Предприниматели больше не хотят работать по принципу «утром – стулья, вечером – деньги». Но не факт, что за восстановление Арыси с ними полностью рассчитаются», – сказал «Курсиву» председатель Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций