Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

В центре Семея продали госземлю в десятки раз ниже рыночной стоимости

Теперь участок возвращен государству

Вняв доводам общественного деятеля Семея, аппарат акима города подал иск на свой же отдел земельных отношений в специализированный межрайонный экономический суд ВКО о признании сделки о продаже земельного участка недействительной.

Второй виток приватизации

Ранее «Курсив» уже сообщал о нарушениях, связанных с продажей здания автовокзала, его возвращением в государственную собственность и передачей в доверительное управление частному лицу с правом дальнейшего выкупа («Особенности приватизации по-семейски», №3 «Курсив-Восток» от 6 сентября 2018 года). Однако, как рассказал заместитель руководителя городской специальной мониторинговой группы Семея Николай Исаев, история на этом не закончилась.

«Тендер на право доверительного управления выиграл предприниматель, предложивший 600 млн тенге. Эти средства он должен был выплатить государству в течение года. При этом его конкурент по конкурсу предлагал цену в 530 млн тенге, но проиграл. Однако свои обязательства победитель конкурса так и не выполнил. Еще до истечения положенного срока он вернул здание центрального автовокзала. Естественно, отдел финансов вновь выставил этот объект на конкурс, поскольку автовокзал был внесен в план приватизации», – пояснил «Курсиву» Николай Исаев. 

Общественный деятель уже несколько лет ведет собственное расследование по данному вопросу. По его словам, город потерял на сделке по продаже автовокзала более 220 млн тенге.

«Повторно объявленный тендер выиграл известный в Восточном Казахстане предприниматель Григорий Пинчук. Именно он в первый раз предлагал цену в 530 млн тенге. Однако повторная сделка ему обошлась всего в 310 млн тенге. К тому же непонятно откуда за неполный год доверительного управления частным лицом на балансе ТОО «Семей-Автовокзал» появилась кредиторская задолженность в сумме 100 млн тенге. И отдел финансов города признал этот долг», – раскрыл подробности сделки Николай Исаев.

Земельный вопрос

Помимо приватизации самого здания автовокзала, новый владелец объекта летом 2018 года подал заявку на приобретение находящегося рядом с ним земельного участка. 

«В июне 2018 года, рассмотрев заявление ТОО «Семей-Автовокзал», земельная комиссия акимата приняла постановление о продаже земельного участка в частную собственность по кадастровой стоимости 14, 6 млн тенге. Между отделом земельных отношений и ТОО был заключен договор купли-продажи этого участка», – отмечает заместитель руководителя отдела земельных отношений Семея Дамир Рахимжанов.

Как только сделка была заключена, администрация автовокзала огородила часть улицы Валиханова, прилегающей к центральному торговому центру Семея. 

По мнению Николая Исаева, законность сделки купли-продажи земельного участка возле автовокзала вызывает сомнение.

Во-первых, считает он, при заключении договора о приватизации автовокзала о земле не было сказано ни слова. Кроме того, согласно Генеральному плану Семея и плану детальной планировки центральной части города, в ближайшие годы планируется перенос здания автовокзала в район железнодорожного вокзала для удобства пассажиров.

Во-вторых, по мнению общественника, продажа земли общего пользования запрещена Земельным кодексом РК, а часть проданной улицы Валиханова относится как раз к этой категории. Да и сама сумма сделки в 14,6 млн тенге за 61 сотку в самом центре Семея, с точки зрения Николая Исаева, вызывает недоумение.

«Я более чем уверен, что, реализуя часть проходной улицы, чиновники осознавали, что по бросовой цене продают, так сказать, «лакомый участок земли». Я много лет веду мониторинг цен на земельные участки в Семее. Так вот, с начала 2000-х годов рыночная стоимость сотки земли в центре города не понижалась в цене меньше $30 тыс. А недавно владелица земельного участка продавала свою собственность по цене свыше $40 тыс. за сотку. В пересчете на тенге участок в 61 сотку в районе автовокзала мог быть реализован за сумму от 694 млн до 925 млн тенге», – утверждает заместитель руководителя специальной мониторинговой группы Семея.

Он привел свои аргументы и акиму города Ермаку Салимову в ходе его отчетной встречи перед населением в феврале 2019 года. В результате чего, после проведенной проверки, в июне 2019 года аппарат акима города Семея подал иск на отдел земельных отношений в специализированный межрайонный экономический суд ВКО о признании сделки о продаже земельного участка недействительной. Рассмотрев дело, суд посчитал требования акима города законными и полностью удовлетворил судебный иск. Решение суда вступит в законную силу 14 июля 2019 года.


2659 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций