Перейти к основному содержанию

5093 просмотра

В центре Семея продали госземлю в десятки раз ниже рыночной стоимости

Теперь участок возвращен государству

Вняв доводам общественного деятеля Семея, аппарат акима города подал иск на свой же отдел земельных отношений в специализированный межрайонный экономический суд ВКО о признании сделки о продаже земельного участка недействительной.

Второй виток приватизации

Ранее «Курсив» уже сообщал о нарушениях, связанных с продажей здания автовокзала, его возвращением в государственную собственность и передачей в доверительное управление частному лицу с правом дальнейшего выкупа («Особенности приватизации по-семейски», №3 «Курсив-Восток» от 6 сентября 2018 года). Однако, как рассказал заместитель руководителя городской специальной мониторинговой группы Семея Николай Исаев, история на этом не закончилась.

«Тендер на право доверительного управления выиграл предприниматель, предложивший 600 млн тенге. Эти средства он должен был выплатить государству в течение года. При этом его конкурент по конкурсу предлагал цену в 530 млн тенге, но проиграл. Однако свои обязательства победитель конкурса так и не выполнил. Еще до истечения положенного срока он вернул здание центрального автовокзала. Естественно, отдел финансов вновь выставил этот объект на конкурс, поскольку автовокзал был внесен в план приватизации», – пояснил «Курсиву» Николай Исаев. 

Общественный деятель уже несколько лет ведет собственное расследование по данному вопросу. По его словам, город потерял на сделке по продаже автовокзала более 220 млн тенге.

«Повторно объявленный тендер выиграл известный в Восточном Казахстане предприниматель Григорий Пинчук. Именно он в первый раз предлагал цену в 530 млн тенге. Однако повторная сделка ему обошлась всего в 310 млн тенге. К тому же непонятно откуда за неполный год доверительного управления частным лицом на балансе ТОО «Семей-Автовокзал» появилась кредиторская задолженность в сумме 100 млн тенге. И отдел финансов города признал этот долг», – раскрыл подробности сделки Николай Исаев.

Земельный вопрос

Помимо приватизации самого здания автовокзала, новый владелец объекта летом 2018 года подал заявку на приобретение находящегося рядом с ним земельного участка. 

«В июне 2018 года, рассмотрев заявление ТОО «Семей-Автовокзал», земельная комиссия акимата приняла постановление о продаже земельного участка в частную собственность по кадастровой стоимости 14, 6 млн тенге. Между отделом земельных отношений и ТОО был заключен договор купли-продажи этого участка», – отмечает заместитель руководителя отдела земельных отношений Семея Дамир Рахимжанов.

Как только сделка была заключена, администрация автовокзала огородила часть улицы Валиханова, прилегающей к центральному торговому центру Семея. 

По мнению Николая Исаева, законность сделки купли-продажи земельного участка возле автовокзала вызывает сомнение.

Во-первых, считает он, при заключении договора о приватизации автовокзала о земле не было сказано ни слова. Кроме того, согласно Генеральному плану Семея и плану детальной планировки центральной части города, в ближайшие годы планируется перенос здания автовокзала в район железнодорожного вокзала для удобства пассажиров.

Во-вторых, по мнению общественника, продажа земли общего пользования запрещена Земельным кодексом РК, а часть проданной улицы Валиханова относится как раз к этой категории. Да и сама сумма сделки в 14,6 млн тенге за 61 сотку в самом центре Семея, с точки зрения Николая Исаева, вызывает недоумение.

«Я более чем уверен, что, реализуя часть проходной улицы, чиновники осознавали, что по бросовой цене продают, так сказать, «лакомый участок земли». Я много лет веду мониторинг цен на земельные участки в Семее. Так вот, с начала 2000-х годов рыночная стоимость сотки земли в центре города не понижалась в цене меньше $30 тыс. А недавно владелица земельного участка продавала свою собственность по цене свыше $40 тыс. за сотку. В пересчете на тенге участок в 61 сотку в районе автовокзала мог быть реализован за сумму от 694 млн до 925 млн тенге», – утверждает заместитель руководителя специальной мониторинговой группы Семея.

Он привел свои аргументы и акиму города Ермаку Салимову в ходе его отчетной встречи перед населением в феврале 2019 года. В результате чего, после проведенной проверки, в июне 2019 года аппарат акима города Семея подал иск на отдел земельных отношений в специализированный межрайонный экономический суд ВКО о признании сделки о продаже земельного участка недействительной. Рассмотрев дело, суд посчитал требования акима города законными и полностью удовлетворил судебный иск. Решение суда вступит в законную силу 14 июля 2019 года.

840 просмотров

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций