Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1738 просмотров

Приватизированное госпредприятие задолжало бюджету сотни миллионов тенге

Почему это произошло

Фото: Shutterstock

Имущественный комплекс КГП «Благоустройство» пустили с торгов в мае прошлого года. Тогда предприятие официально не числилось в списке должников. Однако спустя три месяца его задолженность перед налоговыми органами составила 182 миллиона тенге, а к маю 2019 года выросла до 206,8 миллионов.  

Начиная с 2004 года КГП «Благоустройство» занималось содержанием дорог Караганды. Чтобы сократить нагрузку на бюджет, его включили в комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, который утвердило Правительство РК. В итоге 4 мая 2018 года имущественный комплекс предприятия пустили с электронных торгов. Продажа предприятия не получила широкого освещения в СМИ и о смене собственника горожане могли догадаться только по новому логотипу на спецтехнике и форме рабочих. 

Продам в рассрочку

За право стать собственниками имущественного комплекса КГП «Благоустройство» на торгах боролись ТОО «Тазалык Эксперт» и ТОО «Автокомтранс». 

Согласно данным реестра налогоплательщиков, ТОО «Тазалык Эксперт» зарегистрировали в органах госдоходов за полтора месяца до организации электронных торгов. В 2018 году компания перевела в бюджет 34 млн тенге, в 2019 году – 44 млн тенге. 

ТОО «Автокомтранс» поставили на налоговый учет намного раньше, 20 апреля 2012 года. При этом размер ежегодных налоговых выплат, перечисляемых им в бюджет, не превышает даже 1 млн тенге. 

Тем не менее, если верить протоколу электронных торгов, обе фирмы внесли в качестве гарантийного взноса 72 млн тенге. 

«Победителем было признано ТОО «Тазалык Эксперт», предложившее наибольшую цену. 11 мая 2018 года на веб-портале gosreestr.kz между продавцом и ТОО «Тазалык Эксперт» был заключен договор купли-продажи», – отметил в комментариях «Курсиву» руководитель отдела государственных активов и закупок Караганды Бауржан Калиакпаров.

По его словам, имущественный комплекс предприятия был оценен в 1,2 млрд тенге, а продан в рассрочку за 1,4 млрд. Общая сумма, поступившая в бюджет от его продажи, по состоянию на май 2019 года составила свыше 650 млн тенге. 

Крупный должник

Спустя несколько месяцев после продажи имущественного комплекса выяснилось, что КГП «Благоустройство» является крупным должником. Соответствующее уведомление департамент государственных доходов выставил 10 августа 2018 года, ссылаясь на результаты аудиторской проверки, проведенной в мае 2016 года. 

Но в ответ на запрос «Курсива» департамент государственных доходов по Карагандинской области сообщил, что 1 мая 2018 года, то есть накануне электронных торгов, у КГП «Благоустройство» отсутствовала налоговая задолженность. Однако 10 августа 2018 года она составила 182 млн тенге, а к маю 2019-го выросла до 206,8 млн тенге. Механизм образования задолженности в ведомстве не объяснили, сославшись на налоговую тайну.

Финансы поют романсы

1 октября 2018 года специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области удовлетворил заявление отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Караганды о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности в отношении КГП «Благоустройство». Основанием для обращения в суд стало отсутствие достаточных средств для погашения кредиторской задолженности. А именно 119,1 млн тенге – по налогам, 60,6 млн тенге – по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, включая в обоих случаях пеню. 

30 ноября 2018 года указанный суд вынес определение, которым утвердил соглашение о неплатежеспособности между отделом КХ, ПТ и АД и управлением государственных доходов района имени Казыбек би города Караганды. Согласно документу должник обязался погасить оставшуюся к 6 ноября задолженность в размере 117,5 млн тенге в течение трех лет ежемесячными платежами. 

Кроме того, 30 ноября служители Фемиды приняли решение о ликвидации КГП «Благоустройство». 

Три в одном

Подобное положение привело в недоумение юриста Ирину Фурсову, занятую совсем в другом деле, которое также касается данного предприятия. В суде она защищала интересы Виктории Шмарович, которая пострадала по вине водителя автомашины КГП «Благоустройство». Однако даже несмотря на вступившее в силу постановление областного суда, ликвидационная комиссия отказывалась признавать ее кредитором. 

«Сегодня мы наблюдаем сразу три юридические процедуры в отношении КГП «Благоустройство»: продажа, ликвидация и банкротство. Как это все может происходить одновременно, если акимат вправе принять только одно из этих решений?» – задается вопросом правовед. 

С точки зрения г-жи Фурсовой, приватизация должна была фактически положить конец существованию КГП «Благоустройство». 

«Мне непонятно, почему предприятие до сих пор платит налоги, если его функции еще год назад были переданы частной фирме, которая по договору купли-продажи и должна была стать правопреемником прав и обязанностей предприятия», – отметила юрист.  

Исходя из сведений реестра налогоплательщиков, КГП «Благоустройство» состоит на учете в органах госдоходов с 25 июня 2004 года по сегодняшний день. Наибольшую сумму предприятие перечислило в бюджет в 2017 году – 237 млн тенге, наименьшую - в 2019 году, когда налоговые выплаты сократились до 22 млн тенге.

Время покажет

Как утверждает юрист ТОО «Тазалык Эксперт» и по совместительству представитель ликвидационной комиссии КГП «Благоустройство» Виктор Куршин, предположения о банкротстве предприятия не имеют ничего общего с действительностью.  

«Согласно законодательству, ликвидационная комиссия была образована после продажи предприятия. Перед ликвидацией КГП «Благоустройство» обязано рассчитаться с кредиторами. Это значит, что формально предприятие будет существовать до тех пор, пока не погасит все свои долги. Только после этого налоговый орган проведет проверку и выдаст официальный документ», – говорит собеседник. 

По его словам, продажа имущественного комплекса не помешает ликвидируемому госпредприятию рассчитаться с долгами. 

«Это может произойти за счет спонсорских средств. Или, наоборот, у предприятия могут найтись свои должники, к которым оно вправе подать иски», – рассуждает г-н Куршин. 

Представитель ликвидационной комиссии считает, что опасения общественности имели бы под собой основу только в случае немедленного банкротства юридического лица. Вместо этого в отношении КГП «Благоустройство» утвердили соглашение об урегулировании неплатежеспособности с целью поэтапного погашения задолженности. Однако речь о банкротстве все же может пойти, если предприятие по объективным причинам не справится с взятыми на себя обязательствами.  

Вместе с тем перспектива появления на счету предприятия денежных средств, необходимых для погашения многомилионной задолженности, выглядит достаточно туманной. Поскольку, согласно решению суда о применении процедуры неплатежеспособности, КГП «Благоустройство» не имеет дебиторской задолженности.


2659 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций