Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2753 просмотра

Почему в Шымкенте сдают в эксплуатацию недостроенные здания

Чиновники оспорили в судах решения по трем объектам

Фото: Shutterstock

В Шымкенте выявлены объекты, которые в недостроенном виде были сданы в эксплуатацию. Как рассказал «Курсиву» руководитель управления государственного архитектурно-строительного контроля Шымкента Берик Дуйсенов, профильные госорганы не имеют права проверять качество строительства и его соответствие строительным нормам и стандартам без обращений граждан или сотрудников отделов акимата. В итоге строительство в третьем мегаполисе страны всевозможных объектов проводится фактически бесконтрольно. 

По словам Берика Дуйсенова, согласно новому законодательству профильные государственные организации не имеют права проверять, как ведется строительство объекта, и даже на конечном этапе при подписании акта приема госорганы не участвуют.

«Построенный объект вводится в эксплуатацию, и документы тут же отправляются на регистрацию в органы юстиции. По собственной инициативе мы его проверить не можем», – говорит господин Дуйсенов. 

Спикер сообщил «Курсиву», что в Шымкенте сегодня есть недостроенные здания, которые уже были введены в эксплуатацию. Поэтому ГАСК проводит работу по признанию недействительными зарегистрированных в юстиции актов приемки. 

«То есть мы начали обращаться в суд и привлекать людей, которые принимали в эксплуатацию объекты, построенные с нарушениями. На сегодня о признании недействительными актов ввода в эксплуатацию направили в суд три дела. Мы выявили грубейшие нарушения, вплоть до того, что недостроенные объекты были введены в эксплуатацию. Одно из таких дел, когда второй этаж только поднимается, а здание уже введено в эксплуатацию, мы передали в суд, – это коммерческий объект, торговый ряд», – рассказал «Курсиву» Берик Дуйсенов.

Он также отметил, что без проверок со стороны ГАСК ведется абсолютно все строительство в Шымкенте, вплоть до жилых многоэтажных домов. Назначить проверку строящегося объекта можно только после обращения граждан, специалистов технадзора, которые осуществляют контроль, но являются частной структурой, или сотрудников акимата города.

Существует и профилактический контроль, но он утверждается за полгода до его фактического проведения.

«Профилактический контроль проводится только в том случае, если были выявлены грубые нарушения в ведении строительства, но опять-таки по обращению. То есть к нам поступает обращение, мы проверяем и выявляем грубые нарушения. После этого мы можем назначить профилактический контроль, срок которого чаще всего наступает уже тогда, когда объект построен и сдан в эксплуатацию. Ведь строительство ведется очень быстрыми темпами. Если не было грубых нарушений, профилактический контроль не осуществляется», – подчеркнул Берик Дуйсенов. 

Вице-президент Союза строителей РК, почетный строитель, председатель комитета строительства при палате предпринимателей «Атамекен» города Шымкента Рахманали Оразбаев подтвердил, что проблема существует. Он рассказал «Курсиву», что  при нынешней системе контроля уследить за качеством строительства не представляется возможным. 

«Сейчас акт приемки подписывают трое: застройщик, авторский надзор и технический надзор, то есть те, кто вел строительство. Эти организации являются частными компаниями, получившими лицензию на свою деятельность. Ни ГАСК, ни комитет строительства не имеют права проверять возводимые объекты по собственной инициативе. Для этого нужны обращение или жалоба граждан», – подчеркнул Рахманали Оразбаев.

Но существует другая проблема. Как рассказал спикер, все государственные структуры, имеющие отношение к строительству, подчиняются местной исполнительной власти. 

«С одной стороны – правильно, что государственные органы не могут контролировать.Так как они сами дают разрешение на выделение участка и возведение здания, и сами же строительство потом контролируют. Но по этой же причине мы не видим эффекта: объекты как строились на красной линии, так и строятся. Серьезно нарушается градостроительный регламент, в том числе строительство некоторых объектов осуществляется без проекта детальной планировки улиц – ПДП. Те объекты, которые сейчас появляются на улицах Шымкента, не значатся в ПДП. Там участки очень малы, некоторые не больше 1-5 соток, что не позволяет выполнять требования противопожарных, экологических и санитарных норм», – подчеркнул Берик Оразбаев.

С ним не согласен руководитель управления архитектуры и градостроительства Шымкента Женис Байымбетов.

«Если бизнесмен хочет сделать пристройку к уже существующему зданию, он обращается к нам, мы поднимаем все документы, проверяем на соответствие с генпланом и ПДП – есть ли там коммуникации и так далее. Если с нашей стороны нет ограничений, территория позволяет сделать пристройку, мы отправляем документы на земельную комиссию.Там документы рассматриваются и выносится либо положительный, либо отрицательный вердикт», – отметил он. 

Напомним, 29 октября 2015 года парламентом был принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, который вступил в силу в  2016 году. Он определяет недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства.


1211 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций