Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2544 просмотра

Первый перевозчик в Усть-Каменогорске отменил льготы для стариков и детей

Последуют ли его примеру остальные?

Иллюстрация: Shutterstock

В областном центре Восточного Казахстана снижается регулярность движения общественного транспорта. Перевозчики говорят о нерентабельности услуг из-за высоких цен на ГСМ. Больше года власти города не могут рассмотреть заявку на новый тариф или выделить субсидии. В начале июля ситуация обострилась из-за отмены льгот по некоторым маршрутам.

Камень, брошенный в воду

В середине июня руководство одного из частных автобусных парков Усть-Каменогорска направило в акимат города письмо об отмене с 1 июля льготного проезда для детей с 7 до 15 лет и пенсионеров старше 70 лет по четырем маршрутам. Директор ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» Елена Рядинских в документе объяснила это действие тем, что компания изыскивает возможность далее обслуживать городские маршруты при слишком высоких ценах на дизтопливо и таким образом оптимизирует расходы.

В акимате Усть-Каменогорска на сообщение перевозчика отреагировали сразу. Была распространена информация о незаконности действий ТОО. По данным, полученным от пресс-секретаря акима областного центра Алибека Турсымбетова, «отмена льготного проезда детей в возрасте от 7 до 15 лет со скидкой 50% является нарушением закона о транспорте».

«Упразднение данной льготы является нарушением договорных обязательств и влечет за собой расторжение договора на обслуживание маршрута. Руководству ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» городским отделом ЖКХ было направлено соответствующее уведомление. При выявлении нарушений, и, если они не будут устранены в течение 30 дней, договор будет расторгнут. Уже сейчас ведутся переговоры с другими перевозчиками, которые продолжат работу на маршрутах в порядке замещения», – сообщил «Курсиву» пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска. 

Елена Рядинских была очень удивлена такой аргументацией со стороны городского акимата и предложила просто обратиться к закону о транспорте. Статья 13 гласит о том, что пассажир в возрасте от 7 до 15 лет может приобрести билет с оплатой 50% от полной стоимости.

«Да, пассажир имеет право на льготный проезд. Но в законе не написано, что эта льгота ему должна предоставляться за счет перевозчика. Наоборот, если дочитать до конца эту статью, то там указано, что при установлении отдельным категориям лиц льгот определяется источник финансирования и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками», – цитирует нормы закона директор ТОО.

По данным перевозчика, которые подтверждает и акимат, такой договор между сторонами не подписывался. Источник финансирования не определен. Акимат никаких компенсаций или субсидий не выделяет. В контракте на обслуживание этих четырех маршрутов обязанность перевозчика предоставлять льготный проезд вовсе не прописана.

«Мы не нарушили ни один закон. Мы просто уведомили акимат о том, что больше не можем заниматься благотворительностью. Если отдел ЖКХ решит расторгнуть с нами договор, он должен будет сначала найти законные основания и не просто передать наши маршруты другим перевозчикам, а объявить новый тендер», – сказала Елена Рядинских, отвечая на вопросы «Курсива».

Чем дальше, тем сложнее

Отмена льготного проезда – это лишь небольшая часть многолетних проблем бизнесменов в сфере пассажирских перевозок Усть-Каменогорска. Самая главная сложность всех семи компаний-перевозчиков, обслуживающих городские маршруты, заключается в несоответствии утвержденного и расчетного тарифов. В 2016 году, когда цена за поездку в Усть-Каменогорске увеличилась с 75 до 90 тенге, согласно примененной методике, расчетный тариф был на уровне 175 тенге. То есть его утвердили с большим дефицитом. Два с половиной года назад в дефицитном тарифе 90 тенге стоимость солярки учитывалась на уровне 115 тенге.

Безымянный_45.png

«Сегодня же при этой же цене на билет 90 тенге дизтопливо нам отпускают по 195 тенге за литр. Разница колоссальная. Уже 14 месяцев мы поднимаем перед акиматом вопрос о возмещении невосполнимых затрат. И мы ведь не требуем повышения тарифа, мы просим о выплате субсидий или компенсаций за льготников, как это делают в других городах», – продолжает разговор Елена Рядинских.

По информации Ассоциации автоперевозчиков Восточного Казахстана, сумма понесенных перевозчиками Усть-Каменогорска убытков только за 2018 год составила около 900 млн тенге. Представители объединения юридических лиц обращались за помощью во многие организации, в том числе и в Региональную палату предпринимателей «Атамекен».

«В правилах прописано, что при росте стоимости дизтоплива должен повышаться и тариф. С марта прошлого года мы не можем решить вопрос с субсидированием. В ответе, который мы получили от акимата, сказано, что не представляется возможным покрыть эту разницу. А ведь перевозчики работают себе в убыток», – отметила руководитель пресс-службы региональной Палаты предпринимателей «Атамекен» Христина Дорошенко. 

Никто и не заявлял?

Согласно информации управления экономики и бюджетного планирования ВКО, в прошлом году областной бюджет выделил 346 млн тенге на субсидирование пассажирских перевозок по социально-значимым междугородним сообщениям. На 2019 год сумма увеличена до 481 млн тенге. Несмотря на то, что статья расходов предполагает дотации по внутриобластным перевозкам, в перечне таких сообщений значатся восемь городских маршрутов города Алтай. 

Когда данный вопрос обсуждался на заседании Общественного совета области, то у представителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО спросили, почему в числе субсидируемых нерентабельных маршрутов нет ни одного из Семея и Усть-Каменогорска.

«Социально-значимые маршруты определяются местными исполнительными органами. Как только они (акиматы этих городов – «Курсив») их определят и подадут, то нами также будут поданы заявки на финансирование», – сообщил заместитель руководителя управления Ернар Мустафин.

А пока в городском акимате всячески оттягивают решение наболевшей проблемы, перевозчики начали снижать процент регулярности маршрутов. По словам предпринимателей, это вынужденная мера, связанная лишь с тем, что некоторые автопарки просто не могут при отсутствии финансирования поддерживать нормальное техническое состояние машин. Автобусы сходят с линии, стоят на ремонте. Елена Рядинских считает, что бездействием со стороны акимата можно довести бизнес в сфере общественных перевозок до банкротства.

В заключение отметим, что редакции так и не удалось узнать, как видит разрешение проблемной ситуации акимат Усть-Каменогорска. Руководство города отказалось дать оперативный комментарий на эту тему.


1 просмотр

Законодательные инициативы Комитета госдоходов насторожили карагандинских бизнесменов

Предприниматели считают, что новые нормативные правовые акты серьезно усложнят их деятельность, если вообще не приведут к ее прекращению

Фото: Shutterstock

Речь идет о Правилах реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования НДС и Методических рекомендациях о некоторых вопросах признания сделок недействительными. Пилотный проект должен был вступить в силу 18 октября 2019 года. Вместе с тем на практике сотрудники органов госдоходов еще в сентябре начали блокировать электронные счета-фактуры (ЭСФ) налогоплательщиков, относящихся к зоне высокого риска, а также без обращения в суд исключать из зачетов и вычетов НДС.

Изменения в законодательстве призваны ограничить деятельность неблагонадежных поставщиков. Однако бизнесмены опасаются, что в черный список ошибочно могут попасть и их добросовестные коллеги, а это обернется проблемами, так как за невыписку электронного ЭСФ в течение 15 дней грозит штраф. 

Хороши ли критерии? 

С 2019 года налоговые органы применяют систему управления рисками. Присвоение предпринимателю той или иной степени зависит от соответствия определенным критериям – неконфиденциальным и конфиденциальным. К ним относятся налоговая нагрузка, среднемесячная заработная плата на одного работника, использование контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных, выписка счетов-фактур в электронном виде, наличие основных средств, размер оборота.

Попадая в высокую зону риска, предприниматель автоматически оказывается в числе проверяемых объектов. Если в течение пяти дней он не реагирует на полученное уведомление, то, согласно нововведениям, ему ограничивают доступ к информационной системе ЭСФ. Таковых в Карагандинской области уже насчитывается 149, и в будущем, судя по настроенности налоговых органов, станет только больше.

По мнению директора Ассоциации налогоплательщиков и бухгалтеров Сары Жунусовой, требования системы управления рисками сложно назвать корректными. 

«По сведениям сайта Комитета государственных доходов, в 2019 году в список проверяемых объектов по всему Казахстану попали 1858 организаций. 78% из них – субъекты малого и микробизнеса, которые не могут установить для своих сотрудников заработную плату в размере 120 тыс. тенге (данное требование действует для торговых организаций в Карагандинской области. – «Курсив»), выписать электронный счет-фактуру, потому что находятся там, где нет возможности сделать это, начать своевременно использовать онлайн-ККМ. Претендентами на попадание в этот список также являются владельцы малого бизнеса, которые работают в упрощенном режиме. Поскольку такие налогоплательщики в основном не ведут бухгалтерский учет и не оприходуют товар, у органов госдоходов могут возникнуть вопросы, когда они продадут товар, который формально отсутствует на складе. Поэтому, прежде чем блокировать электронные счета-фактуры, необходимо провести инвентаризацию остатков», – считает профессиональный бухгалтер. 

Г-жа Жунусова полагает, что определенная часть «заблокированных» предпринимателей получила такое наказание незаслуженно. Но поскольку доказать свою правоту сложно, многие из них, скорее всего, предпочтут приостановить ИП или открыть новое. 

Умный в гору не пойдет

С точки зрения президента Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермека Абильдина, налоговики наделили себя несвойственными полномочиями. 

«Организация, которая выписывает ЭСФ, относит на вычеты свой НДС – 12%. Например, предприятие заработало 10 млн тенге и, соответственно, отнесло на вычеты 12% – 1,2 млн. Уже неплохая сумма. А если речь идет о миллиардных оборотах? Конечно, есть предприниматели, которые пытаются обманным путем снизить налоговую нагрузку. Их нужно привлекать к ответственности, но законными методами. Согласно Налоговому кодексу налоговые органы не вправе блокировать ЭСФ. Однако они присвоили себе такое право путем принятия подзаконных актов, которые утверждаются приказом министра финансов и не согласуются в мажилисе парламента», – комментирует г-н Абильдин. 

Похожей позиции придерживается и юрист Ботагоз Садуова, представляющая интересы Ассоциации застройщиков Карагандинской области. 

«Допустим, я поставщик, у которого нет активов. Пока я нахожусь в командировке, мне выставляют уведомление, на которое я физически не могу ответить, – пять дней для этого мало. Мне блокируют ЭСФ и тем самым приостанавливают мою предпринимательскую деятельность. Покупатель тоже страдает, так как не может отнести в зачет НДС и получить товар. Сделка полностью рушится: налоговая взяла на себя функции правоохранительных органов. Чтобы так делать, нужно законодательно прописать, кто такой неблагонадежный поставщик, а не основываться на предположениях. Бизнес должен это четко знать, он не может играть на непонятном поле», – убеждена правовед. 

Было бы желание 

Как говорит руководитель управления администрирования косвенных налогов ДГД по Карагандинской области Серик Мукеев, правила и методические рекомендации пойдут бизнесу только на пользу.

«Когда мы признаем регистрацию неблагонадежных поставщиков недействительной в суде, их контрагенты в последующем нужно убрать из зачета НДС. Поэтому мы уже сегодня блокируем выписку ЭСФ, чтобы действующий налогоплательщик завтра не пострадал», – поясняет г-н Мукеев.

По его словам, внимание налоговых органов в первую очередь привлекают компании с большими оборотами и большими рисками, которые на поверку оказываются обнальными. Опасения предпринимателей по поводу ошибочного отнесения в зону высокого риска или блокировки ЭСФ не имеют под собой оснований, поскольку ввиду многоступенчатого контроля это просто невозможно.

«Информационную систему ЭСФ разработали, чтобы увидеть происхождение товара или услуги. Она интегрируется с другими программами, таможенными например. Прежде всего это прозрачность. Если вы не имеете на балансе транспорта, но реализуете транспортные услуги, то, следовательно, сами должны приобрести их у кого-то, а мы – увидеть это по другим электронным счетам-фактурам. То же самое и с приходом: если вы реализуете товар или услугу по НДС, то и приход должен быть по НДС», – подчеркнул сотрудник органов госдоходов. 

Серик Мукеев также уточнил, что заблокированные налогоплательщики имеют возможность доказать свою благонадежность. Однако за последнее время ею воспользовались только два предпринимателя из 149, которые сдали дополнительные декларации. В последующем их разблокировали. 

«Это произошло не по ошибке налогового органа, а по ошибке налогоплательщиков: они неправильно оформили свою отчетность», – резюмировал он.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций