Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Первый перевозчик в Усть-Каменогорске отменил льготы для стариков и детей

Последуют ли его примеру остальные?

Иллюстрация: Shutterstock

В областном центре Восточного Казахстана снижается регулярность движения общественного транспорта. Перевозчики говорят о нерентабельности услуг из-за высоких цен на ГСМ. Больше года власти города не могут рассмотреть заявку на новый тариф или выделить субсидии. В начале июля ситуация обострилась из-за отмены льгот по некоторым маршрутам.

Камень, брошенный в воду

В середине июня руководство одного из частных автобусных парков Усть-Каменогорска направило в акимат города письмо об отмене с 1 июля льготного проезда для детей с 7 до 15 лет и пенсионеров старше 70 лет по четырем маршрутам. Директор ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» Елена Рядинских в документе объяснила это действие тем, что компания изыскивает возможность далее обслуживать городские маршруты при слишком высоких ценах на дизтопливо и таким образом оптимизирует расходы.

В акимате Усть-Каменогорска на сообщение перевозчика отреагировали сразу. Была распространена информация о незаконности действий ТОО. По данным, полученным от пресс-секретаря акима областного центра Алибека Турсымбетова, «отмена льготного проезда детей в возрасте от 7 до 15 лет со скидкой 50% является нарушением закона о транспорте».

«Упразднение данной льготы является нарушением договорных обязательств и влечет за собой расторжение договора на обслуживание маршрута. Руководству ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» городским отделом ЖКХ было направлено соответствующее уведомление. При выявлении нарушений, и, если они не будут устранены в течение 30 дней, договор будет расторгнут. Уже сейчас ведутся переговоры с другими перевозчиками, которые продолжат работу на маршрутах в порядке замещения», – сообщил «Курсиву» пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска. 

Елена Рядинских была очень удивлена такой аргументацией со стороны городского акимата и предложила просто обратиться к закону о транспорте. Статья 13 гласит о том, что пассажир в возрасте от 7 до 15 лет может приобрести билет с оплатой 50% от полной стоимости.

«Да, пассажир имеет право на льготный проезд. Но в законе не написано, что эта льгота ему должна предоставляться за счет перевозчика. Наоборот, если дочитать до конца эту статью, то там указано, что при установлении отдельным категориям лиц льгот определяется источник финансирования и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками», – цитирует нормы закона директор ТОО.

По данным перевозчика, которые подтверждает и акимат, такой договор между сторонами не подписывался. Источник финансирования не определен. Акимат никаких компенсаций или субсидий не выделяет. В контракте на обслуживание этих четырех маршрутов обязанность перевозчика предоставлять льготный проезд вовсе не прописана.

«Мы не нарушили ни один закон. Мы просто уведомили акимат о том, что больше не можем заниматься благотворительностью. Если отдел ЖКХ решит расторгнуть с нами договор, он должен будет сначала найти законные основания и не просто передать наши маршруты другим перевозчикам, а объявить новый тендер», – сказала Елена Рядинских, отвечая на вопросы «Курсива».

Чем дальше, тем сложнее

Отмена льготного проезда – это лишь небольшая часть многолетних проблем бизнесменов в сфере пассажирских перевозок Усть-Каменогорска. Самая главная сложность всех семи компаний-перевозчиков, обслуживающих городские маршруты, заключается в несоответствии утвержденного и расчетного тарифов. В 2016 году, когда цена за поездку в Усть-Каменогорске увеличилась с 75 до 90 тенге, согласно примененной методике, расчетный тариф был на уровне 175 тенге. То есть его утвердили с большим дефицитом. Два с половиной года назад в дефицитном тарифе 90 тенге стоимость солярки учитывалась на уровне 115 тенге.

Безымянный_45.png

«Сегодня же при этой же цене на билет 90 тенге дизтопливо нам отпускают по 195 тенге за литр. Разница колоссальная. Уже 14 месяцев мы поднимаем перед акиматом вопрос о возмещении невосполнимых затрат. И мы ведь не требуем повышения тарифа, мы просим о выплате субсидий или компенсаций за льготников, как это делают в других городах», – продолжает разговор Елена Рядинских.

По информации Ассоциации автоперевозчиков Восточного Казахстана, сумма понесенных перевозчиками Усть-Каменогорска убытков только за 2018 год составила около 900 млн тенге. Представители объединения юридических лиц обращались за помощью во многие организации, в том числе и в Региональную палату предпринимателей «Атамекен».

«В правилах прописано, что при росте стоимости дизтоплива должен повышаться и тариф. С марта прошлого года мы не можем решить вопрос с субсидированием. В ответе, который мы получили от акимата, сказано, что не представляется возможным покрыть эту разницу. А ведь перевозчики работают себе в убыток», – отметила руководитель пресс-службы региональной Палаты предпринимателей «Атамекен» Христина Дорошенко. 

Никто и не заявлял?

Согласно информации управления экономики и бюджетного планирования ВКО, в прошлом году областной бюджет выделил 346 млн тенге на субсидирование пассажирских перевозок по социально-значимым междугородним сообщениям. На 2019 год сумма увеличена до 481 млн тенге. Несмотря на то, что статья расходов предполагает дотации по внутриобластным перевозкам, в перечне таких сообщений значатся восемь городских маршрутов города Алтай. 

Когда данный вопрос обсуждался на заседании Общественного совета области, то у представителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО спросили, почему в числе субсидируемых нерентабельных маршрутов нет ни одного из Семея и Усть-Каменогорска.

«Социально-значимые маршруты определяются местными исполнительными органами. Как только они (акиматы этих городов – «Курсив») их определят и подадут, то нами также будут поданы заявки на финансирование», – сообщил заместитель руководителя управления Ернар Мустафин.

А пока в городском акимате всячески оттягивают решение наболевшей проблемы, перевозчики начали снижать процент регулярности маршрутов. По словам предпринимателей, это вынужденная мера, связанная лишь с тем, что некоторые автопарки просто не могут при отсутствии финансирования поддерживать нормальное техническое состояние машин. Автобусы сходят с линии, стоят на ремонте. Елена Рядинских считает, что бездействием со стороны акимата можно довести бизнес в сфере общественных перевозок до банкротства.

В заключение отметим, что редакции так и не удалось узнать, как видит разрешение проблемной ситуации акимат Усть-Каменогорска. Руководство города отказалось дать оперативный комментарий на эту тему.

434 просмотра

Зачем бизнесу нужны «пользовательские» дизайнеры

И какие проблемы они решают, рассказывает креативный директор Notamedia Максим Павлов

Фото: Shutterstock

В условиях высокой конкуренции за внимание аудитории выросли и требования к разработчикам сайтов. Теперь владельцев онлайн-ресурсов интересует не только посещаемость их площадок, но и то, как ведут себя пользователи. Например, сколько времени они проводят на странице, дочитывают ли материалы до конца и в каких случаях совершают покупку. Как управлять вниманием онлайн-аудитории, в какую сторону меняется web-дизайн и зачем нужны сайты, если есть социальные сети, мы обсуждали на семинаре Huawei Media Hub в Алматы.

UI и UX-дизайн

До 2005–2007 годов в решении бизнес-задач разработчики опирались на интуицию и опыт. Но в условиях конкуренции и растущих запросов пользователей старый подход оказался неэффективным. Потребность анализировать поведение пользователей на сайтах возникла практически одновременно с такой возможностью – онлайн-платформы накопили большие объемы данных, в web-пространстве появились статистика и аналитика. Чтобы создавать более удобные интерфейсы и достигать целей заказчиков, разработчики стали изучать поведение онлайн-аудитории.

Так появились UX (user experience – пользовательский опыт) и UI (user interface – пользовательский интерфейс) – дизайнеры. Первые отвечают за функциональность и адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает при взаимодействии. Вторые занимаются графической частью интерфейса, будь то анимация, иллюстрации и просто кнопки, разделы и другие элементы на странице. 

Функция всегда первична, а эстетика складывается из практичности. К примеру, выравнивание по левому краю помогает пользователю быстрее читать текст. Заголовок чуть-чуть увеличить – казалось бы, вкусовщина, но, если у него будет низкий контраст, текст сольется с анонсом. Должно быть либо одинаково, либо непохоже. Когда возникают пограничные варианты, мозг задает вопросы, и появляется чувство, будто что-то не так.

Поведение пользователей

Для анализа поведения пользователей используются разные инструменты, один из популярных – сервис Google Analytics. Здесь есть инструмент «тепловая карта». Она выводится на отдельный экран, где видно, куда человек заходит, а куда – нет. Если нужно, чтобы люди кликали на конкретное место, мы решаем эту задачу, повышая его приоритет на странице.

В случае рекламных баннеров многое зависит от их местоположения на сайте. Если реклама находится в нижней части страницы, придется отслеживать, как много людей до нее доходят. Также нужно учитывать эффект «баннерной cлепоты», когда посетитель неосознанно игнорирует навязчивые объявления. Более эффективным форматом может стать нативная реклама.

Для создания удобного интерфейса разработчики используют разные подходы, например, Atomic design или дизайн-систему. Так, любую web-страницу можно представить в виде нескольких экранов, допустим, блоков с анонсами и рекламой, заголовками и так далее. Из самых мелких элементов – атомов (кнопки, иконки, поля ввода), потом собираются более крупные. Блоки чуть большего размера, состоящие из нескольких атомов, называются молекулами. К ним относятся навигация и меню сайта, карточки товаров, баннеры с подписями и прочее. 

В результате соединения атомов и молекул получается цельная структура будущего сайта. Предварительная версия – это шаблон, а финальная – полноценный макет с реальным контентом. Дизайн-система подходит как для бизнеса, так и для сервисов, медиа и корпоративных ресурсов. Такой подход распространен среди крупных проектов с высокой потребностью в развитии и масштабировании. 

Сайты или соцсети? 

Для малого бизнеса сайт может быть и не нужен, будет достаточно простого сайта-визитки с поддержкой в Facebook, но если речь идет о крупном бренде или корпорации, вмешивается имиджевая составляющая. Плюс нужно учитывать, что контент в социальных сетях сегодня однотипный, и это повышает конкуренцию за внимание. Другой минус информации в социальных сетях – ее короткий срок жизни. Помимо этого, социальные сети сами понижают рейтинги рекламных записей и уменьшают охват аудитории, даже при условии большого количества подписчиков. 

Например, новую модель автомобиля вряд ли получится продать без сайта. Высокая добавочная стоимость будет зависеть не только от характеристик машины, но и от эмоциональной составляющей. С момента, когда человек первый раз увидел понравившуюся модель, и до покупки в среднем приходит около полугода. Человек еще не раз зайдет на сайт посмотреть фотографии и видео с автомобилем и только спустя время пойдет в салон. Ни одна соцсеть с этой задачей на текущий момент, наверное, не справится. 

Запрос на индивидуальность 

Тренды на рынке web-дизайна формируются не за один день. Это постепенный процесс, и любое новшество должно пройти проверку временем. Если новинку начали внедрять крупные компании, это знак, что нужно начинать думать в этом направлении. 

Например, бизнес уже использует и дополненную реальность, и 3D – это может быть машина, которую можно покрутить мышкой, или жилищный комплекс с возможностью посмотреть квартиру со всех ракурсов. Все зависит от задач.

В 2010-е годы в web-дизайне прослеживался тренд на скевоморфизм с уклоном на декор и «вкусные» кнопки. Потом на смену ему пришел минимализм с плоскими изображениями и сдержанным объемом информации. Но стандартизация и переизбыток шаблонов привели к тому, что многие сайты стали однотипными. Думаю, со стороны бизнеса сейчас созрел запрос на индивидуальность. В том числе с помощью технологий, которые пока затратны в плане производства и не очень доступны с точки зрения потребления пользователями на любой платформе.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif