Перейти к основному содержанию


1729 просмотров

Первый перевозчик в Усть-Каменогорске отменил льготы для стариков и детей

Последуют ли его примеру остальные?

Иллюстрация: Shutterstock

В областном центре Восточного Казахстана снижается регулярность движения общественного транспорта. Перевозчики говорят о нерентабельности услуг из-за высоких цен на ГСМ. Больше года власти города не могут рассмотреть заявку на новый тариф или выделить субсидии. В начале июля ситуация обострилась из-за отмены льгот по некоторым маршрутам.

Камень, брошенный в воду

В середине июня руководство одного из частных автобусных парков Усть-Каменогорска направило в акимат города письмо об отмене с 1 июля льготного проезда для детей с 7 до 15 лет и пенсионеров старше 70 лет по четырем маршрутам. Директор ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» Елена Рядинских в документе объяснила это действие тем, что компания изыскивает возможность далее обслуживать городские маршруты при слишком высоких ценах на дизтопливо и таким образом оптимизирует расходы.

В акимате Усть-Каменогорска на сообщение перевозчика отреагировали сразу. Была распространена информация о незаконности действий ТОО. По данным, полученным от пресс-секретаря акима областного центра Алибека Турсымбетова, «отмена льготного проезда детей в возрасте от 7 до 15 лет со скидкой 50% является нарушением закона о транспорте».

«Упразднение данной льготы является нарушением договорных обязательств и влечет за собой расторжение договора на обслуживание маршрута. Руководству ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» городским отделом ЖКХ было направлено соответствующее уведомление. При выявлении нарушений, и, если они не будут устранены в течение 30 дней, договор будет расторгнут. Уже сейчас ведутся переговоры с другими перевозчиками, которые продолжат работу на маршрутах в порядке замещения», – сообщил «Курсиву» пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска. 

Елена Рядинских была очень удивлена такой аргументацией со стороны городского акимата и предложила просто обратиться к закону о транспорте. Статья 13 гласит о том, что пассажир в возрасте от 7 до 15 лет может приобрести билет с оплатой 50% от полной стоимости.

«Да, пассажир имеет право на льготный проезд. Но в законе не написано, что эта льгота ему должна предоставляться за счет перевозчика. Наоборот, если дочитать до конца эту статью, то там указано, что при установлении отдельным категориям лиц льгот определяется источник финансирования и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками», – цитирует нормы закона директор ТОО.

По данным перевозчика, которые подтверждает и акимат, такой договор между сторонами не подписывался. Источник финансирования не определен. Акимат никаких компенсаций или субсидий не выделяет. В контракте на обслуживание этих четырех маршрутов обязанность перевозчика предоставлять льготный проезд вовсе не прописана.

«Мы не нарушили ни один закон. Мы просто уведомили акимат о том, что больше не можем заниматься благотворительностью. Если отдел ЖКХ решит расторгнуть с нами договор, он должен будет сначала найти законные основания и не просто передать наши маршруты другим перевозчикам, а объявить новый тендер», – сказала Елена Рядинских, отвечая на вопросы «Курсива».

Чем дальше, тем сложнее

Отмена льготного проезда – это лишь небольшая часть многолетних проблем бизнесменов в сфере пассажирских перевозок Усть-Каменогорска. Самая главная сложность всех семи компаний-перевозчиков, обслуживающих городские маршруты, заключается в несоответствии утвержденного и расчетного тарифов. В 2016 году, когда цена за поездку в Усть-Каменогорске увеличилась с 75 до 90 тенге, согласно примененной методике, расчетный тариф был на уровне 175 тенге. То есть его утвердили с большим дефицитом. Два с половиной года назад в дефицитном тарифе 90 тенге стоимость солярки учитывалась на уровне 115 тенге.

Безымянный_45.png

«Сегодня же при этой же цене на билет 90 тенге дизтопливо нам отпускают по 195 тенге за литр. Разница колоссальная. Уже 14 месяцев мы поднимаем перед акиматом вопрос о возмещении невосполнимых затрат. И мы ведь не требуем повышения тарифа, мы просим о выплате субсидий или компенсаций за льготников, как это делают в других городах», – продолжает разговор Елена Рядинских.

По информации Ассоциации автоперевозчиков Восточного Казахстана, сумма понесенных перевозчиками Усть-Каменогорска убытков только за 2018 год составила около 900 млн тенге. Представители объединения юридических лиц обращались за помощью во многие организации, в том числе и в Региональную палату предпринимателей «Атамекен».

«В правилах прописано, что при росте стоимости дизтоплива должен повышаться и тариф. С марта прошлого года мы не можем решить вопрос с субсидированием. В ответе, который мы получили от акимата, сказано, что не представляется возможным покрыть эту разницу. А ведь перевозчики работают себе в убыток», – отметила руководитель пресс-службы региональной Палаты предпринимателей «Атамекен» Христина Дорошенко. 

Никто и не заявлял?

Согласно информации управления экономики и бюджетного планирования ВКО, в прошлом году областной бюджет выделил 346 млн тенге на субсидирование пассажирских перевозок по социально-значимым междугородним сообщениям. На 2019 год сумма увеличена до 481 млн тенге. Несмотря на то, что статья расходов предполагает дотации по внутриобластным перевозкам, в перечне таких сообщений значатся восемь городских маршрутов города Алтай. 

Когда данный вопрос обсуждался на заседании Общественного совета области, то у представителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО спросили, почему в числе субсидируемых нерентабельных маршрутов нет ни одного из Семея и Усть-Каменогорска.

«Социально-значимые маршруты определяются местными исполнительными органами. Как только они (акиматы этих городов – «Курсив») их определят и подадут, то нами также будут поданы заявки на финансирование», – сообщил заместитель руководителя управления Ернар Мустафин.

А пока в городском акимате всячески оттягивают решение наболевшей проблемы, перевозчики начали снижать процент регулярности маршрутов. По словам предпринимателей, это вынужденная мера, связанная лишь с тем, что некоторые автопарки просто не могут при отсутствии финансирования поддерживать нормальное техническое состояние машин. Автобусы сходят с линии, стоят на ремонте. Елена Рядинских считает, что бездействием со стороны акимата можно довести бизнес в сфере общественных перевозок до банкротства.

В заключение отметим, что редакции так и не удалось узнать, как видит разрешение проблемной ситуации акимат Усть-Каменогорска. Руководство города отказалось дать оперативный комментарий на эту тему.


328 просмотров

Халық өсімінен қалай пайда табуға болады?

Ақсулық кәсіпкердің ісі

Фото: Shutterstock

Ата-анасы сәбиіне ең жақсысын таңдайтыны анық. Бұл өз кезегінде жеңіл өнеркәсіпті, жеке кәсіпкерлік деңгейінде болсын, дамытуға мүмкіндік береді.

Кәсібің – нәсібің

Ақсулық жас кәсіпкер Дарья Ларичева жақында жергілікті әкімдіктің көмегімен қол жеткізген тұрғын-жайды жөндеу жұмысын бітіріп, жаңа туған нәрестелерге арналған киім-кешек тігу ісін жолға қоймақ.

Жас келіншек жеке кәсібін қолынан жақсы келетін шаруадан бастаған. Колледжде тігін ісін игеріп, түрлі ательеде біраз тәжірибе жинақтаған. Енді өзі тігіншілікті мықтап қолға алмақ. Ең маңыздысы – ниша табу болса, Дарьяны өмірдің өзі осы жолға алып келген. 

Бәрі баласына арнап көрпе-жастық тігуден басталды. Жаңа дүние таныс қыз-келіншектерге ұнап, олар да нәрестеге арналған көрпе-жастық тігіп беруін өтінеді. Осылайша алғашқы тапсырыстар түсе бастайды. Жас аналар риза болып, олармен тез тіл табысып кетті. 

Инвестиция қайдан? 

Дарья жеке кәсіп бастау үшін ең алдымен тігін машинасы және біраз мата керек екенін түсінді. Осы мақсатта 500 мың теңге несие алған. Балалар киіміне сапалы, табиғи мата ғана жарайтындықтан, осы талаптарға сай келетін мата сататын дүкенді де тапқан. Қазіргі кезде жас кәсіпкерге мата мен қажетті материалдарды делдалдан алуға тура келіп тұр, десе де ісі біраз алға басқан соң қажетті шикізатты көтерме бағамен сатып алмақ. 

Шеберхана орналасатын орын іздеу екінші қадам болды. Жергілікті биліктің көмегі арқасында жалға алатын арзан бөлме де табылды. Нәтижесінде бұл жерге құрал-жабдығын көшіріп, өз шеберханасын ашып, киім-кешек жөндеумен айналыса бастады. Бәрін өз талғамымен безендіреді. Өзі тігетін киім-кешектің бренд атауын да ойлап қойған, жас кәсіпкер оны алдағы уақытта тіркетпек.
 
«Киім-кешекті үлкен партиямен шығаруға қол жекізген кезде атауын тіркетсем деген ойдамын. Ол үшін ең алдымен ұжым жинап алуым керек. Бұл оңай шешілетін шаруа болмай тұр», – Дарья Ларичева.

Бәрін шешетін – кадр 

Колледжде оқып жүргенде Павлодардағы сәнді киім тігетін кәсіпорында тәжірибеден өткен еді. Оған бас киім тігетін шебер жетекшілік етті. Бұндай киім тігу оның қызығушылығын тудырмады. Есесіне өндірісте жақсы тәжірибе жинақтап, ұжымда қарым-қатынас орнатуды үйренген. Бұл – бизнесте өте қажет қасиет.
 
«Жұмысқа көмекші алайын деп едім, маман тапшылығымен бетпе-бет келдім. Бұл жерде тігін ісін қаншалықты жақсы меңгергенің маңызды емес, ең бастысы – жұмысқа деген көзқарасың. Өзім жалдамалы жұмыста жүргенде, не болса да, өзіңді қалай сезінсең де, тапсырманы орындау қажеттігін түсінетінмін. Осындай өзіңмен рухтас адам табу қиын екен», – дейді кәсіпкер. 

Енді көмекшіні өзі оқыған колледж түлектерінің арасынан іздеп көруді жоспарлап отыр. 

Істің мәні 

Киім тігу – өте ұзақ және бейнетті жұмыс. Бәрі идеядан бастау алады. Ал маркетингтік зерттеуді Дарья өзі жүргізеді екен: нарықты зерттеп, тапсырыс берушілермен байланыс орнатады. 

«Әрине, қандай да бір жаңалықты интернеттен қарап табуға болады, бірақ үлгіні міндетті түрде өз ойыңнан толықтырасың», – дейді Дарья Ларичева. 

Жас кәсіпкердің айтуынша, бұйым тұтынушыға қолжетімді болуы үшін, шикізатты алар кезде баға мен сапаның теңгерімін сақтаған маңызды. 

«Әзірге бұйымдарды аздан тігіп жатырмын. Алдағы уақытта өзге қалалардан «оптовик» тауып, тіккен киімдерімді Ақсуда сататын бағамен өткізсем деген ой бар»,– дейді кәсіпкер.   

Айта кету керек, оның бұйымдары аймаққа шеттен әкелінетін тауарлардан біршама арзан. Жас кәсіпкердің айтуынша, қазір ол үшін ең маңыздысы – нарықта орнығу. Тігінші тігетін киімдер мен бұйымдар 0-3 жастағы сәбилерге арналған.

Балаларға арналған көрпе-төсек жабдығы, кермеше, қолдан тігілген және ортопедиялық жастық тігеді. Одан бөлек, жаңа туған нәрестелердің жейде, көйлек, боди, башмақай және т.б. бар.
 
Дарья Ларичева алдағы уақытта жасөспірімдерге арналған көрпе-жастық жабдығын тіккісі келеді. Әзірге ателье қожайыны жеке франшиза туралы армандап жүр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций