Перейти к основному содержанию

1077 просмотров

Обучение бизнесменов за рубежом ставит перед ними новые задачи

Стажировка за рубежом помогла казахстанским предпринимателям определиться с направлением развития компании

фото: shutterstock.com

Благодаря госпрограмме поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» казахстанские бизнесмены смогли пройти обучение за рубежом. Полученные знания и опыт шымкентские предприниматели активно применяют для развития собственного дела.  

Так, например, в 10 раз за три года вырос объем продукции выпускаемой шымкентским ТОО «Фито-Апифарм». Компания специализируется на производстве натуральных продуктов на основе местного сырья – трав, произрастающих в Казахстане, продуктов пчеловодства, произведенных в нашей республике, минералов, извлеченных из недр в регионах страны. 

38 наименований продукции, а это полезные для здоровья человека биологические добавки, натуральная косметика и многое другое на сегодняшний день зарегистрировано и сертифицировано компанией ТОО «Фито-Апифарм» в уполномоченных государственных органах. Одним из последних препаратов, получившим сертификацию стал капсулированный рыбий жир.

«Наша компания занимается разработкой, производством и реализацией натуральных продуктов на основе наших казахстанских трав, сырья, продуктов пчеловодства, минералов. Как производство мы работаем с 2005 года. Это наш семейный бизнес. Мы получаем помощь в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», нас, при необходимости консультируют. Мы активно развиваемся. За последний год штат предприятия в полтора раза увеличился. На самом производстве работает около 35 человек и большая дистрибьютерская база, кто занимается продвижением продукта», - рассказал об успехах ТОО «Фито-Апифарм» ее генеральный директор Владимир Коротков.

Компания являет собой один из успешных примеров деятельности казахстанских предпринимателей, осуществляющих деятельность в государствах-членах Евразийского экономического союза.

«Нашей продукцией обеспечиваем весь Казахстан. Практически в каждом городе есть офисы, в Киргизии - два офиса. Активно продвигаем интернет торговлю, разработана интегрированная система доставки, онлайн оплаты. Используем все возможные современные методы продвижения. Мы работаем напрямую с производителями компонентов. Мы стремимся развивать рынок натуральных продуктов, приносить человеку здоровье и при этом не иметь негативных побочных последствий», - охарактеризовал политику предприятия его генеральный директор.

Взаимодействие с ПП «Атамекен» - как это работает  

«Мы участвовали в программе «Деловые связи», уезжали на месячную стажировку в Германию. Были в компании, которая стала нашим бизнес-партнером и поставила нам суппозиторное оборудование для производства фито свечей. Основное оборудование у нас европейского производства», - не без гордости рассказывал Владимир Коротков.

Со слов генерального директора предприятия, все, что компания зарабатывает, инвестируется в развитие. К высказываниям главы ТОО присоединился и директор по производству Анатолий Ромашко. Он приехал из Алматы ненадолго поработать в Шымкенте, да так и задержался на три года.

«Нами была расписана программа по уменьшению ручного труда и системе режима экономии. Сколько произвели, столько реализовали. Но мы растем - если три года назад мы производили 6 тысяч единиц продукции в месяц, то сегодня уходит в месяц 50 тысяч единиц», - рассказал Анатолий Ромашко, демонстрируя автоматизированные станки, позволяющие увеличить производительность и сократить долю ручного труда.

За прошлый год общий оборот компании, по словам ее директора, составил больше миллиона долларов.

Успешных предпринимателей становится больше

Еще одним успешным бизнес – примером можно назвать компанию по производству типографической продукции ТОО «South print corporation».

«Директор типографии Даулет Суюнтаев по программе ДКБ-2020 прошел стажировку в Дрездене, где в рамкаx межгосударственного соглашения между РК и ФРГ в течение месяца совершенствовал управленческие навыки», информировал Адильжан Даткаев, эксперт нефинансовой поддержки ПП города Шымкент.

В отличие от других предприятий, стремящихся покорить зарубежье, ТОО «South print corporation», по словам ее руководителя, ориентирована на местный рынок и местных заказчиков.

«Стажировка реально помогла определиться с направлением развития компании. У нас конкурентный рынок – один человек, имеющий дизайнерское образование, может у себя дома открыть мини - типографию и печать небольшие тиражи полиграфической продукции. Сейчас востребован индивидуальный, штучный заказ. Мы приобрели цифровую печатную машину и теперь можем исполнять заказ от одного экземпляра. Единственно, вопрос цены. Но при этом, наш основной вид деятельности – коммерческая печать и печать картонной упаковки», - рассказал директор типографии Даулет Суюнтаев.

Выбор направления сферы деятельности глава компании объяснил просто: «Мы поставили офсетное оборудование, для печати больших тиражей. У нас таких предприятий еще не много, но зато они есть в Алматы, Ташкенте, Бишкеке, которые предлагают низкие цены. Но мы находимся здесь и ориентируемся на местных клиентов. А потому можем оперативно отреагировать на их замечания или внести изменения в печать по их пожеланию. Мы гибче».

На суждение «Курсива» о том, что с развитием цифровых технологий офсетная печать уходит в прошлое и перспективы подобных типографий туманны, Даулет Суюнтаев с уверенностью возразил: «У офсетной печати будущее есть – упаковка будет производиться всегда, но изготавливать ее на цифровой печати очень дорого. А товары народного потребления требуют экономии. Так что мы, надеюсь, будем еще долго работать».

1 просмотр

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif