Могут ли в Казахстане отменить НДПИ для недропользователей?

И кто от этого выиграет

Фото: Shutterstock

Переход Казахстана от утверждения запасов недр госкомиссией к их учету по международным стандартам должен повлечь за собой и изменение налогообложения, уверены недропользователи. Власти готовы обсудить переход на роялти, если им предоставят расчеты, показывающие выгоды и налогоплательщика, и государства.

«Мы хотим поставить перед правительством вопрос о введении роялти, – заявил исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец на горно-металлургическом конгрессе. – Хотим поговорить о модели развития отрасли, при каких ставках будут строиться заводы, появятся новые рабочие места. Это нужно четко обрисовать – сейчас стратегическое развитие отрасли инвесторами до конца не просматривается, особенно в части более высоких переделов», – добавил он.

Предложение о замене налога на добычу полезных ископаемых на роялти звучит не впервые. «Курсив» попытался разобраться, чем предлагаемая форма налогообложения привлекательна для ГМК.

Платить с продаж лучше, чем с добычи

Вопрос о роялти снова был поднят на фоне перехода в нед­ропользовании с контрактов на лицензии. Международные стандарты по подсчету запасов, на которые переходит страна, не предполагают использования реестров запасов в фискальных целях, говорит управляющий директор компании Olympex Advisers Дияр Ерешев.

Он объясняет: «Мы австралийских налоговиков спрашивали: используют ли они подсчет запасов в целях налогообложения? Они никогда не смотрят на наличие подсчета запасов. Они облагают налогами только уже конечный результат: добытое и проданное, что, наверное, правильно, но у нас, к сожалению, не применяется».

В Казахстане облагается налогом все, что поднято на поверхность, вне зависимости, проданы извлеченные запасы или складированы. При этом один и тот же объем налога по одному и тому же виду извлеченного сырья будет платить и тот, кто реализует его в сырьевом виде, и тот, кто его переработал, хотя во втором случае себестоимость продукции возрастает.

«Мне кажется, это неправильный подход, когда не принимается во внимание, как и в каком виде ты потом добытое реализуешь, – утверждает Ерешев.

– Недропользование тоже бизнес, который должен на выходе иметь экономическую целесообразность, и это актуальная проблема в связи с переходом на новые рельсы лицензионной системы и новых стандартов запасов». С таким мнением согласен директор по правовым вопросам и недропользованию ТОО «Полиметалл Евразия» Абай Худайбергенов – он считает, что архаичность НДПИ в новых условиях вскоре станет очевидна не только представителям горной металлургии, но и государству.

Почему НДПИ не жилец при кодексе KAZRC

По словам представителя «Полиметалла», действующая система налогообложения пока работает, но начнет сбоить уже в ближайшее время. Сейчас объектом обложения НДПИ служит объем запасов полезных ископаемых, налоговики при этом сверяют данные по декларациям НДПИ с данными отчетов по системе оценки государственной комиссии по запасам (ГКЗ). Но для месторождений, перешедших с контрактов на лицензии, оценка ГКЗ не нужна. А после полного перехода недропользователей на новый стандарт (с 1 января 2024 года) госэкспертиза будет отсутствовать как класс, и на что тогда будут опираться налоговые органы, неясно.

«Отчет KAZRC, в отличие от отчета по ГКЗ, в котором есть только запасы, содержит деление на ресурсы и запасы, которые делятся на категории по изученности и рентабельности, – говорит Худайбергенов. – При переходе на стандарты KAZRC возникает вопрос: что будет объектом налогообложения – минеральные ресурсы или минеральные запасы? Использовать запасы в качестве объекта налогообложения затруднительно, они очень часто в конце года снижаются не в результате добычи, а в результате перевода из одной категории в другую. Цены упали, и мы их перевели в минеральные ресурсы, сократили объем добычи, заплатили меньше налогов. Почему не получится рассматривать в качестве налогооблагаемой базы ресурсы? По стандартам KAZRC они могут быть только дополнением к минеральным запасам, и получится парадокс: экономически нерентабельные полезные ископаемые будут облагаться налогом, а экономически рентабельные не будут».

Собеседник добавляет, что уже сейчас очевидно: первый же нед­ропользователь, не имеющий протокола ГКЗ, но оценивший запасы по стандарту KAZRC, просто не сможет заплатить НДПИ – или заплатит его в том объеме, в каком сочтет нужным. Причем возможности уклонения от уплаты появляются у недропользователей уже сейчас, когда оценки ГКЗ еще имеют силу.

«Допустим, у недропользователя может в процессе добычи появиться некондиционная руда, не стоящая на запасе, – что с ней делать? На баланс он ее может поставить только в следующем году, и варианта два: либо складировать, дождаться следующего года, поставить на баланс, и тогда продавать с уплатой НДПИ, либо продать сейчас без уплаты. И в обоих случаях требуемый объем НДПИ не поступит в бюджет в отчетном периоде», – комментирует Худайбергенов.

По его мнению, выход в этой ситуации связан с переходом к налогообложению полезных ископаемых, содержащихся в первом товарном продукте. Это наиболее простой с точки зрения администрирования путь, к тому же здесь оценку стоимости добытого производит уже не только недропользователь, но и покупатель. По факту речь идет о роялти, но с этим налогом все не так просто, убежден руководитель департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Казахстане и в Центральной Азии Рустем Садыков.

Тот же авансовый платеж, только гибче

Классический роялти, по словам Садыкова, нечувствителен к рентабельности предприятия, поскольку является фиксированным. Это выгодно недропользователям тогда, когда ценовая конъюнктура стабильна, но когда рынок волатилен, роялти превращается в отрицательный инструмент. Так что в нем привлекает ГМК, ценовой стабильностью в последнее время не избалованный? По мнению Садыкова, это возможность индивидуализации налоговой нагрузки на конкретное предприятие.

«Форма роялти проста: налоговая база, умноженная на ставку. Если мы хотим сделать добычной налог более чувствительным к рентабельности, налоговая база должна отражать реальную экономику проекта, – говорит эксперт. – Она должна основываться не на каких-то биржевых котировках, не на себестоимости, а на фактической цене реализации, то есть как можно сильнее привязаться к фактической рентабельности предприятия», – подчеркивает он.

Еще один момент, который позволяет приблизить налоговую базу к реальной жизни, – это включение в налоговую базу затрат предприятия, поскольку в металлургии невозможна продажа по схеме «извлек и продал» – руда должна проходить хотя бы минимальный передел. 

«Из недр добывается не полезное ископаемое, а минеральное сырье, и затраты по превращению его в товарный продукт легитимны для того, чтобы включать их в налоговую базу. То есть цена реализации и прибыль от реализации – это вопрос дискуссий, а вот затраты должны вычитаться, – убежден Садыков. – При этом надо понимать, что ставка в формуле роялти остается в руках государства, и со ставкой играть можно в большей степени, чем с базой». 

Оцифруйте ваши предложения

Директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства нацэкономики Азамат Амрин подчеркивает: идея о переходе к роялти не нова, она озвучивается с 2017 года, и принципиальное согласие со стороны финансово-экономического блока правительства есть. Но дальше принципиального согласия дело не пошло потому, что инициаторы должны предоставить модель будущей системы налогообложения, причем с плюсами не только для себя, но и для государства.

«В 2017 году было принято политическое решение, что мы переходим на международные стандарты. Тогда мы сказали: «Да, давайте мы пойдем на роялти», но нужно решить, какая база ляжет в основу решения, какой будет ставка, – рассказывает Амрин. – АГМП было поручено расписать варианты перехода на роялти. При первом варианте ставки получились запредельными, и те ставки, которые понравились одним предприятиям, не понравились другим. Но если нет консенсуса среди самих недропользователей, нет и сбалансированного и консолидированного предложения. Однако я еще раз подтверждаю, что Министерство финансов, Министерство по инвестициям и инфраструктурному развитию и Министерство национальной экономики еще в 2017 году решили, что к роялти будем идти».

Сейчас, по словам чиновника, более сбалансированной альтернативы с точки зрения учета интересов всех сторон, чем действующая, не видно. И пока недропользователи «оцифрованно», по выражению Амрина, не докажут государству, что оно от введения роялти как минимум не проиграет в финансовом плане, изменений ждать не стоит.

«Если недропользователи принесут вариант введения роялти и скажут: «Вот так нас всех устраивает» и покажут плюсы и для себя, и для государства, мы готовы рассматривать предложения», – заверил представитель Миннацэк, добавив, что те предложения по роялти, которые есть сейчас, с точки зрения министерства выглядят только как инструмент снижения налоговой нагрузки.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg