Перейти к основному содержанию

13138 просмотров

Казахстанские аграрии выступают против утилизационного сбора

По их мнению, утильсбор на импортную сельхозтехнику увеличит стоимость продуктов

Фото: Shutterstock.com

Казахстанские аграрии выступают против введения в стране утилизационного сбора на ввозимую в страну сельскохозяйственную технику, заявил 10 июля глава Мясного союза республики Максут Бактибаев.

«Мы подписали письмо главе государства Токаеву Касым-Жомарту Кемеловичу от восьми ассоциаций, которые охватывают 95% представителей отрасли – мы против введения утильсбора», – сказал Бактибаев на пресс-конференции в Нур-Султане.

Он считает утилизационный сбор дополнительным налогом на реальный сектор экономики, который будет собираться частной компанией – «Оператором РОП» (расширенные обязательства производителей) – и не имеет никакого отношения к экологии.

По сведениям главы Мясного союза Казахстана, речь идет о введении ставки сборов в размере от 10% до 30% – такие ставки указаны в последнем варианте проекта министерства индустрии и инфраструктурного развития, который получили аграрии.

«В проекте, который мы получили, было от 10% до 30%, на дорогую технику, комбайны – 10%, на российскую технику – 25%. Что касается текущего состояния сельхозтехники, уровень обновления сельхозтехники не превышает 3-5% при нормативе обновления в 10% в год. А если произойдет удорожание техники, оно снизится вообще до 1%», – заметил Бактибаев.

По его словам, казахстанские аграрии ежегодно закупают иностранной сельхозтехники на 150 млрд тенге при ставке утильсбора в среднем по 20%, объем дополнительного налога составит 30 млрд тенге, которые затем производитель, по словам главы отраслевой ассоциации, вынужден будет переложить на конечного покупателя своей продукции.

«Мы выступаем за развитие отечественного машиностроения, но не в ущерб нашей действующей отрасли: в настоящий момент льготы для отечественных сборочных предприятий уже составляют 52-57% от стоимости», – заключил Бактибаев.

В свою очередь, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов на пресс-конференции в правительстве подтвердил намерение своего ведомства ввести утилизационный сбор на импортную сельскохозяйственную технику в этом году. По его словам, утильсбор вводится для создания условий по разворачиванию в стране собственного производства.

«Опыт России и Беларуси говорит о том, что они эффективно стимулируют развитие сельскохозяйственного машиностроения, применяя стимулирующие меры и отказ от субсидирования импортной техники. В прошлом году НПП «Атамекен» поддержала введение утильсбора на сельхозтехнику после 1 июля 2019 года», – сказал Ержанов.

По его словам, НПП «Атамекен» согласна на введение утильсбора при условии, что он не будет распространяться на ту технику, которая не производится в Казахстане, либо производится в недостаточном количестве и не будет распространяться на ранее зарегистрированную сельхозтехнику. Были ли учтены эти условия нацпалаты, вице-министр не уточнил.

«Сейчас мы проходим согласование во всех госорганах, утильсбор планируется вводить только на вновь произведенную и ввозимые зерноуборочные комбайны и тракторы. Данная техника производится на отечественных предприятиях и позволяет предоставить весь спектр необходимого объема, я думаю, если мы насытим рынок зерноуборочными комбайнами и тракторами, того, о чем сейчас говорят оппоненты этого введения, – удорожания цен на сельхозпродукцию – не будет», – продолжил вице-министр.

По его оценке, введение утилизационного сбора позволит локализовать ранее импортируемые модели сельхозтехники за счет создания новых и расширения действующих производств, снизит их себестоимость, создаст полноценную систему утилизации старой сельхозтехники в стране, а фермерам позволит обновить парк техники за счет выдачи скидочного сертификата и льготного лизинга для приобретения отечественной техники. Помимо этого, в МИИР рассчитывают сохранить стоимость отечественной техники за счет мер стимулирования.

5248 просмотров

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif