Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3884 просмотра

Как в Караганде открыть свой логистический бизнес

История Екатерины Шестаковой

фото: Екатерина Шестакова

Начинающая бизнесвумен из Караганды намерена во второй раз взять кредит по программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства для расширения собственной логистической компании. В ее планах – начать поставлять грузы из Казахстана в Европу, сообщает корреспондент Kursiv.kz.

Открыть свой бизнес и заняться совсем не женским делом Екатерина Шестакова решила несколько лет назад. Тогда она работала в транспортной компании бухгалтером-аудитором и имела дело с цифрами. Но однажды ей предложили помочь организовать отправку машины с грузом из России в Караганду. 

«Я пришла в этот бизнес, не зная профессии логиста, меня практически всему обучал мой шеф, руководитель фирмы PARTNER-TRANS Дмитрий Новиков. Он видел во мне перспективы и не уставал твердить, что у меня все получится. Первая наша машина была с бананами – грузили рефрижератор. Доставляли бананы в Караганду. Руководитель мой все контролировал и очень мне помогал. Помню, как я переживала, а потом поняла, что все могу. Так я стала логистом», – вспоминает Екатерина Шестакова.

В транспортной компании девушка трудилась два года, набиралась опыта, составляла договоры, оформляла заявки, искала машины и изучала рынок.

Помогло государство

В 2016 году Екатерина решила открыть свой бизнес, связанный с грузоперевозками.

«Поскольку у нас не было своего транспорта, изначально моя фирма занималась экспедиторскими услугами. А через три года мы приобрели свою первую грузовую машину, и помогло нам в этом государство. Друзья посоветовали обратиться в фонд развития предпринимательства «Даму» и взять кредит на развитие бизнеса. Так я стала участницей государственной программы «Енбек». Я сначала восприняла это критично, подумала, что меня начнут футболить, что очень много бюрократии, но на деле оказалось все не так», – говорит бизнес-леди.

В фонде «Даму» в первую очередь начинающей предпринимательнице рассказали о возможностях, которые предоставляются казахстанцам, решившим открыть свой бизнес, а затем познакомили с программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. Так, Екатерина узнала, что может взять кредит на приобретение грузовой машины. Она прошла обучение, получила сертификат, а затем начала готовить пакет документов в банк на получение кредита. 

«В мае 2019 года мы взяли в кредит 12 миллионов тенге под 6% годовых. Собственное участие составило 6 миллионов тенге. Банк рассмотрел мой бизнес-план, все одобрил. Мы приобрели хорошую фуру для работы. Теперь я ежемесячно плачу 255 тысяч тенге, и буду делать это в течение пяти лет. Оформила кредит через «Сбербанк». И могу точно сказать, что бояться ничего не надо», – считает предпринимательница.

Сейчас в компании Шестаковой Best Logistik трудятся пять человек, фирма работает в Казахстане и России, уже имеет своих постоянных клиентов, которые уверены, что их груз будет доставлен в нужное место целым и невредимым. Собственных грузовых машин в наличии у предприятия всего две, но фирма занимается и экспедиторскими услугами, сотрудничает с крупными транспортными предприятиями.

«В месяц четыре рейса мы делаем нашими двумя машинами, а по экспедированию грузов у нас договоры с 15 машинами. Если посчитать нашу работу вместе с наемными авто, то выходит до сорока рейсов в месяц, объемы приличные. Самый главный наш принцип в работе – грамотно упаковать груз и транспортировать его в сохранности в пункт назначения, чтоб клиент был доволен и не нес убытки», – подчеркивает директор транспортной компании.

Риски есть в любом бизнесе

Логистический бизнес всегда был рискованным, считают предприниматели. Застраховаться от дорожного происшествия невозможно, кроме того, в этой сфере много мошенников. Как рассказала Екатерина Шестакова, карагандинские предприниматели даже создали для себя базу данных, в которую включают списки ненадежных поставщиков услуг и данные мошенников.

«У тех, кто занимается этим бизнесом, есть своя группа, где имеются данные нечестных людей и компаний, мы решаем этот вопрос уже очень долго и не можем его решить. Ведь нельзя заранее просчитать, обманет тебя человек или нет», – рассуждает собеседница.

Мошенники делают заявки, выставляют машину, просят сделать предоплату на карту, якобы на топливо водителю. Логисты вынуждены идти на уступки, оформляют документы наемному водителю. А позже тот пропадает вместе с грузом и с машиной.

«Чтобы избежать таких рисков, мы работаем только с проверенными клиентами. Но если такое бывает, что новая фирма выходит на рынок наш, мы ее проверяем по всем уровням – это и налоговая отчетность, это и отчет, и свидетельство о регистрации, полностью весь пакет документов стараемся изучить. Кроме того, есть вероятность того, что фура может попасть в аварию, поэтому всегда нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям, а риски – они есть в любом бизнесе», –  уверена Екатерина Шестакова.

В ближайших планах карагандинской предпринимательницы – расширение бизнеса. Компания готова выходить на европейский рынок и для этого собирается взять в кредит еще 16 млн тенге по программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства.

«Сейчас мы планируем заключать договоры с европейскими фирмами. Машина, которую мы приобрели, по всем техническим условиям соответствует стандартам прохождения границ европейского назначения. Мы готовы перевозить все что угодно. Тем более для этого у нас есть все возможности: чаще всего занимаемся перевозками оборудования, но можем возить и продукты питания, у нас на все есть сертификаты и документы», –  поясняет директор фирмы Best Logistik.

Для расширения бизнеса компании вновь придется взять кредит в банке, и Екатерина Шестакова готова опять обратиться в фонд «Даму» за поддержкой. Она уверена, что там действительно заинтересованы в помощи предпринимателям.

«Предпринимателям нужно знать, какие возможности у них есть, и насколько государство готово им помочь, а оно готово. Да, нам пришлось под кредит заложить все свое имущество. Мы заложили свой дом и ту машину, которую приобретаем. Банки ведь страхуются на 100%. Но при правильном подходе все окупается. Проблем с получением кредита у меня не было вообще, это все возможно. И даже теперь советую другим становиться участниками госпрограммы – нужно рисковать, действовать и идти вперед», – резюмировала Екатерина Шестакова.


8674 просмотра

Почему на границе с Россией скапливаются грузовики из Казахстана и других стран

И что можно изменить

Фото: Алла Злобина

Первым руководителям пограничной, налоговой, антикоррупционной служб ЗКО, РПП «Атамекен», группе общественного мониторинга и акиму района Байтерек 9 августа пришлось срочно выехать на пограничный переход (ПП), чтобы решить конф­ликт, разразившийся в результате массового скопления большегрузов на посту «Сырым».

Наконец-то!

Без еды и удобств с 8 по 10 августа стояли в очереди на таможне водители почти 400 большегрузных автомашин: 180 – со стороны Уральска и более 200 – со стороны российского пограничного перехода «Маштаково». В своей группе WhatsApp дальнобойщики занимали и контролировали очередь на таможенный пост, просили привозить воду водителей автомашин, направлявшихся в сторону Самары, и ненормативной лексикой комментировали очередной автоколлапс на посту «Сырым». 

Сезон плодоовощной торговли только начался – многокилометровые очереди фур, загруженных дынями и арбузами для петербуржцев и москвичей и виноградом для оптовиков Беларуси, уходили за горизонты двух пограничных переходов.

Приезд группы чиновников и журналистов был встречен одобрительными возгласами дальнобойщиков: «Наконец-то!».

20190809_121329_1.jpg

На российском погранпосту «Маштаково» фуры не пропускали. Отрезок между двумя таможнями всего лишь 1,5 км, и здесь лишней фуре встать попросту негде. Казахстанская сторона пропускала по одной машине, чтобы в случае отказа в пересечении российской границы большегруз мог развернуться и выехать с небольшой площадки территории ПП. 

«Мы попросили старшего сотрудника погранпоста ФСБ России объяснить ситуацию, и он ответил: «Все вопросы – к вашим налоговикам». А если мы все большегрузы пропустим, то нейтральная полоса забьется. В конце июня была та же ситуация. Люди пять суток стояли тут в очереди. А сколько раз водители в знак протеста перекрывали дороги! Плюс создание аварийных ситуа­ций: по встречной полосе идет большегруз, а навстречу – легковушка», – возмущались члены мониторинговой группы антикоррупционной службы по ЗКО. 

98489.jpg

Нам любые дороги дороги! 

Очередь на ПП «Сырым» сформировали фуры, следующие транзитом, в том числе с ПП «Хоргос». Сегодня сюда стекается весь коммерческий груз Казахстана: предприниматели не желают ездить по платным российским дорогам и выбирают дешевый и короткий путь – через Западно-Казахстанскую область. К тому же закручивание гаек на «Хоргосе» в связи с огромными расхождениями в сборах ожидаемых и полученных налогов привело к тому, что коммерческие грузы из Китая стали завозить в Казахстан через Кыргызстан. Об этом членам мониторинговой группы сообщили сами предприниматели.

20190809_112519.jpg

Свою роль играет и устаревшая инфраструктура отечественных погранпереходов, из-за которой многократно увеличившийся за последние годы поток большегрузов входит в коллапс даже при малой сезонной активности.

Вот и на этот раз все участники хмуро кивали на налоговиков: это их экспортный мониторинг товаров создает проблемы в передвижении коммерческих грузов. Те в ответ демонстрировали приехавшим журналистам оперативность в оформлении документов – пять минут, и скан документов готов. 

«Сейчас дополнительно трех человек привлекли. В регламент 25 минут, в том числе таможенного осмотра одной машины, они укладываются. Но пока товаросопроводительные документы не цифровизованы, мы не можем наладить контакт с другими странами. Этот документ имеет международный статус. Мы с претензиями не согласны. У нас тут очереди нет», – парировал нападки мониторинговой службы антикоррупционного бюро заместитель руководителя ДГД ЗКО Максат Нурахаев.

По его мнению, очереди на границе создает целый комплекс проблем: сезон плодоовощной продукции, плохая инфраструктура ПП и низкая проходимость. Слова представителя налоговой службы подтвердили и члены мониторинговой группы. Они подсчитали: время оформления одной фуры составило 18 минут. 

«Конечно, есть коррупционные риски, и мы это признаем. Комментировать предложение о выносе за пределы погранпостов налогового экспортного мониторинга не можем – решение о размещении этих групп на таможенных постах принималось правительством», – объяснил Нурахаев.

Пробки – это полбеды

О коррупции заговорили не случайно. На днях в Агентстве по противодействию коррупции в Нур-Султане, где прошло обсуждение вопроса по коррупционным рискам в сфере таможенного администрирования, пришли к выводу: обстановку на пограничных постах пора кардинально менять. 

Тут целый ряд рисков, объяснил «Курсиву» заместитель руководителя антикоррупционной службы по ЗКО Нурдаулет Самет. Основной – прямой контакт водителей с сотрудниками пограничных и налоговых служб. Это, говорит он, подтверждает и следственная практика. 

«Этим летом на посту «Сырым» задержали двух сотрудников мониторинговой службы ДГД при получении взятки от водителя большегруза. Дело уже передано в суд. В 2019 году было возбуждено три уголовных дела по фактам коррупции на наших погранпостах. Вопрос с пропуском автомашин скоро решится, но по коррупции работать еще придется», – сказал Нурдаулет Самет в комментариях «Курсиву». 

Нужны хорошие условия и современная организация пропуска, согласился с мнением предыдущих спикеров и руководитель РПП «Атамекен» Бакдаулет Ибраимов. «Если никто не против, мы поможем и организуем предпринимателей, которые готовы открыть тут точки общепита», – сказал он.

Аким района Байтерек, на территории которого находится ПП «Сырым», Асхат Шахаров предложить ничего не смог. Для акимата района ПП – головная боль. Как-то акима попросили засыпать ров за территорией ПП, чтобы отправлять туда «штрафные» фуры. Но в бюджете района денег на такие расходы не оказалось.

«Все, что можем делать, – это периодически убирать эту территорию. Скоро сдадут новый терминал ПП, и вопросы антисанитарии, клозетов, общепита отпадут. А чтобы сейчас установить тут точку для питания водителей, нужно все согласовывать. До 50 м от ПП, это дорога НК «КазАвтоЖол», и 800 м от поста до российской таможни нужно согласовывать с погранслужбой КНБ», – развел руками г-н Шахаров, отвечая на вопросы «Курсива».

До Европы как до Китая

«Неприятно, конечно, а по сравнению с Европой у нас вообще ужас», – кинул реплику журналистам один из дальнобойщиков. Своим мнением водители фур делились охотно. Они убеждены: нужно совершенствовать систему очередей.

«Я сам из Латвии, везу груз в Узбекистан. У нас границы с Европой нет – просто проезжаем, и все. А точно такие же очереди видел из России в Латвию. 15–20 км очередь из России в Европу – там мы по четверо суток стоим. Из Беларуси в Латвию – такая же картина. Там тоже пропускная способность низкая и очень много бумажной работы», – рассказал «Курсиву» дальнобойщик Сергей. 

20190809_121126_1.jpg

После обеда налоговики решили запустить пилотный проект – сканировать накладные за пределами погранпункта. 

Сотрудники ДГД планшетами фотографировали транспортные накладные водителей, а пока машины стояли в очереди, проверяли их в своей базе и отсеивали тех, у кого с документами не все в порядке.

20190809_111402.jpg

«В товаротранспортных накладных бывает неполная информация о грузе или его владельце. Зона погранпоста – стратегический объект, и сотовая связь тут только экстренная. Водителям приходится отъезжать за территорию ПП и уточнять у владельца груза номера БИН, название ТОО. Такая фура может задержать весь поток на час», – объяснили представители ДГД.

Как уже сообщал «Курсив», в конце сентября на ПП «Сырым» закончится строительство нового терминала. Это один из крупных социальных проектов 2019 года. Его стоимость – 1,9 млрд тенге. Заказчик работ – НК «КазАвтоЖол». Проект предусматривает строительство 1,4 км дорог, расширение полос пропуска автомашин с 2 до 8 и строительство всей необходимой инфраструктуры.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций