Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


712 просмотров

Как открыть свою швейную мастерскую в Таразе

История Тахмины Нуралиевой

Фото: Виктор Барбаш

Начать свое дело может каждый, считает предпринимательница из Тараза Тахмина Нуралиева. Молодая женщина открыла свой швейный бизнес, потрудившись в этой сфере около 10 лет. С чего она начала и какой путь проделала для организации собственной швейной мастерской, выяснял «Курсив». 

Личный опыт

29-летняя Тахмина Нуралиева в швейном бизнесе работает давно. После 9-го класса средней школы она поступила в колледж модельного искусства и бизнеса «Аспара», который окончила с красным дипломом. Затем проходила практику в одном из городских домов моды. После несколько лет трудилась в ателье мод. За это время получила хорошую практику. 

«Я всегда работала закройщиком, а потом ушла в декретный отпуск. Когда ребенку исполнилось два годика, стала думать о трудоустройстве. Обратилась в городской центр занятости населения, и там мне предложили стать участницей программы «Енбек». Три месяца обучалась на краткосрочных курсах по основам ведения бизнеса. Получила сертификат и решила начать свое дело», – рассказывает Тахмина Нуралиева. 

Она отметила, что к тому времени в швейном деле ориентировалась прекрасно. Но для открытия собственной мастерской этого оказалось недостаточно. Нужно было найти помещение, приобрести оборудование, закупить фурнитуру. С деньгами – а на все про все понадобилось около 2 млн тенге – помогли родственники и друзья.

«Я, конечно, могла действовать по примеру многих, кто окончил такие курсы: получил сертификат и сразу взял кредит на несколько миллионов тенге. Но это, скажу вам, огромная ответственность, даже риск. Ведь даже в ателье сегодня есть клиенты, а завтра, может, никто не придет. Но оплачивать аренду и делать ежемесячные взносы за кредит надо каждый месяц. Поэтому о кредите я задумаюсь, когда хорошо наработаю точку», – поделилась собеседница.

Пошьем все

Вместе со своей подругой Жанной Жолдошевой, с которой в свое трудилась в ателье мод, Тахмина составила бизнес-план и, следуя ему, строит свой небольшой бизнес. 

«Сейчас мы с Жанной равноправные партнеры. Работаем всего несколько месяцев. С клиентами пока проблем нет, так как некоторые перешли к нам с прежнего ателье. Хорошо помогает «сарафанное радио». Берем любые заказы – от повседневного платья до вечернего наряда. Закройщик в швейном деле – это все. От конструирования платья зависит 90%. Остальные 10% – это качество ткани, швы и отделка», – говорит мастер. 

По ее словам, только индивидуальными заказами мастерская не ограничивается. Она наладила контакт с двумя свадебными салонами, для которых шьет новые и реставрирует арендные свадебные наряды. 

«Признаюсь, я с оптимизмом смотрю в будущее, так как собственное дело позволяет распоряжаться имеющимися ресурсами по своему усмотрению и ни от кого не зависеть. Конечно, это и огромная ответственность. Но у меня есть хороший опыт, полученный ранее, и желание работать», – отметила Тахмина Нуралиева. 

В городском разрезе

Хотя услуги портных в Таразе пользуются стабильным спросом, этот сектор в предпринимательской сфере города представлен довольно широко.  Поэтому свой бизнес молодая предпринимательница строит в достаточно развитой конкурентной среде. 

В каталоге компаний на сайте gorodtaraz.kz значится 15 предприятий, занимающихся индивидуальным пошивом одежды. Но здесь не указаны мелкие швейные мастерские, специализирующиеся на реставрации и подгонке готового платья. К примеру, на каждом из трех крупных городских рынках действует по меньшей мере по три-четыре такие точки, обеспечивающие работой не менее двух  человек. 

По данным сайта Комитета по статистике МНЭ РК, стоимость услуг портных в Таразе остается стабильной с начала 2019 года – в среднем 10,2 тыс. тенге за пошив одного женского платья. По словам Тахмины Нуралиевой, стоимость платья, сшитого на заказ, зависит от нескольких факторов.  

«Если говорить только о работе мастера, то она рассчитывается из учета сложности покроя и качества ткани. К примеру, пошив простого платья из хлопчатобумажной материи будет стоить 6 тыс. тенге. Когда изделие декорируется шифоном или шелком, то его цена возрастает до 7,5–8 тыс. тенге. Вечерний наряд обойдется заказчику в 10 тыс. тенге. Причем за фурнитуру (молния, нитки, резинка и пуговицы) мы дополнительную плату не берем», – пояснила швея. 

Подрубить платье или брюки в мелких швейных мастерских города стоит от 500 до 600 тенге. Ремонт и реставрация одежды стоит в зависимости от сложности работы, но возьмут с заказчика не более 2 тыс. тенге.

Тахмина Нуралиева говорит, что ее наряды привлекательны не только ценой, но в первую очередь качеством. Именно на качественную работу и делает ставку начинающая бизнесвумен и считает это главным в швейном деле. Как заверила собеседница, она может сконструировать любой фасон и подогнать модель под любую фигуру.


2659 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций