Перейти к основному содержанию


2396 просмотров

Как новичку стать миллионером и партнером компаний-гигантов

История из Усть-Каменогорска

Фото предоставлено П. Корминым

Чуть более года назад активы молодой фирмы из Усть-Каменогорска, решившей работать на рынке систем безопасности, равнялись нулю. Итоги последней капитализации – 84 млн тенге. «Курсив» выяснил, в чем секрет такого успеха и как новички справлялись с проблемами.

100 конкурентов – это плюс

Рынок систем безопасности продолжает расти. Как отмечают его игроки, процесс повсеместной автоматизации дает толчок развитию их бизнеса. Сегодня даже в небольших магазинах и офисах устанавливают видеокамеры, различные датчики, появляется интерес потребителей к масштабным проектам умных зданий. Соответственно, увеличивается количество фирм, работающих в этом направлении.

Полтора года назад два жителя Усть-Каменогорска – друзья Павел Кормин и Саят Кусаинов – решили основать свою компанию, специализирующуюся на слаботочных системах. Начинали с нуля, имея в активе, как говорят они сами, только амбиции, молодость и компетенции.

Коммерческий директор ТОО «Qsystems» Павел Кормин рассказывает, что еще в вузе, обучаясь на финансиста, сделал выбор в пользу предпринимательства. Раскрутил несколько бизнес-проектов, в последнее время занимался торговлей. Его партнер, ставший директором фирмы, имел опыт работы в компании, специализирующейся на IT-технологиях и автоматизации.

Сняв за 20 тыс. тенге офис, парни оборудовали его своей личной техникой, взяли в команду понимающего инженера и занялись привлечением клиентов.

«Предварительно провели анализ работы конкурентов. Когда мы открывались, нашли в интернете 83 фирмы, работающие в выбранной нами сфере. Но мы знали, что спрос на слаботочные системы будет только увеличиваться. Ежегодно рынок вырастает на 30%. Сегодня у нас уже более 100 компаний-конкурентов», – делятся предприниматели.

Они поясняют, что именно наличие стольких бизнес-соперников заставляло выкладываться максимально. Выбирая помещение под офис, в первую очередь узнавали, можно ли будет им пользоваться ночью.

Совладельцы бизнеса практически жили на работе, забыв о семьях и отдыхе, но несколько месяцев фирма приносила только убытки. Чтобы зарекомендовать себя, предприниматели брались за любые заказы, в частности ехали на другой конец города устанавливать одну камеру в небольшой ларек, активно занимались привлечением клиентов, беспрерывно готовили документацию для участия в различных конкурсах и тендерах. Именно эта работа через полгода привела их к заветной точке безубыточности.

Одно решение – и ты в черном списке

«Реальные объемы работ получили в рамках госзакупок, занимались обслуживанием систем видеонаблюдения, пожарной безопасности учреждений образования и здравоохранения. Новые технологии сегодня внедряют в социальной сфере, в промышленности, не стоит забывать о таких масштабных проектах, как «Сергек», поэтому интересных нам конкурсов проводится много», – говорит Павел.

Первым гособъектом стала школа в Уварово, обслуживание которой ежемесячно приносило 15 тыс. тенге. Часть дохода уходила на дорогу до села, но предприниматели заверяют, что не ждали мгновенной прибыли, запасались опытом и наращивали количество благополучно закрытых нарядов.

Молодые компании часто жалуются на то, что не могут получить тендер, так как их задавливают крупные фирмы. Но, по мнению устькаменогорцев, если грамотно подходить к процессу участия в закупках госучреждений и недропользователей, один из 10 конкурсов выиграть вполне реально, что для начала неплохо.

«Никогда нельзя знать наверняка, сможешь ли выиграть, но повышает шансы взвешенный подход. Прежде чем разместить заявку, всегда проводим анализ деятельности заказчика, приглашенного поставщика и в целом рынка, на который хотим зайти. Это трудозатратно, но дает результаты. Впрочем, получить подряд – полдела, нужно выполнить данные обязательства, не сорвать сроки. Одно неверное решение, одна неподписанная бумага – и ты в черном списке», – отмечает коммерческий директор.

Многорукий многоног

Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться владельцам компании, – кадровый вопрос. О перспективах специальностей, связанных с новыми технологиями, активно рассказывают школьникам в рамках профориентации, но готовых специалистов IT-сферы, по словам бизнесменов, сегодня единицы. Как отмечают в Qsystems, пока многих выпускников вузов приходится переучивать.

«Профессионалы на рынке есть, но это чаще люди в зрелом возрасте, с хорошей работой. Нужно либо переманивать их у конкурентов, либо воспитывать свои кадры. Второе нам ближе, изначально хотели набрать увлеченных молодых ребят, готовых расти вместе с компанией», – рассказывают владельцы фирмы.

Партнеры с интересом наблюдают за опытом крупных европейских и отечественных компаний, участвующих в процессе подготовки кадров. Они говорят, что в будущем готовы вкладывать средства в обучение персонала, намерены заключить соответствующий меморандум с университетом.

Сегодня в фирме работают 12 специалистов, но во время крупных заказов привлекаются внештатные сотрудники. Залогом успеха своего детища друзья считают грамотное распределение обязанностей и эффективное делегирование полномочий.
Саят ведет документооборот, решает юридические вопросы, Павел занимается маркетингом, работающий с ребятами с первых дней главный инженер Арман Касенов отвечает за производственные моменты.

«Все начинающие предприниматели поначалу похожи на этаких многоруких многоногов, которые все делают самостоятельно. Но если хотите вывести бизнес на новый уровень работы, нужно не бояться делегировать полномочия подчиненным. Каждый специалист должен заниматься своим делом и нести за это ответственность», – советуют в фирме.

Еще одним секретом успеха здесь называют постоянный анализ деятельности компании. Что принесло убытки, что – прибыль, почему? Ответы на эти вопросы помогают избежать многих ошибок.

«Поначалу это была такая бухгалтерия на коленке – сколько вложили, сколько получили. После подключили элементы аналитики, стали делать выводы, просчитывать капитализацию. Если ровно год назад в фирму было вложено 350 тыс. тенге, то сегодня уже 84 млн. Мы продолжаем инвестировать в развитие. Для того чтобы претендовать на крупные тендеры, нужно иметь свободный капитал на закупку оборудования – своеобразную финансовую подушку безопасности. Чем дороже лот, тем объемнее она должна быть», – говорит Павел.

Сегодня в числе партнеров компании такие крупные предприятия, как УК ГЭС, KAZ Minerals, КТЖ. Есть интерес со стороны состоятельных жителей области, желающих наделить свой дом или бизнес-здание интеллектом. Стоимость такой работы, по словам предпринимателей, не имеет потолка.


358 просмотров

Халық өсімінен қалай пайда табуға болады?

Ақсулық кәсіпкердің ісі

Фото: Shutterstock

Ата-анасы сәбиіне ең жақсысын таңдайтыны анық. Бұл өз кезегінде жеңіл өнеркәсіпті, жеке кәсіпкерлік деңгейінде болсын, дамытуға мүмкіндік береді.

Кәсібің – нәсібің

Ақсулық жас кәсіпкер Дарья Ларичева жақында жергілікті әкімдіктің көмегімен қол жеткізген тұрғын-жайды жөндеу жұмысын бітіріп, жаңа туған нәрестелерге арналған киім-кешек тігу ісін жолға қоймақ.

Жас келіншек жеке кәсібін қолынан жақсы келетін шаруадан бастаған. Колледжде тігін ісін игеріп, түрлі ательеде біраз тәжірибе жинақтаған. Енді өзі тігіншілікті мықтап қолға алмақ. Ең маңыздысы – ниша табу болса, Дарьяны өмірдің өзі осы жолға алып келген. 

Бәрі баласына арнап көрпе-жастық тігуден басталды. Жаңа дүние таныс қыз-келіншектерге ұнап, олар да нәрестеге арналған көрпе-жастық тігіп беруін өтінеді. Осылайша алғашқы тапсырыстар түсе бастайды. Жас аналар риза болып, олармен тез тіл табысып кетті. 

Инвестиция қайдан? 

Дарья жеке кәсіп бастау үшін ең алдымен тігін машинасы және біраз мата керек екенін түсінді. Осы мақсатта 500 мың теңге несие алған. Балалар киіміне сапалы, табиғи мата ғана жарайтындықтан, осы талаптарға сай келетін мата сататын дүкенді де тапқан. Қазіргі кезде жас кәсіпкерге мата мен қажетті материалдарды делдалдан алуға тура келіп тұр, десе де ісі біраз алға басқан соң қажетті шикізатты көтерме бағамен сатып алмақ. 

Шеберхана орналасатын орын іздеу екінші қадам болды. Жергілікті биліктің көмегі арқасында жалға алатын арзан бөлме де табылды. Нәтижесінде бұл жерге құрал-жабдығын көшіріп, өз шеберханасын ашып, киім-кешек жөндеумен айналыса бастады. Бәрін өз талғамымен безендіреді. Өзі тігетін киім-кешектің бренд атауын да ойлап қойған, жас кәсіпкер оны алдағы уақытта тіркетпек.
 
«Киім-кешекті үлкен партиямен шығаруға қол жекізген кезде атауын тіркетсем деген ойдамын. Ол үшін ең алдымен ұжым жинап алуым керек. Бұл оңай шешілетін шаруа болмай тұр», – Дарья Ларичева.

Бәрін шешетін – кадр 

Колледжде оқып жүргенде Павлодардағы сәнді киім тігетін кәсіпорында тәжірибеден өткен еді. Оған бас киім тігетін шебер жетекшілік етті. Бұндай киім тігу оның қызығушылығын тудырмады. Есесіне өндірісте жақсы тәжірибе жинақтап, ұжымда қарым-қатынас орнатуды үйренген. Бұл – бизнесте өте қажет қасиет.
 
«Жұмысқа көмекші алайын деп едім, маман тапшылығымен бетпе-бет келдім. Бұл жерде тігін ісін қаншалықты жақсы меңгергенің маңызды емес, ең бастысы – жұмысқа деген көзқарасың. Өзім жалдамалы жұмыста жүргенде, не болса да, өзіңді қалай сезінсең де, тапсырманы орындау қажеттігін түсінетінмін. Осындай өзіңмен рухтас адам табу қиын екен», – дейді кәсіпкер. 

Енді көмекшіні өзі оқыған колледж түлектерінің арасынан іздеп көруді жоспарлап отыр. 

Істің мәні 

Киім тігу – өте ұзақ және бейнетті жұмыс. Бәрі идеядан бастау алады. Ал маркетингтік зерттеуді Дарья өзі жүргізеді екен: нарықты зерттеп, тапсырыс берушілермен байланыс орнатады. 

«Әрине, қандай да бір жаңалықты интернеттен қарап табуға болады, бірақ үлгіні міндетті түрде өз ойыңнан толықтырасың», – дейді Дарья Ларичева. 

Жас кәсіпкердің айтуынша, бұйым тұтынушыға қолжетімді болуы үшін, шикізатты алар кезде баға мен сапаның теңгерімін сақтаған маңызды. 

«Әзірге бұйымдарды аздан тігіп жатырмын. Алдағы уақытта өзге қалалардан «оптовик» тауып, тіккен киімдерімді Ақсуда сататын бағамен өткізсем деген ой бар»,– дейді кәсіпкер.   

Айта кету керек, оның бұйымдары аймаққа шеттен әкелінетін тауарлардан біршама арзан. Жас кәсіпкердің айтуынша, қазір ол үшін ең маңыздысы – нарықта орнығу. Тігінші тігетін киімдер мен бұйымдар 0-3 жастағы сәбилерге арналған.

Балаларға арналған көрпе-төсек жабдығы, кермеше, қолдан тігілген және ортопедиялық жастық тігеді. Одан бөлек, жаңа туған нәрестелердің жейде, көйлек, боди, башмақай және т.б. бар.
 
Дарья Ларичева алдағы уақытта жасөспірімдерге арналған көрпе-жастық жабдығын тіккісі келеді. Әзірге ателье қожайыны жеке франшиза туралы армандап жүр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций