Как новичку стать миллионером и партнером компаний-гигантов

История из Усть-Каменогорска

Фото предоставлено П. Корминым

Чуть более года назад активы молодой фирмы из Усть-Каменогорска, решившей работать на рынке систем безопасности, равнялись нулю. Итоги последней капитализации – 84 млн тенге. «Курсив» выяснил, в чем секрет такого успеха и как новички справлялись с проблемами.

100 конкурентов – это плюс

Рынок систем безопасности продолжает расти. Как отмечают его игроки, процесс повсеместной автоматизации дает толчок развитию их бизнеса. Сегодня даже в небольших магазинах и офисах устанавливают видеокамеры, различные датчики, появляется интерес потребителей к масштабным проектам умных зданий. Соответственно, увеличивается количество фирм, работающих в этом направлении.

Полтора года назад два жителя Усть-Каменогорска – друзья Павел Кормин и Саят Кусаинов – решили основать свою компанию, специализирующуюся на слаботочных системах. Начинали с нуля, имея в активе, как говорят они сами, только амбиции, молодость и компетенции.

Коммерческий директор ТОО «Qsystems» Павел Кормин рассказывает, что еще в вузе, обучаясь на финансиста, сделал выбор в пользу предпринимательства. Раскрутил несколько бизнес-проектов, в последнее время занимался торговлей. Его партнер, ставший директором фирмы, имел опыт работы в компании, специализирующейся на IT-технологиях и автоматизации.

Сняв за 20 тыс. тенге офис, парни оборудовали его своей личной техникой, взяли в команду понимающего инженера и занялись привлечением клиентов.

«Предварительно провели анализ работы конкурентов. Когда мы открывались, нашли в интернете 83 фирмы, работающие в выбранной нами сфере. Но мы знали, что спрос на слаботочные системы будет только увеличиваться. Ежегодно рынок вырастает на 30%. Сегодня у нас уже более 100 компаний-конкурентов», – делятся предприниматели.

Они поясняют, что именно наличие стольких бизнес-соперников заставляло выкладываться максимально. Выбирая помещение под офис, в первую очередь узнавали, можно ли будет им пользоваться ночью.

Совладельцы бизнеса практически жили на работе, забыв о семьях и отдыхе, но несколько месяцев фирма приносила только убытки. Чтобы зарекомендовать себя, предприниматели брались за любые заказы, в частности ехали на другой конец города устанавливать одну камеру в небольшой ларек, активно занимались привлечением клиентов, беспрерывно готовили документацию для участия в различных конкурсах и тендерах. Именно эта работа через полгода привела их к заветной точке безубыточности.

Одно решение – и ты в черном списке

«Реальные объемы работ получили в рамках госзакупок, занимались обслуживанием систем видеонаблюдения, пожарной безопасности учреждений образования и здравоохранения. Новые технологии сегодня внедряют в социальной сфере, в промышленности, не стоит забывать о таких масштабных проектах, как «Сергек», поэтому интересных нам конкурсов проводится много», – говорит Павел.

Первым гособъектом стала школа в Уварово, обслуживание которой ежемесячно приносило 15 тыс. тенге. Часть дохода уходила на дорогу до села, но предприниматели заверяют, что не ждали мгновенной прибыли, запасались опытом и наращивали количество благополучно закрытых нарядов.

Молодые компании часто жалуются на то, что не могут получить тендер, так как их задавливают крупные фирмы. Но, по мнению устькаменогорцев, если грамотно подходить к процессу участия в закупках госучреждений и недропользователей, один из 10 конкурсов выиграть вполне реально, что для начала неплохо.

«Никогда нельзя знать наверняка, сможешь ли выиграть, но повышает шансы взвешенный подход. Прежде чем разместить заявку, всегда проводим анализ деятельности заказчика, приглашенного поставщика и в целом рынка, на который хотим зайти. Это трудозатратно, но дает результаты. Впрочем, получить подряд – полдела, нужно выполнить данные обязательства, не сорвать сроки. Одно неверное решение, одна неподписанная бумага – и ты в черном списке», – отмечает коммерческий директор.

Многорукий многоног

Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться владельцам компании, – кадровый вопрос. О перспективах специальностей, связанных с новыми технологиями, активно рассказывают школьникам в рамках профориентации, но готовых специалистов IT-сферы, по словам бизнесменов, сегодня единицы. Как отмечают в Qsystems, пока многих выпускников вузов приходится переучивать.

«Профессионалы на рынке есть, но это чаще люди в зрелом возрасте, с хорошей работой. Нужно либо переманивать их у конкурентов, либо воспитывать свои кадры. Второе нам ближе, изначально хотели набрать увлеченных молодых ребят, готовых расти вместе с компанией», – рассказывают владельцы фирмы.

Партнеры с интересом наблюдают за опытом крупных европейских и отечественных компаний, участвующих в процессе подготовки кадров. Они говорят, что в будущем готовы вкладывать средства в обучение персонала, намерены заключить соответствующий меморандум с университетом.

Сегодня в фирме работают 12 специалистов, но во время крупных заказов привлекаются внештатные сотрудники. Залогом успеха своего детища друзья считают грамотное распределение обязанностей и эффективное делегирование полномочий.
Саят ведет документооборот, решает юридические вопросы, Павел занимается маркетингом, работающий с ребятами с первых дней главный инженер Арман Касенов отвечает за производственные моменты.

«Все начинающие предприниматели поначалу похожи на этаких многоруких многоногов, которые все делают самостоятельно. Но если хотите вывести бизнес на новый уровень работы, нужно не бояться делегировать полномочия подчиненным. Каждый специалист должен заниматься своим делом и нести за это ответственность», – советуют в фирме.

Еще одним секретом успеха здесь называют постоянный анализ деятельности компании. Что принесло убытки, что – прибыль, почему? Ответы на эти вопросы помогают избежать многих ошибок.

«Поначалу это была такая бухгалтерия на коленке – сколько вложили, сколько получили. После подключили элементы аналитики, стали делать выводы, просчитывать капитализацию. Если ровно год назад в фирму было вложено 350 тыс. тенге, то сегодня уже 84 млн. Мы продолжаем инвестировать в развитие. Для того чтобы претендовать на крупные тендеры, нужно иметь свободный капитал на закупку оборудования – своеобразную финансовую подушку безопасности. Чем дороже лот, тем объемнее она должна быть», – говорит Павел.

Сегодня в числе партнеров компании такие крупные предприятия, как УК ГЭС, KAZ Minerals, КТЖ. Есть интерес со стороны состоятельных жителей области, желающих наделить свой дом или бизнес-здание интеллектом. Стоимость такой работы, по словам предпринимателей, не имеет потолка.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Без работы осталась треть работников предприятий – участников опроса НПП «Атамекен»

В онлайн-опросе участвовали 37 тыс. предприятий, причем 99% из них представляли малый бизнес

Фото: Pixabay

Большая часть участников опроса – предприниматели, работающие в сфере услуг. 41% респондентов трудятся в такой сфере, как торговля, 18% – в сфере бытовых услуг,  8,5% работают в АПК, 6% – в общепите, 5,4% – в транспортной сфере.

Опрос показал, что бизнес на треть уменьшил число рабочих мест – из 279,6 тыс. «докарантинных» сотрудников 41,3 тыс. человек были сокращены, еще  52,2 тыс. – отправлены в бессрочные отпуска. 

Наиболее болезненно ограничения ударили по бизнесу в Туркестанской области, где респонденты отметили совокупную потерю 67% рабочих мест, в Мангистауской и Кызылординской областях (52%), в Шымкенте (48%) и Карагандинской области (44%). Наименьшие потери указали предприниматели Алматинской области (17% рабочих мест), Акмолинской и Костанайской областей (по 18%) и Северо-Казахстанской области (19%). От 22 до 42% рабочих мест сокращены в компаниях-респондентах Актюбинской, Жамбылской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Западно-Казахстанской областей.

Ситуация-с-занятостью-в-разрезе-отраслей.jpg

Опрошенные 3323 компании Алматы, крупнейшего рынка страны (29,4% розничной торговли), показали среднюю потерю рабочих мест, т. е. 37%. Компании Нур-Султана, второго по величине рынка Казахстана (11,4% розницы), показали потерю 19% рабочих мест (на основании данных, предоставленных 2 264 компаниями).    

Screenshot_3_2.png

Анализ по отраслям продемонстрировал, какие сферы оказались самыми уязвимыми на фоне пандемии и карантина.  Предприятия общественного питания оптимизировали 65% рабочих мест, отдыха и развлечений – 62%, туризма – 58%. Наиболее востребованными рабочие руки оказались в сфере АПК (в целом сокращено 13,6% рабочих мест), образования (24%) и торговли (27%). От 34 до 44% рабочих мест сократили в опрошенных компаниях, оказывающих услуги в сфере b2b, транспорта, в гостиничном бизнесе, совершающих операции с недвижимостью, а также  бытовые и прочие услуги.

Также исследование показало, что 35% предпринимателей наблюдают кардинальное сокращение выручки, 20% не имеют доходов вообще, 15% отмечают сокращение спроса и доходов. Как следствие, 23% опрошенных компаний не могут обслуживать займы, 20% не могут оплатить налоги и другие обязательные платежи, 2,7% не имеют средств на выплату заработной платы, оплату аренды и коммунальных услуг.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg