Перейти к основному содержанию

2359 просмотров

Иностранные инвесторы больше не скупятся на стартапы

Грань между стартапами и прошедшими листинг компаниями стирается

Фото: Shutterstock

Объем инвестиций в закрытые технологические компании побил рекорд прошлого года и продолжает расти, поскольку все больше средств, которые традиционно инвестировались в рынки публичного капитала, теперь в поисках большей доходности перетекают в стартапы – таковы данные недавно опубликованного отчета.

Проведенный информационной компанией Pitch Book опрос 95 институциональных и портфельных инвесторов показал, что 59% из них в течение ближайших пяти лет планируют «значительно увеличить» либо «увеличить незначительно» вливания своего капитала в частные компании. Урезать такие инвестиции планировали всего 6% инвесторов.

Проведенному в июне опросу предшествовало интересное событие: инвестиции в частные технологические компании в целом по миру побили прошлогодний рекорд; объем инвестиций институциональных и портфельных инвесторов в частные технологические компании достиг $274 млрд, говорится в отчете Pitch Book, опубликованном в прошлую пятницу.

Рост объема инвестиций составил 57% по сравнению с 2017 годом, когда был зафиксировал прежний максимум в $174 млрд, который был достигнут благодаря увеличению числа новых венчурных фирм и корпораций, инвестирующих в стартапы, а также возросшей заинтересованности портфельных инвесторов в частных компаниях. По состоянию на июнь частные компании при поддержке венчурного капитала за год привлекли $107 млрд.

Кроме того, недавний бум IPO технологических компаний размыл границу между стартапами и листингованными компаниями. Исторически сложилось так, что компании становились публичными практически сразу после своего появления, что после IPO обеспечивало инвесторам в акционерный капитал хорошую прибыль.

Впрочем, все чаще технологические компании показывают лучшую доходность, оставаясь частными, нежели когда приобретают публичный статус. К примеру, инвесторы, кто вкладывал деньги в сервис вызова такси Lyft Inc., когда та была частной, могли видеть, как за восемь лет ее стоимость с $6 млн выросла до $15 млрд. Однако после того как на мартовском IPO оценка компании достигла $24 млрд, стоимость акций Lyft начала колебаться, и сегодня рыночная капитализация компании составляет около $19 млрд.

«Важно понимать: если вы ждете, пока компания станет публичной, то вы рис­куете пропустить период основного роста», – говорит Низар Тархуни, директор по исследованиям и анализу компании Pitch Book и один из авторов отчета. - Инвесторы действительно не делают различий между публичными и частными компаниями. Это продолжительный по времени структурный сдвиг на рынках капитала, который мы будем наблюдать на протяжении длительного времени», – отмечает эксперт.

Инвестиционные компании, паевые инвестиционные фонды и семейные офисы устремились на рынок частных технологических компаний, вливая все больше средств в такие быстрорастущие проекты, как Palantir Technologies, Airbnb Inc., We Work Cos., а также в венчурные фонды и фонды прямых инвестиций, поддерживающие стартапы.

Согласно отчету Pitch Book на конец прошлого года венчурные (на поздней стадии инвестирования) и инвестиционные фонды поддержали рекордное количество проектов – 13 695, хотя в целом число публичных компаний сократилось.

Переток капитала в стартапы, происходящий в последние годы, а также рост оценочной стоимости компаний до того, как они прошли испытания суровой реальностью публичных рынков, породили опасения, что бум стартапов – это всего лишь пузырь. Однако низкие процентные ставки и государственные облигации с отрицательными ставками доходности продолжают подталкивать инвесторов к поиску подобных сделок с технологическими компаниями.

По данным Pitch Book, под управлением венчурных и инвестиционных компаний в совокупности находится около $3,3 трлн, что почти на 50% больше, чем десять лет назад. Из них $1,1 трлн – это свободные средства, так называемый сухой порошок, то есть финансовый резерв, который может быть задействован в любой момент.

Международная инвестиционная компания Baillie Gifford из Эдинбурга, управляющая капиталом в $250 млрд, начала инвестировать в частные технологические компании в конце 2014 года, после того как получила значительную отдачу от инвестиций в китайскую компанию Alibaba Group Holding Ltd., когда та была частной. С тех пор фирма инвестировала порядка $3,5 млрд в 60 с лишним частных компаний, поддерживаемых венчурным капиталом.

«По большому счету, мы действительно не хотели бы проводить разницу между частными и публичными компаниями», – говорит Питер Синглхерст, глава департамента Baillie Gifford по работе с непубличными компаниями. 

В некоторых случаях институциональные инвесторы объединяют акции частных и публичных технологических компаний в один фонд. Компания Fidelity Investments является одним из наиболее активных спонсоров стартапов, оцениваемых на общую сумму свыше $1 млрд, а ее широко известные фонды Contrafund и Blue Chip Growth Fund владеют долями в таких частных технологических компаниях, как We Work, SpaceX Exploration Technologies Co., Juul Labs Inc. и многих других. Впрочем, хотя эти инвестиции могут исчисляться сотнями миллионов долларов, они составляют лишь малую часть портфеля фонда.

При этом Fidelity часто занижала стоимость некоторых принадлежащих ей частных компаний, в том числе производителя программного обеспечения Cloudera, а также DropboxInc. и Snap Inc. до того, как они стали публичными. В 2015 году Fidelity инвестировала в стартап по разработке программного обеспечения для учета кадров Zenefits. Год спустя после череды скандалов оценка этой компании уменьшилась вдвое.

Некоторые инвесторы предпочитают не принимать участие в гонке стартапов. По словам Джордана Стюарта из компании Federated Investors, ряд инвесторов должным образом не просчитывают риски, связанные с непредсказуемым бизнесом стартапов. А ведь даже на поздних этапах развития они могут потерпеть неудачу, и поскольку инвестиции в стартапы неликвидные, их нельзя оперативно продать в случае, если дела пойдут совсем плохо.

Federated Investors инвестировала лишь в некоторые частные компании – как правило, при условии уже запланированного IPO либо наличия других вариантов выхода из сделки.

«Возможно, у нас на руках и остаются свободные деньги, но это лучше, чем сообщать о потерях в случае, если стартап потерпит неудачу», – говорит Дж. Стюарт, управляющий портфелем в KaufmannFund фирмы Federated Investors.
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

1 просмотр

Какие навыки нужны современному руководителю цифровой организации

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock

Цифровая трансформация – это не только новые технологии: Big Data, голосовые помощники, интернет вещей, искусственный интеллект и прочее. Цифровая трансформация – это новые роли в компании, новые требования к сотрудникам, новая корпоративная культура и новые бизнес-процессы.

Чтобы быть успешным в этом новом бизнесе, нужно обладать новыми компетенциями  и навыками.

Решения на основе данных

Через три-пять лет любой руководитель должен будет уметь на основе данных принимать управленческие решения и выстраивать бизнес-процессы. Генеральный директор DIS Group KZ Канат Абиров говорит:

«Все решения будут приниматься не на основе внутреннего ощущения и опыта руководителя, а на основе анализа данных. Все большее значение будут иметь технологии Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект. Они будут помогать искать инсайты (полезные для бизнеса закономерности), предсказывать события (предиктивная аналитика), быстро проверять различные гипотезы. Те менеджеры, которые смогут подстроиться под такую схему управления, будут наиболее успешными».

Речь не идет о том, что всем придется учиться программировать или управлять всеми корпоративными IТ-решениями для работы с данными. В будущем по-прежнему сохранится должность директора по данным (CDO), который будет определять методологию работы с данными и управлять корпоративными данными в целом. Сохранятся и должности инженеров по данным, аналитиков и data scientists, которые продолжат помогать остальным сотрудникам эффективно работать с информацией.

Все менеджеры в своей работе продолжат ежедневно сталкиваться с задачами, для выполнения которых им будут нужны данные. Важно уметь определять, какие именно данные понадобятся в работе. Как, где и с помощью каких инструментов их лучше собрать, насколько регулярно это необходимо делать, и кто именно будет выполнять эту работу. Собранные и правильно структурированные данные помогут маркетологу предложить новые сервисы и сделать персонализированное предложение, предугадав потребности клиента, а директору по развитию подскажут новую бизнес-модель.

Эти выводы подтверждает отчет 2019 года исследовательского агентства IDC, согласно которому ориентированность на использование данных станет одним из важнейших навыков корпоративной «культуры будущего». К 2024 году этими навыками овладеют руководители в 50% компаний из списка 2 тыс. самых крупных в мире.

Презентация и объяснение

Для руководителя важно не только принять правильное решение, но и уметь его презентовать и совету директоров, и подчиненным, и другим заинтересованным лицам. Сейчас для этого используются отчеты, которые распечатываются или загружаются в Power Point в текстовом виде или в виде графиков, таблиц, схем.

В будущем для презентации данных будут широко использоваться дашборды – визуальное представление наиболее важной информации в рамках одного экрана. Хорошо продуманный дашборд позволит сэкономить время на презентацию данных, сделать ее более точной и актуальной, обновлять ее в реальном времени. Во многих компаниях переход к такому представлению информации уже начался.

Создавать дашборды нужно учиться – чтобы отсортировывать ключевую информацию, которая будет представлена, логику ее расположения, правильно выбирать источники данных.

Профессиональная любознательность

Аналитики издания Harvard Business Review выделили факторы, которые позволяют компаниями успешнее нанимать специалистов для осуществления цифровой трансформации в своих организациях. Для этого они опросили более тысячи руководителей по всему миру.

Прежде всего, успешные с точки зрения цифровой трансформации компании в большей степени обращают внимание на потенциал сотрудников, чем на их достижения. Связано это с тем, что технологии сейчас развиваются очень быстро, экспертиза быстро устаревает. На первое место выходят быстрая обучаемость, способность приспосабливаться и профессиональная любознательность.

Естественно, такой подход требует постоянного обучения сотрудников новым инструментам и методикам. Так, сейчас в СНГ большинство крупных компаний уже открыло собственые центры обучения. Свои школы данных в России есть у «Ростелекома», «Сибура», ПАО «Вымпелком» и других, в Казахстане – у «Альфа-Банк Казахстан». В таких школах учатся не только технические специалисты, но и сотрудники других бизнес-подразделений: маркетинга, HR и прочих.

Также важный фактор для цифровой трансформации, согласно Harvard Business Review, – хорошо развитые коммуникативные навыки сотрудников. Самым востребованным из них оказалась способность работать в команде. Кроме того, те, кто преуспели в цифровой трансформации, больше обращают внимание на вклад, который сотрудник может сделать для команды, и стимулируют работников к росту.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif