Перейти к основному содержанию


267 просмотров

Более 100 млн тенге может потерять бюджет Усть-Каменогорска

Бизнесмены судятся с акиматом

Фото автора

Защитить свои права в суде намерены предприниматели из Восточного Казахстана, занимающиеся наружной рекламой. Причина исков – отказ чиновников в продлении аренды на землю, где установлены билборды. По мнению бизнесменов, это ведет к их полному разорению.

Парадоксальная ситуация на рынке наружной рекламы сложилась в двух городах Казахстана – Усть-Каменогорске и Семее. Почему-то только именно здесь, по словам самих предпринимателей, чиновники руководствуются требованиями национального стандарта «Средства наружной рекламы на автомобильных дорогах и в населенных пунктах. Общие технические требования и правила размещения», хотя документ не является нормативно-правовым актом. Более того, уверяют специалисты в этой сфере, его требованиям не сможет соответствовать ни одна рекламная конструкция во всем Казахстане!

Когда закон не писан

По словам директора Ассоциации рекламных агентств по ВКО Романа Маглия, с данной проблемой представители этого бизнеса столкнулись еще в прошлом году, когда по решению акимата областного центра в городе были демонтированы несколько рекламных конструкций.

«Примечательно, что произошло это ночью. Кстати, позже в суде мы доказали, что действия акимата были незаконными. Государственные органы ссылались на Нацстандарт, который якобы не соблюли предприниматели. Мы стали разбираться в этом вопросе», – рассказывает «Курсиву» Роман Маглий.

Представители ассоциации за разъяснениями обратились в министерство национальной экономики РК, в Комитет по техническому регулированию министерства индустрии и инфраструктурного развития РК – непосредственно к разработчику данного нацстандарта.

«Нами был получен ответ, что использование нацстандарта преждевременно, поскольку в данный момент идет разработка нового нормативного правового документа. В частности, в министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК подтвердили, что данный стандарт не является нормативным правовым актом, а значит, не обязателен для исполнения», – сообщил Роман Маглий.

Еще более конкретно ответили в прокуратуре ВКО, куда ассоциация обратилась за разъяснениями данной ситуации. В официальном ответе от 22 ноября 2018 года заместитель прокурора ВКО Виталий Шабер пишет: «Сообщаю, что 15.11.2018 года прокуратурой области в акимат города направлено письмо о приостановлении исполнения представления до принятия нового закона о рекламе. В настоящее время исполнение акта надзора акиматом приостановлено».

Зри в корень

Впрочем, эти разъяснения не повлияли на решение акимата Усть-Каменогорска: комиссия по-прежнему отказывает в продлении аренды земельных участков, мотивируя это тем, что отдел административной полиции Усть-Каменогорска не дает согласования на соответствие нацстандарту, которого требует отдел земельных отношений.

В Ассоциации рекламных агентств уверены, что происходит подмена понятий. Здесь отмечают, что когда документы землепользования поступают на продление, предприниматель обращается в местный исполнительный орган – акимат, где раньше отдел земельных отношений автоматически готовил документы для постановления, ведь этот участок ранее уже был выделен, план проекта имеется.

«Казалось бы, все. Но почему-то теперь акимат снова решил выносить это на комиссию. Вот здесь отдел архитектуры запрашивает в дорожной полиции соответствие национальному стандарту, который не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер, и которому не может соответствовать ни одна рекламная конструкция в Казахстане! В Дорожной полиции честно отвечают – не соответствует. Но и не может соответствовать», – уверены в ассоциации.

Почему так происходит, «Курсив» выяснял в соответствующих инстанциях. В городском отделе земельных отношений сказали, что не они принимают решение о продлении аренды. По словам заведующего сектором согласования проектной документации ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства города Усть-Каменогорска» Кайрата Кужамбетова, вопросы продления аренды тоже не в их компетенции, хотя контроль за размещением наружной рекламы осуществляют в этом отделе.

«Да, спор на самом деле есть, у каждой стороны свои аргументы. Насколько я знаю, сейчас Ассоциация обратилась в акимат с обращением, но они ссылаются на устаревшие нормативы. А нацстандарт…. Написано, что он введен в действие, нигде не написано, что он отменен. Вот в чем вопрос», – комментирует ситуацию Кайрат Кужамбетов.

Главный специалист юридического отдела аппарата акима Усть-Каменогорска Гульнар Ахметова отказалась прокомментировать «Курсиву» данную ситуацию, сославшись на то, что решение принимается коллегиально и правильнее ответ получить у акима города Жаксылыка Омара, поскольку последнее слово за ним. Получить комментарий у главы Усть-Каменогорска также не получилось, как сообщили в пресс-службе акима города, Омар занят.

По аналогии?

Кстати, похожая ситуация сложилась и в Семее. Правда, здесь чиновники понесли наказание за то, что попытались забрать землю у владельцев рекламных конструкций.

«В феврале к нам обратились руководители семи рекламных агентств Семея, которые получили уведомления о необходимости демонтажа своих билбордов на участке земли, где должна была начаться реконструкция дорожного полотна, причем предоставить новые участки отказались. Интересно, что письменный документ не был подписан и зарегистрирован. В ситуации разбирался департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции ВКО, в результате руководители отдела земельных отношений, отдела архитектуры и градостроительства Семея были привлечены к адмответственности в виде штрафа 126 тыс. тенге», – сообщили «Курсиву» в Палате предпринимателей ВКО.

По словам заместителя директора Палаты предпринимателей ВКО Динары Мухамеджановой, возникшая ситуация на рынке наружной рекламы в Усть-Каменогорске тоже взята на контроль.

«Мы намерены защитить права предпринимателей, также этот вопрос будет внесен в Реестр местных административных барьеров», – сообщила Динара Мухамеджанова.

Вместе с тем в Усть-Каменогорске только на прошлой неделе отказ в продлении аренды компании получили в отношении сразу шести участков, в отношении еще нескольких десятков территорий решения принимаются. В ассоциации уверены, что они будут отрицательными. В этом случае под большим вопросом окажется будущее сразу трех рекламных компаний.


358 просмотров

Халық өсімінен қалай пайда табуға болады?

Ақсулық кәсіпкердің ісі

Фото: Shutterstock

Ата-анасы сәбиіне ең жақсысын таңдайтыны анық. Бұл өз кезегінде жеңіл өнеркәсіпті, жеке кәсіпкерлік деңгейінде болсын, дамытуға мүмкіндік береді.

Кәсібің – нәсібің

Ақсулық жас кәсіпкер Дарья Ларичева жақында жергілікті әкімдіктің көмегімен қол жеткізген тұрғын-жайды жөндеу жұмысын бітіріп, жаңа туған нәрестелерге арналған киім-кешек тігу ісін жолға қоймақ.

Жас келіншек жеке кәсібін қолынан жақсы келетін шаруадан бастаған. Колледжде тігін ісін игеріп, түрлі ательеде біраз тәжірибе жинақтаған. Енді өзі тігіншілікті мықтап қолға алмақ. Ең маңыздысы – ниша табу болса, Дарьяны өмірдің өзі осы жолға алып келген. 

Бәрі баласына арнап көрпе-жастық тігуден басталды. Жаңа дүние таныс қыз-келіншектерге ұнап, олар да нәрестеге арналған көрпе-жастық тігіп беруін өтінеді. Осылайша алғашқы тапсырыстар түсе бастайды. Жас аналар риза болып, олармен тез тіл табысып кетті. 

Инвестиция қайдан? 

Дарья жеке кәсіп бастау үшін ең алдымен тігін машинасы және біраз мата керек екенін түсінді. Осы мақсатта 500 мың теңге несие алған. Балалар киіміне сапалы, табиғи мата ғана жарайтындықтан, осы талаптарға сай келетін мата сататын дүкенді де тапқан. Қазіргі кезде жас кәсіпкерге мата мен қажетті материалдарды делдалдан алуға тура келіп тұр, десе де ісі біраз алға басқан соң қажетті шикізатты көтерме бағамен сатып алмақ. 

Шеберхана орналасатын орын іздеу екінші қадам болды. Жергілікті биліктің көмегі арқасында жалға алатын арзан бөлме де табылды. Нәтижесінде бұл жерге құрал-жабдығын көшіріп, өз шеберханасын ашып, киім-кешек жөндеумен айналыса бастады. Бәрін өз талғамымен безендіреді. Өзі тігетін киім-кешектің бренд атауын да ойлап қойған, жас кәсіпкер оны алдағы уақытта тіркетпек.
 
«Киім-кешекті үлкен партиямен шығаруға қол жекізген кезде атауын тіркетсем деген ойдамын. Ол үшін ең алдымен ұжым жинап алуым керек. Бұл оңай шешілетін шаруа болмай тұр», – Дарья Ларичева.

Бәрін шешетін – кадр 

Колледжде оқып жүргенде Павлодардағы сәнді киім тігетін кәсіпорында тәжірибеден өткен еді. Оған бас киім тігетін шебер жетекшілік етті. Бұндай киім тігу оның қызығушылығын тудырмады. Есесіне өндірісте жақсы тәжірибе жинақтап, ұжымда қарым-қатынас орнатуды үйренген. Бұл – бизнесте өте қажет қасиет.
 
«Жұмысқа көмекші алайын деп едім, маман тапшылығымен бетпе-бет келдім. Бұл жерде тігін ісін қаншалықты жақсы меңгергенің маңызды емес, ең бастысы – жұмысқа деген көзқарасың. Өзім жалдамалы жұмыста жүргенде, не болса да, өзіңді қалай сезінсең де, тапсырманы орындау қажеттігін түсінетінмін. Осындай өзіңмен рухтас адам табу қиын екен», – дейді кәсіпкер. 

Енді көмекшіні өзі оқыған колледж түлектерінің арасынан іздеп көруді жоспарлап отыр. 

Істің мәні 

Киім тігу – өте ұзақ және бейнетті жұмыс. Бәрі идеядан бастау алады. Ал маркетингтік зерттеуді Дарья өзі жүргізеді екен: нарықты зерттеп, тапсырыс берушілермен байланыс орнатады. 

«Әрине, қандай да бір жаңалықты интернеттен қарап табуға болады, бірақ үлгіні міндетті түрде өз ойыңнан толықтырасың», – дейді Дарья Ларичева. 

Жас кәсіпкердің айтуынша, бұйым тұтынушыға қолжетімді болуы үшін, шикізатты алар кезде баға мен сапаның теңгерімін сақтаған маңызды. 

«Әзірге бұйымдарды аздан тігіп жатырмын. Алдағы уақытта өзге қалалардан «оптовик» тауып, тіккен киімдерімді Ақсуда сататын бағамен өткізсем деген ой бар»,– дейді кәсіпкер.   

Айта кету керек, оның бұйымдары аймаққа шеттен әкелінетін тауарлардан біршама арзан. Жас кәсіпкердің айтуынша, қазір ол үшін ең маңыздысы – нарықта орнығу. Тігінші тігетін киімдер мен бұйымдар 0-3 жастағы сәбилерге арналған.

Балаларға арналған көрпе-төсек жабдығы, кермеше, қолдан тігілген және ортопедиялық жастық тігеді. Одан бөлек, жаңа туған нәрестелердің жейде, көйлек, боди, башмақай және т.б. бар.
 
Дарья Ларичева алдағы уақытта жасөспірімдерге арналған көрпе-жастық жабдығын тіккісі келеді. Әзірге ателье қожайыны жеке франшиза туралы армандап жүр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций