1766 просмотров

Западноказахстанских экспортеров тормозят высокие железнодорожные тарифы

Что экспортирует за рубеж западноказахстанский бизнес, в какой поддержке нуждается при продвижении своих товаров заграницей и какие планы строит на будущее в плане экспорта, выяснял «Курсив»

Фото: Shutterstock

В областном управлении предпринимательства и индустриального развития на запрос «Курсива» пояснили, что в ЗКО не так много эспортоориентированных предприятий. 

Самые крупные местные экспортеры – компания «Карачаганак Петролиум опрейтинг Б. В.» (КПО б. в.) и ТОО «Жайык Мунай» – заняты в сфере нефтедобычи, они реализуют топливно-энергетические товары (нефтепродукты – «Курсив») в Россию, Италию, Великобританию и Финляндию.

Еще один крупный экспортер, ТОО «Конденсат», занят в сфере экспортных поставок нефтепродуктов также в Российскую Федерацию. 

На протяжении многих лет ТОО «КазАрмаПром» поставляет мелющие шары в Курскую область РФ, на Михайловский горно-обогатительный комбинат. АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» более 10 лет экспортирует в РФ муку и макаронные изделия.

«У ряда наших экспортеров основной поток продукции ориентирован на Россию. У них есть налаженный рынок сбыта, узнаваемое имя, хорошая репутация среди покупателей. Так, к примеру, ТОО «КазТрубПром» занимается поставкой обсадных труб и насосно-компрессорных труб в такие известные российские компании, как «ГазПром», «Лукойл», «ГазПромДобыча Уренгой», – отмечает руководитель отдела инвестиций областного управления предпринимательства и индустриального развития Жанна Беккалиева.

Другим предприятиям, которые только выходят на международный рынок, как, например, мебельная фабрика «Квант», еще предстоит большая работа, и господдержка в этом отношении для них будет не лишней, полагает собеседница «Курсива». По ее словам, ТОО «Квант» лишь недавно начало поставки своей продукции в Россию и параллельно запустило строительство новой фабрики по производству мягкой и корпусной мебели. В планах предприятия к 2020 году выйти на рынок Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Среди начинающих экспортеров г-жа Беккалиева отмечает также ТОО «Батыс Продукт» и ТОО «Уральский трансформаторный завод» – оба предприятия весьма удачно вошли на российский рынок и за небольшой отрезок времени – всего около двух лет – смогли найти для себя возможности сбыта своей продукции.

«Мы оповестили предпринимателей-экспортеров о том, что есть меры господдержки, которыми они могут воспользоваться через Казахстанский институт развития индустрии (КИРИ). Этот институт сейчас ведет отбор заявок от бизнеса, на основе которых и будут приниматься решения об утверждении мер господдержки», – пояснила в беседе с «Курсивом» Жанна Беккалиева.

По ее словам, в прошлом году ТОО «Кублей», занятое экспортной поставкой охлажденного мяса в Китай, уже воспользовалось подобной поддержкой.

Дорогая транспортировка

В АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» «Курсиву» сообщили, что господдержка в экспортной деятельности предприятию нужна и предприятие обязательно подаст заявку. 

«Самый больной вопрос для нас – это железнодорожные тарифы, они очень высокие и постоянно растут. В районе 600 тыс. тенге стоит провоз нашей продукции в одном вагоне по территории Казахстана до границы с Узбекистаном», – говорит директор АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» Эдуард Федорченко.

С такими тарифами продукция комбината становится неконкурентоспособной, себестоимость муки и макарон растет, отмечает он. Вместе с тем бренд «Желаевский комбинат хлебопродуктов» узнаваем в Саратове, Самаре, Тольятти. 

Есть проблемы со сбытом

Исполнительный директор ТОО «Пош Руно» Александр Дмитриенко рассказал «Курсиву», что экспортные поставки полуфабриката кожи крупного рогатого и мелкого рогатого скота, которые они осуществляют в Турцию, Испанию и Италию, идут сложно. Причина – у заказчиков не хватает средств на покупку экспортного сырья. Предприятию приходится работать бартером – менять кожу на прочие турецкие товары.

«Мы работаем автоперевозками, и, по условиям господдержки экспортеров, нам могут компенсировать лишь проезд по территории Казахстана, от ближайшей границы до России, это порядка 50–60 км, то есть 15–18 тыс. тенге», – поделился г-н Дмитриенко.

Но и от этой поддержки предприятие не собирается отказываться. 

«Таким молодым компаниям, как наша, тяжело пробиться на кожаный рынок. Нам всего 1,5 года. Думаем, что в ближайшем будущем откажемся от поставок полуфабриката кожи, будем сами делать готовую финишную продукцию», – поделился с «Курсивом» своими планами Александр Дмитриенко.

Предприятие уже закупило оборудование и через пару месяцев здесь планируют приступить к изготовлению выделанной кожи. С реализацией готовой продукции за рубеж будет проще, уверен предприниматель.
 

banner_wsj.gif

3624 просмотра

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg