В ЗКО хотят привлечь бизнес к переработке мусора

Но предприниматели не спешат занимать эту нишу

Фото: Оксана Каткова

Совет по защите прав предпринимателей РПП ЗКО «Атамекен» вышел с предложением внести поправки в экологическое законодательство РК и снизить требования к содержанию ТБО. Из-за нагромождения законодательных «гильотин» (ограничений) и отсутствия выгодного тарифа на вывоз мусора сфера переработки отходов остается у бизнеса в аутсайдерах.

Вопрос свалок  региональная палата предложила включить в реестр системных проблем области. Местные власти не знают, что делать с ростом стихийных свалок. По данным областного департамента экологии, масса накопленных бытовых отходов по всей ЗКО на начало года достигала 6,3 млн тонн. А общая площадь свалок уже составляет более 550 га. В течение 2018 года на полигонах и поселковых свалках размещено более 108 тыс. тонн бытовых отходов. Если учесть, что население области составляет 649 460 человек, то на одного западноказахстанца приходится 178 кг бытовых отходов.

Решение вопроса затягивать нельзя, отметили на Совете: с 2019 года в соответствии со ст. 301 Экологического кодекса запрещено захоронение на полигонах ТБО (твердо-бытовых отходов) пластмассы, пластика, полиэтилена, макулатуры, картона, отходов бумаги, ртутьсодержащих ламп и приборов стеклобоя, лома цветных и черных металлов, литиевых, свинцово-кислотных батареек, электронного и электрического оборудования. А с 1 января 2021 года введется запрет еще и на захоронение на ТБО пищевых и строительных отходов.

В области необходимо возвести как минимум три новых полигона, а задача эта пока возложена на местные исполнительные органы –  организовать мероприятия по сокращению биологических отходов, включая меры по их компостированию, производству биогаза. Выход – отдать все свалки бизнесу.

«На всей территории Казахстана свалки подвергнут космическому мониторингу. Министерство энергетики заключило договор с АО «НК «Казахстан Гарыш Сапары» по космическому мониторингу стихийных свалок на территории страны.  Например, на территории Уральска и двух прилегающих к нему районов, космической съемкой зафиксировано 503 стихийных свалки», – сообщил на Совете руководитель государственного экологического контроля департамента экологии Сырым Тлегенов.

Самая большая головная боль местной власти – поселковые свалки. Согласно данным департамента экологии, проектной документации по их строительству никогда не было. Как правило, это не огороженный и не обвалованный участок земли, на который вывозятся бытовые отходы. Технология захоронения не соблюдается, собственные карьеры грунта отсутствуют. При этом из 318 официальных полигонов ТБО в районах области только на 247 есть разрешения акиматов на отвод земельных участков. Эксплуатационниками свалок являются коммунальные службы районов, но у них нет техник для обслуживания этих объектов. 

Свалки пытаются передать в конкурентную среду, но предприниматели обходят их стороной из-за ее экономической невыгодности.

«Никто не идет в эту сферу, потому что нет тарифов или они низкие. Тарифы регулируются местными исполнительными органами и не отражают реальных затрат. Нужно их передать либо в АРЕМ, либо в другую структуру, чтобы они реально высчитывали его, тогда и появится конкурентная среда. Например,  «Орал таза сервис» (предприятие занимается вывозом мусора в Уральске. – «Курсив») с существующим тарифом кое-как только себя содержит. Им даже банки отказывают, когда они просят деньги на обновление техники!» – сообщил предприниматель Азамат Бисенов, недавно возглавлявший это предприятие.

По его данным, в большинстве районов области вообще нет тарифов на вывоз мусора. Расходы покрывают за счет районный бюджетов.  

«Год назад утвердили тариф, который рассчитывался на 2016 год. За это время все подорожало. 195 тенге сейчас тариф в Уральске на одного человека. В Алматы, например, 550 тенге на одно физлицо. Только имея хороший тариф, можно строить этот бизнес», – заключил предприниматель.

В итоге на Совете решили обратиться в НПП «Атамекен»: необходимо вывести обсуждение этой проблемы, которая характерна для многих областей страны, на республиканский уровень.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg