Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


954 просмотра

В Жамбылской области коммунальное хозяйство уводят в онлайн

Программа «Цифровой Казахстан» успешно внедряется в регионе

Фото: Shutterstock

Видеокамеры во дворах и подъездах, оплата коммунальных счетов через интернет, электронные билеты в общественном транспорте. Еще пару лет назад жителям Жамбылской области все это казалось невероятным, а сегодня становится нормой.

Программа «Цифровой Казахстан» успешно внедряется в регионе, и проведенные в ее рамках мероприятия показывают: все нововведения направлены на улучшение качества жизни населения. По словам руководителя коммунального государственного предприятия «Центр обслуживания инвесторов, проектного управления и цифровизации Жамбылской области» Дамира Егизбаева, в рамках программы в регионе идут работы по разделам «Цифровизация ЖКХ» и «Цифровизация транспорта». 

Коммунальное хозяйство в «цифре»

«Цифровизация ЖКХ» предусматривает внедрение шести проектов: создание единой информационной системы жилищного фонда и ЖКХ Е-Shanyraq, пилотного проекта «Умный квартал», автоматизацию системы городского водоснабжения, установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, установку «Умного освещения», а также камер видеонаблюдения в подъездах многоэтажных жилых домов», – говорит Дамир Егизбаев. 

На сегодня к системе E-Shanyraq подключено 1206 многоэтажных жилых домов из 1275 имеющихся согласно паспортизации. Остальные дома будут подключены до конца текущего года. 

«Если говорить о проекте «Умный квартал», то им охвачено восемь домов в микрорайоне Астана города Тараза. Здесь силами ГКП «Тараз су» ГКП «ТаразТрансЭнерго» проведена установка автоматизированных систем учета воды, а также автоматизированы энергосистемы, подключенные к единой информационной системе», – рассказывает г-н Егизбаев. 

Одновременно в области проводится работа по оснащению всех многоэтажных домов приборами учета тепловой энергии. Около 1 тыс. общедомовых приборов учета было установлено в Таразе, городах Жанатасе, Каратау и Шу. Обеспеченность приборами учета тепловой энергии составила 80%. 

В рамках проекта «Умное освещение» в областном центре появилось четыре уличных фонаря, функционирующих на базе солнечных электрических панелей и ветрогенераторов – именно такие фонари освещают в Таразе перекресток проспекта Толе би и улицы аль-Фараби. 
Проектом «Безопасный двор» охвачено 23 многоэтажных жилых дома –  во дворах этих домов установлены светодиодные фонари на сумму 29,2 млн тенге. Строительно-монтажные работы выполняло ТОО «Тараз-Жарык». А 1958 видеокамер в 979 подъездах жилых многоэтажек установили сотрудники филиала АО «Казахтелеком». Эти устройства расположены под козырьками подъездов и на первых этажах. Они подключены к сервису облачного видеонаблюдения, запись включается при реагировании на движение и сохраняется в течение месяца. 

Taraz-bus

В рамках раздела «Цифровизация транспорта» предусмотрена реализация четырех проектов: создание центральной диспетчерской службы; установка в автобусах навигационной системы GPS и создание мобильного приложения; внедрение автоинформаторов; организация системы электронного билетирования.

«На 43 маршрутах городского общественного транспорта установлены система мониторинга «Автоконтроль» и GPS-навигация. Это позволило запустить сайт taraz-bus.kz, на котором в онлайн-режиме публикуются данные о работе городского общественного транспорта. В сентябре прошлого года дополнительно внедрено мобильное приложение для смартфонов taraz-bus.kz», – говорит Дамир Егизбаев. 

По его словам, автоинформаторы работают в 670 автобусах на 43 маршрутах. По мнению собеседника, это позволяет исключить отвлечение водителя на необходимость самостоятельного объявления остановок. А чтобы автоинформатор начал работать, необходимо при выезде из парка активизировать номер маршрута. 

Чтобы внедрить в городском общественном транспорте электронное билетирование, утверждена пошаговая дорожная карта. В конце прошлого года состоялись переговоры с компаниями «Онай» и «МФ Тариф», а также с представителями Европейского банка реконструкции и развития.

Есть расчеты по расходам на внедрение системы и периодам погашения займов. В январе «Центральная диспетчерская служба» в пилотном порядке на собственные средства установила аппарат электронного билетирования в городском автобусе по маршруту №40. Тестирование еще продолжается.

«Работа по внедрению системы электронного билетирования проводится в два этапа. На первом этапе до конца 2019 года планируется внедрить валидаторы безналичных платежей. На втором этапе в 2020 году будут установлены стационарные терминалы по приему платежей с платежными картами, с внедрением системы дифференцированных тарифов», – говорит Дамир Егизбаев.


1176 просмотров

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций