Перейти к основному содержанию


2210 просмотров

В Приозерске хотят перестроить военный городок в турбазу

На это бизнесмены планируют потратить 159 млн тенге

Фото предоставлено ГУ отделом предпринимательства и сельского хозяйства города Приозерск

До 2021 года в бывшем военном городке Приозерске, что находится в Карагандинской области, собираются построить эко-деревню, новые зоны отдыха и гостиницы. В прошлом году на туристах город заработал 114,9 млн тенге.

Туристов по прошлому году считают

В Приозерске, который еще 15 лет был закрытым городом, сегодня работает 6 гостиниц, в которых одновременно могут заселиться 260 человек. Еще работают три хостела и одна мини-гостиница. Цены на проживание начинаются от 2,5 тыс. тенге с человека в сутки и доходят до 26 тыс. тенге.

По данным местного акимата за 2018 год, объекты туризма оказали услуг на 114,9 млн тенге, что почти в три раза больше, чем в 2017 году. Отдохнули в Приозерске за год около 1,5 тыс. приезжих, в целом они провели в гостиницах и хостелах Приозерска 8 254 суток.

Судя по отзывам на сайтах, на берегу озера Балхаш в Приозерске были туристы из разных городов Казахстана, России, Германии, Азербайджана и Италии. Оценки за сервис ставят в основном «хорошо» и «отлично», но есть и недочеты, которые отметили путешественники.

Чаще всего это языковой барьер. К примеру, турист из Италии на сайте бронирования оставил вот такой отзыв: «Доброжелательный персонал, чистые и большие комнаты. Отель рядом с озером. Единственная проблема: персонал не привык к иностранным туристам, и возникают трудности, когда пытаешься объяснить, что тебе нужно».

Сколько стоит гостиницу построить?

На форуме «Balkash-Tourism 2019», который прошел не так давно в Балхаше, а после и в Приозерске, аким города рассказал о новых объектах туризма, которые планируют ввести в эксплуатацию в регионе в ближайшие два года.

Уже следующим летом должны заработать еще две зоны отдыха - одна с летним кафе и площадками для активного отдыха, ее планирует построить предприниматель за счет собственных средств – 25 млн тенге. Другая будет состоять из домиков из сруба. Стоимость проекта – 9 млн тенге, из которых 3 млн бизнесмен получил в кредит по программе «Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы».

В 2020 году в Приозерске появится эко-деревня. Состоять она будет из 16 домиков и трех юрт. На это, по расчетам предпринимателя, потребуется 28 млн тенге. Первый этап строительства начался в 2018 году, в этом году начинается второй. Кроме упомянутых строений на территории планируют установить фонтаны, террасы и детские аттракционы. В марте уже началось строительство гостиницы с рестораном. Стоимость проекта – 80 млн тенге.

Трудности туристского бизнеса

Местные предприниматели отмечают, что туристов действительно стало больше. Однако они не рассчитывают, что новые зоны отдыха окупятся быстро. Одна из причин тому – местный резко континентальный климат, который сокращает купальный сезон до двух месяцев.

Владелец зоны отдыха «Varadero» Сергей Бернадский в этом бизнесе много лет и за это время перепробовал разные способы привлечения туристов.

«Я уже зимние теплые палатки в России купил, на льду ставим и на зимний отдых приглашаем, но едут единицы. Получается, если большая база – она просто простаивать будет и 40-50 лет себя окупать. Семейный отдых идет, но с трудом. У нас в социальных сетях идет реклама, сайт хороший», – рассказывает предприниматель Сергей Бернадский.

Говорит он и о других сложностях туристского бизнеса. Во-первых, по его словам, сегодня, несмотря на рекламу в социальных сетях, еще мало кто знает о приозерском туризме. Ведь раньше город был закрытым. Во-вторых, проблема заключается в том, что из-за плохих дорог отдыхающим очень сложно доехать до зон отдыха.

Аналогичного мнения придерживается и предприниматель Алмагуль Абильдинова, которая также считает, что развитию туристского бизнеса мешает недостаточно развитая инфраструктура.

«Например, станция Сарышаган, на которую прибывают поезда. Там элементарно нет туалета, постоянно нет воды. Предприниматели делают все возможное, чтобы туризм развивался, но есть вещи, от нас независящие. По городу нет трансфера, что затрудняет передвижение туристов. Трудно предпринимателям, потому что большую часть дохода отдаем на налоги и коммунальные услуги», – делится мнением директор отеля «Granit» Алмагуль Абильдинова.

Отвечая на вопросы корреспондента «Курсив» относительно данной ситуации, аким города Приозерска Кайрат Камзин пояснил, что за состоянием вокзала и перрона отвечает АО «Казахстан темир жолы».

Аким утверждает, что администрация города не раз направляла в КТЖ письма-ходатайства, после чего условия, на которые сетуют предприниматели, значительно улучшились.

«После того как КТЖ построил здание вокзала, условия улучшились, туалет там есть, но он часто не работает. Еще перрон не приспособлен для поездов «Тальго», неудобно людям выходить из поезда, садиться. Но мы писали письма и в прошлом году, и в этом. Пока результатов нет. Мы рады, что здание вокзала новое. Уже хорошо», – говорит Кайрат Камзин.

«Темный» туризм

В то время как местные власти и предприниматели Приозерска делают ставки в основном на пляжный туризм, туроператоры отмечают, что у региона есть и другие перспективные направления – в 10 км от города находится полигон Сары-Шаган, первый и единственный в Евразии полигон для разработки и испытаний противоракетного оружия. В 90-х годах прошлого века большинство объектов полигона выведены из эксплуатации и заброшены, впоследствии оборудование демонтировано и разграблено.

«У нас были планы делать такие же туры, как мы делаем по Семипалатинскому полигону, и по Сары-Шагану. Это одно из направлений – «темный» туризм. Он предполагает поездки на какие-то военные объекты, индустриальные объекты, в общем, необычные рекреационные. Сыры-Шаган будет не менее интересен, потому что там осталось много заброшенных площадок. По большей части это будет интересно иностранцам», – говорит заместитель директора, гид-переводчик ТОО «Nomadic Travel Kazakhstan» Виталий Шуптар.

Нужные знакомства

Местные власти ставят перед собой две задачи – привлечение инвесторов и ознакомление туроператоров с объектами туризма.

«Благодаря форумам мы привлекли иногородних и местных инвесторов в город. На последнем форуме «Balkash-Tourism 2019» лечебно-оздоровительный комплекс «Балхаш» заключил договоры сотрудничества с двумя туроператорами из Караганды и Нур-Султана, еще трем туроператорам отправлены договоры на рассмотрение. С другими объектами туроператоры заключили договоры – будут продавать путевки в Приозерск. Также по результатам форума один из туроператоров проявил интерес по приобретению свободного земельного участка для строительства зоны отдыха», – отмечает в комментариях «Курсиву» аким города Приозерска Кайрат Камзин.


746 просмотров

Как занять значительную долю рынка фастфуда в Талдыкоргане

Бизнес-ментор помог компании Party-Food подготовиться к выходу на национальный уровень

Фото: Shutterstock

190 миллионов тенге – так оценивает потери бизнеса из-за неправильных эмоциональных решений Ирина Чен, владелец и генеральный директор Party-Food, сети ресторанов быстрого питания из Талдыкоргана. 

Она признается, что переносит этот факт гораздо болезненнее при переводе суммы в доллары. Но подчеркивает, что все 12 лет работы компания не показывала убыток. «Я никогда не упускала возможности, которые открывал передо мной бизнес», – говорит Ирина.

Сегодня Party-Food – сеть быстрого питания номер один в Талдыкоргане. Компания занимает 60% рынка местного фастфуда, у нее есть свой call-центр, приложение для смартфона, фабрика-кухня, более ста человек персонала и тысяча клиентов ежедневно. Кроме того, Ирина Чен открывает два фирменных ресторана в Алматы и намерена расширять сеть через продажу франшизы. Это первые шаги к масштабированию бизнеса до национального уровня. 

Расширение Ирина Чен задумала пять лет назад. Но оказалось, что одного желания мало. Новый масштаб требовал серьезных перемен и в самой себе, и во внутренней структуре бизнеса. Увидеть это помог бизнес-ментор Виталий Киричек, имеющий опыт построения и развития крупных сетей быстрого питания на Украине. Он помог компании проанализировать ошибки прошлого, найти новую мотивацию для владельца и персонала и сформировать новое видение будущего. 

Когда владелец бизнеса препятствует его развитию

Ирина Чен уверена: эволюция бизнеса – это эволюция его руководителя. 12 лет назад Party-Food начался как ресторан, который предлагал все: от фастфуда до стандартной горячей кухни и даже кулинарной продукции. Вместо стратегических планов и маркетинговых исследований у Чен были два кредита, вера в большое будущее, круглосуточный формат работы с доставкой и первая в Талдыкоргане пицца. Этот продукт и сейчас занимает 40% в общем объеме продаж сети. 

Пять лет назад Ирина Чен задумалась о том, чтобы обобщить полученный опыт для распространения его через франшизу.И поняла, что не может сформулировать правила бизнеса, потому что всегда видела в нем реализацию своего личного потенциала и настроения, отказывая ему в самостоятельном развитии. «Мы улучшали бизнес через мое «я» и мое личное видение, а без этого ничего не двигалось», – вспоминает Ирина. Обострился внутренний конфликт, типичный для владельца, занятого оперативным управлением: с одной стороны, хочется быстрой отдачи от бизнеса, с другой – нужно строить надежный фундамент предприятия. 

Может ли кухня работать как фабрика

Бизнес Party-Food появился в нужное время в нужном месте. В 2007 году Талдыкорган как будто ждал именно этого: круглосуточный формат, пицца и доставка еды. 10 лет Ирина Чен экспериментировала, вводила новые форматы и отсекала неэф­фективные, не боясь потерять лидирующее положение. 

Критерием «отбраковки» была критическая зависимость бизнеса от некомпетентности сотрудников. Клиенты часто жалуются на официантов – вводится самообслуживание. Для этого необходимо расширить зал – закрывается направление кулинарии. Повара не могут обеспечить постоянное качество горячих блюд – закрывается это направление в целом. Есть разница в фастфуде в работе разных смен – значит, одна смена будет заниматься исключительно заготовками, а вторая – собирать стандартизированный конечный продукт. 

Стремление упростить процессы и добиться стандартного качества продукта и обслуживания привело к оптимальной для этого бизнеса схеме: фабрика-кухня, которая обеспечивает пять сетевых ресторанов. Но если ресторанов станет больше? 

Решение принято, кредит получен, построена новая фабрика – площадью 1 тыс. квадратных метров, в 12 раз больше старой. Здесь стерильная чистота, современное качество обработки продуктов и камера быстрой заморозки, что позволяет расширить ассортимент продукции замороженными продуктами. 

Новая фабрика способна обеспечить едой 30 ресторанов. Но это совсем другой масштаб, требующий тонких настроек, важность которых опять же подчеркнул ментор. С его подачи Ирина Чен изучила работу подобного бизнеса в крупных сетях России и Украины. В итоге для отладки внутренних процессов был приглашен украинский эксперт. «Если бы я делала все сама, на основе своего опыта, то упустила бы важные мелочи. Через некоторое время мелочи превратились бы в проблемы, на решение которых пришлось бы дополнительно потратить 70 млн тенге», – признается Ирина Чен.

Как изучить недостатки компании через финансовые потери

Деньги – прекрасный инструмент для понимания недостатков в организации бизнеса. «Признать потерю полумиллиона долларов на управленческих ошибках – неприятно», – говорит Ирина Чен. Зато полезно посмотреть на эту цифру через призму планов по построению франшизы. Ведь ее покупатель избежит неправильных решений и финансовых потерь.
 
Потери, рассказывает Ирина Чен, накапливаются с каждым неверным решением: в логистике, в расчете себестоимости и измерении эмоциональной привязанности клиентов. Некомпетентные консультанты отбрасывали компанию на несколько лет назад. Отсутствие четкой цели и стратегии, обдуманной и прописанной до деталей, а значит и отсутствие измерения скорости обслуживания, атмосферы, качества привело к упущенной прибыли, упущенным продажам, упущенным гостям. 

Приняв совершенные ошибки, владелец бизнеса под другим углом увидела оргструктуру компании. «Меня осенило: это должен быть другой документ – не о том, кто кому подчиняется, а об ответственности, кто за какую зону отвечает и развивает», – говорит Ирина Чен. 

Сейчас серую сухую административную схему заменила яркая графика. На ней нашли место департамент очарования и искушения – это отдел маркетинга, департамент счастья гостя – отвечает за атмосферу и сервис, департамент вкуса и скорости – фабрика-кухня, департамент прибыли и даже департамент счастья сотрудников. «Работник должен четко 
понимать, чего от него ждут и какие в компании для него перспективы», – комментирует Ирина Чен. 

Как не превратить свою жизнь в фастфуд

Фастфуд всегда был интересен Ирине Чен большим числом клиентов, постоянным обновлением, интересными нештатными задачами. Талдыкорган имеет репутацию города местного фастфуда – только в прошлом году количество точек быстрого питания здесь выросло на 50%. Несмотря на возросшую конкуренцию, Party-Food сохраняет рост посещаемости своих ресторанов на уровне 15–20%, показатель прибыльности – 20%, среднего чека – 3500 тенге. 

Но на этапе качественного скачка и выхода на рынок Алматы владелец компании потеряла мотивацию. «Мне всегда хотелось большего масштаба, покорения большого города. Но вместо принятия решения я вдруг погрузилась в долгое обдумывание – как это отразится на моей семье», – рассказывает Ирина Чен. По ее словам, женский подход к решению задач бизнеса в первую очередь касается поиска вдохновения. Ментор помог разделить эмоции и потребности. Ирина научилась альтернативному подходу: если нет вдохновения для действия, черпай его в самом действии. Для этого достаточно построить детальный план и начать его реализовывать.
 
Сейчас Ирина занимается поиском локаций для открытия двух ресторанов в Алматы. По ее оценке, фастфуд в Алматы занимает 60% рынка, форматы разные – от лапшичных до пиццерий. Активно в городе ведут себя операторы фастфуда из России и Украины. 

«Для нас в условиях Алматы даже наихудший вариант даст хорошие условия для развития, мы ведь не избалованы большим городом», – оптимистично смотрит в будущее Ирина Чен. В ее планах – построение национального бренда, который мог бы уверенно развиваться самостоятельно, без участия владельца, следуя строгой логике бизнеса.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

rouge_signature.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций