Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


6218 просмотров

В Приозерске хотят перестроить военный городок в турбазу

На это бизнесмены планируют потратить 159 млн тенге

Фото предоставлено ГУ отделом предпринимательства и сельского хозяйства города Приозерск

До 2021 года в бывшем военном городке Приозерске, что находится в Карагандинской области, собираются построить эко-деревню, новые зоны отдыха и гостиницы. В прошлом году на туристах город заработал 114,9 млн тенге.

Туристов по прошлому году считают

В Приозерске, который еще 15 лет был закрытым городом, сегодня работает 6 гостиниц, в которых одновременно могут заселиться 260 человек. Еще работают три хостела и одна мини-гостиница. Цены на проживание начинаются от 2,5 тыс. тенге с человека в сутки и доходят до 26 тыс. тенге.

По данным местного акимата за 2018 год, объекты туризма оказали услуг на 114,9 млн тенге, что почти в три раза больше, чем в 2017 году. Отдохнули в Приозерске за год около 1,5 тыс. приезжих, в целом они провели в гостиницах и хостелах Приозерска 8 254 суток.

Судя по отзывам на сайтах, на берегу озера Балхаш в Приозерске были туристы из разных городов Казахстана, России, Германии, Азербайджана и Италии. Оценки за сервис ставят в основном «хорошо» и «отлично», но есть и недочеты, которые отметили путешественники.

Чаще всего это языковой барьер. К примеру, турист из Италии на сайте бронирования оставил вот такой отзыв: «Доброжелательный персонал, чистые и большие комнаты. Отель рядом с озером. Единственная проблема: персонал не привык к иностранным туристам, и возникают трудности, когда пытаешься объяснить, что тебе нужно».

Сколько стоит гостиницу построить?

На форуме «Balkash-Tourism 2019», который прошел не так давно в Балхаше, а после и в Приозерске, аким города рассказал о новых объектах туризма, которые планируют ввести в эксплуатацию в регионе в ближайшие два года.

Уже следующим летом должны заработать еще две зоны отдыха - одна с летним кафе и площадками для активного отдыха, ее планирует построить предприниматель за счет собственных средств – 25 млн тенге. Другая будет состоять из домиков из сруба. Стоимость проекта – 9 млн тенге, из которых 3 млн бизнесмен получил в кредит по программе «Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы».

В 2020 году в Приозерске появится эко-деревня. Состоять она будет из 16 домиков и трех юрт. На это, по расчетам предпринимателя, потребуется 28 млн тенге. Первый этап строительства начался в 2018 году, в этом году начинается второй. Кроме упомянутых строений на территории планируют установить фонтаны, террасы и детские аттракционы. В марте уже началось строительство гостиницы с рестораном. Стоимость проекта – 80 млн тенге.

Трудности туристского бизнеса

Местные предприниматели отмечают, что туристов действительно стало больше. Однако они не рассчитывают, что новые зоны отдыха окупятся быстро. Одна из причин тому – местный резко континентальный климат, который сокращает купальный сезон до двух месяцев.

Владелец зоны отдыха «Varadero» Сергей Бернадский в этом бизнесе много лет и за это время перепробовал разные способы привлечения туристов.

«Я уже зимние теплые палатки в России купил, на льду ставим и на зимний отдых приглашаем, но едут единицы. Получается, если большая база – она просто простаивать будет и 40-50 лет себя окупать. Семейный отдых идет, но с трудом. У нас в социальных сетях идет реклама, сайт хороший», – рассказывает предприниматель Сергей Бернадский.

Говорит он и о других сложностях туристского бизнеса. Во-первых, по его словам, сегодня, несмотря на рекламу в социальных сетях, еще мало кто знает о приозерском туризме. Ведь раньше город был закрытым. Во-вторых, проблема заключается в том, что из-за плохих дорог отдыхающим очень сложно доехать до зон отдыха.

Аналогичного мнения придерживается и предприниматель Алмагуль Абильдинова, которая также считает, что развитию туристского бизнеса мешает недостаточно развитая инфраструктура.

«Например, станция Сарышаган, на которую прибывают поезда. Там элементарно нет туалета, постоянно нет воды. Предприниматели делают все возможное, чтобы туризм развивался, но есть вещи, от нас независящие. По городу нет трансфера, что затрудняет передвижение туристов. Трудно предпринимателям, потому что большую часть дохода отдаем на налоги и коммунальные услуги», – делится мнением директор отеля «Granit» Алмагуль Абильдинова.

Отвечая на вопросы корреспондента «Курсив» относительно данной ситуации, аким города Приозерска Кайрат Камзин пояснил, что за состоянием вокзала и перрона отвечает АО «Казахстан темир жолы».

Аким утверждает, что администрация города не раз направляла в КТЖ письма-ходатайства, после чего условия, на которые сетуют предприниматели, значительно улучшились.

«После того как КТЖ построил здание вокзала, условия улучшились, туалет там есть, но он часто не работает. Еще перрон не приспособлен для поездов «Тальго», неудобно людям выходить из поезда, садиться. Но мы писали письма и в прошлом году, и в этом. Пока результатов нет. Мы рады, что здание вокзала новое. Уже хорошо», – говорит Кайрат Камзин.

«Темный» туризм

В то время как местные власти и предприниматели Приозерска делают ставки в основном на пляжный туризм, туроператоры отмечают, что у региона есть и другие перспективные направления – в 10 км от города находится полигон Сары-Шаган, первый и единственный в Евразии полигон для разработки и испытаний противоракетного оружия. В 90-х годах прошлого века большинство объектов полигона выведены из эксплуатации и заброшены, впоследствии оборудование демонтировано и разграблено.

«У нас были планы делать такие же туры, как мы делаем по Семипалатинскому полигону, и по Сары-Шагану. Это одно из направлений – «темный» туризм. Он предполагает поездки на какие-то военные объекты, индустриальные объекты, в общем, необычные рекреационные. Сыры-Шаган будет не менее интересен, потому что там осталось много заброшенных площадок. По большей части это будет интересно иностранцам», – говорит заместитель директора, гид-переводчик ТОО «Nomadic Travel Kazakhstan» Виталий Шуптар.

Нужные знакомства

Местные власти ставят перед собой две задачи – привлечение инвесторов и ознакомление туроператоров с объектами туризма.

«Благодаря форумам мы привлекли иногородних и местных инвесторов в город. На последнем форуме «Balkash-Tourism 2019» лечебно-оздоровительный комплекс «Балхаш» заключил договоры сотрудничества с двумя туроператорами из Караганды и Нур-Султана, еще трем туроператорам отправлены договоры на рассмотрение. С другими объектами туроператоры заключили договоры – будут продавать путевки в Приозерск. Также по результатам форума один из туроператоров проявил интерес по приобретению свободного земельного участка для строительства зоны отдыха», – отмечает в комментариях «Курсиву» аким города Приозерска Кайрат Камзин.


1780 просмотров

С чем столкнулись казахстанские торговые сети на кассах самообслуживания

Курсив изучил плюсы и минусы новой технологии для страны

Фото: Офелия Жакаева

Две торговые сети, «Дастархан» и Small, внедрили экспериментальные кассы самообслуживания. Еще одна сеть, Magnum, заявила о планах запуска этой технологии уже в текущем месяце.

Кассы самообслуживания, или self-checkout, – технология кассового контроля, которая позволяет покупателю сформировать чек и оплатить товар самостоятельно, без посредника-кассира. Алгоритм действий простой: покупатель подносит каждую покупку к сканеру штрих-кода, после чего оплачивает итоговый счет через терминал с помощью банковской карты. «Курсив» изучил плюсы и минусы новой технологии для Казахстана, учитывая особенности отечественного ритейла. 

Кассы самообслуживания приживаются не везде

Первые комплексы self-checkout появились в США в 1992 году, но их широкое распространение началось в начале 2000-х. В 2016 году во всем мире работали 225 тыс. касс самообслуживания. Консалтинговая компания RBR в отчете Global EPOS and Self-Checkout 2019 отмечает, что в текущем году на глобальном рынке ритейла дополнительно к имеющимся установят 81 тыс. терминалов self-checkout (SCO). Ожидается, что к 2021 году их общее число достигнет 325 тыс. Это капля в море по сравнению с традиционными электронными кассами (EPOS), которых только в текущем году во всем мире заказано 2,2 млн. 

В разных странах свой, уникальный опыт использования касс самообслуживания. Например, Франция продолжает активно внедрять self-checkout, ежегодный прирост составляет 30%, в то же время торговля Великобритании сокращает их применение на 20%. 

RBR отмечает, что к внедрению технологии SCO ритейл подталкивает растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли и стремление угодить технологически продвинутой части покупателей. Плюсы внедрения кажутся очевидными: экономия площади и штатных единиц, ведь на месте одной традиционной кассы можно установить четыре модуля самообслуживания. С другой стороны, появляется необходимость углубления технологий контроля за хищениями – это одна из главных проблем магазинов, внедряющих SCO. 

Какие системы выбрали казахстанские торговые сети

Сеть Magnum Cash & Carry (62 магазина) устанавливает SCO европейского производства. Как сообщили в компании, на первом этапе по четыре узла самообслуживания будут установлены в двух крупнейших торговых центрах сети в Алматы. 

Технология должна снизить общую нагрузку на кассы, уменьшить очередь, ускорить обслуживание. По результатам тестирования будет принято решение о частичном внедрении решений self-checkout во всей торговой сети.
 
SCO в Magnum будут принимать только безналичные платежи. Чек на алкоголь поможет оформить консультант магазина, табачная продукция через кассы самообслуживания продаваться не будет.

Сеть супермаркетов Small (89 магазинов) выбрала американские кассы самообслуживания NCR. Четыре новинки установлены в сентябре в одном из крупных магазинов сети в Алматы. Эти кассы также не предусматривают возможность оплаты наличными и покупку сигарет, чек на алкоголь заверяет работник магазина.

По информации от представителей головного офиса компании, 40% покупателей сети предпочитают при оплате покупок использовать банковские терминалы. Клиенты, опробовавшие технологическую новинку, считают, что теряют на кассе в три раза меньше времени в сравнении с классической схемой.

Сеть «Дастархан» для кассы самообслуживания использовала собственное решение. Первый экспериментальный пост self-checkout в крупном алматинском магазине сети был запущен в середине минувшего лета и сейчас обслуживает в среднем 500 покупателей в сутки. Павел Кляхин, руководитель IТ-департамента ТОО «Дастархан-консалтинг», поделился с «Курсивом» технологическими подробностями. 

s-chem-stolknulis-kazahstanskie-torgovye-seti-na-kassah-samoobsluzhivaniya2.jpg

Между «выгодно» и «удобно»

Павел Кляхин отмечает, что главной мотивацией для казахстанских торговых сетей, внедряющих кассы самообслуживания, служит обеспечение комфорта клиентов. С точки зрения финансовой выгоды подобный инструмент очень сомнителен: экономия на высвобождающемся персонале касс незначительна. Вдобавок принцип самостоятельного обслуживания ставит перед магазинами задачи углубления технологического контроля за процессом покупок.

В первую очередь речь идет о банальном воровстве. По данным Кляхина, во всем мире из-за воровства ежегодно списывается около 2% оборота ритейла. Как эта особенность учитывается в готовых системах self-checkout? 

Кассы самообслуживания, помимо считывателя штрих-кода товара, включают в себя весы. Это дополнительный инструмент контроля, позволяющий системе судить о том, насколько чек соответствует товару. Иначе говоря, магазин должен позаботиться о том, чтобы в электронной системе появилась новая разновидность учета товара – весовая. Именно так работают кассы сетей Small и Magnum.

Почему «Дастархан» не планирует расширение касс self-checkout

Чем отличается касса самообслуживания сети «Дастархан»? По сути, это классическая касса, повернутая служебной стороной к клиенту. Обычно на кассе обслуживающий персонал вводит сумму итогового чека в банковский терминал, через который снимается сумма со счета клиента. По словам руководителя IТ-департамента «Дастархан-консалтинг», на этом этапе кассиры часто ошибаются, например, неправильно вводят в терминал суммы итогового счета. Поэтому восемь лет назад «Дастархан» исключил это звено, интегрировав банковское оборудование в кассу магазина. И теперь, чтобы перевести кассы на формат работы self-checkout, оказалось достаточным повернуть кассу служебной стороной к покупателю.

Задача контроля за возможными инцидентами также решена технологически. Для этого используются возможности аналитического видеонаблюдения. Искусственный интеллект самостоятельно оценивает поведение клиента у кассы, и если оно соответствует 300 сценариям, требующим вмешательства персонала, система сообщает об этом.

Сам Кляхин считает, что в отношениях с новыми технологиями важно не торопиться перескакивать через очередную ветку развития. По его оценкам, большинство покупателей, сталкиваясь с кассой самообслуживания, теряются, им требуется помощь персонала. Поэтому в сети «Дастархан» расширять количество касс self-checkout не планируют.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций