Перейти к основному содержанию


3744 просмотра

В курортную зону под Балхашом хотят вложить девять млрд тенге

Зачем это нужно

Фото: Shutterstock

Балхаш ежегодно посещают около 80 тыс. туристов. К 2030 году поток гостей собираются увеличить в четыре раза, до 330 тыс. человек. В развитие курортной зоны на площади 500 гектаров государство планирует инвестировать больше 9 млрд тенге, а вложения в застройку составят около 8 млрд тенге. Эти и другие вопросы обсудили на международном туристическом форуме в Балхаше.

Площадкой для международного туристического форума стала балхашская зоны отдыха «Жемчужина». Были приглашены специалисты, имеющие богатый опыт в туристической, экономической и инвестиционной деятельности, специалисты финансовых институтов международного уровня, крупные национальные компании, казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов, казахстанская туристическая ассоциация, предприниматели города и области.

В 2018 году в Казахстане составили Топ-10 Карты туристификации Республики. В список вошли Чарынский каньон, горный кластер Алматинского региона, Туркестан, Щучинско-Боровская, Имантау-Шалкарская и Баянаульская курортные зоны, побережье озер Алаколь и Балхаш. 

Также назвали Топ-50 туристических объектов местного значения, которые раскинулись по всем уголкам республики. Из Карагандинской области в рейтинг внесли Улытауский район. Заместитель акима Карагандинской области Алмас Айдаров рассказал об инвестиционных возможностях региона.

«Все эти годы занимались промышленностью, были другие приоритеты. Сейчас пришло время заняться туризмом. Доходы от него в экономике страны составляют примерно от 1 до 6%. Основная точка развития – это побережье озера Балхаш», – отметил в своем докладе заместитель акима карагандинской области Алмас Айдаров.

В августе 2018 года в стране был создан штаб по развитию туризма. А в мае утвердили программу, рассчитанную на семь лет. Об этом рассказал Еркебулан Хасенов, советник председателя правления АО «Национальная компания «Kazakh Tourism». Основой проекта стал Топ-10 туристических объектов. Государство берет на себя обязательство по выделению средств на проведение инфраструктуры, создание преференций для представителей бизнеса в виде выделения земель и освобождения от налогов. Для реализации программы по международному опыту будут созданы управляющие компании.

Развитие коснется не только курортных зон, но и национальных парков. Сейчас главная проблема этой сферы – слабый менеджмент, дальние расстояния, отсутствие инфраструктуры.

«Будет создана совершенно новая модель, за основу возьмем международный опыт таких парков, как «Гранд Каньон» в Америке. Уже в этом году планируем начать работу в Иле-Алатауском и Имантау-Шалкарском национальных парках. Дальше будем подключать и другие парки», – рассказал Еркебулан Хасенов, советник председателя правления АО «Национальная компания «Kazakh Tourism».

Также слабые стороны казахстанского туризма, по мнению спикера, это слабый маркетинг и сложный миграционный режим. На продвижение и рекламу будут увеличивать бюджет, с 2020 года планируют внедрить туристический взнос для иностранцев. За сутки, проведенные в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, гости из других стран будут платить по $2. В дальнейшем список городов будут расширять. Собранные средства направят на маркетинг. Визово-миграционный режим ждет либерализация, а приграничные пункты пропуска – модернизация.

Как пояснил Еркебулан Хасенов, все это невозможно реализовать в полной мере без принятия закона о туризме. Сейчас этот вопрос активно обсуждается, и, возможно, в конце года законопроект будет подготовлен.

Одно из основных направлений развития туризма в Казахстане – побережье озера Балхаш. Его ежегодно посещают 80 тыс. туристов. К 2030 году поток собираются увеличить в четыре раза, до 330 тыс. человек. В развитие курортной зоны на площади 500 гектаров государство планирует инвестировать больше 9 млрд тенге, а вложения в застройку составят около 8 млрд тенге.

На сегодняшний день Министерством культуры и спорта Республики Казахстан совместно с компанией «McKinsey & Company» разработан план мероприятий по реализации государственной программы развития въездного и внутреннего туризма Республики Казахстан на 2019–2023 годы. По ней для развития балхашской курортной зоны планируют выделить около 3,5 млрд. тенге на реконструкцию линий электропередач, строительство дорог, системы канализации и водопровода у залива бухты Бертыс. 

1,25 млрд тенге пойдут на строительство водопроводных сетей протяженностью 12 км, такое же расстояние покроют канализационные сети на сумму 1,67 млрд тенге. Модернизация электроснабжения со строительством новой подстанции обойдется в 550 млн тенге. Еще 30 млн тенге пойдут на оснащение пляжной зоны в городе Балхаше, включая современные биотуалеты, кабинки для переодевания и контейнеры для раздельного сбора отходов. 

«Все коммуникации, которые сейчас подведены к зонам отдыха, были рассчитаны на дачные массивы. Сейчас на их месте целые бытовые комплексы с большой потребностью в мощности. Поэтому необходимы модернизация и расширение уже имеющихся электрических и водопроводных сетей и подведение канализации. Потому что сейчас предприниматели используют септики, а это несет в себе определенные затраты и экологическую угрозу. Подведение инфраструктуры даст толчок развитию туристического направления в Балхаше», – рассказал заместитель акима Балхаша Айдын Капашев.

Сейчас на побережье озера Балхаш, расположенного на территории города, действуют 10 зон отдыха, которые могут вместить больше 500 человек. В данный момент разработана концепция развития индустриальной зоны туризма площадью 93 га в прибережной зоне бухты Бертыс. В ближайшее время там планируют построить еще шесть объектов на 247 койко-мест. 

В этом году для бизнесменов начала работать новая государственная программа «Экономика простых вещей». По ней одобрили уже четыре проекта, в том числе проект балхашского предпринимателя. Он получил в кредит 80 млн тенге на строительство гостиницы на 150 мест в районе Рембазы. На форуме стороны заключили соглашение.

«Привлекательные условия – это процентная ставка до 6%, сумма кредита не ограничена. На сумму свыше 10 млрд тенге уже необходимо одобрение министерства. По этой программе поддерживается обрабатывающая промышленность, агропромышленный комплекс и переработка пищевой продукции. Но кроме этого специальным отдельным блоком введен туризм. Именно объекты, вошедшие в Топ-10», – рассказал в интервью руководитель Палаты предпринимателей Карагандинской области Ернар Кульпеисов.

В данное время в Балхаше для строительства туристических объектов имеется 60 га свободных земель. Участки предоставляются через аукцион или конкурс.

Все эти меры дают возможность повысить привлекательность региона, а также увеличить численность обслуженных посетителей по въездному туризму, а в будущем помогут созданию конкурентоспособной индустрии туризма мирового уровня в Балхаше, развитию малого и среднего бизнеса.


358 просмотров

Халық өсімінен қалай пайда табуға болады?

Ақсулық кәсіпкердің ісі

Фото: Shutterstock

Ата-анасы сәбиіне ең жақсысын таңдайтыны анық. Бұл өз кезегінде жеңіл өнеркәсіпті, жеке кәсіпкерлік деңгейінде болсын, дамытуға мүмкіндік береді.

Кәсібің – нәсібің

Ақсулық жас кәсіпкер Дарья Ларичева жақында жергілікті әкімдіктің көмегімен қол жеткізген тұрғын-жайды жөндеу жұмысын бітіріп, жаңа туған нәрестелерге арналған киім-кешек тігу ісін жолға қоймақ.

Жас келіншек жеке кәсібін қолынан жақсы келетін шаруадан бастаған. Колледжде тігін ісін игеріп, түрлі ательеде біраз тәжірибе жинақтаған. Енді өзі тігіншілікті мықтап қолға алмақ. Ең маңыздысы – ниша табу болса, Дарьяны өмірдің өзі осы жолға алып келген. 

Бәрі баласына арнап көрпе-жастық тігуден басталды. Жаңа дүние таныс қыз-келіншектерге ұнап, олар да нәрестеге арналған көрпе-жастық тігіп беруін өтінеді. Осылайша алғашқы тапсырыстар түсе бастайды. Жас аналар риза болып, олармен тез тіл табысып кетті. 

Инвестиция қайдан? 

Дарья жеке кәсіп бастау үшін ең алдымен тігін машинасы және біраз мата керек екенін түсінді. Осы мақсатта 500 мың теңге несие алған. Балалар киіміне сапалы, табиғи мата ғана жарайтындықтан, осы талаптарға сай келетін мата сататын дүкенді де тапқан. Қазіргі кезде жас кәсіпкерге мата мен қажетті материалдарды делдалдан алуға тура келіп тұр, десе де ісі біраз алға басқан соң қажетті шикізатты көтерме бағамен сатып алмақ. 

Шеберхана орналасатын орын іздеу екінші қадам болды. Жергілікті биліктің көмегі арқасында жалға алатын арзан бөлме де табылды. Нәтижесінде бұл жерге құрал-жабдығын көшіріп, өз шеберханасын ашып, киім-кешек жөндеумен айналыса бастады. Бәрін өз талғамымен безендіреді. Өзі тігетін киім-кешектің бренд атауын да ойлап қойған, жас кәсіпкер оны алдағы уақытта тіркетпек.
 
«Киім-кешекті үлкен партиямен шығаруға қол жекізген кезде атауын тіркетсем деген ойдамын. Ол үшін ең алдымен ұжым жинап алуым керек. Бұл оңай шешілетін шаруа болмай тұр», – Дарья Ларичева.

Бәрін шешетін – кадр 

Колледжде оқып жүргенде Павлодардағы сәнді киім тігетін кәсіпорында тәжірибеден өткен еді. Оған бас киім тігетін шебер жетекшілік етті. Бұндай киім тігу оның қызығушылығын тудырмады. Есесіне өндірісте жақсы тәжірибе жинақтап, ұжымда қарым-қатынас орнатуды үйренген. Бұл – бизнесте өте қажет қасиет.
 
«Жұмысқа көмекші алайын деп едім, маман тапшылығымен бетпе-бет келдім. Бұл жерде тігін ісін қаншалықты жақсы меңгергенің маңызды емес, ең бастысы – жұмысқа деген көзқарасың. Өзім жалдамалы жұмыста жүргенде, не болса да, өзіңді қалай сезінсең де, тапсырманы орындау қажеттігін түсінетінмін. Осындай өзіңмен рухтас адам табу қиын екен», – дейді кәсіпкер. 

Енді көмекшіні өзі оқыған колледж түлектерінің арасынан іздеп көруді жоспарлап отыр. 

Істің мәні 

Киім тігу – өте ұзақ және бейнетті жұмыс. Бәрі идеядан бастау алады. Ал маркетингтік зерттеуді Дарья өзі жүргізеді екен: нарықты зерттеп, тапсырыс берушілермен байланыс орнатады. 

«Әрине, қандай да бір жаңалықты интернеттен қарап табуға болады, бірақ үлгіні міндетті түрде өз ойыңнан толықтырасың», – дейді Дарья Ларичева. 

Жас кәсіпкердің айтуынша, бұйым тұтынушыға қолжетімді болуы үшін, шикізатты алар кезде баға мен сапаның теңгерімін сақтаған маңызды. 

«Әзірге бұйымдарды аздан тігіп жатырмын. Алдағы уақытта өзге қалалардан «оптовик» тауып, тіккен киімдерімді Ақсуда сататын бағамен өткізсем деген ой бар»,– дейді кәсіпкер.   

Айта кету керек, оның бұйымдары аймаққа шеттен әкелінетін тауарлардан біршама арзан. Жас кәсіпкердің айтуынша, қазір ол үшін ең маңыздысы – нарықта орнығу. Тігінші тігетін киімдер мен бұйымдар 0-3 жастағы сәбилерге арналған.

Балаларға арналған көрпе-төсек жабдығы, кермеше, қолдан тігілген және ортопедиялық жастық тігеді. Одан бөлек, жаңа туған нәрестелердің жейде, көйлек, боди, башмақай және т.б. бар.
 
Дарья Ларичева алдағы уақытта жасөспірімдерге арналған көрпе-жастық жабдығын тіккісі келеді. Әзірге ателье қожайыны жеке франшиза туралы армандап жүр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций