Перейти к основному содержанию


604 просмотра

Почему шымкентцы приходят в аптеки без рецептов

А местные аптеки теряют прибыль

Фото: Shutterstock/ автор Atstock Productions

Шымкентские аптеки теряют до 70% прибыли, отказывая клиентам в продаже лекарств без рецептов. По утверждению фармацевтов, люди приходят к ним без рецептов по двум основным причинам: либо они не обращаются к врачам, либо врачи не выписывают рецепты.

По словам директора Ассоциации фармацевтов южного региона Хадиши Альжановой, ситуация, когда население активно занимается самолечением, возникла не вчера и не только в Шымкенте, а по всей республике.

«Мы фиксируем очень большое потребление медикаментов, а данных о результатах после их применения нет. Наш организм уже привык к пенициллиновому ряду, нет никакого результата. Сейчас все применяют другую линию антибиотиков, уже последнего поколения. А когда человеческий организм перестанет и на них реагировать?!» – рассказала «Курсиву» Хадиша Альжанова.

Впрочем, считает она, в том, что происходит, виновато не только население.

«Лет пять назад представители нашей ассоциации ходили по поликлиникам Шымкента и просили показать бланки, на приобретение которых из бюджета выделялись деньги. Но нам ничего не показывали. И поэтому я думаю, что надо начинать с поликлиник. Врачи даже если и выписывают лекарства, то оформляют это с нарушениями», – говорит спикер.

Бланки есть…

По словам руководителя отдела лекарственного обеспечения и лицензирования управления здравоохранения города Шымкента Гаухар Абеновой, рецептурных бланков в поликлиниках города достаточно.

«Ежегодно подведомственные медицинские организации подают заказ на распечатку рецептурных бланков согласно форме, утвержденной приказом МЗ РК №907. Выписывают рецепты и производят их учет как в электронном виде (в автоматизированной базе ИСЛО. – «Курсив»), так и на бумажных носителях», – рассказала Гаухар Абенова в комментариях «Курсиву».

Она также подчеркнула, что все врачи в медицинских организациях обучены работе с этой программой.

«Конечно, бывают технические перебои в работе программы, но мы стараемся быстро устранять технические неполадки вместе с разработчиками. Если нет доступа к интернету, а бывает и такое, то согласно пункту 4 приказа МЗ РК №373 рецепты выписываются вручную», – отметила глава отдела.

…рецептов нет

Между тем специалист отдела обеспечения качества сети аптек «03» Татьяна Григорьева поделилась с «Курсивом», что программа ИСЛО рассчитана на бесплатные рецепты. И она установлена далеко не во всех аптеках.

«Например, мы еще не установили эту программу, а только подали заявку. И поэтому не могу сказать, как она будет работать», – сказала аптекарь.

По словам Хадиши Альжановой, если аптека не подключена к программе, то она не может продать товар посетителю, у которого рецепт оформлен в электронном виде. Узнать же, сколько аптек в городе не подключено к ИСЛО, не представляется возможным. В ассоциации даже не знают точно, сколько всего в городе аптек.

«Мы подавали заявки в налоговую, в областное управление здравоохранения, чтобы дали полный список, – пояснила Альжанова. – Но ни разу нам не дали точные данные. Приблизительно в Шымкенте 860 аптек, плюс-минус 30–40. А к нам в ассоциацию вступают по желанию. Но, как правило, приходят только тогда, когда случаются неприятности. Поэтому надо обязательно сделать базу данных по всем аптекам».

Кроме того, по словам спикера, если фармацевта и аптеку за отпуск лекарственных препаратов без рецепта могут оштрафовать согласно Административному кодексу от 70 минимального расчетного показателя (МРП) и выше, то врача, не выписавшего рецепт или неправильно его оформившего, – всего на 5 МРП. 

Тем временем жалобы на то, что врачи не выписывают рецепты, уже поступают от горожан.

Так, жительница Шымкента Лариса Веретенникова рассказала, что обратилась в детскую поликлинику за помощью. У ее ребенка была очень высокая температура, которая не сбивалась жаропонижающими препаратами.

«Я приехала в поликлинику в субботу, принимал дежурный врач, – рассказала «Курсиву» Лариса Веретенникова. – У дочки температура была под 40. Я спросила, чем можно сбить. Врач ответила, что надо давать анальгин и димедрол. Однако на мою просьбу выписать димедрол ответила отказом и никак это не объяснила. На вопрос, а как же нам быть, посоветовала вызвать скорую помощь».

Аптеки теряют доходы

Впрочем, часть жителей Шымкента все-таки покупает лекарства без всяких рецептов. Многие фармацевты не хотят идти на конфликт с посетителями, которые иной раз доходят до рукоприкладства, и отпускают препараты без рецептов.

«Мы забили тревогу на второй день, как приказ поступил к нам, – говорит Хадиша Альжанова. – Мы обязаны его исполнять, но у нас нет возможности сделать это. И дело не только в отсутствии электронной базы или программы ИСЛО. Наши работники не могут получать столько негатива от населения – ругань, рукоприкладство, поэтому уступают. А проверять аптеки можно только по жалобе людей, так как они относятся к малому и среднему бизнесу. Но только в том случае, если человек предоставит фискальный чек. Есть в Шымкенте законопослушные аптеки – брендовые, сетевые. Они не продают без рецептов, но рядом с ними расположено еще пять частных аптек, которые это сделают».

Татьяна Григорьева такие ситуации подтверждает.

«Законопослушные аптеки теряют до 70% дохода, – отметила она. – К нам приходят люди не только без рецептов, но и те, у которых на руках назначения от врачей: там написано, сколько и что человек должен принимать. Но это не рецепт. По таким назначениям мы выдаем лекарство и оформляем, как неправильно выписанный рецепт. Потом мы отправляем данные в горздрав, что именно этот врач неправильно выписал рецепт, или разговариваем с самим врачом. То есть еще уходит и наше время».

Пациентов больше – нагрузка все та же…

Причину отказа медиков выписывать рецепт, по сути, юридический документ, который закрепляет ответственность врача за то, что он назначает больному, в городском управлении здравоохранения комментировать не стали. Но подчеркнули, что нагрузка на участковых врачей не повысилась, так как и раньше врачи выписывали рецепты.

«В каждой поликлинике врач общей практики обслуживает 1700 человек, – сообщила «Курсиву» представитель управления Гаухар Абенова. – Ему помогают три медицинские сестры, поэтому ни о каком увеличении нагрузки речи не идет. Хотя количество пациентов увеличилось на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

К слову, 97% шымкентских аптек частные. При очень жесткой конкуренции некоторые из них идут на нарушения и отпускают лекарства без рецептов. Надо отметить, что в рецептурной продаже находятся именно те препараты, которые помогают при заболеваниях быстрее всего.


767 просмотров

Как занять значительную долю рынка фастфуда в Талдыкоргане

Бизнес-ментор помог компании Party-Food подготовиться к выходу на национальный уровень

Фото: Shutterstock

190 миллионов тенге – так оценивает потери бизнеса из-за неправильных эмоциональных решений Ирина Чен, владелец и генеральный директор Party-Food, сети ресторанов быстрого питания из Талдыкоргана. 

Она признается, что переносит этот факт гораздо болезненнее при переводе суммы в доллары. Но подчеркивает, что все 12 лет работы компания не показывала убыток. «Я никогда не упускала возможности, которые открывал передо мной бизнес», – говорит Ирина.

Сегодня Party-Food – сеть быстрого питания номер один в Талдыкоргане. Компания занимает 60% рынка местного фастфуда, у нее есть свой call-центр, приложение для смартфона, фабрика-кухня, более ста человек персонала и тысяча клиентов ежедневно. Кроме того, Ирина Чен открывает два фирменных ресторана в Алматы и намерена расширять сеть через продажу франшизы. Это первые шаги к масштабированию бизнеса до национального уровня. 

Расширение Ирина Чен задумала пять лет назад. Но оказалось, что одного желания мало. Новый масштаб требовал серьезных перемен и в самой себе, и во внутренней структуре бизнеса. Увидеть это помог бизнес-ментор Виталий Киричек, имеющий опыт построения и развития крупных сетей быстрого питания на Украине. Он помог компании проанализировать ошибки прошлого, найти новую мотивацию для владельца и персонала и сформировать новое видение будущего. 

Когда владелец бизнеса препятствует его развитию

Ирина Чен уверена: эволюция бизнеса – это эволюция его руководителя. 12 лет назад Party-Food начался как ресторан, который предлагал все: от фастфуда до стандартной горячей кухни и даже кулинарной продукции. Вместо стратегических планов и маркетинговых исследований у Чен были два кредита, вера в большое будущее, круглосуточный формат работы с доставкой и первая в Талдыкоргане пицца. Этот продукт и сейчас занимает 40% в общем объеме продаж сети. 

Пять лет назад Ирина Чен задумалась о том, чтобы обобщить полученный опыт для распространения его через франшизу.И поняла, что не может сформулировать правила бизнеса, потому что всегда видела в нем реализацию своего личного потенциала и настроения, отказывая ему в самостоятельном развитии. «Мы улучшали бизнес через мое «я» и мое личное видение, а без этого ничего не двигалось», – вспоминает Ирина. Обострился внутренний конфликт, типичный для владельца, занятого оперативным управлением: с одной стороны, хочется быстрой отдачи от бизнеса, с другой – нужно строить надежный фундамент предприятия. 

Может ли кухня работать как фабрика

Бизнес Party-Food появился в нужное время в нужном месте. В 2007 году Талдыкорган как будто ждал именно этого: круглосуточный формат, пицца и доставка еды. 10 лет Ирина Чен экспериментировала, вводила новые форматы и отсекала неэф­фективные, не боясь потерять лидирующее положение. 

Критерием «отбраковки» была критическая зависимость бизнеса от некомпетентности сотрудников. Клиенты часто жалуются на официантов – вводится самообслуживание. Для этого необходимо расширить зал – закрывается направление кулинарии. Повара не могут обеспечить постоянное качество горячих блюд – закрывается это направление в целом. Есть разница в фастфуде в работе разных смен – значит, одна смена будет заниматься исключительно заготовками, а вторая – собирать стандартизированный конечный продукт. 

Стремление упростить процессы и добиться стандартного качества продукта и обслуживания привело к оптимальной для этого бизнеса схеме: фабрика-кухня, которая обеспечивает пять сетевых ресторанов. Но если ресторанов станет больше? 

Решение принято, кредит получен, построена новая фабрика – площадью 1 тыс. квадратных метров, в 12 раз больше старой. Здесь стерильная чистота, современное качество обработки продуктов и камера быстрой заморозки, что позволяет расширить ассортимент продукции замороженными продуктами. 

Новая фабрика способна обеспечить едой 30 ресторанов. Но это совсем другой масштаб, требующий тонких настроек, важность которых опять же подчеркнул ментор. С его подачи Ирина Чен изучила работу подобного бизнеса в крупных сетях России и Украины. В итоге для отладки внутренних процессов был приглашен украинский эксперт. «Если бы я делала все сама, на основе своего опыта, то упустила бы важные мелочи. Через некоторое время мелочи превратились бы в проблемы, на решение которых пришлось бы дополнительно потратить 70 млн тенге», – признается Ирина Чен.

Как изучить недостатки компании через финансовые потери

Деньги – прекрасный инструмент для понимания недостатков в организации бизнеса. «Признать потерю полумиллиона долларов на управленческих ошибках – неприятно», – говорит Ирина Чен. Зато полезно посмотреть на эту цифру через призму планов по построению франшизы. Ведь ее покупатель избежит неправильных решений и финансовых потерь.
 
Потери, рассказывает Ирина Чен, накапливаются с каждым неверным решением: в логистике, в расчете себестоимости и измерении эмоциональной привязанности клиентов. Некомпетентные консультанты отбрасывали компанию на несколько лет назад. Отсутствие четкой цели и стратегии, обдуманной и прописанной до деталей, а значит и отсутствие измерения скорости обслуживания, атмосферы, качества привело к упущенной прибыли, упущенным продажам, упущенным гостям. 

Приняв совершенные ошибки, владелец бизнеса под другим углом увидела оргструктуру компании. «Меня осенило: это должен быть другой документ – не о том, кто кому подчиняется, а об ответственности, кто за какую зону отвечает и развивает», – говорит Ирина Чен. 

Сейчас серую сухую административную схему заменила яркая графика. На ней нашли место департамент очарования и искушения – это отдел маркетинга, департамент счастья гостя – отвечает за атмосферу и сервис, департамент вкуса и скорости – фабрика-кухня, департамент прибыли и даже департамент счастья сотрудников. «Работник должен четко 
понимать, чего от него ждут и какие в компании для него перспективы», – комментирует Ирина Чен. 

Как не превратить свою жизнь в фастфуд

Фастфуд всегда был интересен Ирине Чен большим числом клиентов, постоянным обновлением, интересными нештатными задачами. Талдыкорган имеет репутацию города местного фастфуда – только в прошлом году количество точек быстрого питания здесь выросло на 50%. Несмотря на возросшую конкуренцию, Party-Food сохраняет рост посещаемости своих ресторанов на уровне 15–20%, показатель прибыльности – 20%, среднего чека – 3500 тенге. 

Но на этапе качественного скачка и выхода на рынок Алматы владелец компании потеряла мотивацию. «Мне всегда хотелось большего масштаба, покорения большого города. Но вместо принятия решения я вдруг погрузилась в долгое обдумывание – как это отразится на моей семье», – рассказывает Ирина Чен. По ее словам, женский подход к решению задач бизнеса в первую очередь касается поиска вдохновения. Ментор помог разделить эмоции и потребности. Ирина научилась альтернативному подходу: если нет вдохновения для действия, черпай его в самом действии. Для этого достаточно построить детальный план и начать его реализовывать.
 
Сейчас Ирина занимается поиском локаций для открытия двух ресторанов в Алматы. По ее оценке, фастфуд в Алматы занимает 60% рынка, форматы разные – от лапшичных до пиццерий. Активно в городе ведут себя операторы фастфуда из России и Украины. 

«Для нас в условиях Алматы даже наихудший вариант даст хорошие условия для развития, мы ведь не избалованы большим городом», – оптимистично смотрит в будущее Ирина Чен. В ее планах – построение национального бренда, который мог бы уверенно развиваться самостоятельно, без участия владельца, следуя строгой логике бизнеса.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

rouge_signature.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций