Перейти к основному содержанию


896 просмотров

На развитие массового предпринимательства в Кызылординской области выделили 34 млрд тенге

Предпринимательством заняты свыше 90 тысяч человек

фото: shutterstock.com

Ежегодно на развитие массового предпринимательства  в регионе выделяются немалые суммы. В 2018 году на эти цели было выделено 32 млрд тенге, в 2019-м 34 млрд. Деньги идут на поддержку новых проектов, на поддержку существующего бизнеса, а также на обучение предпринимателей.

В области принят комплексный план развития, согласно которому будут реализованы проекты по поддержке малого и среднего бизнеса и создано 3 тысяч новых рабочих мест. В блоке «Развитие предпринимательства» в рамках программы «Дорожная карта бизнеса–2020» будет проведено 6 мероприятий на 10,7 млрд тенге по стимулированию бизнеса. За 4 года планируется субсидировать кредиты на 620 проектов. Благодаря этим мерам, в ближайшие два года (2019-2020 гг.) ожидается увеличение доли малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте до 20% (2018 г.- 14,4%), а в 2022 году до 30%.

Достичь этого непросто, но есть хорошие результаты по программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017- 2021 годы «Еңбек» и проектам «Бастау Бизнес» уже есть. Государство создает условия для предпринимателей, выдавая льготные кредиты и гранты. Например, в 2018 году  по государственной программе «Енбек» было создано 280 новых рабочих мест и охвачено около 20 тысяч кызылординцев. Они прошли краткосрочное обучение по востребованным на рынке труда профессиям, обучились по проекту «Бастау-Бизнес» и начали свое дело. В их числе –кызылординка Улжалгас Пернеева.

«Я прошла обучение по проекту «Бастау Бизнес», благодаря которому под руководством тренера был разработан бизнес-план моей небольшой фермы. В региональном инвестиционном центре «Кызылорда» (РИЦ) мне выдали льготный кредит на  сумму 3 млн тенге. На эти деньги закупила скот, получила первый приплод. Сейчас с моей небольшой фермы получаем молоко и кефир, делаем курт и масло, часть которых продаем. В следующем году хочу закупить коней, и снова обращусь к поддержке государства за льготным кредитом», - поделилась Улжалгас Пернеева.

Благодаря программе поддержки и развития предпринимательства в ауле Тонкерис Шиелийского района заработал цех по производству шубата «Ару Ана».

«Выпускаем 7 видов продукции, в том числе несколько видов мороженого. Шубата производим до одной тонны в сутки. Хотим увеличить ассортимент продукции, поэтому отправили технологов на  повышение квалификации в Казахский национальный аграрный университет», - рассказал владелец цеха Сабыр Ермаханов.

По словам главного менеджера по работе с клиентами регионального филиала  АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Галии Досмамбетовой, большую роль в развитии предпринимательства области вкладывает их фонд. Он субсидирует до 7 % от ставки вознаграждения. Одна из главных составляющих механизма доступного кредитования – стимулирование предпринимателей, занятых в приоритетных отраслях экономики.

Например,  в рамках реализация «Дорожной карты бизнеса-2020» получило господдержку ТОО «МИР-2001». Компания использовала  субсидирование ставки вознаграждения, гарантирование, а в рамках проекта «Деловые связи» директор компании ездил на стажировку в Германию. Благодаря этим инструментам бизнеса ТОО запустило несколько инвестиционных проектов по производству питьевой воды под торговой маркой «TS WATER», проект по производству оконных и дверных конструкций, а также проект по производству бетонных изделий, тротуарных плит, нескольких видов брусчатки и бордюров.

«Благодаря Фонду поддержки предпринимательства «Даму» и обучающему центру «Туран-профи» я обучался в Германии месяц. Туда я повез свой проект по выпуску бетонных изделий. Здесь же, благодаря гарантии фонда «Даму», получил кредит и  приобрел оборудование», - рассказал  директор ТОО Сейфулла Ажмолдаев.

В этом году по программам «Еңбек» и проекту «Бастау Бизнес» должны пройти обучение 800 кызылординцев, 555 - уже прошли. Они получили кредиты в Кызылординском филиале АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» на сумму 11,5 млн тенге и выиграли гранты  программы «Енбек» на 10,4 млн тенге. Доступны кызылординцам и гранты «Дорожной карты бизнеса -2020».

«С 2013 года безвозмездные гранты были выданы 381 кызылординцу на сумму 398 млн тенге. В 2019 году на них республиканский бюджет выделил 31 млн тенге,  из которых 21 млн тенге - для молодых предпринимателей. Сейчас идет конкурс, гран получат предприниматели с новыми бизнес идеями и индустриально-инновационные проекты и, конечно же, имеющие сертификат сроком давности не более 2 лет об обучении в рамках государственных программ «Дорожная карта бизнеса 2020» или «Енбек», - отметил руководитель областного управления предпринимательства и туризма Фердоуси Кожабергенов.

По его словам, претендовать на грант могут в том числе начинающие предприниматели, молодые предприниматели, женщины, граждане с ограниченными возможностями и граждане старше 50 лет. Максимальная сумма – не менее 3 млн тенге. Но 10% стоимости проекта конкурсант оплачивает сам. Проекты должны быть приоритетными, хотя, если конкурсант живет на селе или в моногороде, или имеет инвалидность, то приоритетность или новизна проекта на него не распространяется. Грант может быть израсходован на приобретение основных средств и материалов, внедрение новых технологий, покупки прав на франшизу. Деньги гранта можно использовать на исследовательские работы, но только не на покупку недвижимости и земли.


767 просмотров

Как занять значительную долю рынка фастфуда в Талдыкоргане

Бизнес-ментор помог компании Party-Food подготовиться к выходу на национальный уровень

Фото: Shutterstock

190 миллионов тенге – так оценивает потери бизнеса из-за неправильных эмоциональных решений Ирина Чен, владелец и генеральный директор Party-Food, сети ресторанов быстрого питания из Талдыкоргана. 

Она признается, что переносит этот факт гораздо болезненнее при переводе суммы в доллары. Но подчеркивает, что все 12 лет работы компания не показывала убыток. «Я никогда не упускала возможности, которые открывал передо мной бизнес», – говорит Ирина.

Сегодня Party-Food – сеть быстрого питания номер один в Талдыкоргане. Компания занимает 60% рынка местного фастфуда, у нее есть свой call-центр, приложение для смартфона, фабрика-кухня, более ста человек персонала и тысяча клиентов ежедневно. Кроме того, Ирина Чен открывает два фирменных ресторана в Алматы и намерена расширять сеть через продажу франшизы. Это первые шаги к масштабированию бизнеса до национального уровня. 

Расширение Ирина Чен задумала пять лет назад. Но оказалось, что одного желания мало. Новый масштаб требовал серьезных перемен и в самой себе, и во внутренней структуре бизнеса. Увидеть это помог бизнес-ментор Виталий Киричек, имеющий опыт построения и развития крупных сетей быстрого питания на Украине. Он помог компании проанализировать ошибки прошлого, найти новую мотивацию для владельца и персонала и сформировать новое видение будущего. 

Когда владелец бизнеса препятствует его развитию

Ирина Чен уверена: эволюция бизнеса – это эволюция его руководителя. 12 лет назад Party-Food начался как ресторан, который предлагал все: от фастфуда до стандартной горячей кухни и даже кулинарной продукции. Вместо стратегических планов и маркетинговых исследований у Чен были два кредита, вера в большое будущее, круглосуточный формат работы с доставкой и первая в Талдыкоргане пицца. Этот продукт и сейчас занимает 40% в общем объеме продаж сети. 

Пять лет назад Ирина Чен задумалась о том, чтобы обобщить полученный опыт для распространения его через франшизу.И поняла, что не может сформулировать правила бизнеса, потому что всегда видела в нем реализацию своего личного потенциала и настроения, отказывая ему в самостоятельном развитии. «Мы улучшали бизнес через мое «я» и мое личное видение, а без этого ничего не двигалось», – вспоминает Ирина. Обострился внутренний конфликт, типичный для владельца, занятого оперативным управлением: с одной стороны, хочется быстрой отдачи от бизнеса, с другой – нужно строить надежный фундамент предприятия. 

Может ли кухня работать как фабрика

Бизнес Party-Food появился в нужное время в нужном месте. В 2007 году Талдыкорган как будто ждал именно этого: круглосуточный формат, пицца и доставка еды. 10 лет Ирина Чен экспериментировала, вводила новые форматы и отсекала неэф­фективные, не боясь потерять лидирующее положение. 

Критерием «отбраковки» была критическая зависимость бизнеса от некомпетентности сотрудников. Клиенты часто жалуются на официантов – вводится самообслуживание. Для этого необходимо расширить зал – закрывается направление кулинарии. Повара не могут обеспечить постоянное качество горячих блюд – закрывается это направление в целом. Есть разница в фастфуде в работе разных смен – значит, одна смена будет заниматься исключительно заготовками, а вторая – собирать стандартизированный конечный продукт. 

Стремление упростить процессы и добиться стандартного качества продукта и обслуживания привело к оптимальной для этого бизнеса схеме: фабрика-кухня, которая обеспечивает пять сетевых ресторанов. Но если ресторанов станет больше? 

Решение принято, кредит получен, построена новая фабрика – площадью 1 тыс. квадратных метров, в 12 раз больше старой. Здесь стерильная чистота, современное качество обработки продуктов и камера быстрой заморозки, что позволяет расширить ассортимент продукции замороженными продуктами. 

Новая фабрика способна обеспечить едой 30 ресторанов. Но это совсем другой масштаб, требующий тонких настроек, важность которых опять же подчеркнул ментор. С его подачи Ирина Чен изучила работу подобного бизнеса в крупных сетях России и Украины. В итоге для отладки внутренних процессов был приглашен украинский эксперт. «Если бы я делала все сама, на основе своего опыта, то упустила бы важные мелочи. Через некоторое время мелочи превратились бы в проблемы, на решение которых пришлось бы дополнительно потратить 70 млн тенге», – признается Ирина Чен.

Как изучить недостатки компании через финансовые потери

Деньги – прекрасный инструмент для понимания недостатков в организации бизнеса. «Признать потерю полумиллиона долларов на управленческих ошибках – неприятно», – говорит Ирина Чен. Зато полезно посмотреть на эту цифру через призму планов по построению франшизы. Ведь ее покупатель избежит неправильных решений и финансовых потерь.
 
Потери, рассказывает Ирина Чен, накапливаются с каждым неверным решением: в логистике, в расчете себестоимости и измерении эмоциональной привязанности клиентов. Некомпетентные консультанты отбрасывали компанию на несколько лет назад. Отсутствие четкой цели и стратегии, обдуманной и прописанной до деталей, а значит и отсутствие измерения скорости обслуживания, атмосферы, качества привело к упущенной прибыли, упущенным продажам, упущенным гостям. 

Приняв совершенные ошибки, владелец бизнеса под другим углом увидела оргструктуру компании. «Меня осенило: это должен быть другой документ – не о том, кто кому подчиняется, а об ответственности, кто за какую зону отвечает и развивает», – говорит Ирина Чен. 

Сейчас серую сухую административную схему заменила яркая графика. На ней нашли место департамент очарования и искушения – это отдел маркетинга, департамент счастья гостя – отвечает за атмосферу и сервис, департамент вкуса и скорости – фабрика-кухня, департамент прибыли и даже департамент счастья сотрудников. «Работник должен четко 
понимать, чего от него ждут и какие в компании для него перспективы», – комментирует Ирина Чен. 

Как не превратить свою жизнь в фастфуд

Фастфуд всегда был интересен Ирине Чен большим числом клиентов, постоянным обновлением, интересными нештатными задачами. Талдыкорган имеет репутацию города местного фастфуда – только в прошлом году количество точек быстрого питания здесь выросло на 50%. Несмотря на возросшую конкуренцию, Party-Food сохраняет рост посещаемости своих ресторанов на уровне 15–20%, показатель прибыльности – 20%, среднего чека – 3500 тенге. 

Но на этапе качественного скачка и выхода на рынок Алматы владелец компании потеряла мотивацию. «Мне всегда хотелось большего масштаба, покорения большого города. Но вместо принятия решения я вдруг погрузилась в долгое обдумывание – как это отразится на моей семье», – рассказывает Ирина Чен. По ее словам, женский подход к решению задач бизнеса в первую очередь касается поиска вдохновения. Ментор помог разделить эмоции и потребности. Ирина научилась альтернативному подходу: если нет вдохновения для действия, черпай его в самом действии. Для этого достаточно построить детальный план и начать его реализовывать.
 
Сейчас Ирина занимается поиском локаций для открытия двух ресторанов в Алматы. По ее оценке, фастфуд в Алматы занимает 60% рынка, форматы разные – от лапшичных до пиццерий. Активно в городе ведут себя операторы фастфуда из России и Украины. 

«Для нас в условиях Алматы даже наихудший вариант даст хорошие условия для развития, мы ведь не избалованы большим городом», – оптимистично смотрит в будущее Ирина Чен. В ее планах – построение национального бренда, который мог бы уверенно развиваться самостоятельно, без участия владельца, следуя строгой логике бизнеса.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

rouge_signature.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций