Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


654 просмотра

Костанайской области выделили 30 млрд тенге на дороги

Но их могут не успеть потратить

Фото: Автора

В Костанайской области серьезные планы ремонта и реконструкции автодорог могут не сбыться. Сезон стартовал, но часть тендеров до сих пор не объявлена, а проекты на стадии утверждения. Между тем на республиканские, областные и районные магистрали выделено более 30 миллиардов тенге.

Не успеваем – уменьшаем 

В Костанайской области на ремонт и реконструкцию дорог в этом году выделено больше 31 млрд тенге. Это на 4 млрд тенге больше, чем, например, два года назад. Это дает возможность выполнить большой объем работ. Однако уже сегодня есть примеры отставания от планов. Причина – незавершенная документация проектов и несвоевременная организация конкурсов госзакупок.

Только на приведение в порядок дорог республиканского значения на территории Костанайской области в этом году направлено почти 9,4 млрд тенге. По официальным данным, на 4 млрд выполнят строительно-монтажные работы по реконструкции части автомобильной дороги республиканского значения Костанай – Карабутак. Первый участок определили от п. Денисовка до п. Перелески. В 2019 году на него готовы потратить 1 млрд тенге. Но здесь пока ничего не меняется.

«Сегодня по данному участку получено положительное заключение госэкспертизы на рабочий проект, в настоящее время он находится на утверждении. Такое же положение и по второму участку: от поселка Перелески до станции Тобол. На него тоже направляется 1 млрд тенге», – пояснил директор КФ АО «НК «КазАвтоЖол» Андрей Горват.

Что касается третьего участка, от станции Тобол до города Рудного, то его в этом году отремонтируют на 2 млрд тенге. Если смогут. На сегодня по нему ведутся судебные процедуры по расторжению договора с подрядной организацией в связи с превышением суммы, заявленной в проектно-сметной документации. 

«После окончания судебных разбирательств ориентировочно в сентябре текущего года будет решаться вопрос по определению нового подрядчика», – рассказал чиновник.

Вообще же, общая стоимость ремонта 114 километров трассы Костанай – Карабутак составляет 36 млрд тенге. Она проходит по четырем районам области, где проживает более 130 тыс. человек, связывает столицу, Акмолинскую и Костанайскую области с западными регионами республики. К тому же обеспечивает выход на международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай.

Поторопитесь! 

В целом сеть автомобильных дорог Костанайской области – одна из наиболее протяженных в республике и составляет 9,3 тыс. километров, из которых более половины – районные. Местные чиновники подчеркивают, что показатель состояния автомобильных дорог областного и районного значения ежегодно изменяется. Причем в лучшую сторону. В 2019 году задумали довести объем тех, что в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 68%. Средства в распоряжении имеются.

По данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области, на эти цели выделено 23,3 млрд тенге. В управлении уточнили, что продолжится реализация 10 объектов, переходящих с 2018 года. Помимо этого добавятся еще 22 проекта по среднему ремонту почти на 7,5 млрд тенге. Больше всего денег досталось Камыстинскому, Мендыкаринскому и Федоровскому районам. Весь ремонт, как подчеркивают чиновники, должен быть завершен уже в этом году. А это напрямую зависит от своевременного проведения госзакупок, но большая часть подрядных организаций все еще не определена.

«В текущем году для проведения среднего ремонта дорог местного значения проведен 41 конкурс, договоры с подрядными организациями заключены по 30 участкам. На стадии обжалования сейчас находится один конкурс, в стадии приема заявок – 10. Сейчас освоение составило 1,8 млрд тенге», – рассказал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области Бакытбек Есенгулов на совещании в акимате области.

По его данным, это пока всего 7% от общей суммы. Во многих районах строительно-монтажные работы уже начаты, но полноценно к работам, а следовательно, и к финансированию проектов приступят в июне. Этот месяц станет решающим для итогов сезона. 

Что касается дорог в райцентрах и поселках, то планируется привести в порядок около двух десятков улиц на 650 млн тенге. Но и здесь конкурсы проведены не все. 

«Из республиканского бюджета еще деньги будут поступать, но мы давать их будем только тем, кто осваивает. А другим – уж извините», – заявил аким Костанайской области Архимед Мухамбетов на аппаратном совещании в местном акимате.

К слову, в прошлом году в Костанайской области в сфере госзакупок было выявлено более 60 нарушений на 2 млрд тенге. Среди основных причин такой ситуации чиновники называют низкую квалификацию участников и большую долю закупов из одного источника. Согласно данным областной ревизионной комиссии, за пять месяцев этого года к административной ответственности по материалам аудита госзакупок уже привлечено 20 чиновников. Наложены штрафы на 950 тыс. тенге. Несколько десятков сотрудников акиматов разных уровней привлекли к ответственности и в прошлом году.

Между тем местные власти строят планы и на следующий год. Сейчас идет разработка документации на капитальный ремонт автодороги от п. Денисовка до Российской Федерации. На границе хотят обустроить пункт пропуска «Кондыбай». Эта реконструкция позволит снизить интенсивность движения транспортных средств, проходящих по опасным участкам Уральских гор международной трассы А-23, и разгрузит международный пункт пропуска «Кайрак». Ожидается, что это также положительно скажется на развитии малого и среднего бизнеса в Костанайской области.


192 просмотра

Почему в Жамбылской области подскочила стоимость жилья по госпрограмме

Выяснял «Курсив»

Фото: Shutterstock

Рост цены на жилье по госпрограмме «Нурлы жер» на 20% негативно сказался на его спросе в дотационном Таразе. В облфилиале Жилстройсбербанка считают причиной недостаточного объема продаж квартир низкие показатели доходов населения.

Конкурентная стоимость

Всего лишь несколько месяцев назад по программе «Нурлы жер» новую квартиру в 15-м микрорайоне Тараза можно было бы купить по цене 116 тыс. тенге/кв.м. Сейчас стоимость выросла примерно на 20% – до 140 тыс. тенге/кв.м. Глава облуправления строительства Жайыкбай Шалдаров объяснил это законами рынка. 

«По программе «Нурлы жер» стоимость жилья не должна быть выше 140 тыс. тенге за один квадратный метр, – рассказал «Курсиву» руководитель управления. – В Нур-Султане и Алматы этот показатель 180 тыс. тенге. Нам выделяют деньги по 140 тыс. за кв.м, после чего мы по этой же цене объявляем конкурс на строительство. Мы и раньше объявляли госзакупки по цене 140 тыс. за кв.м. Но тогда строительные компании выигрывали конкурсы по цене 116 тыс. за кв.м, поэтому тогда цена и была такой». 

Как резюмировал собеседник, за сколько дом строится, за такую цену они его и отдают.

«Наша задача – объявить и разыграть конкурс и указать общую стоимость дома. А цену выставляет ЖКХ, мы не занимаемся передачей и реализацией», – подчеркнул Жайыкбай Шалдаров.

Он добавил, что до 2019 года во время госзакупок поставщики могли скидывать цену до 40%, а с этого года узаконили антидемпинговый прием: максимальный размер снижения составляет 10%. То есть со 140 тыс. тенге она может спуститься до 126 тыс., но в нынешнем году этого не произошло.

Глава жилинспекции акимата Тараза Газиз Ералиев в свою очередь сообщил «Курсиву», что заказчик – облуправление строительства – установил цену в 140 тыс. тенге за кв.м. по причине дороговизны стройматериалов.

«Когда цена была 116 тыс., качество начинало ухудшаться, – пояснил глава жилинспекции. – Некоторые квартиры не выдерживали трехлетнего гарантийного срока – кое-где штукатурка  уже отваливается».

Нагоняй от «Байтерека»

На днях в акимате Тараза прошло совещание под руководством экс-замакима Жамбылской области, а ныне управляющего директора – члена правления НУХ «Байтерек» Тимура Жанке. На встрече с представителями банков, акимата Тараза обсуждался вопрос реализации квартир, построенных по «Нурлы жер».

«С прошлого года на пятых этажах домов остались непроданными десятки квартир, – сообщила «Курсиву» советник акима Тараза Гульбахрам Дуйсекова. – Тимур Жанке пригласил в зал банкиров, спрашивал, почему не идет программа. Оказалось, что минимальная планка свободных денег, которые должны остаться после вычетов расходов – потребительской корзины на каждого члена семьи, – для региона слишком высока. А в Таразе доходы людей не такие высокие. По «Нурлы жер» строится 21 дом, 11 из них сдадут до конца года. Сейчас обсуждается вопрос перевода построенных по этой госпрограмме нескольких домов в категорию «социальное жилье».

Человеческий фактор минимизирован

В областном филиале Жилстройсбербанка подтвердили, что с реализацией квартир есть определенные проблемы. Замдиректора филиала Талгат Жаксылыков рассказал, что из 480 квартир в шести построенных в прошлом году домах микрорайона «Арай» банк не смог реализовать около 100.

«Теперь судьбу домов, находящихся на балансе акимата Тараза, будут решать через жилинспекцию, – сообщил финансист. – По истечении одного месяца с момента  сдачи дома в эксплуатацию решение вопроса нереализованных квартир передается акимату. Он распорядится квартирами по своему усмотрению: либо продаст по программе «7-20-25», либо сдаст как арендное, либо распорядится каким-либо другим способом».

Низкие доходы тормозят

Собеседник рассказал, что приобрести квартиру в рамках госпрограммы «Нурлы жер» через ЖССБ посредством одного из видов кредитования банка – предварительного займа – можно двумя способами: это способы основного набора и прямых продаж, или бронирования.

«Первый способ предполагает конкуренцию при выборе жилья, когда заемщиков много, – уточнил замдиректора филиала. – В Таразе этот основной набор длился около месяца. Во время него из 720 квартир в девяти строящихся домах было реализовано только около 80. После основного набора, если есть в остатке квартиры и нет резервных списков участников, мы объявляем о прямом бронировании. Оно стартовало 10 июня». 

Как отметил Талгат Жаксылыков, во многих городах квартиры реализовываются основным набором. «Там на одну квартиру претендуют несколько человек, а в Таразе наоборот, – пояснил он. – Это объясняется большим количеством строящихся домов, а также платежеспособностью граждан: многие работают неофициально и не показывают свои доходы».
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций