Перейти к основному содержанию

2949 просмотров

Костанайской области выделили 30 млрд тенге на дороги

Но их могут не успеть потратить

Фото: Автора

В Костанайской области серьезные планы ремонта и реконструкции автодорог могут не сбыться. Сезон стартовал, но часть тендеров до сих пор не объявлена, а проекты на стадии утверждения. Между тем на республиканские, областные и районные магистрали выделено более 30 миллиардов тенге.

Не успеваем – уменьшаем 

В Костанайской области на ремонт и реконструкцию дорог в этом году выделено больше 31 млрд тенге. Это на 4 млрд тенге больше, чем, например, два года назад. Это дает возможность выполнить большой объем работ. Однако уже сегодня есть примеры отставания от планов. Причина – незавершенная документация проектов и несвоевременная организация конкурсов госзакупок.

Только на приведение в порядок дорог республиканского значения на территории Костанайской области в этом году направлено почти 9,4 млрд тенге. По официальным данным, на 4 млрд выполнят строительно-монтажные работы по реконструкции части автомобильной дороги республиканского значения Костанай – Карабутак. Первый участок определили от п. Денисовка до п. Перелески. В 2019 году на него готовы потратить 1 млрд тенге. Но здесь пока ничего не меняется.

«Сегодня по данному участку получено положительное заключение госэкспертизы на рабочий проект, в настоящее время он находится на утверждении. Такое же положение и по второму участку: от поселка Перелески до станции Тобол. На него тоже направляется 1 млрд тенге», – пояснил директор КФ АО «НК «КазАвтоЖол» Андрей Горват.

Что касается третьего участка, от станции Тобол до города Рудного, то его в этом году отремонтируют на 2 млрд тенге. Если смогут. На сегодня по нему ведутся судебные процедуры по расторжению договора с подрядной организацией в связи с превышением суммы, заявленной в проектно-сметной документации. 

«После окончания судебных разбирательств ориентировочно в сентябре текущего года будет решаться вопрос по определению нового подрядчика», – рассказал чиновник.

Вообще же, общая стоимость ремонта 114 километров трассы Костанай – Карабутак составляет 36 млрд тенге. Она проходит по четырем районам области, где проживает более 130 тыс. человек, связывает столицу, Акмолинскую и Костанайскую области с западными регионами республики. К тому же обеспечивает выход на международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай.

Поторопитесь! 

В целом сеть автомобильных дорог Костанайской области – одна из наиболее протяженных в республике и составляет 9,3 тыс. километров, из которых более половины – районные. Местные чиновники подчеркивают, что показатель состояния автомобильных дорог областного и районного значения ежегодно изменяется. Причем в лучшую сторону. В 2019 году задумали довести объем тех, что в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 68%. Средства в распоряжении имеются.

По данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области, на эти цели выделено 23,3 млрд тенге. В управлении уточнили, что продолжится реализация 10 объектов, переходящих с 2018 года. Помимо этого добавятся еще 22 проекта по среднему ремонту почти на 7,5 млрд тенге. Больше всего денег досталось Камыстинскому, Мендыкаринскому и Федоровскому районам. Весь ремонт, как подчеркивают чиновники, должен быть завершен уже в этом году. А это напрямую зависит от своевременного проведения госзакупок, но большая часть подрядных организаций все еще не определена.

«В текущем году для проведения среднего ремонта дорог местного значения проведен 41 конкурс, договоры с подрядными организациями заключены по 30 участкам. На стадии обжалования сейчас находится один конкурс, в стадии приема заявок – 10. Сейчас освоение составило 1,8 млрд тенге», – рассказал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области Бакытбек Есенгулов на совещании в акимате области.

По его данным, это пока всего 7% от общей суммы. Во многих районах строительно-монтажные работы уже начаты, но полноценно к работам, а следовательно, и к финансированию проектов приступят в июне. Этот месяц станет решающим для итогов сезона. 

Что касается дорог в райцентрах и поселках, то планируется привести в порядок около двух десятков улиц на 650 млн тенге. Но и здесь конкурсы проведены не все. 

«Из республиканского бюджета еще деньги будут поступать, но мы давать их будем только тем, кто осваивает. А другим – уж извините», – заявил аким Костанайской области Архимед Мухамбетов на аппаратном совещании в местном акимате.

К слову, в прошлом году в Костанайской области в сфере госзакупок было выявлено более 60 нарушений на 2 млрд тенге. Среди основных причин такой ситуации чиновники называют низкую квалификацию участников и большую долю закупов из одного источника. Согласно данным областной ревизионной комиссии, за пять месяцев этого года к административной ответственности по материалам аудита госзакупок уже привлечено 20 чиновников. Наложены штрафы на 950 тыс. тенге. Несколько десятков сотрудников акиматов разных уровней привлекли к ответственности и в прошлом году.

Между тем местные власти строят планы и на следующий год. Сейчас идет разработка документации на капитальный ремонт автодороги от п. Денисовка до Российской Федерации. На границе хотят обустроить пункт пропуска «Кондыбай». Эта реконструкция позволит снизить интенсивность движения транспортных средств, проходящих по опасным участкам Уральских гор международной трассы А-23, и разгрузит международный пункт пропуска «Кайрак». Ожидается, что это также положительно скажется на развитии малого и среднего бизнеса в Костанайской области.

1149 просмотров

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance