Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2814 просмотров

Костанайской области выделили 30 млрд тенге на дороги

Но их могут не успеть потратить

Фото: Автора

В Костанайской области серьезные планы ремонта и реконструкции автодорог могут не сбыться. Сезон стартовал, но часть тендеров до сих пор не объявлена, а проекты на стадии утверждения. Между тем на республиканские, областные и районные магистрали выделено более 30 миллиардов тенге.

Не успеваем – уменьшаем 

В Костанайской области на ремонт и реконструкцию дорог в этом году выделено больше 31 млрд тенге. Это на 4 млрд тенге больше, чем, например, два года назад. Это дает возможность выполнить большой объем работ. Однако уже сегодня есть примеры отставания от планов. Причина – незавершенная документация проектов и несвоевременная организация конкурсов госзакупок.

Только на приведение в порядок дорог республиканского значения на территории Костанайской области в этом году направлено почти 9,4 млрд тенге. По официальным данным, на 4 млрд выполнят строительно-монтажные работы по реконструкции части автомобильной дороги республиканского значения Костанай – Карабутак. Первый участок определили от п. Денисовка до п. Перелески. В 2019 году на него готовы потратить 1 млрд тенге. Но здесь пока ничего не меняется.

«Сегодня по данному участку получено положительное заключение госэкспертизы на рабочий проект, в настоящее время он находится на утверждении. Такое же положение и по второму участку: от поселка Перелески до станции Тобол. На него тоже направляется 1 млрд тенге», – пояснил директор КФ АО «НК «КазАвтоЖол» Андрей Горват.

Что касается третьего участка, от станции Тобол до города Рудного, то его в этом году отремонтируют на 2 млрд тенге. Если смогут. На сегодня по нему ведутся судебные процедуры по расторжению договора с подрядной организацией в связи с превышением суммы, заявленной в проектно-сметной документации. 

«После окончания судебных разбирательств ориентировочно в сентябре текущего года будет решаться вопрос по определению нового подрядчика», – рассказал чиновник.

Вообще же, общая стоимость ремонта 114 километров трассы Костанай – Карабутак составляет 36 млрд тенге. Она проходит по четырем районам области, где проживает более 130 тыс. человек, связывает столицу, Акмолинскую и Костанайскую области с западными регионами республики. К тому же обеспечивает выход на международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай.

Поторопитесь! 

В целом сеть автомобильных дорог Костанайской области – одна из наиболее протяженных в республике и составляет 9,3 тыс. километров, из которых более половины – районные. Местные чиновники подчеркивают, что показатель состояния автомобильных дорог областного и районного значения ежегодно изменяется. Причем в лучшую сторону. В 2019 году задумали довести объем тех, что в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 68%. Средства в распоряжении имеются.

По данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области, на эти цели выделено 23,3 млрд тенге. В управлении уточнили, что продолжится реализация 10 объектов, переходящих с 2018 года. Помимо этого добавятся еще 22 проекта по среднему ремонту почти на 7,5 млрд тенге. Больше всего денег досталось Камыстинскому, Мендыкаринскому и Федоровскому районам. Весь ремонт, как подчеркивают чиновники, должен быть завершен уже в этом году. А это напрямую зависит от своевременного проведения госзакупок, но большая часть подрядных организаций все еще не определена.

«В текущем году для проведения среднего ремонта дорог местного значения проведен 41 конкурс, договоры с подрядными организациями заключены по 30 участкам. На стадии обжалования сейчас находится один конкурс, в стадии приема заявок – 10. Сейчас освоение составило 1,8 млрд тенге», – рассказал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области Бакытбек Есенгулов на совещании в акимате области.

По его данным, это пока всего 7% от общей суммы. Во многих районах строительно-монтажные работы уже начаты, но полноценно к работам, а следовательно, и к финансированию проектов приступят в июне. Этот месяц станет решающим для итогов сезона. 

Что касается дорог в райцентрах и поселках, то планируется привести в порядок около двух десятков улиц на 650 млн тенге. Но и здесь конкурсы проведены не все. 

«Из республиканского бюджета еще деньги будут поступать, но мы давать их будем только тем, кто осваивает. А другим – уж извините», – заявил аким Костанайской области Архимед Мухамбетов на аппаратном совещании в местном акимате.

К слову, в прошлом году в Костанайской области в сфере госзакупок было выявлено более 60 нарушений на 2 млрд тенге. Среди основных причин такой ситуации чиновники называют низкую квалификацию участников и большую долю закупов из одного источника. Согласно данным областной ревизионной комиссии, за пять месяцев этого года к административной ответственности по материалам аудита госзакупок уже привлечено 20 чиновников. Наложены штрафы на 950 тыс. тенге. Несколько десятков сотрудников акиматов разных уровней привлекли к ответственности и в прошлом году.

Между тем местные власти строят планы и на следующий год. Сейчас идет разработка документации на капитальный ремонт автодороги от п. Денисовка до Российской Федерации. На границе хотят обустроить пункт пропуска «Кондыбай». Эта реконструкция позволит снизить интенсивность движения транспортных средств, проходящих по опасным участкам Уральских гор международной трассы А-23, и разгрузит международный пункт пропуска «Кайрак». Ожидается, что это также положительно скажется на развитии малого и среднего бизнеса в Костанайской области.


1205 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций