Перейти к основному содержанию

3527 просмотров

Казахстанским кадровикам предложили искусственный интеллект

Инвесторы уже вложили в проект около $500 тысяч

Фото: Shutterstock

В Казахстане запущен в коммерческую эксплуатацию новый сервис для управления карьерой на основе искусственного интеллекта – HireBee.

«Мы – продукт-гибрид, который соединил в себе платформу для поиска работы и комплексную систему отслеживания кандидатов. То есть мы покрываем весь рекрутмент-цикл: от заполнения описания вакансий до приема кандидата на работу», – рассказал «Курсиву» CEO казахстанского подразделения армянской компании HireBee Константин Куница.

Он не стал раскрывать подробности структуры акционерного капитала, однако отметил, что часть инвестиций в развитие казахстанского сегмента HireBee – это средства основателей сервиса из Армении; еще часть – инвесторов из казахстанского бизнес-сообщества. С момента основания компании, со слов CEO казахстанского подразделения, инвесторы уже вложили в проект около $500 тыс. Основные инвестиции идут на маркетинговые активности в Казахстане и странах ЦА. К концу 2019 года, по ожиданиям инвесторов, казахстанское подразделение HireBee должно выйти на самоокупаемость и показать первую прибыль.

«Наша модель бизнеса – это B2B, то есть основные покупатели наших услуг – компании, – говорит г-н Куница. – Но наша аудитория – это не только HR-менеджеры и рекрутеры, но и коучи, тренеры, широкая аудитория соискателей и тех, кто интересуется развитием своей карьеры, тренингами и курсами. В целом мы фокусируемся на специалистах среднего, выше среднего и топового уровней, у которых есть высшее образование, профессиональные квалификации, сертификации и так далее».

При чем тут ИИ?

Платформа HireBee была основана в 2016 году в Армении. Сегодня, по данным самой компании, она занимает 85% рынка этой страны. Казахстан – второй рынок, куда вышла HireBee. В ближайших планах сервиса выйти на другие рынки Центральной Азии.

Изначально HireBee была IT-компанией со своими разработчиками и маркетинговой командой. В какой-то момент основатели платформы сами начали искать профессионалов в команду и поняли, что на рынке нет современной HR-платформы.

Сегодня команда HireBee состоит из 20 человек, включая разработчиков, специалистов машинного обучения и больших данных.

«С помощью алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) HireBee повышает эффективность и экономит время HR-менеджеров в компании, автоматизируя и оптимизируя привычные трудоемкие процессы, – рассказывает Константин Куница. – Теперь с помощью ИИ HR-менеджеры смогут таргетированно обращаться к нужным кандидатам. Алгоритмы искусственного интеллекта работают как «движок» рекомендаций и прогнозирования как для соискателей, ищущих работу, так и для специалистов по персоналу». 

Г-н Куница обращает внимание, что ИИ – это только часть системы HireBee, ведь интеллект работает на основе Big Data, больших данных. Информация собирается по нескольким каналам, в том числе и в социальных сетях. Об этом говорится на сайте компании:

«Для максимального охвата HireBee активно интегрирует социальные сети, чтобы не только обеспечить поток релевантных кандидатов и эффективно управлять процессом подбора, но и продвигать бренд работодателя».

В итоге сервис упрощает бизнес-процессы «кадровиков» и позволяет формировать аналитику в виде отчетов. В этих отчетах можно будет посмотреть эффективность HR-активностей, каналов привлечения и даже провести конкурентный анализ по аналогичным вакансиям.

Репутация как бренд

«Мы предлагаем выстраивать бренд работодателя, ведь молодое поколение сейчас заботится о репутации компании, ее ценностях и культуре, поэтому важно об этом рассказывать, – говорит Константин Куница. – По данным Talent Lyft, 75% соискателей ищут информацию о работодателе, прежде чем откликаться на вакансии, а 69% не приняли бы приглашение от компании с плохой репутацией, даже если остались бы без работы. При этом говорить о себе надо правильно и профессионально. Инвестируя время и деньги в построение своего бренда, работодатель в дальнейшем соберет лучшие кадры, это действительно инвестиция в развитие. У нас есть собственный ресурс HB Media, полностью посвященный развитию. Мы пишем о трендах на рынке, публикуем лайфхаки, рассказываем о том, как и в какую сторону стоит сейчас развиваться. Мы сами создаем контент о наших партнерах-работодателях и публикуем на ресурсе и в соцсетях. В итоге работодатель управляет своим брендом посредством интерактивной страницы, публикаций на ресурсе и активного присутствия в социальных сетях».

Безымянный_36.png

2722 просмотра

Когда «мусорный» бизнес в Казахстане станет по-настоящему доходным

Несмотря на обилие отходов в стране, заводам все еще не хватает сырья для переработки

Фото: Depositphotos

Объем переработки ТБО в Казахстане увеличился за год на 3% и составляет сейчас 14% от объема сбора. Концепция по переходу страны к зеленой экономике предусматривает, что к 2030 году этот показатель вырастет до 40%. 

В Швеции нет свалок – эта страна перерабатывает 99% своих отходов. Германия превращает 64% твердых бытовых отходов (ТБО) в 50 млрд евро ежегодного дохода. В Японии из спрессованного мусора строят острова. В Казахстане объем переработки твердых бытовых отходов составляет 14% от объема сбора, более 20 полигонов ТБО в стране переполнены, а казахстанские предприниматели-переработчики пока только в поиске эффективной бизнес-модели. В материале «Курсива» – о том, как система переработки и утилизации ТБО работает в республике.

Сколько мусора в стране

В Казахстане, по данным Министерства экологии, накоплено 125 млн т отходов, но сортировочные пункты при этом загружены только на 40%. Предприятия-переработчики готовы принять больше сырья, но для этого ТБО должны пройти систему раздельного сбора, которая сейчас в Казахстане практически отсутствует. 

Информация от Комстата: в 2018 году спецпредприятия собрали 3,6 млн т коммунальных отходов. Из них на сортировку поступило только 17% – 622 тыс. т. И лишь 164 тыс. т были пригодны для переработки. Получается, что только 4% от общей массы вывезенного на свалки мусора стали вторсырьем. 

Минэкологии РК оперирует более позитивными цифрами. Профильное ведомство подсчитало, что в 2016 году доля отсор­тированных и переработанных ТБО составляла 2%, в 2017 году – 9%, в 2018 году – 11%. В 2019 году доля отходов, прошедших через сортировочные линии и перерабатывающие компа­нии, подросла еще немного – до 14%. 

«В Казахстане нет утвержденной методики расчета процента переработки вторсырья. Поэтому никто точно не может сказать, сколько на самом деле отходов перерабатывается. В органах статистики отчитываются только мусоровывозящие организации. Не все переработчики заполняют формы статистической отчетности по отходам. Кроме того, не учитывается тот объем вторсырья, который собирается в Казахстане и экспортируется в Россию и другие страны», – объясняет причину значительных расхождений в показателях разных ведомств исполнительный директор Казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste Вера Мустафина. 

Лидером по переработке в региональном разрезе, по данным Комитета по статистике  МНЭ РК, является Мангистауская область, где перерабатывается 33% ТБО. Стараются соответствовать экологическим трендам Алматинская (23%) и Карагандинская (17%) области, Шымкент (22%). Самая низкая доля переработки – у ВКО (3%), Акмолинской (3%) и Жамбылской (8%) областей.

kogda-musornyj-biznes-v-kazahstane-stanet-po-nastoyashchemu-dohodnym.png

Первое звено – в слабой позиции

Предприятия по сбору, вывозу, сортировке и первичной переработке ТБО – это первое звено всей мусорной отрасли. Таких компаний, по оценке Минэкологии, в республике 210. И именно они, по словам руководителя KazWaste, находятся сейчас в самом трудном положении – во многом, как ни странно, из-за того, что им не хватает сырья. Эти компании могли бы активно перерабатывать бумагу, картон, плас­тик – те виды отсортированного мусора, рециклинг которых, с одной стороны, менее сложен, с другой – более выгоден. Но именно бумага, картон и пластик чаще всего вывозятся на переработку в соседние страны. Этому способствуют значительные логистические затраты внутри страны (выгоднее и проще вывезти к соседям) и более высокие закупочные цены на такой вид сырья за границей. Плюс, говорит Вера Мустафина, есть и нелегальный трафик ТБО – когда продажа вторсырья идет за наличные в обход налогов как в Казахстане, так и в другой стране. 

По мнению вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжана Примкулова, объемы переработки ТБО в Казахстане не растут из-за действующих низких тарифов, которые включают только затраты на сбор, вывоз и захоронение отходов. С этими выводами согласны и в Казахстанской ассоциации по управлению отходами.

«Слишком низкие тарифы не обеспечивают даже нулевой рентабельности этого бизнеса. Почти все компании, за исключением некоторых из Алматы и Нур-Султана, работают себе в убыток или дотируют этот бизнес за счет других видов производства. В тариф не входит инвестиционная составляющая. Приобрести мусоровозы, оборудование для сортировки или переработки за счет этих средств невозможно. Поэтому очень сложно разорвать замкнутый круг – необходимо повышать тарифы на сбор и вывоз отходов, развивать раздельный сбор населением», – говорит исполнительный директор ассоциации.

В большинстве областных цент­ров страны размер тарифа на вывоз мусора колеблется в диапазоне от 94 до 230 тенге (за исключением Алматы и Нур-Султана, где данный вид коммунальных платежей равен 553 тенге и 390–411 тенге соответственно). Вера Мустафина, опираясь на данные международной экспертизы, утверждает: чтобы компании покрывали расходы на сбор, вывоз и сортировку отходов, размер тарифа должен быть на уровне 0,8–1% от среднедушевого дохода, а это примерно 500 тенге.

Бизнес второго этапа 

Еще одна категория предприя­тий отрасли – это непосредственные производители готовой продукции из вторсырья. По оценкам экспертов нескольких перерабатывающих предприятий, компании имеют рентабельность до 15%, показатель зависит от объемов и глубины рециклинга.

Государство призывает бизнес активнее развивать сферу сортировки и рециклинга, гос­программа «Дорожная карта бизнеса-2020» предусматривает для переработчиков ряд мер по поддержке: субсидирование ставки вознаграждения, открытие кредитных линий в БВУ и подведение инфраструктуры. Но знают об этом и пользуются мерами господдержки далеко не все предприятия МСБ, которые занимаются переработкой отходов, констатирует Вера Мустафина. 

ТОО «Фабрика нетканых материалов S.M.F.-System» – небольшое предприятие полного цикла из Костанайской области. Компания получила от государства земельный участок для сортировочной линии, но кредитами, даже льготными, не пользуется – слишком высокие риски для бизнеса, который зависит от сезонного спроса. На S.M.F.-System сортируют ТБО, перерабатывают пластик, выпускают полиэтилен, трубы и геотекстиль для дорожного строительства. Рентабельность производства – около 4%.

«Чтобы получить какой-либо готовый продукт, недостаточно просто переработать пластик. Нужно также закупать сопутствующее сырье из-за рубежа. Для каждого вида товара нужно приобретать отдельный вид производственной линии. Это все требует инвестиций. Поэтому переработка – это очень дорогостоящий процесс, нужна государственная поддержка, субсидирование процентных ставок и снижение налоговой нагрузки», – говорит руководитель отдела сбыта фабрики Жандос Жаксыбаев.

На более крупных предприятиях, например KagazyRecycling, рентабельность действительно доходит до 12–15%. Компания выпускает очень востребованную на рынке продукцию – гофрированную картонную тару, которая после использования вновь попадает в цикл переработки. Кроме того, предприятие получает компенсацию за счет расширенных обязательств производителей, которые (вместе с импортерами) уже несколько лет оплачивают взносы за сбор и утилизацию отходов. По словам генерального директора KagazyRecycling Алмата Булегенова, переработкой именно бумажной продукции выгодно заниматься только в случае глубокого передела и больших объемов – до 50 тыс. т в год. 

Гори оно всё

Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев видит выход в термической утилизации, другими словами, в сжигании ТБО и выработке за счет этого электроэнергии. По предварительным расчетам Минэкологии, бизнес должен быть рентабельным благодаря в том числе предусмот­ренным для него налоговым преференциям – отмене корпоративного подоходного налога, применению нулевых коэффициентов к ставкам земельного налога и другим (отражены в главе 80 Налогового кодекса РК). Теперь Казахстан рассчитывает на интерес к отрасли со стороны иностранных инвесторов. 

«Государство планирует предоставлять существенные меры поддержки для мусоросжигательных заводов. Мы не против сжигания, но при этом вся остальная отрасль остается без внимания. Так почему бы не оказать гос­поддержку предприятиям по сбору, транспортировке и переработке, которые, по сути, делают новую продукцию из вторсырья, создают рабочие места в регионах, исправно платят налоги», – отмечает руководитель Казахстанской ассоциации по управлению отходами Вера Мустафина.

К 2030 году Казахстан собирается увеличить долю переработки ТБО до 40%. Сейчас Минэкологии разрабатывает концепцию госпрограммы по управлению отходами – она должна предложить и системный подход к проблеме, и эффективную финансовую модель ее решения.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif