Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2778 просмотров

Казахстанцы организовали в Китае производство антикоррозийной краски

На родине спроса на их разработку не было

Фото: Shutterstock

Успешное производство антикоррозийной краски организовали в Китае казахстанцы. На родине спроса на их разработку не было: экономический эффект от использования такого покрытия неинтересен сервисным компаниям, которые ежегодно участвуют в тендерах на покраску различных объектов.

Принципиально новую цинксиликатную антикоррозийную краску разработала в конце 90-х годов группа казахстанских ученых и производственников. В отличие от аналогичной продукции зарубежного производства казахстанская краска является двухкомпонентной и не имеет запаха, так как делается на водной основе.
 
«Цинксиликатная краска известна достаточно давно – мы не изобретали велосипед. Такая краска производится в США и используется американцами для проектов NASA. Она есть у Австралии, есть и у других стран мира. Но выпускают ее очень мало, поскольку цена у нее очень дорогая. Мы просто нашли намного более дешевый способ получения. В основе нашей двухкомпонентной краски на 90% лежит цинковый порошок. Вместе со связующими веществами он позволяет, помимо барьерной, обеспечивать и электрохимическую защиту», – рассказывает Чингиз Сериков, который участвовал в разработке продукта и стоял у истоков производства цинксиликатной краски в Казахстане. С 2002 по 2014 годы она выпускалась только в Казахстане. Сегодня на мировых рынках казахстанская разработка продается как продукт из Китайской Народной Республики.

Почти успех

Чингиз Сериков вместе с коллегами в 2002 году открыл компанию, она сразу была сертифицирована как казахстанский производитель. Пошли заказы. Один из самых крупных был от «Тенгизшевройл» – на покраску вагонов для перевозки комовой серы. 

«Другие краски комовую серу не держат. Перед тем как серу загрузить, чтобы она к стенкам не прилипала, вагон обливают водой. Вместе вода и сера, особенно летом, создают агрессивную среду, что влияет на состояние вагонов. Мы давали гарантию минимум три года. И пока они всю серу не вывезли, мы с ними работали. То есть до 2014 года. Также мы красили нефтяные резервуары, мачты ЛЭП и многое-многое другое», – вспоминает Чингиз Сериков. 

Отдельно он подчеркивает тот факт, что, несмотря на статус национального производителя, позволяющего ставить 20%-ную надбавку на стоимость своих товаров и услуг, они краску часто предлагали по ценам на 20% ниже, чем зарубежные конкуренты.

«Невыгодная» краска

Переломным стал период с 2014-го по 2016 год – именно тогда фирма ученого и предпринимателя Чингиза Серикова, образно говоря, уперлась в потолок. В Казахстане не осталось компаний, которые были бы заинтересованы в ее продукции. Дело в том, что в зависимости от толщины покрытия цинксиликатная краска способна сохранять свои антикоррозийные свойства до 25 лет. По этой причине, например, в Австралии на законодательном уровне существует требование об окрашивании такой краской всех морских сооружений и водоводов, а в Южной Корее красят все сходящие со стапелей танкеры для перевозки сжиженного природного газа. Но как раз это обстоятельство и поставило казахстанских производителей цинксиликатной краски в сложное положение. 

«У нас в Казахстане есть много сервисных компаний, которые ежегодно участвуют в объявляемых тендерах на покраску различных объектов. Мы стали предлагать им свою продукцию, рассказывать о свойствах нашей краски. Они вначале говорили нам да, а потом вдруг отказывались. Проблема оказалась другого рода: если я сейчас заказчику покрашу объект цинксиликатной краской, то в течение 25 лет к нему не приду», – заметил Сериков.

Расклад показал, что пришло время искать выход на внешние рынки. Первым делом производитель попробовал свои силы на рынке Европейского союза; работать планировали по принципу «в Казахстане производим – в ЕС продаем». Попытка оказалась неудачной. 

«Не вышло, – говорит собеседник «Курсива». – Как правило, компании западных стран используют свою краску. Хотя иной раз она бывает в два, а то и в три раза дороже нашей. Но эту тенденцию перебить практически невозможно». 

Не случилось у казахстанского производителя цинксиликатной краски и сотрудничества с российскими компаниями. По словам Чингиза Серикова, образцы краски они несколько раз отправляли потенциальным клиентам и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в другие города России. 

«Но и там столкнулись с проблемами. В России есть ограничения, тем более что это не их собственное производство. То, что у нас единый рынок, россиян особо не волновало. Нам дали понять: хотите работать на российском рынке – открывайте как минимум общество с ограниченной ответственностью под названием вроде «Добрыня Никитич» или «Илья Муромец», – с определенной долей сарказма рассказал Чингиз Сериков, отметив, что некоторые лаборатории предлагали им «все устроить за $10 тысяч сверху».

Китайский путь

Лишь после неудачи на европейском и российском направлениях казахстанские производители цинксиликатной краски решили рискнуть и все же глянули в сторону КНР. 

«Приехав в Китай, мы неожиданно получили мощную поддержку. Первоначально нам предложили начать работать возле Харбина, там есть автомобильный завод. Одних только кузовов самосвалов с конвейера сходит 750 в день. Но мы на конвейерную покраску оказались не готовы – поскольку наша цинксиликатная краска на водной основе, она долго сохнет. До полного высыхания нужны минимум сутки, а там надо, чтобы три часа было. Поэтому мы стали красить шхуны», – объясняет Чингис Сериков, заметив, что очень скоро их совместное с Китаем предприятие получило право осуществлять покраску всего, что связано с морем, по регистру Ллойда. 

Спустя еще несколько месяцев был получен сертификат на поставку краски для объектов нефтегазовой отрасли Китая – казахстанская цинксиликатная краска успешно прошла все необходимые испытания. 

«В Казахстане мы тоже прошли всю необходимую сертификацию в Казахском институте нефти и газа. Но приходишь в какую-нибудь нефтяную компанию, показываешь все их сертификаты, а они говорят, что для них эти бумаги ничего не значат. Верят только зарубежным», – подчеркнул собеседник «Курсива», заметив, что в Китае таких проблем нет.

Сейчас разработанная казахстанцами цинксиликатная краска выпускается на заводе, специально построенном для этого производства в провинции Ляонин на северо-востоке Китая. За инновационную разработку власти КНР выделили казахстанско-китайскому совместному предприятию грант в 200 тыс. юаней (чуть больше 11 млн тенге) на развитие производства. Даляньский технопарк активно помогает совместному предприятию в разработках новых видов двухкомпонентной цинксиликатной краски на водной основе. Придуманная в Казахстане антикоррозийная краска ныне продается и на китайском, и на мировом рынке под экспортным брендом Made in China. Производство цинксиликатной краски в Казахстане остановлено до лучших времен.


1205 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций