Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Казахстанцы организовали в Китае производство антикоррозийной краски

На родине спроса на их разработку не было

Фото: Shutterstock

Успешное производство антикоррозийной краски организовали в Китае казахстанцы. На родине спроса на их разработку не было: экономический эффект от использования такого покрытия неинтересен сервисным компаниям, которые ежегодно участвуют в тендерах на покраску различных объектов.

Принципиально новую цинксиликатную антикоррозийную краску разработала в конце 90-х годов группа казахстанских ученых и производственников. В отличие от аналогичной продукции зарубежного производства казахстанская краска является двухкомпонентной и не имеет запаха, так как делается на водной основе.
 
«Цинксиликатная краска известна достаточно давно – мы не изобретали велосипед. Такая краска производится в США и используется американцами для проектов NASA. Она есть у Австралии, есть и у других стран мира. Но выпускают ее очень мало, поскольку цена у нее очень дорогая. Мы просто нашли намного более дешевый способ получения. В основе нашей двухкомпонентной краски на 90% лежит цинковый порошок. Вместе со связующими веществами он позволяет, помимо барьерной, обеспечивать и электрохимическую защиту», – рассказывает Чингиз Сериков, который участвовал в разработке продукта и стоял у истоков производства цинксиликатной краски в Казахстане. С 2002 по 2014 годы она выпускалась только в Казахстане. Сегодня на мировых рынках казахстанская разработка продается как продукт из Китайской Народной Республики.

Почти успех

Чингиз Сериков вместе с коллегами в 2002 году открыл компанию, она сразу была сертифицирована как казахстанский производитель. Пошли заказы. Один из самых крупных был от «Тенгизшевройл» – на покраску вагонов для перевозки комовой серы. 

«Другие краски комовую серу не держат. Перед тем как серу загрузить, чтобы она к стенкам не прилипала, вагон обливают водой. Вместе вода и сера, особенно летом, создают агрессивную среду, что влияет на состояние вагонов. Мы давали гарантию минимум три года. И пока они всю серу не вывезли, мы с ними работали. То есть до 2014 года. Также мы красили нефтяные резервуары, мачты ЛЭП и многое-многое другое», – вспоминает Чингиз Сериков. 

Отдельно он подчеркивает тот факт, что, несмотря на статус национального производителя, позволяющего ставить 20%-ную надбавку на стоимость своих товаров и услуг, они краску часто предлагали по ценам на 20% ниже, чем зарубежные конкуренты.

«Невыгодная» краска

Переломным стал период с 2014-го по 2016 год – именно тогда фирма ученого и предпринимателя Чингиза Серикова, образно говоря, уперлась в потолок. В Казахстане не осталось компаний, которые были бы заинтересованы в ее продукции. Дело в том, что в зависимости от толщины покрытия цинксиликатная краска способна сохранять свои антикоррозийные свойства до 25 лет. По этой причине, например, в Австралии на законодательном уровне существует требование об окрашивании такой краской всех морских сооружений и водоводов, а в Южной Корее красят все сходящие со стапелей танкеры для перевозки сжиженного природного газа. Но как раз это обстоятельство и поставило казахстанских производителей цинксиликатной краски в сложное положение. 

«У нас в Казахстане есть много сервисных компаний, которые ежегодно участвуют в объявляемых тендерах на покраску различных объектов. Мы стали предлагать им свою продукцию, рассказывать о свойствах нашей краски. Они вначале говорили нам да, а потом вдруг отказывались. Проблема оказалась другого рода: если я сейчас заказчику покрашу объект цинксиликатной краской, то в течение 25 лет к нему не приду», – заметил Сериков.

Расклад показал, что пришло время искать выход на внешние рынки. Первым делом производитель попробовал свои силы на рынке Европейского союза; работать планировали по принципу «в Казахстане производим – в ЕС продаем». Попытка оказалась неудачной. 

«Не вышло, – говорит собеседник «Курсива». – Как правило, компании западных стран используют свою краску. Хотя иной раз она бывает в два, а то и в три раза дороже нашей. Но эту тенденцию перебить практически невозможно». 

Не случилось у казахстанского производителя цинксиликатной краски и сотрудничества с российскими компаниями. По словам Чингиза Серикова, образцы краски они несколько раз отправляли потенциальным клиентам и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в другие города России. 

«Но и там столкнулись с проблемами. В России есть ограничения, тем более что это не их собственное производство. То, что у нас единый рынок, россиян особо не волновало. Нам дали понять: хотите работать на российском рынке – открывайте как минимум общество с ограниченной ответственностью под названием вроде «Добрыня Никитич» или «Илья Муромец», – с определенной долей сарказма рассказал Чингиз Сериков, отметив, что некоторые лаборатории предлагали им «все устроить за $10 тысяч сверху».

Китайский путь

Лишь после неудачи на европейском и российском направлениях казахстанские производители цинксиликатной краски решили рискнуть и все же глянули в сторону КНР. 

«Приехав в Китай, мы неожиданно получили мощную поддержку. Первоначально нам предложили начать работать возле Харбина, там есть автомобильный завод. Одних только кузовов самосвалов с конвейера сходит 750 в день. Но мы на конвейерную покраску оказались не готовы – поскольку наша цинксиликатная краска на водной основе, она долго сохнет. До полного высыхания нужны минимум сутки, а там надо, чтобы три часа было. Поэтому мы стали красить шхуны», – объясняет Чингис Сериков, заметив, что очень скоро их совместное с Китаем предприятие получило право осуществлять покраску всего, что связано с морем, по регистру Ллойда. 

Спустя еще несколько месяцев был получен сертификат на поставку краски для объектов нефтегазовой отрасли Китая – казахстанская цинксиликатная краска успешно прошла все необходимые испытания. 

«В Казахстане мы тоже прошли всю необходимую сертификацию в Казахском институте нефти и газа. Но приходишь в какую-нибудь нефтяную компанию, показываешь все их сертификаты, а они говорят, что для них эти бумаги ничего не значат. Верят только зарубежным», – подчеркнул собеседник «Курсива», заметив, что в Китае таких проблем нет.

Сейчас разработанная казахстанцами цинксиликатная краска выпускается на заводе, специально построенном для этого производства в провинции Ляонин на северо-востоке Китая. За инновационную разработку власти КНР выделили казахстанско-китайскому совместному предприятию грант в 200 тыс. юаней (чуть больше 11 млн тенге) на развитие производства. Даляньский технопарк активно помогает совместному предприятию в разработках новых видов двухкомпонентной цинксиликатной краски на водной основе. Придуманная в Казахстане антикоррозийная краска ныне продается и на китайском, и на мировом рынке под экспортным брендом Made in China. Производство цинксиликатной краски в Казахстане остановлено до лучших времен.

798 просмотров

Алматинский и актюбинский технадзор вытесняет из Уральска местные фирмы

Они не могут конкурировать с ними в госзакупках

Фото: Silentalex88

Причиной тому стали изменения в законодательстве: в конкурсах на оказание услуг в сфере строительства по ЗКО побеждают лишь актюбинские или алматинские фирмы, у которых суммы налоговых отчислений в бюджет много выше, чем у местных технадзорных компаний. 

Всего в ЗКО около 20 фирм, оказывающих услуги технического надзора при строительстве зданий, сооружений и автомобильных дорог. С начала 2019 года в условиях конкурсов на проведение государственных закупок определяющим показателем была внесена сумма уплаченных предприятием налогов за последние четыре года. И уральские фирмы-технадзоры перестали побеждать в тендерах. Победителями конкурсов на оказание услуг технадзора при строительстве государственных объектов в ЗКО стали иногородние фирмы – ТОО «Дирекция строящихся предприятий «Стройинтеграция» (Алматы), ТОО «Актаустройэксперт» (Нур-Султан), ТОО «Инженерное бюро NURTAU» (Актобе), ТОО «Актобестройэксперт» (Актобе), ТОО «DS&V» (Костанай).

Выиграли много, а спецов мало?

В октябре 2019 года пять инжиниринговых компаний Уральска – ТОО «Сана Маркет», ТОО «АНТинжсервис», ТОО «Сектор строительных услуг «Сенiмдi сапа», ТОО «БатысСапа Инжиниринг», ТОО «КИУС» – написали заявление в управление государственного архитектурно-строительного контроля ЗКО. Они попросили ведомство провести проверку соответствия качества услуг по техническому надзору за строительными объектами в области. 

Причиной проверки, с точки зрения местных предпринимателей, может служить тот факт, что неместные фирмы выиграли огромное количество лотов на технадзор при строительстве 14 многоэтажных домов, 4 водопроводов, 67 одноэтажных домов, 3 школ, 6 дорог. Учитывая разбросанность объектов по области, у местных фирм возник вопрос: сумеют ли победители качественно выполнить взятые на себя обязательства? 

Не получив из ГАСКа ответа, в ноябре 2019 года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей ЗКО, где помимо вопросов качества услуг затронули и больной для инжиниринговых компаний области вопрос – близкое к банкротству финансовое положение. 

Руководитель ТОО «КИУС» Мурат Бахишев – именно он и стал инициатором написания тревожных писем в ГАСК и ПП – объяснил «Курсиву», что его предприятие работает с 2007 года, и при участии ТОО «КИУС» в ЗКО были построены десятки социальных объектов, много­этажных домов, автодорог.

«Во многих договорах на наши услуги прописано, что представители фирмы-технадзора должны постоянно находиться на строительном объекте. При возведении многоэтажного дома или, к примеру, строительстве автодороги там должны работать до шести специалистов технадзора. У нас вызывает большое сомнение, как фирмы из Алматы или Актобе, выигравшие не один десяток тендеров по стране, смогут обеспечить при строительстве объектов должное количество специалистов», – рассуждает Мурат Бахишев.

По его словам, уже сейчас иногородние компании переманивают к себе на работу сотрудников местных фирм. 

Аналогичного мнения придерживается и руководитель фирмы-технадзора ТОО «АНТинж­сервис» Нурлан Мурзагалиев. Он считает, что сложившаяся ситуация с технадзором в ЗКО породит лишь одно: отсутствие надлежащего контроля со стороны госорганов, поскольку фирмы-технадзоры нанимает именно государство в лице областных управлений строительства. В итоге может пострадать качество строительных работ. 

Узкая направленность – путь к разорению

Относительно нового условия участия в тендере – отнесения в зачет участника конкурса суммы уплаченных налогов за последние четыре года – оба руководителя инжиниринговых компаний считают, что именно оно выбило из участия в госзакупках всех уральских технадзоров. 

«Уральские инжиниринговые фирмы заняты только в сфере технадзора за строительством. В то время как алматинские или актюбинские фирмы – победители большинства конкурсов – выполняют весь комплекс строительных работ – от проектирования до строительно-монтажных работ плюс технический и авторский надзор за строительством», – говорит  Нурлан Мурзагалиев.  

Сейчас, по его словам, «АНТинж­сервис» переживает нелегкие времена: из фирмы уже ушли два специалиста, осталось пятеро. Платить зарплату людям нечем. Из госзаказа у ТОО остался лишь проект по газоснабжению сел Казталовского района ЗКО. В конце декабря «АНТинж­сервис» завершит проект, и фирма сократит свой штат еще на три специалиста.

Аналогичная ситуация у большинства инжиниринговых компаний Уральска. В ТОО «КИУС» из 11 специалистов сейчас работают шесть. Люди уходят, потому что нет тендеров, соответственно, нет и достойной зарплаты. 

«Сейчас мы даже не заглядываем на портал госзакупок – шансов выиграть тендеры на технадзор у нас нет никаких. У меня осталось несколько проектов прошлых лет: спортивная школа-интернат в поселке Деркул и пристройка к зданию ДКНБ. К середине лета 2020 года мы их завершим и пойдем ко дну», – констатирует Мурат Бахишев.

Главы уральских инжиниринговых фирм отмечают, что новые нормы закона о госзакупках, по сути, монополизируют рынок услуг технадзора в сфере строительства. И даже если правила госзакупок будут изменяться в перспективе, не исключено, что к тому времени инжиниринговые фирмы Уральска уже разорятся.

Выше закона не прыгнешь 

Руководитель управления госзакупок по ЗКО Бибигуль Ниеткалиева сообщила «Курсиву», что с начала 2019 года они провели 29 конкурсов на услуги технадзора. Один из них выиграла местная фирма – ТОО «Жана консалтинг Ltd», в других победили иногородние инжиниринговые компании. Средняя сумма одного лота по технадзору, по словам г-жи Ниеткалиевой, – 10 млн тенге. 

«Раньше технадзоры, чтобы выиграть конкурс, могли демпинговать, предлагать цену услуг ниже заявленной в тендере на 40-50%. Теперь, во избежание получения некачественных услуг, внесена норма, предписывающая участникам тендеров не допускать понижения цены ниже 15%», – пояснила Бибигуль Ниеткалиева.

То, что местные фирмы из-за меньших сумм налоговых отчислений оказались аутсайдерами тендеров на услуги технадзоров, изменить в управлении госзакупок не в силах.  

Председатель совета по защите прав предпринимателей ПП ЗКО Хайдар Капанов считает, что в этой ситуации побороться все-таки стоит. На местном уровне, как подчеркивает г-н Капанов, такие вопросы не решаются. Поэтому обращение инжиниринговых компаний Уральска они перенаправили в РПП «Атамекен». 

«Наша резолюция – из законодательства нужно убирать норму о включении суммы уплаты налогов за четыре года в список ключевых при участии бизнеса в тендерах на госзакупки в сфере строительства. О какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны государства может идти речь, если такими поправками в законодательстве мы душим МСБ на корню?» – заключил Хайдар Капанов.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance