Перейти к основному содержанию

1830 просмотров

Каким будет строительный рынок ближайшего будущего

Модульное домостроение, искусственный интеллект и реформа инфраструктуры – главные тренды отрасли на ближайшие 20 лет

Фото: Shutterstock

Около 300 компаний строительного рынка приняли участие в профессиональном форуме 13 июня в Алматы. Главной темой обсуждения стал нарастающий разрыв между технологиями строительства и ограничивающими их применение СНиПами, часть которых была принята полвека назад.

Как в этих условиях возводить здания, отвечающие современным эстетическим и технологическим запросам? Что такое цифровизация строительного процесса и как она помогает усилить позиции компании на рынке? Каковы перспективы отрасли в стране на ближайшие десятилетия? Ответы на эти вопросы в полной мере прозвучали в выступлении Айдына Рахимбаева, контролирующего акционера и председателя совета директоров инвестиционно-строительного холдинга BI Group. 

Доля строительства в ВВП страны неизменна и достаточна

Компания BI Group известна рынку как лидер отрасли и пионер в области применения самых современных стандартов строительства. Неудивительно, что выступление Айдына Рахимбаева ждали с особым интересом. В свою очередь спикер сразу обозначил понимание проблем рынка, в том числе и такой, казалось бы, наивный запрос: есть ли у рынка перспективы роста после EXPO.

Не надо беспокоиться о будущем рынка или сомневаться в важности новых технологий, успокоил аудиторию Айдын Рахимбаев. По его данным, доля строительного рынка в ВВП Казахстана в течение последних семи лет держится на уровне 5,6%, что соответствует среднему показателю европейских стран. К примеру, в 2018 году доля строительства в ВВП Норвегии составила 6,6%, Австрии – 6,4%, в Великобритании – 6,1%. Показатели ниже казахстанских демонстрируют Франция – 5,5%, Германия – 5,3%, Италия – 4,7%.  

Лидер строительных инвестиций – Атырауская область

Общий объем выполненных строительных работ в стране за период январь – апрель текущего года – 626,5 млрд тенге. Это на 11,4% выше аналогичного прош­логоднего показателя.

Если изучить строительный рынок Казахстана текущего года через регионы, то лидером по инвестициям окажется отнюдь не столица. Она занимает второе место с показателем выполненных строительных работ на 61,2 млрд тенге. Третье место за Алматы – 50,3 млрд тенге. Далее расположились Карагандинская область (48,3 млрд), ВКО (43,5 млрд) и Алматинская область (40,1 млрд тенге). 

Лидер отрасли – Атырауская область с показателем 151,8 млрд тенге. Это обусловлено развитием серьезных объектов нефтедобывающей промышленности. Именно сюда, считает Айдын Рахимбаев, должны стремиться компании, желающие закрепиться на рынке надолго. Объем возводимых промышленных объектов неизменно растет. В текущем году его показатель ожидается на уровне 953,602 млрд тенге. Рынок инженерно-коммуникационной инфраструктуры составит 792,712 млрд тенге. Рынок гражданских объектов – 648,583 млрд тенге.

Урбанизация подстегивает рынок жилья

Айдын Рахимбаев развеял неуверенность строительных компаний относительно перспектив рынка жилья: рост неизбежен. Причина тому – отток населения в крупные города. Согласно прогнозу BI Group на ближайшие 20 лет в 2038 году в Казахстане будут жить 22,1 млн человек, 70% из них – в городах. Ожидаемая цифра ввода жилья в 2023 году составит 20,286 млн кв. м. Сравните с показателем 2012 года – 6,472 млн кв. м. В текущем году запланировано 13,856 млн кв.м.

Также Айдын Рахимбаев представил прогноз динамики уплотнения городов Казахстана, составленный экспертами
BI Group на период до 2028 года. К примеру, население Нур-Султана ежегодно прирастает на 4%, Алматы – на 2,2%. В 2028 году рост плотности населения ожидается следующим: в Нур-Султане на 41,2%, в Шымкенте на 24,9%, в Алматы на 21,6%, в Атырау на  21,2%, в Актобе на 19,7%, в Туркестане на 19%. Урбанизация повлечет реконструкцию и новое строительство инженерной инфраструктуры. А вот и аутсайдеры по росту плотности населения: в Талдыкоргане ожидается рост на 8,5%, в Петропавловске на 4,3%, в Таразе на 4%, в Кокшетау на 3,3%, в Павлодаре на 3%.

Ключевые тренды строительства будущего

Айдын Рахимбаев предложил аудитории короткий экскурс в ближайшие 10 лет строительного рынка. Основные направления – сильные регионы и урбанизация, развитие обрабатывающей промышленности, умные города, газификация страны, развитие инфраструктурных проектов. 

Аналитика BI Group видит перспективу в модульном домостроении. Это технология возведения зданий из готовых квартирных блоков, которые отлиты в заводских условиях. Она позволяет возводить дом из 400 квартир за три-четыре месяца силами десяти человек (монолитная технология рассчитана на срок возведения 15–18 месяцев усилиями 400 человек). В ноябре BI Group планирует запуск модульного завода в Нур-Султане. Затем в течение 10 лет поставит заводы в каждом из регионов. Производительность одного завода – 131–460 тыс. м. кв. в год. Стоимость квадратного метра жилья составит от 240 тыс. тенге. Экспериментальное здание на 144 квартиры по этой технологии возводится в Нур-Султане, запуск ожидается в октябре.

Искусственный интеллект, принятый на службу BI Group, мгновенно приводит цену жилья к рыночным условиям и помогает составлять прогноз погоды для каждой строительной площадки. Специальные проектировочные программы умеют вписать строительный комплекс в любой ландшафт за два часа, предоставив при этом актуальную смету расходов. Умные дома без специальной доплаты за технологию, информационное моделирование проектов любой сложности, автоматизация взаимодействия с бизнес-партнерами – все это не только картина будущего, но и текущего дня. 

«Строительная отрасль не менялась 50 лет. Пора ее перекроить и встряхнуть», – резюмировал Айдын Рахимбаев.

1612 просмотров

Какие навыки нужны современному руководителю цифровой организации

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock

Цифровая трансформация – это не только новые технологии: Big Data, голосовые помощники, интернет вещей, искусственный интеллект и прочее. Цифровая трансформация – это новые роли в компании, новые требования к сотрудникам, новая корпоративная культура и новые бизнес-процессы.

Чтобы быть успешным в этом новом бизнесе, нужно обладать новыми компетенциями  и навыками.

Решения на основе данных

Через три-пять лет любой руководитель должен будет уметь на основе данных принимать управленческие решения и выстраивать бизнес-процессы. Генеральный директор DIS Group KZ Канат Абиров говорит:

«Все решения будут приниматься не на основе внутреннего ощущения и опыта руководителя, а на основе анализа данных. Все большее значение будут иметь технологии Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект. Они будут помогать искать инсайты (полезные для бизнеса закономерности), предсказывать события (предиктивная аналитика), быстро проверять различные гипотезы. Те менеджеры, которые смогут подстроиться под такую схему управления, будут наиболее успешными».

Речь не идет о том, что всем придется учиться программировать или управлять всеми корпоративными IТ-решениями для работы с данными. В будущем по-прежнему сохранится должность директора по данным (CDO), который будет определять методологию работы с данными и управлять корпоративными данными в целом. Сохранятся и должности инженеров по данным, аналитиков и data scientists, которые продолжат помогать остальным сотрудникам эффективно работать с информацией.

Все менеджеры в своей работе продолжат ежедневно сталкиваться с задачами, для выполнения которых им будут нужны данные. Важно уметь определять, какие именно данные понадобятся в работе. Как, где и с помощью каких инструментов их лучше собрать, насколько регулярно это необходимо делать, и кто именно будет выполнять эту работу. Собранные и правильно структурированные данные помогут маркетологу предложить новые сервисы и сделать персонализированное предложение, предугадав потребности клиента, а директору по развитию подскажут новую бизнес-модель.

Эти выводы подтверждает отчет 2019 года исследовательского агентства IDC, согласно которому ориентированность на использование данных станет одним из важнейших навыков корпоративной «культуры будущего». К 2024 году этими навыками овладеют руководители в 50% компаний из списка 2 тыс. самых крупных в мире.

Презентация и объяснение

Для руководителя важно не только принять правильное решение, но и уметь его презентовать и совету директоров, и подчиненным, и другим заинтересованным лицам. Сейчас для этого используются отчеты, которые распечатываются или загружаются в Power Point в текстовом виде или в виде графиков, таблиц, схем.

В будущем для презентации данных будут широко использоваться дашборды – визуальное представление наиболее важной информации в рамках одного экрана. Хорошо продуманный дашборд позволит сэкономить время на презентацию данных, сделать ее более точной и актуальной, обновлять ее в реальном времени. Во многих компаниях переход к такому представлению информации уже начался.

Создавать дашборды нужно учиться – чтобы отсортировывать ключевую информацию, которая будет представлена, логику ее расположения, правильно выбирать источники данных.

Профессиональная любознательность

Аналитики издания Harvard Business Review выделили факторы, которые позволяют компаниями успешнее нанимать специалистов для осуществления цифровой трансформации в своих организациях. Для этого они опросили более тысячи руководителей по всему миру.

Прежде всего, успешные с точки зрения цифровой трансформации компании в большей степени обращают внимание на потенциал сотрудников, чем на их достижения. Связано это с тем, что технологии сейчас развиваются очень быстро, экспертиза быстро устаревает. На первое место выходят быстрая обучаемость, способность приспосабливаться и профессиональная любознательность.

Естественно, такой подход требует постоянного обучения сотрудников новым инструментам и методикам. Так, сейчас в СНГ большинство крупных компаний уже открыло собственые центры обучения. Свои школы данных в России есть у «Ростелекома», «Сибура», ПАО «Вымпелком» и других, в Казахстане – у «Альфа-Банк Казахстан». В таких школах учатся не только технические специалисты, но и сотрудники других бизнес-подразделений: маркетинга, HR и прочих.

Также важный фактор для цифровой трансформации, согласно Harvard Business Review, – хорошо развитые коммуникативные навыки сотрудников. Самым востребованным из них оказалась способность работать в команде. Кроме того, те, кто преуспели в цифровой трансформации, больше обращают внимание на вклад, который сотрудник может сделать для команды, и стимулируют работников к росту.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif