Перейти к основному содержанию


1143 просмотра

Как введение роялти снизит бюрократию в металлургии

Налогообложение металлургической и горно-рудной отраслей страны предлагается перевести в режим налога с продаж

Фото: Аскар Ахметуллин

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Тимур Токтабаев 12 июня объяснил, почему его ведомство выступает за замену налога на добычу полезных ископаемых на роялти при налогообложении горно-рудных и металлургических компаний.

«Когда мы разрабатывали кодекс о недрах и перенимали зарубежный опыт, мы смогли имплементировать только часть большой системы, и это связано с налогами: Казахстан – единственная страна, которая проверяет налоги по добытому сырью в соответствии с утвержденными запасами. Вот поэтому мы вместе с Ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий выступаем за то, чтобы поскорее ввести роялти», – сказал Токтабаев в ходе форума AMM в Нур-Султане.

Он напомнил, что в стране действует норма, при которой в случае отклонения запасов той или иной компании от утвержденных ранее более чем на 20% она должна вновь проводить согласование, в том числе с фискальными целями.  

«И мы все очень мучаемся, потому что коэффициент неподтверждения при утверждении запасов до 40 и более процентов достигает, а все риски ложатся на плечи недропользователей, что неправильно и некомфортно», – заметил вице-министр.

По его мнению, использование данных подсчета запасов и государственного баланса, которые аккумулирует комитет геологии, не должны использоваться для фискальных целей, роялти же, при котором налогообложение начинается с момента продажи добытого сырья, а не с момента его извлечения, в отличие от НДПИ, делает сведения о доказанных запасах компаний с фискальной точки зрения бессмысленными.

«Тем не менее сейчас взять и перестроить все одномоментно очень сложно – это связано с бюджетными процедурами, но мы в рамках рабочих групп стремимся к тому, чтобы реформы в этой отрасли продолжились, потому что гонять эти отчеты о запасах по госорганам уже никакого смысла нет. И мы предполагаем, что с роялти и с отчетностью для целей налогообложения разберемся, найдем компромисс с нашими коллегами из фискального блока и упростим эту систему максимально», – заключил он.

В апреле этого года исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец предложил ускорить переход Казахстана на уплату роялти вместо налога на добычу полезных ископаемых. По его словам, внедрение роялти позволит горно-рудным и металлургическим предприятиям перейти на «новые переделы».

При этом, по мнению Радостовца, ставки роялти в Казахстане должны быть ниже, чем у других государств, где развит сектор ГМК ввиду отдаленности республики от мировых рынков и дополнительных затрат металлургов ввиду климатических условий страны.

«И есть много других факторов, которые должны нам дать возможность убедить тех, кто формирует налоговую политику, сделать ставки как можно скорее понятными, прозрачными и главное – по величине такими, чтобы заинтересовать компании выстроить проекты по переработке металлов, которые Казахстан сейчас выплавляет», – заключил Радостовец.

Процедура уплаты роялти предполагает выплату налогов по факту продажи произведенной продукции, налог на добычу полезных ископаемых взимается сразу после добычи сырья на месторождении без факта его продажи.


4875 просмотров

Аида Балаева: «Решение судов администрация президента отменить не может»

Какими проблемами занимается созданный 100 дней назад отдел по контролю за рассмотрением обращений Администрации президента РК

Фото: Сергей Монко

Какими проблемами занимается созданный 100 дней назад отдел по контролю за рассмотрением обращений Администрации президента РК.

Аида Балаева, глава созданного при Администрации президента РК отдела по контролю за рассмотрением обращений, готовится к поездке по Казахстану – будет принимать людей на местах. Она рассказала «Курсиву» о том, чем занимается новый отдел администрации президента Токаева в повседневном режиме.

– Аида Галымовна, с чего начинается стандартный день помощника президента страны: с чашки кофе или сразу с ознакомления с большим количеством обращений в адрес главы государства?

– Как это ни странно, но с пожелания доброго утра моим подписчикам на Facebook. Этой традиции уже скоро будет пять лет. Как сейчас помню, в один из январских дней 2015 года на своей странице опубликовала простую открытку «С добрым утром!». Очень удивили живые отклики и искренние слова благодарности моих друзей. С этого дня решила делать это ежедневно, даже если кому-то и не нравится. Всегда руководствуюсь принципом: делать добро нужно, начиная с себя, даже если это будет доброе слово!

– Сколько различных жалоб ежедневно поступает в администрацию президента – десятки или все-таки сотни?

– Статистика поступающих в администрацию президента обращений демонстрирует стабильно высокие показатели. В среднем сотрудниками отдела регистрируется 250–300 обращений ежедневно. И это не считая заявлений, поступающих в дни приема граждан.

– А каким образом можно попасть на прием?

– Любой гражданин может позвонить в общественную приемную по телефону 74-17-96 и зарегистрироваться на свободное время в ближайший прием. Единственное условие: гражданину необходимо указать свое имя и контактные данные, а также характер вопроса, чтобы в случае необходимости мы могли пригласить на встречу представителей заинтересованных государственных органов.

– Какой из регионов является самым активным, если судить по количеству обращений?

– В администрацию президента поступают обращения граждан со всех регионов страны. Вместе с тем наряду с нашими мегаполисами традиционными лидерами являются Алматинская и Туркестанская области. Объективно это объясняется количеством жителей, проживающих в регионах.

– Предполагаю, что граждан нашей страны больше всего волнует социальная сфера, но в настоящий момент социальным вопросам государство уделяет очень большое внимание. Насколько это оправданно?

– Прежде всего хочу напомнить, что Основной закон страны закрепляет принципы социально ориентированного государства. Поэтому с первых лет независимости вопросы социальной политики получали особое внимание государства. В последние годы явно ощущается усиление данной тенденции. Во многом это реакция на кризисные явления в мировой экономике, которые так или иначе влияют и на нашу страну. В таких условиях на первый план выходит обеспечение социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения, которые первыми ощущают на себе все изменения в экономической сфере.

– Не получится ли так, что из-за значительного увеличения социальной поддержки в обществе усилятся иждивенческие настроения?

– Понимаю, о чем вы говорите. В любой стране мира социальные пособия – это подержание минимального уровня жизни нуждающихся граждан. Большинство людей всегда будут стремиться к укреплению своего социального статуса. Это заложено в нас самой природой. Поэтому сидеть на пособиях всю жизнь – это скорее распространенный стереотип, навеянный мифами о беззаботной жизни в некоторых зарубежных странах, чем практика реальной жизни. Ведь получатели пособий за рубежом в большинстве своем эмигранты, то есть люди, которые не смогли адаптироваться в социуме. Возможно, у кого-то это вызовет скепсис, но я полагаю, что у нас созданы все условия, чтобы каждый желающий мог реализовать свой потенциал. Главная проблема, на мой взгляд, связана со слабой разъяснительной работой государственных органов в этом направлении. Поэтому люди зачастую просто не знают, какими программами воспользоваться. Ведь возможность получить новую квалификацию, трудо­устроиться или создать свой малый бизнес открывает гораздо большие перспективы, чем получение тех или иных пособий.

– А что, по Вашим наблюдениям, больше всего беспокоит казахстанских предпринимателей среднего и малого бизнеса?

– Предприниматели – это такие же граждане страны, поэтому они используют свои права на обращение в администрацию президента как граждане либо от имени юридических лиц, которых они представляют. В любом случае поступившее обращение будет рассматриваться в соответствии с установленным регламентом. Спектр вопросов, поднимаемых бизнесом, как и по любому другому направлению, достаточно широк. Но среди наиболее часто встречаю­щихся – недовольство решениями судов, земельные споры, вопросы налогообложения, поддержки производств и так далее. Здесь хочу подчеркнуть, что комментировать либо отменить решение суда администрация президента не может. Однако все другие вопросы внимательно рассматриваются и практически стопроцентно ставятся на контроль профильных государственных органов.

– И как часто положительно решаются вопросы людей, обратившихся за помощью в Администрацию президента?

– Понятие «положительное решение» достаточно условное. Важнее удовлетворить ответом заявителя. Ведь по многим вопросам просто невозможно сделать так, как просит гражданин. Особенно если у него на руках судебные решения всех инстанций, которые он проиграл. Здесь на первый план выходит качество разъяснения. Поэтому с момента создания отдела введена практика контрольных звонков заявителям по наиболее значимым вопросам с целью выяснения, как сам заявитель оценивает полученный ответ. В случае необходимости граждане записываются на личный прием, чтобы еще раз предметно разобраться в ситуации и получить исчерпывающий ответ профильных государственных органов или юриста.

– Бывали ли случаи, когда Вам на стол попадали обращения, от которых, как говорится, оторопь брала?

– Таких примеров немало. Ведь каждое обращение внимательно изучается и анализируется. Наиболее распространенный пример – «судьбоносные» изобретения и открытия, с которыми обращаются наши талантливые граждане, несмотря на отсутствие научного обоснования. Сразу вспоминаю один прием, когда гражданин эмоционально рассказывал об изобретенной им формуле успеха. На уточняющий вопрос, как эта формула помогла лично вам, он задал не менее резонный встречный вопрос: «а при чем здесь я?» Получился живой анекдот.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций