Как введение роялти снизит бюрократию в металлургии

Налогообложение металлургической и горно-рудной отраслей страны предлагается перевести в режим налога с продаж

Фото: Аскар Ахметуллин

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Тимур Токтабаев 12 июня объяснил, почему его ведомство выступает за замену налога на добычу полезных ископаемых на роялти при налогообложении горно-рудных и металлургических компаний.

«Когда мы разрабатывали кодекс о недрах и перенимали зарубежный опыт, мы смогли имплементировать только часть большой системы, и это связано с налогами: Казахстан – единственная страна, которая проверяет налоги по добытому сырью в соответствии с утвержденными запасами. Вот поэтому мы вместе с Ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий выступаем за то, чтобы поскорее ввести роялти», – сказал Токтабаев в ходе форума AMM в Нур-Султане.

Он напомнил, что в стране действует норма, при которой в случае отклонения запасов той или иной компании от утвержденных ранее более чем на 20% она должна вновь проводить согласование, в том числе с фискальными целями.  

«И мы все очень мучаемся, потому что коэффициент неподтверждения при утверждении запасов до 40 и более процентов достигает, а все риски ложатся на плечи недропользователей, что неправильно и некомфортно», – заметил вице-министр.

По его мнению, использование данных подсчета запасов и государственного баланса, которые аккумулирует комитет геологии, не должны использоваться для фискальных целей, роялти же, при котором налогообложение начинается с момента продажи добытого сырья, а не с момента его извлечения, в отличие от НДПИ, делает сведения о доказанных запасах компаний с фискальной точки зрения бессмысленными.

«Тем не менее сейчас взять и перестроить все одномоментно очень сложно – это связано с бюджетными процедурами, но мы в рамках рабочих групп стремимся к тому, чтобы реформы в этой отрасли продолжились, потому что гонять эти отчеты о запасах по госорганам уже никакого смысла нет. И мы предполагаем, что с роялти и с отчетностью для целей налогообложения разберемся, найдем компромисс с нашими коллегами из фискального блока и упростим эту систему максимально», – заключил он.

В апреле этого года исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец предложил ускорить переход Казахстана на уплату роялти вместо налога на добычу полезных ископаемых. По его словам, внедрение роялти позволит горно-рудным и металлургическим предприятиям перейти на «новые переделы».

При этом, по мнению Радостовца, ставки роялти в Казахстане должны быть ниже, чем у других государств, где развит сектор ГМК ввиду отдаленности республики от мировых рынков и дополнительных затрат металлургов ввиду климатических условий страны.

«И есть много других факторов, которые должны нам дать возможность убедить тех, кто формирует налоговую политику, сделать ставки как можно скорее понятными, прозрачными и главное – по величине такими, чтобы заинтересовать компании выстроить проекты по переработке металлов, которые Казахстан сейчас выплавляет», – заключил Радостовец.

Процедура уплаты роялти предполагает выплату налогов по факту продажи произведенной продукции, налог на добычу полезных ископаемых взимается сразу после добычи сырья на месторождении без факта его продажи.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg