Перейти к основному содержанию


344 просмотра

Как в ЗКО решают проблему высокой конфликтности в бизнес-среде

Число медиативных соглашений выросло в десятки раз

Фото: Shutterstock.com

Специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) ЗКО пытается снизить конфликтность в среде предпринимательства, используя институт медиации. Ежегодно СМЭС рассматривает не менее 5 тысяч дел с участием бизнеса, и это число растет. Одно из новшеств – участникам процессов стали направлять извещения – конфликт можно решить без суда.

Львиная доля поступающих сегодня исков посвящена спорам в сфере госзакупок, договорным и земельным обязательствам, сообщили в СМЭС на запрос «Курсива». В 2018 году иски субъектов бизнеса были удовлетворены по 2 815 делам, но отказано в удовлетворении по 875 спорам. Предприниматели обжаловали решения по 153 делам. За четыре месяца 2019 года иски удовлетворены по 464 делам, а по 148 делам субъектам бизнеса отказано.

«Ошибки в ходе судебных процессов чаще всего допускают предприниматели. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то самая большая проблема – юридическая неграмотность. Люди не могут собрать доказательную базу, обосновать заявленные требования», – сказал «Курсиву» председатель СМЭС Исатай Сматов, комментируя показатели своего ведомства.

Высокая конфликтность в бизнес-среде оказалась буфером в продвижении и развитии института медиации. Если прежде бизнес неохотно шел к медиаторам – там нужно больше платить, к тому же эти решения не всегда исполняются, то за четыре месяца 2019 года СМЭС вынес 17 мировых соглашений и 62 медиативных решения. В прошлом году их было всего 19.

«Это те барьеры, которые препятствуют развитию этого института. Нет фиксированной суммы услуг медиаторов: один может попросить три тыс. тенге, другой пять или десять. Услуги суда, то есть госпошлина, гораздо дешевле услуг медиаторов», – заметил Сматов.

Спикер также сообщил: МСЭС применяет сегодня досудебную и судебную медиации, работают судья-примиритель, профессиональные и общественные медиаторы. Но механизм требует доработки. Например, если решение суда можно привести в исполнение через судоисполнителя, то соглашение медиатора в случае неисполнения придется все равно отстаивать через суд.

Хотя уже внесены дополнения в законодательные акты по вопросам усиления защиты прав собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации судебной системы. Например, если медиативное соглашение не исполнятся, можно обратиться с заявлением в суд, и там выпишут исполнительный лист.

«Этот процесс еще и ускорили – суд может рассмотреть неисполнение медиативного решения в течение трех дней. Сбор доказательств, их исследование, вызов сторон при рассмотрении в суде невыполненного медиативного соглашения не нужны», – сообщил председатель суда.

По его словам, сегодня задача судов – снизить конфликтность в среде предпринимательства, опираясь в том числе и на опыт развитых стран. Поэтому если тема иска позволяет, то споры перенаправляют медиаторам.

«К примеру, за рубежом идти в суд – непозволительная трата времени и затратное занятие: там очень высокие госпошлины. И суд может годами рассматривать одно дело. Там от 80 до 90% споров решают медиаторы. Лучше договориться, уступить, сохранить деньги и время. Важным также считается сохранить партнерские отношения. В суды обращаются в исключительных случаях», – сообщил Сматов.

К слову, в ходе судебных споров в 2018 году МСЭС ЗКО взыскал с субъектов бизнеса и юридических лиц 16,2 млрд тенге. Плюс по спорам госзакупок в доход государства перечислена неустойка в размере 42,4 млн тенге. В этом году – уже более 1, 2 млрд тенге. По госзакупкам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств в доход государства взыскано 136,6 млн тенге неустойки.

Справка

СМЭС ЗКО разбирает только споры между бизнесом, государством и другими структурами. В 2018 году суд рассмотрел 4 914 дел, из них с участием крупного и среднего бизнеса – 4 680. Из них по договорным обязательствам 911 споров, по взысканию задолженности по зарплате 86 дел, по страховым случаям 13 дел, по спорам о защите деловой репутации два дела, о защите прав и интелектуальной собственности – четыре. В 2019 году суд рассмотрел более 864 дел, с участием крупного и среднего бизнеса – более 818 дел.


767 просмотров

Как занять значительную долю рынка фастфуда в Талдыкоргане

Бизнес-ментор помог компании Party-Food подготовиться к выходу на национальный уровень

Фото: Shutterstock

190 миллионов тенге – так оценивает потери бизнеса из-за неправильных эмоциональных решений Ирина Чен, владелец и генеральный директор Party-Food, сети ресторанов быстрого питания из Талдыкоргана. 

Она признается, что переносит этот факт гораздо болезненнее при переводе суммы в доллары. Но подчеркивает, что все 12 лет работы компания не показывала убыток. «Я никогда не упускала возможности, которые открывал передо мной бизнес», – говорит Ирина.

Сегодня Party-Food – сеть быстрого питания номер один в Талдыкоргане. Компания занимает 60% рынка местного фастфуда, у нее есть свой call-центр, приложение для смартфона, фабрика-кухня, более ста человек персонала и тысяча клиентов ежедневно. Кроме того, Ирина Чен открывает два фирменных ресторана в Алматы и намерена расширять сеть через продажу франшизы. Это первые шаги к масштабированию бизнеса до национального уровня. 

Расширение Ирина Чен задумала пять лет назад. Но оказалось, что одного желания мало. Новый масштаб требовал серьезных перемен и в самой себе, и во внутренней структуре бизнеса. Увидеть это помог бизнес-ментор Виталий Киричек, имеющий опыт построения и развития крупных сетей быстрого питания на Украине. Он помог компании проанализировать ошибки прошлого, найти новую мотивацию для владельца и персонала и сформировать новое видение будущего. 

Когда владелец бизнеса препятствует его развитию

Ирина Чен уверена: эволюция бизнеса – это эволюция его руководителя. 12 лет назад Party-Food начался как ресторан, который предлагал все: от фастфуда до стандартной горячей кухни и даже кулинарной продукции. Вместо стратегических планов и маркетинговых исследований у Чен были два кредита, вера в большое будущее, круглосуточный формат работы с доставкой и первая в Талдыкоргане пицца. Этот продукт и сейчас занимает 40% в общем объеме продаж сети. 

Пять лет назад Ирина Чен задумалась о том, чтобы обобщить полученный опыт для распространения его через франшизу.И поняла, что не может сформулировать правила бизнеса, потому что всегда видела в нем реализацию своего личного потенциала и настроения, отказывая ему в самостоятельном развитии. «Мы улучшали бизнес через мое «я» и мое личное видение, а без этого ничего не двигалось», – вспоминает Ирина. Обострился внутренний конфликт, типичный для владельца, занятого оперативным управлением: с одной стороны, хочется быстрой отдачи от бизнеса, с другой – нужно строить надежный фундамент предприятия. 

Может ли кухня работать как фабрика

Бизнес Party-Food появился в нужное время в нужном месте. В 2007 году Талдыкорган как будто ждал именно этого: круглосуточный формат, пицца и доставка еды. 10 лет Ирина Чен экспериментировала, вводила новые форматы и отсекала неэф­фективные, не боясь потерять лидирующее положение. 

Критерием «отбраковки» была критическая зависимость бизнеса от некомпетентности сотрудников. Клиенты часто жалуются на официантов – вводится самообслуживание. Для этого необходимо расширить зал – закрывается направление кулинарии. Повара не могут обеспечить постоянное качество горячих блюд – закрывается это направление в целом. Есть разница в фастфуде в работе разных смен – значит, одна смена будет заниматься исключительно заготовками, а вторая – собирать стандартизированный конечный продукт. 

Стремление упростить процессы и добиться стандартного качества продукта и обслуживания привело к оптимальной для этого бизнеса схеме: фабрика-кухня, которая обеспечивает пять сетевых ресторанов. Но если ресторанов станет больше? 

Решение принято, кредит получен, построена новая фабрика – площадью 1 тыс. квадратных метров, в 12 раз больше старой. Здесь стерильная чистота, современное качество обработки продуктов и камера быстрой заморозки, что позволяет расширить ассортимент продукции замороженными продуктами. 

Новая фабрика способна обеспечить едой 30 ресторанов. Но это совсем другой масштаб, требующий тонких настроек, важность которых опять же подчеркнул ментор. С его подачи Ирина Чен изучила работу подобного бизнеса в крупных сетях России и Украины. В итоге для отладки внутренних процессов был приглашен украинский эксперт. «Если бы я делала все сама, на основе своего опыта, то упустила бы важные мелочи. Через некоторое время мелочи превратились бы в проблемы, на решение которых пришлось бы дополнительно потратить 70 млн тенге», – признается Ирина Чен.

Как изучить недостатки компании через финансовые потери

Деньги – прекрасный инструмент для понимания недостатков в организации бизнеса. «Признать потерю полумиллиона долларов на управленческих ошибках – неприятно», – говорит Ирина Чен. Зато полезно посмотреть на эту цифру через призму планов по построению франшизы. Ведь ее покупатель избежит неправильных решений и финансовых потерь.
 
Потери, рассказывает Ирина Чен, накапливаются с каждым неверным решением: в логистике, в расчете себестоимости и измерении эмоциональной привязанности клиентов. Некомпетентные консультанты отбрасывали компанию на несколько лет назад. Отсутствие четкой цели и стратегии, обдуманной и прописанной до деталей, а значит и отсутствие измерения скорости обслуживания, атмосферы, качества привело к упущенной прибыли, упущенным продажам, упущенным гостям. 

Приняв совершенные ошибки, владелец бизнеса под другим углом увидела оргструктуру компании. «Меня осенило: это должен быть другой документ – не о том, кто кому подчиняется, а об ответственности, кто за какую зону отвечает и развивает», – говорит Ирина Чен. 

Сейчас серую сухую административную схему заменила яркая графика. На ней нашли место департамент очарования и искушения – это отдел маркетинга, департамент счастья гостя – отвечает за атмосферу и сервис, департамент вкуса и скорости – фабрика-кухня, департамент прибыли и даже департамент счастья сотрудников. «Работник должен четко 
понимать, чего от него ждут и какие в компании для него перспективы», – комментирует Ирина Чен. 

Как не превратить свою жизнь в фастфуд

Фастфуд всегда был интересен Ирине Чен большим числом клиентов, постоянным обновлением, интересными нештатными задачами. Талдыкорган имеет репутацию города местного фастфуда – только в прошлом году количество точек быстрого питания здесь выросло на 50%. Несмотря на возросшую конкуренцию, Party-Food сохраняет рост посещаемости своих ресторанов на уровне 15–20%, показатель прибыльности – 20%, среднего чека – 3500 тенге. 

Но на этапе качественного скачка и выхода на рынок Алматы владелец компании потеряла мотивацию. «Мне всегда хотелось большего масштаба, покорения большого города. Но вместо принятия решения я вдруг погрузилась в долгое обдумывание – как это отразится на моей семье», – рассказывает Ирина Чен. По ее словам, женский подход к решению задач бизнеса в первую очередь касается поиска вдохновения. Ментор помог разделить эмоции и потребности. Ирина научилась альтернативному подходу: если нет вдохновения для действия, черпай его в самом действии. Для этого достаточно построить детальный план и начать его реализовывать.
 
Сейчас Ирина занимается поиском локаций для открытия двух ресторанов в Алматы. По ее оценке, фастфуд в Алматы занимает 60% рынка, форматы разные – от лапшичных до пиццерий. Активно в городе ведут себя операторы фастфуда из России и Украины. 

«Для нас в условиях Алматы даже наихудший вариант даст хорошие условия для развития, мы ведь не избалованы большим городом», – оптимистично смотрит в будущее Ирина Чен. В ее планах – построение национального бренда, который мог бы уверенно развиваться самостоятельно, без участия владельца, следуя строгой логике бизнеса.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

rouge_signature.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций