Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Как прокуратура остановила газового монополиста в Костанайской области

Бизнесмены добились отмены предоплаты за газ

Фото: Shutterstock

Бизнесмены в Костанайской области не один год добивались отмены предоплаты за голубое топливо, поставляемое АО «КазТрансГаз Аймак». Спором между предпринимателями и монополистом заинтересовались сотрудники надзорного органа. Им пришлось обратиться с иском в суд.

Попытка номер…

В Костанае на прошлой неделе суд удовлетворил исковое заявление прокурора города Костаная к АО «КазТрансГаз Аймак». Надзорный орган требовал признать недействительными ряд пунктов публичного договора между газоснабжающей компанией и потребителями. Два из них закрепляют право поставщика взимать с бизнесменов 100-процентную предоплату за голубое топливо и не только. Согласно договору с филиалом АО «КазТрансГаз Аймак» оплачивать поставки нужно за месяц вперед. В том случае, если газ не использован полностью, бизнесмену приходится выкладывать сумму «начисления упущенной выгоды в размере 10% от невыбранного объема». Допускаются отклонения между цифрами в заявке и фактическим потреблением до 5% – в этом случае санкция не применяется. 

Предприниматели региона больше четырех лет пытаются изменить разорительные для них условия. Их юристы уже не раз пытались доказать в судах, что схема оплаты нарушает статьи Гражданского кодекса РК, предписывающие рассчитываться за коммунальные услуги по показаниям приборов учета. Представители бизнеса Костанайской области уже направляли предложения по изменению этих пунктов договора в правительство страны, Генпрокуратуру, антимонопольное ведомство, даже выигрывали судебные процессы, но типовой договор поставки природного газа для юридических лиц все равно остается прежним.

Наше дело правое

Теперь дело рассматривал специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области. Представители надзорного органа подали иск и привлекли к процессу сотрудников местного филиала палаты предпринимателей, к которым также регулярно поступают жалобы от бизнесменов на действия компании-монополиста. 

«Акционерное общество является субъектом общественно значимого рынка, и в области, кроме него, никакого субъекта рынка, который бы реализовывал природный газ, нет. В силу того, что у бизнесменов нет альтернативы, они вынуждены заключать с АО «КазТрансГаз Аймак» договор и отказаться от работы с газовиками они не могут. Мы ссылаемся на Гражданский кодекс РК, ст. 488, диспозиция которой указывает, что оплата за фактическое потребление и определяется приборами учета», – подчеркнул в ходе заседания сотрудник прокуратуры города Костаная Василий Федяй.

Он поддержал довод, что, выполняя условия договора с филиалом АО «КазТрансГаз Аймак», бизнесмены несут серьезную финансовую нагрузку, оплачивая газовикам штрафы в качестве упущенной выгоды.

В свою очередь представитель газоснабжающей компании Оксана Марар в ходе судебного заседания доказывала, что пункт в договоре вполне законен и его наличие обоснованно.

«Включение подобного пункта в договоры необходимо для соблюдения баланса газа, для поддержания давления газа в системе. Нередки случаи повышения давления из-за излишков газа в трубах и создания аварийной ситуации. То есть мы говорим о безопасности. Во время процесса в столице эти доводы были приняты во внимание судом», – заключила Оксана Марар.

Она добавила, что за последние два года в судебные органы по этому поводу бизнесмены не обращались, а значит, их все устраивает. Кроме того, по ее словам, два года назад было завершено расследование, инициированное антимонопольным ведомством. По его итогам дело также передали в суд, действия АО «КазТрансГаз Аймак» были признаны антиконкурентными. Предприятие привлекли к административной ответственности, наложив штраф в размере почти 945 млн тенге, но оспариваемых сегодня прокуратурой пунктов не отменили.

«Следует отметить, что деятельность общества проверялась антимонопольным ведомством в 2016 году, и по пункту о предоплате в 100% нарушения законности выявлено не было. В Уральске в 2013 году рассматривалось дело по этому пункту, но и там суд прекратил производство по делу», – подчеркнула юрист.

В Костанае же прокуратуру поддержали и сотрудники регионального департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Они озвучили обращения, поступающие к ним от субъектов бизнеса, не согласных с действиями АО «КазТрансГаз Аймак». 

«К нам постоянно обращаются потребители. Вот одно их них. 1 марта 2019 года ТОО «Меркурий» получило уведомление от акционерного общества о задолженности согласно акту сверки расчетов. Но ТОО акт не подписывало, как и протокол разногласия, в связи с тем, что не пришли к соглашению по этому вопросу. Этот факт подтверждает, что газовики требуют предоплату», – рассказала суду представитель госоргана Светлана Карпова.

По ее словам, расследования в отношении АО «КазТрансГаз Аймак» департамент по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Костанайской области проводит часто, но результаты отправляет в столицу. Таковы правила. Окончательную проверку и судебный процесс антимонопольное ведомство проводит там, где находится головной офис проверяемой компании. 

Решение об удовлетворении иска прокуратуры суд в Костанае огласил уже через три заседания. Но пока пройдена только первая инстанция. У сторон еще есть время подать апелляционную жалобу.
 


2659 просмотров

Польше не дадут реанимировать проект Одесса – Гданьск

И пойдет ли по этому пути казахстанская нефть в Восточную Европу

Коллаж: Вадим Квятковский

PKN Orlen заявляет о необходимости перенаправить казахстанскую нефть в Польшу через систему Одесса – Броды. У экспертов эта идея пока поддержки не находит. 

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году. Подразумевалось, что он будет продлен до Гданьска. Главным инициатором этого проекта выступает PKN Orlen, у которого семь нефтеперерабатывающих активов в Польше, Литве и Чехии и в планах – поглощение еще одной крупной польской компании Lotos. 

В Гданьске хотят чистой казахской нефти

Сейчас Одесса – Броды смыкается с трубопроводом «Дружба», по которому нефть доставляется в Польшу. Отдельный отрезок из Львовской области в соседнее государство не построен, но к разговорам о нем Польша и Украина возвращаются снова и снова. На форуме KAZENERGY это сделал Лукаш Холубовски, председатель правления OrlenPaliwa Sp., дочки компании PKN Orlen. «Мы зависим от поставок сырой нефти из России, но вдвое увеличили поставки из Казахстана, в следующем году будем наращивать поставки на 30%, – сказал Холубовски. – Казахстанская нефть транспортируется в Россию, смешивается с российскими сортами и в таком виде поступает на наши НПЗ. Но мы верим в возможность инвестиций в другой маршрут, для того чтобы сырая нефть поступала напрямую и не смешивалась с российскими продуктами».

Холубовски признает, что использование маршрута Одесса – Броды для обеспечения НПЗ в Литве, принадлежащего Orlen, будет обходиться дороже, но компания готова переплачивать. «Мне кажется, иногда надо платить больше для того, чтобы у нас была диверсифицированная система поставок сырья, не зависящая от одной страны», – заявил он.

Овчинка чистоты не стоит

По данным Казахстанского института нефти и газа, объем приобретаемой для переработки в Литве каспийской нефти в прошлом году составил 1,2 млн тонн, а в 2017 году – 1,3 млн тонн. Поэтому аналитики этого института сомневаются в осуществимости планов Orlen: даже если объем покупаемой нефти вырастет на 30%, помимо достройки отдельной ветки до Гданьска нужно строить еще и перемычку с трубой Каспийского трубопроводного консорциума, и за это вряд ли кто-то возьмется.

КТК также смешивает российскую нефть с каспийской, но, по словам заместителя генерального директора консорциума Каиргельды Кабылдина, технологически может обеспечить чистоту поставок. «Если будет востребованность чистой тенгизской нефти, можно это сделать и через Россию: прокачивать партиями нефть по тому же КТК в направлении Польши. Технически такие возможности существуют, но эти вопросы будут решаться только в том случае, если будет постоянный большой рынок спроса», – объяснил Кабылдин.

Сегодняшние 1,2 млн тонн нефти для переработки в Литве на фоне 61 млн тонн общего объема прокачки по КТК в прошлом году и 65 млн тонн, которые консорциум планирует прокачать по своей системе в нынешнем, – капля в море. К тому же, по словам Кабылдина, тенгизская нефть может оказаться технологически неприемлемой для европейских НПЗ без смешивания с Urals или с другими сортами нефти, потому что в ней высокое содержание серы. «Все эти вопросы должен регулировать рынок, а он сегодня не поддерживает финансирование подобных проектов», – резюмирует Кабылдин.

При всем богатстве выбора КТК пока безальтернативен 

Руководитель аналитического отдела компании PRISM Бенджамен Годвин напоминает, что КТК, начав свою деятельность одновременно с Одесса – Броды, к настоящему моменту прокачал через свою систему объем, сопоставимый с целым месторождением – 624 млн тонн нефти. И ни разу не останавливался, в отличие от украинской трубы. «Когда мы начинаем рассуждать об альтернативных КТК маршрутах, мы возвращаемся к политизации Черного моря, забывая об экономической составляющей вопроса, – говорит Годвин. – И есть пример трубы Баку – Тбилиси – Джейхан: объем политических усилий и кредитования был просто огромным, но сейчас не совсем понятно: а что дала эта диверсификация?» – говорит он.

По трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан Казахстан сейчас транспортирует около 3 млн тонн своей нефти в год, по системе КТК – 54 млн тонн. Это соотношение, по мнению главы энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерса, показывает, что КТК – основной маршрут для поставок казахстанской нефти. «КТК стал намного более важной вещью, чем мы раньше могли себе представить: в прошлом году он прокачал три четверти казахстанского объема сырой нефти. Это подтверждает тот факт, что Россия является прекрасной транзитной страной, – говорит Сейгерс. – В начале 90-х мы считали, что Россия будет нестабильным поставщиком, поэтому и искали альтернативы, но она зарекомендовала себя надежным партнером», – заключает он.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций