Перейти к основному содержанию

5029 просмотров

Как приехать в Алматы с $1200 в кармане и открыть свое дело

История Хусейна Абилова

Фото: Shutterstock

В формуле успеха семейного бизнеса много составляющих: надежные партнеры, качественное сырье, удачный брак и крепкие семейные отношения. На собственном примере это доказывает казахстанский бизнесмен с грузинским паспортом Хусейн Абилов. 

В Турцию от войны

В Караганде предприниматель поделился с коллегами секретами успеха на нетворкинг-конференции, посвященной вопросам развития личного бренда.

Свой первый бизнес Хусейн Абилов, строитель по профессии, начал развивать в Украине. С этой страной предпринимателя связывают 11 лет жизни. Но когда обстановка в Донбассе перестала быть стабильной, он начал подумывать о переводе инвестиций в Турцию. 

«В Богазкенте мы открыли трехэтажный магазин и там начали покупать футболки, майки, штаны, все, что необходимо рядовому туристу, – рассказывает бизнесмен. – В 2014-м ко мне приехали мои давние знакомые из Казахстана. У меня всегда тут было много друзей, поскольку мои предки были переселены в 1937 году в Южный Казахстан. Они предложили мне переехать в Астану».

Знакомые Хусейна утверждали, что в казахстанской столице неплохие перспективы для бизнеса – активные, предприимчивые люди всегда смогут там хорошо заработать. Он решил отправиться в Казахстан, имея в наличии лишь $1200.


И дело, и чувства

Поначалу гостю столицы все нравилось. Но потом стали заканчиваться заработанные в Турции деньги, наступали холода, а у, как он сам про себя говорит, «горячего кавказского парня» даже теплой одежды с собой не было. Он поселился в самой дешевой гостинице, открыл фирму по дизайну интерьера.

«Первое, что я делал, – это как можно больше знакомился с людьми, в магазинах стройматериалов, в маршрутках, автобусах, предлагал свои услуги. Вскоре мой бизнес перешел на иной уровень, я открыл свою строительную компанию», – делится предприниматель.

В 2017 году Хусейн решил обзавестись семьей и со своей супругой Жанной начал заниматься новым делом. С 2008 года предпринимательница реализовывала изделия из кашемира, изготовленные из шерсти монгольских горных коз. Два года назад у нее были свои бутики в Астане и Алматы и примерно 5 тыс. клиентов. 

«Мы произвели полный ребрендинг компании, – говорит Хусейн Абилов. – Во-первых, изменили название марки на аббревиатуру, включающую начальные буквы имен всех членов семьи. Затем начали думать, как продвигать бренд на новый уровень. Для начала определились с целевой аудиторией – это состоятельные люди от сорока лет. Участвовали во всех выставках, фэшн-показах, деловых завтраках. Но работа не шла».

Плевать на запятые

По словам Хусейна, индустрия продвижения чаще работает по избитым шаблонам, которые не дают результатов.

«Мы пригласили в нашу компанию десять человек, открыли YouTube-канал. Как вы думаете, сколько подписчиков они набрали за три месяца? 16 человек!» – говорит предприниматель.

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда хозяева бизнеса самостоятельно взялись за свое продвижение в соцсетях. Снимали ролики, писали посты, рассказывали как можно больше, и не только о своей продукции, но и о повседневных вещах, о себе. Хусейн рассказывает, что не боялся негативных комментариев и высказываний о том, что он ничего не смыслит в пунктуации. Именно открытость, по его словам, и стала главным козырем разнообразных постов в интернет-пространстве. Через полтора месяца на том же YouTube-канале у них было уже 1800 подписчиков.

«Жанна давно мечтала о собственном производстве. Конечно, наладить выпуск кашемира в Казахстане почти невозможно, у нас нет собственного сырья. В то время как на предприятии в Монголии уже наработанные технологии, постоянные источники. Шерсть получают путем вычесывания, потом сортируют по цвету, что позволяет получать трикотаж без красителя. Из этого материала фабрика по нашим лекалам делает готовые изделия», – говорит Хусейн Абилов.

Отказ – это тоже возможность

Но супруги-компаньоны все-таки открыли свой пошивочный цех. Параллельно с продажей кашемира они наладили выпуск изделий из верблюжьей шерсти: пояса, наколенники, повязки, жилеты. Проблема возникла лишь с получением сертификата на товары. 

«Оказывается, для нашего государства это огромная проблема – выдать сертификат для предприятия, чтобы оно платило налоги, зарплату сотрудникам и так далее. Я по этому поводу с «Атамекеном» все время конфликтую, с «Даму» тоже», – делится бизнесмен. 

Нелегко, но все же предпринимателям удалось внедриться на рынок с новой продукцией. В результате сейчас изделия из верблюжьей шерсти продаются в 58 аптеках Астаны и Алматы. 

Но самый наглядный пример того, как неудачи в бизнесе могут оказаться только на руку, произошел с супружеской четой в Милане. Туда Хусейн и Жанна отправились по предварительной договоренности с местным модным павильоном, чтобы выставить там свою продукцию. Но уже по приезде хозяин павильона, не объясняя причин, отказал предпринимателям из Казахстана.

«Тогда мы с женой взяли огромные сумки, обошли все show room (демонстрационные залы. – «Курсив») Милана, выбрали самый крутой и там продемонстрировали свои изделия», – говорит предприниматель.

По словам Хусейна Абилова, теперь их семейная компания реализовывает свой трикотаж в России, Беларуси, Украине, Польше, на Кипре и в Италии. 

По его мнению, что бы ни случилось, нужно всегда стремиться проявлять себя. В бизнесе иногда больше важен собственный опыт, нежели чужие рекомендации. За узнаваемость марки каждый предприниматель несет личную ответственность. А раскрученное название можно использовать в любой сфере.

«Если я открою ресторан, то я уже не назову его «Хусейн», как хотел раньше, я дам ему имя семейного бренда», – делится предприниматель.

banner_wsj.gif

2399 просмотров

Как казахстанский бизнес переживает «кризис пандемии»  

Эксперты прогнозируют спад после завершения карантина 

Фото: Shutterstock

Из-за резкого падения спроса и отсутствия финансовой подушки безопасности компании по производству несырьевых товаров фактически заморожены. Производственники опасаются, что не смогут удержать специалистов, и кризис перечеркнет достигнутый за последние годы уровень развития. Поэтому они предлагают внедрить комплекс дополнительных антикризисных мер. 

Мебельная промышленность 

Деревообрабатывающая отрасль и производство мебели в настоящий момент функционируют лишь в регионах. При этом 71% технического и производственного потенциала этой сферы приходится на Алматы, Нур-Султан и Шымкент - такие данные приводят в отраслевом объединении. 

По данным президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АПМДП) РК Каната Ибраева, в крупных городах без работы остались около 30 тыс. работников. И это только официально зарегистрированные специалисты, без учета черного рынка. 

«В нашей отрасли сейчас трудно всем – и большим, и малым предприятием. Крупнейшая мебельная фабрика Южного Казахстана «Grand MIKS» с оборотом около 400 млн тенге встала. 500 человек (с учетом субподрядчиков) сидят без работы. Производство – это не станки и здания, это квалифицированный персонал. Если мы сейчас все потеряем, сможем ли наверстать? У нас раскачка примерно полгода занимает. А далее наступит перенесенный период убытков, когда придет время платить налоги и кредиты. В этом году мы можем не только потерять достигнутые темпы роста (7-8%), но и вообще в минус уйти», - говорит Канат Ибраев

Однако главная проблема мебельщиков в кризисное время заключается даже не в том, что мастера из-за карантина не могут прийти в цех на работу. У производственников значительно сократился объем гарантированного рынка – заказы госорганов и квазигосударственного сектора. С учетом поставок для строительных фирм, недропользователей, фонда «Самрук-Казына» - это, исходя из данных прошлого года, около 30 млрд тенге. 

По информации Каната Ибраева, 25 февраля 2020 года республиканской комиссией дано распоряжение МИО, госучреждениям, администраторам бюджетных программ о приостановке процедур госзакупа мебели. Под сокращение попала как дорогостоящая продукция, так и более дешевый сегмент. 

Члены Ассоциации подписали обращение к председателю госкомиссии по обеспечению режима ЧП Аскару Мамину с просьбой не сокращать ранее запланированный объем госзакупок – это позволит сохранить мебельную промышленность страны.

«Мы видим, что в Казахстане имеется достаточный ресурс для поддержания мебельной отрасли на прежнем уровне. Наши эксперты отмечают, что одной из действующих мер со стороны государства по сохранению потенциала МСБ является увеличение закупок на внутреннем рынке, даже с условием отправки товара для хранения на склад. Мы не просим особых преференций, просто оставьте нам прежний объем заказов», - настаивает глава Ассоциации. 

Кризисный период, по мнению руководителя ОЮЛ, может даже дать толчок развитию мебельной промышленности Казахстана, если на законодательном уровне закрепить понятие отечественного товаропроизводителя. Сейчас в эту категорию входят и филиалы зарубежных компаний, которые импортируют продукцию из других стран, и из-за этого часть средств от госзаказа уходит за рубеж. 

Легкая промышленность 

Для предприятий легкой промышленности Казахстана, которая и до карантина находилась в непростом положении, заморозка внутреннего рынка сбыта в крупных городах стала новым ударом.  

По словам исполнительного директора Союза производителей легкой промышленности Натальи Кузнецовой, резкий спад покупательского спроса, закрытие торговых центров заставило легпром на некоторое время заморозить производство. О банкротстве речь не идет. Все компании стараются сохранить и персонал, и базу. 

«Непонятно, почему льготы, которые выделяет государство, распространяются, в основном на малый и средний бизнес, самозанятых. А что делать предприятиям, относящимся к среднему бизнесу, но с большим количеством человек? Получается, им уже не полагается поддержка. В данной ситуации нельзя делать такую градацию. Мы либо сохраняем все, либо начинаем терять позиции», - отмечает Наталья Кузнецова. 

Представитель Союза не берется делать какие-либо прогнозы даже на ближайшее время. Главная задача – после кризиса остаться на плаву. 

Молочная отрасль 

Производство и переработка молока входит в число тех отраслей, для которых границы городов не закрывались. Учитывая специфику товара, спрос на молочные продукты остался неизменным.  

Исполнительный директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников говорит, что на перерабатывающих предприятиях достаточно запасов упаковочных материалов, закваски. Проблем с логистикой нет. 

«В нашей отрасли коллапса не будет. Но главный вопрос, который влияет на ситуацию в будущем – как долго продлится карантин? Ведь отчасти мы зависим от зарубежных поставок. Например, в Казахстане очень низкий процент производства твердой упаковки. Ее выпускают только на заводе в Семее – ТОО «Казполиграф», но и он зависит от импортного сырья. Поэтому если ограничения продлятся долго, и не будет закупок из России, молоко не во что будет фасовать», - поясняет Кожевников. 

Возможность отсрочки по налогам – хорошее подспорье для переработчиков. Но, по словам главы союза, каждое предприятие самостоятельно решает, заплатить ли отчисления сейчас или после каникул, когда сумма накопиться за весь период отсрочки. 

Сахарная, пищевая и перерабатывающая промышленность  

Спрос на продовольственные товары на период ограничительных мер как в мегаполисах, так и в областных центрах не снижался. Поэтому ситуация в данной отрасли остается стабильной. По информации президента Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности Айжан Наурзгалиевой, предприятия пищевого комплекса продолжают работать, так как они отнесены к категории разрешенных в период карантина.

Единственная проблема, которая возникла у компаний Алматы - это ограничение на въезд и выезд работников, проживающих в пригороде. Руководители решали ее по-разному. Кто-то нанимал временных сотрудников, проживающих в черте города, кто-то решат вопрос с арендным жильем.

«Негативно на пищевой промышленности сказалось изменение курса тенге по отношению к доллару, так как некоторые виды сырья и вспомогательные материалы для производства (ароматизаторы, упаковка) импортируются из других стран. Незначительные изменения произошли по затратам по транспортировке. Это также отразилось на ситуации», - поясняет Айжан Наурзгалиева. 

Мусоропереработка 

Мусоровывозящие и мусороперерабатывающие предприятия Казахстана могут прекратить свою работу. Одно из следствий социальной изоляции – большее количество бытовых отходов. Другими словами, мусора стало образовываться больше, а вот платить за его вывоз люди перестали. Других источников доходов, кроме тарифа, в мусоропереработке нет. 

«К нам поступило обращение из Усть-Каменогорска от ОЮЛ «Казахстанская ассоциация по управлению отходами KazWaste касательно невозможности осуществления вывоза мусора в связи с прекращением поступления платежей от основной части населения. Чтобы продолжить работу, компаниям нужны субсидии от государства. Поддержка необходима для покупки ГСМ, дезинфекции, средств индивидуальной защиты», - сообщили в пресс-службе Палаты предпринимателей ВКО.

Общее количество компаний, задействованных в отрасли – свыше 400. Из них 370 предприятий относятся к малому и среднему бизнесу. Для того, чтобы не допустить массового сокращения работников, KazWaste предлагает назначить сотрудникам отрасли дополнительные выплаты в размере минимальной заработной платы со стороны государства.

Переработка: общий взгляд 

По данным Комитета по статистике МНЭ РК на 1 марта, из 23 тыс. зарегистрированных предприятий обрабатывающей промышленности действующими являются 15,9 тыс. (68%), временно приостановившими свою деятельность или в процессе ликвидации – 6,3 тыс. (27%). Год назад во второй категории было на одну тыс. компаний меньше. Статистика подтверждает: наибольшая доля в зоне риска – за малыми предприятиями. 

По мнению председателя правления ОЮЛ «Союз обрабатывающей промышленности Казахстана» Марата Баккулова, существование компаний по производству несырьевых товаров в условиях карантина сводится к попыткам сохранить кадровый резерв. Это единственное, что может помочь производственникам выжить после открытия границ между городами.  

«В «обработке» новых сотрудников не наберешь, их готовят годами. Поэтому руководители пытаются сохранить персонал, работая по сути «на склад», но, я думаю, долго они не выдержат. Из крупных предприятий наиболее устойчивым могу назвать Кентауский трансформаторный завод», - сказал свое мнение Марат Баккулов. 

Алматинский вентиляторный завод, которым руководит Марат Баккулов, свою работу продолжил благодаря зарубежным заказам. Появилась перспективная идея наладить производство вентиляционных установок для медорганизаций.  

Руководитель Союза уверен, что кризис в отрасли начнется как раз после завершения карантина, когда закончатся отсрочки и придется платить по всем отложенным обязательствам. 

«Многих волнует не только то, что происходит сейчас, а что будет завтра. Мы уже проходили это в предыдущие кризисы, когда происходил обвал, а потом - долгое восстановление. В этот раз некоторые могут просто не выжить. Если сейчас бизнес еще выплачивает зарплату за счет сэкономленных на налогах и кредитах средств, то без сбыта этот ресурс скоро закончится.», - отмечает спикер. 

Меры поддержки 

6 апреля Союз промышленников и предпринимателей Казахстана «El Tiregi», куда входят 17 отраслевых ассоциаций, опубликовал открытое обращение к Касым-Жомарту Токаеву с просьбой принять пакет антикризисных мер. 

Производственники предлагают рассмотреть вопросы отмены до конца года всех видов налогов и отчислений, введения субсидий на выплату зарплаты. В числе предложений – отмена таможенных пошлин, утилизационных сборов и налогов на импорт сырья, оборудования и комплектующих. 

Отраслевые ассоциации предлагают использовать карантинные ограничения для форсированного развития импортозамещения. Основная идея – запретить госсектору закупать импортные товары, если таковые производятся в Казахстане. А также обеспечить стабильный сбыт за счет у отечественных товаропроизводителей, упростить и ускорить процессы госзакупок, установить 100% предоплату за товар. 

Для снижения долговой нагрузки члены Союза предлагают ввести льготное, под 3% годовых, кредитование для обрабатывающей промышленности и рассмотреть возможность предоставления госгарантий 80% для покрытия залогового обеспечения. 

Напомним, что чуть раньше к президенту страны с просьбой принять срочный комплекс мер для поддержки отрасли обратился Союз строителей, объединяющий более 500 стройфирм. В числе предложенных строителями мер - полугодовая отсрочка по кредитам, компенсация убытков на незавершенных из-за кризиса объектах, субсидирование покупки стройматериалов. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif