Перейти к основному содержанию

11823 просмотра

Как бывшая директриса ресторана стала владелицей нескольких заводов в Актау

История Зареты Фаталиевой

Фото предоставлено Заретой Фаталиевой

В конце 90-х годов Зарета Фаталиева начинала с директора ресторана, а сейчас под руководством бизнесвумен работают основанные ею заводы по производству молочной продукции, хлебобулочных и макаронных изделий, кондитерский цех и предприятие, которое занимается организацией общественного питания. 

Когда в конце 90-х все начало распродаваться и закрываться, в том числе и ресторан, в котором работала на тот момент директором Зарета Фаталиева, будущая бизнесвумен решила не сдаваться без боя, создала свое ТОО и выкупила это заведение. На тот момент здесь существовал еще и кондитерский цех, а работали всего 14 человек. К слову, цех действует и сейчас – спустя почти 23 года. 

«Это был один из первых кондитерских цехов в Актау, именно с него я начала свой бизнес – часто ездила на различные выставки, привозила технологов из-за рубежа. И мы первые стали делать торты с глазурью. Это сейчас этим никого не удивишь, а тогда было ноу-хау», – рассказывает «Курсиву» предпринимательница, отмечая, что, несмотря на то, что кондитеры цеха идут в ногу со временем, работать здесь все же предпочитают по советской рецептуре, поэтому всегда есть свой клиент. 

молокозавод-Фаталиева.JPG

Кондитерского цеха Зарете Фаталиевой тогда показалось мало – была мечта открыть какое-либо производство. Все решил случай. Как-то, отправившись на выставку пищевых продуктов в Алматы, Зарета увидела в газете объявление о продаже молочного завода. После возвращения в Актау сразу же отправилась в банк, но оказалось, что завод решили продать другой компании – с ней уже даже заключили договор и практически передали все производство. 

«Через некоторое время со мной связался директор этого банка и поинтересовался, почему я отказалась от покупки завода. Оказалось, что сотрудники банка незаконно отдали предпочтение той компании. И мне было предложено все-таки купить этот завод», – добавляет бизнесвумен. 

В тот же день Зарета Фаталиева и представители банка поехали на территорию завода. Но они опоздали – та компания, которая хотела его выкупить, успела разобрать предприятие чуть ли не по кирпичикам. Было вывезено все: трубы из нержавеющей стали, оборудование. 

«Остались только стены и чаны, которые не смогли разобрать. Но все же я решилась на покупку, оформила кредит в банке, на тот момент это были огромные деньги, тогда не было никаких льготных программ кредитования. Было заложено все имущество и даже сам завод, это был очень большой риск», – вспоминает г-жа Фаталиева. 

Девять месяцев ушло на восстановление завода и покупку оборудования. В 2004 году завод наконец запустился. Проценты по кредиту снизились вдвое после рефинансирования по программе поддержки производителей. На сегодняшний день молочный завод – одно из самых успешных предприятий в Мангистауской области. Здесь выпускают более ста наименований продукции. Но и тут есть свои подводные камни.

«Больших контрактов, например с нефтяными компаниями, у нас нет. Основная реализация идет через магазины области. Но дело в том, что они порой зарабатывают даже больше, чем мы – производители», – отмечает собеседница «Курсива», объясняя, что срок годности их продукции сильно ограничен, поэтому производитель вынужден возвращать невыкупленные потребителями излишки и уничтожать их.

И хлеб, и макароны

Семь лет назад Зарета Фаталиева выкупила еще один завод – по производству хлебобулочных изделий. Предприятие было банкротом, в пятиэтажном здании на тот момент работал лишь один цех. За поддержкой бизнесвумен обратилась в Фонд развития предпринимательства. Проект был одобрен в рамках программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающей промышленности, и по первому траншу было выделено 100 млрд тенге. 

«На него у меня были большие планы. Сделали капитальный ремонт, запустили производство, но мне хотелось открыть еще макаронный, колбасный цеха, а также цех по розливу питьевой воды. Пока два последних пункта не претворились в жизнь, но я верю, что они обязательно откроются», – уверена Зарета Фаталиева.
 
Мощность хлебобулочного завода – 25 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Но пока здесь выпускают всего 4–5 тонн продукции. Цех по изготовлению макарон также работает не в полную силу – продукцию этих цехов используют больше не для продажи, а для собственных нужд. Зарета Фаталиева также владелица компании по организации общественного питания, которым предприятие обеспечивает школы, нефтяные компании, воинские части и больницы.

«Да, сейчас не хватает оборотных средств на открытие новых предприятий. Но я не опускаю рук. Когда сильно устаю, хочется все бросить, но понимаю, что люблю то, что я делаю, а за мной стоят 247 сотрудников. Поэтому я беру себя в руки и снова в бой! По-другому я не умею», – заключила бизнесвумен.

1612 просмотров

Какие навыки нужны современному руководителю цифровой организации

Мнение управляющего директора ДБ «Альфа-Банк» Максата Нуриденулы

Фото: Shutterstock

Цифровая трансформация – это не только новые технологии: Big Data, голосовые помощники, интернет вещей, искусственный интеллект и прочее. Цифровая трансформация – это новые роли в компании, новые требования к сотрудникам, новая корпоративная культура и новые бизнес-процессы.

Чтобы быть успешным в этом новом бизнесе, нужно обладать новыми компетенциями  и навыками.

Решения на основе данных

Через три-пять лет любой руководитель должен будет уметь на основе данных принимать управленческие решения и выстраивать бизнес-процессы. Генеральный директор DIS Group KZ Канат Абиров говорит:

«Все решения будут приниматься не на основе внутреннего ощущения и опыта руководителя, а на основе анализа данных. Все большее значение будут иметь технологии Big Data, машинное обучение, искусственный интеллект. Они будут помогать искать инсайты (полезные для бизнеса закономерности), предсказывать события (предиктивная аналитика), быстро проверять различные гипотезы. Те менеджеры, которые смогут подстроиться под такую схему управления, будут наиболее успешными».

Речь не идет о том, что всем придется учиться программировать или управлять всеми корпоративными IТ-решениями для работы с данными. В будущем по-прежнему сохранится должность директора по данным (CDO), который будет определять методологию работы с данными и управлять корпоративными данными в целом. Сохранятся и должности инженеров по данным, аналитиков и data scientists, которые продолжат помогать остальным сотрудникам эффективно работать с информацией.

Все менеджеры в своей работе продолжат ежедневно сталкиваться с задачами, для выполнения которых им будут нужны данные. Важно уметь определять, какие именно данные понадобятся в работе. Как, где и с помощью каких инструментов их лучше собрать, насколько регулярно это необходимо делать, и кто именно будет выполнять эту работу. Собранные и правильно структурированные данные помогут маркетологу предложить новые сервисы и сделать персонализированное предложение, предугадав потребности клиента, а директору по развитию подскажут новую бизнес-модель.

Эти выводы подтверждает отчет 2019 года исследовательского агентства IDC, согласно которому ориентированность на использование данных станет одним из важнейших навыков корпоративной «культуры будущего». К 2024 году этими навыками овладеют руководители в 50% компаний из списка 2 тыс. самых крупных в мире.

Презентация и объяснение

Для руководителя важно не только принять правильное решение, но и уметь его презентовать и совету директоров, и подчиненным, и другим заинтересованным лицам. Сейчас для этого используются отчеты, которые распечатываются или загружаются в Power Point в текстовом виде или в виде графиков, таблиц, схем.

В будущем для презентации данных будут широко использоваться дашборды – визуальное представление наиболее важной информации в рамках одного экрана. Хорошо продуманный дашборд позволит сэкономить время на презентацию данных, сделать ее более точной и актуальной, обновлять ее в реальном времени. Во многих компаниях переход к такому представлению информации уже начался.

Создавать дашборды нужно учиться – чтобы отсортировывать ключевую информацию, которая будет представлена, логику ее расположения, правильно выбирать источники данных.

Профессиональная любознательность

Аналитики издания Harvard Business Review выделили факторы, которые позволяют компаниями успешнее нанимать специалистов для осуществления цифровой трансформации в своих организациях. Для этого они опросили более тысячи руководителей по всему миру.

Прежде всего, успешные с точки зрения цифровой трансформации компании в большей степени обращают внимание на потенциал сотрудников, чем на их достижения. Связано это с тем, что технологии сейчас развиваются очень быстро, экспертиза быстро устаревает. На первое место выходят быстрая обучаемость, способность приспосабливаться и профессиональная любознательность.

Естественно, такой подход требует постоянного обучения сотрудников новым инструментам и методикам. Так, сейчас в СНГ большинство крупных компаний уже открыло собственые центры обучения. Свои школы данных в России есть у «Ростелекома», «Сибура», ПАО «Вымпелком» и других, в Казахстане – у «Альфа-Банк Казахстан». В таких школах учатся не только технические специалисты, но и сотрудники других бизнес-подразделений: маркетинга, HR и прочих.

Также важный фактор для цифровой трансформации, согласно Harvard Business Review, – хорошо развитые коммуникативные навыки сотрудников. Самым востребованным из них оказалась способность работать в команде. Кроме того, те, кто преуспели в цифровой трансформации, больше обращают внимание на вклад, который сотрудник может сделать для команды, и стимулируют работников к росту.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif