Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


553 просмотра

Госорганам и нацкомпаниям запретят покупать неэффективное энергооборудование

Вице-министр отметил, местные исполнительные органы предлагается наделить полномочиями по разработке и утверждению дорожных карт энергоэффективности

Фото: Shutterstock

Госорганам и нацкомпаниям запретят покупать неэнергоэффективное оборудование. Соответствующие предложения содержатся в концепции проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности».

«Концепцией будут рассмотрены вопросы совершенствования требований по энергоэффективности оборудования, в части запрета осуществления закупок для бюджетных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора оборудования, не соответствующего требованиям по энергоэффективности», - сказал вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов, представлявший концепцию законопроекта 7 июня на межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности под председательством министра юстиции Марата Бекетаева.

На первом этапе будут установлены требования к закупкам на самое энергоемкое оборудование: электродвигатели, трансформаторы, холодильники и кондиционеры.

Кроме того, вице-министр отметил, местные исполнительные органы предлагается наделить полномочиями по разработке и утверждению дорожных карт энергоэффективности и компетенцией по мониторингу соблюдения нормативов энергопотребления.

Концепция проекта закона была разработана в соответствии с посланием первого президента от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» и в соответствии со стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года (обеспечить снижение энергоемкости ВВП РК на 25% к 2025 году).

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов отметил, что совершенствование системы энергосбережения предлагается по двум направлениям – для частного и государственного секторов.

Для частных юридических лиц предлагаются такие меры, как:

  • частичное исключение жестких норм регулирования, а именно, уменьшение количества субъектов, обязанных провести энергоаудит, внедрение экспресс-энергоаудита взамен обязательного энергоаудита при наличии у субъекта системы энергоменеджмента (действующей) и оптимизация объема предоставляемой информации;
  • внедрение порядка проведения профилактического контроля без посещения (в соответствии с законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»);
  • создание стимулирующих механизмов для реализации проектов по энергосбережению, в виде финансовой поддержки (субсидирование и гарантирование);
  • рассмотрение внедрения в штат энергоменеджеров для самых крупных предприятий.

В 2016 году Всемирный банк провел оценочный анализ 111 стран мира «Регуляторные индикаторы для устойчивой энергетики» по направлению «Энергосбережение». По итогам анализа Казахстан получил низкую оценку по индикатору «Регулирование энергосбережения в бюджетном и государственном секторах».

В этой связи, для совершенствования регулирования государственного и квазигосударственного секторов предлагаются следующие меры:

  • полный мониторинг энергопотребления бюджетных организации (в стране в коммунальной собственности находятся более 22 300 организаций, в собственности республиканской и государственных холдингов – более 4 300 организаций);
  • принятие мер жесткого регулирования, а именно установление нормативов энергопотребления для бюджетных учреждений и усиление ответственности руководителей за их несоблюдение.

В Казахстане сегодня энергоаудиторскую деятельность осуществляют 140 юридических лиц, в штате которых числятся более 300 аттестованных энергоаудиторов. «Проведенный анализ 525 заключений энергоаудита выявил несоответствие более 60% установленным правилам. Одной из проблем низкого качества энергоаудита является квалификация энергоаудиторов», - сказал Ержанов.

Дело в том, что аттестация энергоаудиторов проводится на основе предоставленных документов без экзамена и собеседования на бесплатной основе). Кроме того, получение разрешения на осуществление энергоаудиторской деятельности юридическими лицами с 2016 года переведено на уведомительный порядок. В связи с этим концепцией предлагается внедрить органы по подтверждению соответствия персонала, которые будут способствовать повышению квалификации энергоаудиторов, и разрешить энергоаудиторам (физическим лицам) осуществлять услуги энергоаудита зданий, строений и сооружений. Также предлагается предусмотреть обязательный и добровольный характер проведения энергоаудита и разделить его на виды:  полный энергоаудит, целевой и экспресс-энергоаудит; освободить субъекты энергетического реестра, не имеющие на своем балансе объекты потребления или имеющие только транспортные средства, от проведения обязательного энергоаудита; запретить проведение энергоаудита у субъекта аффилированным юридическим лицом (энергоаудиторской организацией).
 


1547 просмотров

Как Казахстану эффективнее зарабатывать на своей нефти

И что нужно для этого сделать

Фото: Shutterstock.com

Похоже, в Казахстане проходит время легких нефтяных доходов и наступает период, когда необходимо прилагать намного больше усилий, чтобы заработать на продаже черного золота. Запасы углеводородного сырья истощаются, а новые месторождения не открываются. Государству придется провести реформу, чтобы не потерять отрасль, которая приносит более 20% ВВП страны. Об этом шла речь на расширенном совещании по вопросам развития нефтегазовой отрасли, прошедшем в Атырау.

Не фонтан

По данным Министерства энергетики РК, с 1991 года, то есть с момента обретения независимости и по сегодняшний день, в Казахстане извлечено 1,5 млрд т нефти и 740 млрд куб. м газа, а общий объем поступлений в Нацио­нальный фонд от нефтегазовой отрасли составил 31,6 трлн тенге. За прошедшие 28 лет уровень добычи нефти вырос в 3,5 раза: с 25 млн т в 1991 году до 90 млн т в 2018-м. При этом пополнение запасов очень низкое и большинство месторождений находятся на поздней стадии разработки.

нефтедобыча в казахстане.jpg

«Например, в Кызылординской области ежегодно наблюдается уменьшение добычи нефти на 1 млн т. В среднесрочной перспективе ожидается сокращение добычи в Актюбинской и Мангистауской областях», – сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев. По его словам, в настоящее время баланс Казахстана составляет 4,5 млрд т нефти и 1,6 трлн куб. м газа, основная часть которых находится в Атырауской и Мангистауской областях. Из них 79% приходится на месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

«С начала независимости мы извлекли 1,4 млрд т нефти, а прирост запасов составил 2,1 млрд т. При этом коэффициент прироста составляет 1,5. Этот показатель может показаться высоким, однако он достигнут благодаря Кашагану. Без него коэффициент составил бы 0,9%», – пояснил министр.

К 2025 году ежегодный объем добычи нефти должен составить 105 млн т. До 2030 года производство будет расти благодаря проекту расширения ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) и дальнейшему увеличению добычи на Кашагане. Затем последует умеренное снижение.

Между тем, как отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, процент извлечения нефти в стране остается на уровне 30–35%, что в 2 раза ниже по сравнению с развитыми нефтедобывающими странами.

«Понятно, что эта проблема требует вложений больших инвестиций и научно-технических исследований. Поэтому нужна эффективная система экономического стимулирования. В связи с этим поручаю правительству до конца текущего года совместно с нефтегазовыми компаниями разработать и утвердить дорожную карту по повышению коэффициента извлечения нефти», – сказал глава государства.

Разведка боем

По данным Магзума Мирзагалиева, основная часть зрелых месторождений обеспечивает большую занятость населения, поэтому уже сейчас необходимо активизировать геологоразведку. Так как между открытием и запуском нового месторождения проходит не менее 10–15 лет. Он отметил, что в Казахстане имеются значительные перспективы для новых открытий. 

Геологами выделено 15 осадочных бассейнов с прогноз­ными ресурсами условного топлива до 130 млрд т. Степень изученности осадочных бассейнов ресурсов разная. Например, на территории пяти освоенных бассейнов – Прикаспийского, Устюрт-Бозащинского, Мангыш­лакского, Южно-Тургайского и Зайсанского – необходимо провести исследования на более глубоких горизонтах. Для этих целей можно выделить деньги из госбюджета и стараться привлечь средства инвесторов.

На территории малоизученных бассейнов – Северо-Тургайского, Прииртышского, Аральского, Сыр­дарьинского и Шу-Саксуйского – в силу высокого риска исследование необходимо проводить за счет государства. Министр со ссылкой на мнение геологов сказал, что необходимо дополнительно изучать глубокие подсолевые горизонты прибортовой части Прикаспийского бассейна, где располагаются такие крупные месторождения, как Кашаган, Тенгиз, Жанажол, Кенкияк, Карачаганак и Чинаревское. «Именно там имеется значительный потенциал для крупных открытий», – отметил г-н Мирзагалиев.

Сейчас Министерство экологии, геологии и природных ресурсов совместно с Министерством энергетики и АО «НК «КазМунайГаз» приступило к разработке программы геологической разведки на 2021–2025 годы, где будут указаны площади перспективных участков и необходимые финансовые ресурсы. «В программе особое внимание будет уделено развитию геологической науки с упором на научное сопровождение региональных поисково-разведочных работ, восстановлению материально-технической базы, укреплению связи науки с производством», – рассказал Магзум Мирзагалиев.

Он предлагает определить Институт геологических наук имени Каныша Сатпаева национальным оператором по геологической науке, который будет привлечен для проведения научных исследований.

Нефть, газ и химия

Тем временем одним из наиболее эффективных способов использования углеводородного сырья считается развитие нефтегазохимической отрасли. 

«Объем мирового рынка неф­тегазохимической отрасли достиг $2 трлн и продолжает расти. Экономический рост до 2050 года вызовет, по прогнозам Международного энергетического агентства, увеличение производства первичной продукции нефтехимии в мире на 60%», – говорит председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов.

По его данным, стоимость полиэтилена низкой плотности и готовых изделий из него в 10–20 раз выше стоимости исходного сырья.

К тому же волатильность цен на полимеры в разы ниже, чем на нефть и газ, что обеспечивает более прогнозируемую экспортную выручку. Инвестиции в нефтегазохимию в среднем дают четырехкратный мультипликативный эффект на каждый вложенный тенге.

«Из-за отсутствия таких производств мы попросту теряем большую часть ценнейших компонентов природного газа, таких как этан, пропан и бутан, которые идут на экспорт по цене метана», – говорит глава «Самрук-Казына». Он приводит в пример Саудовскую Аравию, где участникам нефтехимических проектов предоставляются налоговые каникулы в течение 10 лет. А в соседнем Узбекистане отменены таможенные пошлины на ввоз технологического оборудования локализуемой продукции нефтехимии.

Спикер отметил, что в Казахстане на Атырауском НПЗ введен комплекс по производству ароматических углеводородов с ежегодной мощностью до 133 тыс. т бензола и 496 тыс. т параксилола, являющихся базовым сырьем для развития нефтехимии.

Сейчас на территории CЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» (НИНТ) в Атырауской области реализуются два якорных проекта по производству полипропилена и полиэтилена суммарной мощностью 1,7 млн т в год, стоимостью $9,1 млрд.

В настоящий момент на проекте по производству полипропилена заказано все основное оборудование, завершена забивка свай, ведутся фундаментные работы. В этом году будет запущена газотурбинная станция, а в 2020 году – установка по очистке воды. Ввод в эксплуатацию завода запланирован на середину 2021 года.

По проекту строительства завода по производству поли­этилена сейчас совместно с австрийской компанией Borealis разрабатывается ТЭО. Ключевой вопрос сегодняшнего дня – подписание инвестиционного соглашения между правительствами Казахстана и ОАЭ, ускорить который порекомендовал президент Токаев.

Нефть и сервис

Между тем, по мнению главы государства, необходимо усилить контроль над реализацией нефтегазовых проектов, поскольку неф­тесервисная индустрия способна стать одним из драйверов роста и диверсификации экономики.

«Увеличивая добычу нефти и газа, мы должны создавать современный нефтесервисный кластер по примеру Норвегии, где доходы от нефтесервиса превысили доходы от экспорта углеводородов», – сказал Касым-Жомарт Токаев. Он считает, что развитие нефтесервиса даст толчок развитию отечественного малого и среднего бизнеса, созданию продуктивных и квалифицированных рабочих мест, локализации производств с высокой добавленной стоимостью.

«Сегодня по проектам трех крупных операторов – ТШО, НКОК и КПО – доля местного производства составляет 34%, а по товарам не превышает 7%. Между тем объем закупок данных компаний составляет 4,6 трлн тенге и около 80% от закупок по всей отрасли», – отметил президент РК.

По его данным, основная часть инжиниринга и строительно-монтажных работ по-прежнему выполняется зарубежными компаниями. Правительству поручено усилить работу по увеличению поставок отечественных товаров и услуг нефтегазовым компаниям. Прежде всего следует увеличить количество местных компаний в инжиниринге и строительстве модульных конструкций. Если необходимо, то нужно внести соответствующие изменения в законодательство.

«Я призываю нефтегазовые компании активнее привлекать местные казахские компании и местных казахских специалистов на проекты», – заключил президент Токаев.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций